Постановления Конгресса ОУН, 1929 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ БОЛЬШОГО СОБРАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ УКРАИНСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ
28 января — 2 февраля 1929 г.
І. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Украинский национализм – это духовное и политическое движение, возникшее из внутренней природы украинской нации во время ее борьбы за основы и цели творческого существования.
2. Украинская нация – это исходное положение любых действий и целевое назначение каждого направления украинского национализма.
3. Органическая связь национализма с нацией – это факт природного порядка и на этом основано полное понимание сущности нации.
4. Нация – это наивысший вид человеческой общности, который при наибольшей своей психологической разрозненности имеет свою одну внутреннюю форму, воссозданную на основе подобного природного положения, общей исторической судьбы и стремления реализовываться.
5. Внутренняя форма нации – это основной фактор ее динамического развития и вместе с тем принцип синтетического формирования, который дает жизни нации на протяжении ее исторического развития общую духовную очерченность, выраженную в разных ее конкретно-индивидуальных проявлениях. В этом значении внутренняя форма — это идея нации, которое делает возможным ее историческое становление.
6. Историческое становление — это наглядное выражение актуальности национальной идеи — указывает на идеал нации, который заключается в ее стремлении удержаться в системе мировой действительности в роли непосредственно действительного предмета с самой широкой сферой влияния.
7. На пути к собственной самореализации в форме наибольшей интенсивности исторического значения нация количественно увеличивает запас своих биофизических сил на равномерной территориальной базе; в этом отношении в ней происходит процесс постоянного переоформления разных этических начинаний в синтезе органичного национального единства; с точки зрения этой своей действительности нация находится в состоянии собственного роста.
8. Самое выдающееся силовое средство роста нации – это ее духовная стойкость, воплощенная в воссозданных ценностях культуры, которые, с одной стороны, укрепляют внутреннюю стойкость нации, а с другой открывают ей путь непосредственного влияния на окружение. Культура – это не только фактор национального отличия, но и первый среди факторов непосредственной демонстрации духовной силы нации, после которой наступает цивилизационное и политически-хозяйственное господство.
9. Условием, которое обеспечивает нации длительное активное участие в мировой среде, является наиболее приспособленная ко всесторонним интересам национальной жизни политическая организация, которой является суверенное государство.
10. Государство – это внешняя форма такого взаимодействия всех действующих сил нац¬ии, которое соответствует ее основным качествам и делает возможным нормальное ее развитие во всех возможных проявлениях; государство — это состояние ежечасной отделенности нации формой организованного соотношения сил, заключенных в органичную целостность — систему, отделенную как самостоятельную, сборную единицу.
11. Через государство нация становится полноправным членом мировой истории, т.к.к только в государственной форме своей жизни ей присущи все внутренние и внешние признаки исторического субъекта.
12. Государственная форма жизни наиболее выразительно подтверждает конкретный характер национальной идеи, а поэтому первым природным стремлением нации является защитить границы своей государственности в рамках этнического распространения, чтобы таким образом государственным образом оформить весь свой физический организм — важнейшую основу своего будущего.
13. Для украинской нации в условиях ее политического порабощения начальным постулатом является создание политически-правовой организации, обозначенной как украинскойе самостоятельное соборное государство.
14. Для создания, закрепления и развития государства необходимо такое условие: чтобы государство было выражением национальной сущности в форме наиболее творческое выражения всех составляющих органов нации, и таким образом проявляла систему организованного взаимодействия на основе интеграции общественных сил с их правами и обязанностями в соответствии с их значением для целостности национальной жизни.
15. Украинский национализм получает для себя из ведущих основ государственной организации ряд практических заданий, необходимых для реализации государственного идеала соборными усилиями украинцев-государственников, организованных на принципах: истинного идеализма, моральной законности и индивидуальной инициативы.
16. Первым центром и приемником заданий украинского национализма является созданная Конгрессом украинских националистов Организация Украинских Националистов, построенная на основах: всеукраинства, надпартийности и монократизма.
II ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
1. Форма украинской государственной власти будет соответствовать последовательным этапам государственного строительства Украины, а именно: национального освобождения, государственного закрепления и развития.
2. В период освободительной борьбы только национальная диктатура, воссозданная в ходе национальной революции, сможет обеспечить внутреннюю силу украинской нации.
3. Только после восстановления государственности наступит этап ее внутреннего упорядочения и перехода в состояние монолитного государственного тела. В этот переходный период перед государством будет стоять задача подготовки к созданию наивысших законодательных органов на основе представительства всех организованных общественных слоев, с учетом отличий отдельных земель, который войдут в состав украинского государства.
4. Во главе упорядоченного государства станет назначенный представительским органом глава государства, который определит исполнительную власть, ответственную пе¬ред ним и наивысшим законодательным органом.
5. Основой административного устройства украинского государства будет местное самоуправление; в частности, каждый край будет иметь свой представительский законодательный орган, назначенный местными организованными общественными слоями, и свою исполнительную власть.
государство организаци националисты национальной украинских националистов государственной Украине советской украинской
III. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
І. Вступительные положения
1. Украинское государство будет стремиться к созданию хозяйственной самодостаточной нации, увеличению народного имущества и обеспечению материального благосостояния населения путем развития всех отраслей народного хозяйства.
2. Хозяйственная жизнь страны будет построена на основе сотрудничества государства, кооперации и частного капитала. Отдельные сферы народного хозяйства будут разделены между ними, станут объектом их равномерного воздействия в зависимости от полезности этого для целостности народного хозяйства и интересов государства.
2. Аграрная политика
1. Интересам народного хозяйства Украины соответствует существование и развитие сельского хозяйства.
2. Присвоение помещичьих земель без викупа, проведенное во времена революции на Востоке Украины, государственная власть утвердит законом, силу которого распространит на все земли Украины.
3. Государственная власть проведет коррективы в распределении земли на востоке Украины, необходимые с учетом стихийного, неупорядоченного характера распределения присвоенных земель в период революци.
4. Государство будет обеспечивать развитие сельскохозяйственного производства и благосостояние крестьянства путем поддержки среднего сельского хозяйства.
5. Селянское хозяйства будет построено на праве частной земельной собственности, ограниченном государственным регулированием свободной купли-продажи земли с целью предотвращения чрезмерного уменьшения или увеличения зе¬мельных наделов.
6. Государственная власть будет всесторонне способствовать интенсификации сельских хозяйств и их приспособлению к рынкам, будет поддерживать развитие сель¬скохозяйственной кооперации, выделять сельскому хозяйству дешевые производственные кредиты, будет заботиться об агрокультурной и агрообразовательной сфере и обеспечении хлебной продукции государственной поддержкой.
7. Лесные площади будут присвоены без выкупа и переданы государству или ор¬ганам самоуправления. Только небольшие площади, неприспособленные к огосударствлению и муниципализации, останутся в руках частных собственников.
8. Аграрное перенаселение будет регулироваться путем распределения сельских остатков национальной продукции и соответственно проведенной колонизации.
9. Городские земли и недвижимое имущество останутся в руках частной собственности. Государство и органы самоуправления будут регулироваться городское строительство и устранять жилищные кризисы и земельную спекуляцию путем сосредоточения в своих руках соответствующих регуляционных земельных фондов.
3. Промышленная политика
1. В целях создания самостоятельного народного хозяйства и его всестороннего развития, чего требуют интересы государственной оброны и необходимость обеспечить работой сельское население, государство будет способствовать промышленному развитию страны.
2. Предприятия таких отраслей промышленности, которые важны для существования и обороны страны, должны перейти к государству. Другие предприятия останутся для частного капитала отдельных лиц и ассоциаций на основе свободной конкуренции и частной инициативы. В случаях, определенных законом, государству будет принадлежать право первенства перед частным капиталом в приобретении части частных предприятий.
3. Государство будет обеспечивать проведение рационализации всех видов промышленности, в частности, их машинного оснащения, и подготовке специальных кадров и технических работников, которые б соответствовали требованиям современной техники.
4. Для повышения благосостояния сельского населения и подготовки специальных работников для крупной промышленности государство будет содействовать развитию сельскохозяйственной промышленности в формах производственной кооперации.
5. Государство обеспечит организацию производственной и торговой ремесленнической кооперации, поддерживая ремесленничество в границах, соответствующих современному характеру продукции и рынков.
4. Торговая политика
1. Торговые операции, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, будут разделены между частным капиталом, кооперацией и государством, которому полностью переходит торговля продукцией национализированной промышленности и главные виды перевозок.
2. Учитывая обычный внутренний процесс распределения и обмена, государство будет одновременно следить за созданием для украинской продукции самых выгодных условий сбыта на мировых рынках, а для защиты национального хозяйства будет использовать метод защитного и стимулирующего характера и метод протекционизма, которые найдут применение в форме пошлин и торговых договоров.
IV ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
1. Реализация постулата украинской государственности стимулирует активизацию внутренней политической жизни украинского народа, выраженную во вне для утверждения украинского вопроса как решающего фактора в вопросе восточно-европейской политической ситуации.
2. Полное устранение всех захватчиков с украинских земель, которое наступит в ходе национальной революции и откроет возможности развития украинской нации в пределах собственного государства, обеспечит только система собственных военных вооружений и сбалансированная союзническая политика.
3. Отвергая в основе традиционные методы в украинской политике ориентировать в освободительной борьбе на кого-то из исторических врагов украинской нации, украинская внешняя политика будет выполнять свои задачи путем союзных действий с теми народами, которые вражески относятся к захватчикам Украины, а также путем надлежащего использования международных отношений для выполнения субъективной роли Украины в международной политике.
4. В своей внешней политике украинское государство будет стремиться к охвату наиболее оборонных границ, которые охватят все украинские этнографические территории и будут обеспечивать их надлежащую хозяйственную самостоятельность.
V. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА
1. Организация украинской военной силы будет постепенно развиваться, а ее форма меняться в соответствии с тремя этапами политического состояния Украины: вражеская оккупация, национальная революция, государственное становление.
2. В условиях вражеской оккупации подготовку украинских народных масс к вооруженной борьбе, а, в частности, подготовку организаторов и обученных проводников, возьмет на себя военный центр.
3. Только военная сила, которая будет опираться на вооруженный народ, готовый стойко бороться за свои права, сможет освободить Украину от захватчиков и создать условия для создания украинского государства.
4. Защиту установленного государства возьмет на себя единая, регулярная, надклассовая, национальная армия и флот, которая наравне с территориальными казачьими частями будут построены на основе общей военной повинности.
IV. КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО
1. Украинское государство будет стремиться к повышению уровня культуры и цивилизации в Украине, согласовывая культурный процесс, построенный на основе свободы культурного творчества, с духовной природой украинского народа, его историческими традициями и требованиями современности и искореняя последствия иностранного порабощения в сфере культуры и психики народа.
2. Только развитие того культурного творчества и течений искусства, которые связаны со здоровыми проявлениями в прошлом украинской нации и с культом рыцарства и свободолюбивым отношением к жизни, может побудить здоровое стремление нации к силе и могуществу.
VII ШКОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
1. Управление и контроль за школьным делом, как средством воспитания народных масс в национально-государственном духе, и становление школьной системы, которая бы повысила надлежащий уровень развития образования украинского народа, будет осуществлять государство.
2. В основу народного школьного дела будет заложена система украинской, государственной, обязательной и бесплатной единой школы, которая будет обеспечивать всестороннее, гармоничное развитие человека, а также охватывать практическое и профессиональное воспитание.
3. Частные образовательные учреждения и обучение на иностранном языке допускаются только государством в каждом отдельном случае и подлежат контролю со стороны государственных органов.
VIII. РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА
1. Считая религиозное чувство внутренним делом человека, украинское государство будет занимать позицию полной свободы религиозной совести.
2. Принимая за основу отделения церкви от государства, власть — сохраняя необходимый контроль над церковными организациями, — будет сотрудничать с украинским духовенством разных культов в делах морального воспитания нации.
3. В школе будет разрешена наука религии тех культов, которые не будут проявлять денационализирующее влияние.
4. Украинское государство будет способствовать развитию украинской национальной церкви, независимой от иностранных патриархатов, и украинизации религиозных культов, которые будут действовать в Украине.
IX. ОРГАНИЗАЦИЯ УКРАИНСКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ
1. Принимая идею украинского самостоятельного соборного государства в качестве основы своей политической деятельности и не признавая все те международные акты, условия и учреждения, которые создали и закрепили состояние украинского национально-государственного разрыва. Организация Украинских Националистов ставит себя в категорическое противостояние ко всем силам, своим и чужим, которые активно или пассивно противодействуют такому положению украинских националистов, и будет бороться с любыми политическими мерами единиц и коллективов, которые будут являться отклонением от вышеуказанных основ.
2. Не ограничиваясь в своей деятельности той или иной территорией, но стремясь охватить украинскую национальную действительность на всех украинских землях и на чужих территориях, Организация Украинских Националистов будет вести всеукраинскую политику государственности без ее окрашивания партийным, классовым или другим общественно-групповым характе¬ром, и в прямой последовательности противопоставляет ее всем партийным и классовым объединениям с их методами политической работы.
Опираясь на творческие элементы украинского общества и объединяя их вокруг украинского национально-государственного идеала, Организация Украинских Националистов ставит перед собой задачу оздоровления отношений внутри нации, вызвать у украинского народа государственно-творческие усилия, развернуть украинскую национальную силу во всю ее ширину и, таким образом, обеспечить великой украинской нации соответствующее место среди других государственных народов мира < …>
ОУН в свете постановлений Великих Сборов,
Конференций и других документов по борьбе
1929—1955 гг. — [Б. м.], 1955. — Т. І,— С. 3—16.