Письмо колхозников Хрущеву, 1946 г.

ОТРЫВОК ИЗ ПИСЬМА КОЛХОЗНИКОВ С. ПОПЕЛЮХИ ПЕЩАНСКОГО РАЙОНА ВИННИЦКОЙ ОБЛАСТИ, АДРЕСОВАННОГО М. С. ХРУЩЕВУ
1946 г.
Никита Сергеевич, отец наш, Защитник. Тяжело нам, оборванные мы все, голые и босые, грязные и голодные, на людей не похожи, хуже скота живем. Никогда нам не было так тяжело, как эту минуту, люди с голода умирают, дети от недоедания и болезней становятся калеками. Питаемся мы лободой, корой, а кого есть деньги, идут в город и покупают хлеб в коммерческих магазинах, но за хлебом идти далеко — 140—160 км, а у нас никто не продает, от колхоза мы ничего не получили и нет надежды, все сгорело, а яровая очень слабая, и, если выполним план, то все сдохнем.
Много кто из колхозников собирается уезжать на Кавказ и Среднюю Азию, там все говорят, что жизнь богаче и дешевле, а Украина обеднела, и никто на нее не обращает внимание. Сейчас живут хорошо только хитрецы, спекулян¬ты, жулики, преступники, а их много. А простому человеку не добиться правды, все на нее кричат и не верят.
По статистике наш район самый отсталый в области, надежды никакой, все мы убиты горем, из нищеты нам не выйти.
Если Вы, Никита Сергеевич, нам не поможете, то у нас сил уже не хватает, а из области никто не слышит, с каждым годом все хуже и хуже. Колхозы, как не работай, а гарантии нет, что получишь. В селе было шумно, а теперь уже никто не устраивает праздников, свадеб, все обеднели и никого это не интересует. А молодежь наша ходит в лохмотьях, им не до веселья, а комсо¬мольцы и партийные молчат. В газетах пишут, что все хорошо, а где хорошо, у нас все плохо. В районе все влохо, хуже, чем было 10 лет назад. И рынка нет, и церковь разрушили, и ставок разрушили, и баня не работает, наши родственники из Пещанки говорят, что Пещанка стала хуже села.
Люди все изменились — худые, черные, злые. Говорят, что теперь правды нет, но правда должна быть. Мы просим у Вас поддержки, Никита Сергеевич, обратите внимание на наше село Попелюхи, Пещанского района. Помогите нам хоть в этом году.
ЦГАЖР УССР, ф. 2, оп. 7, спр. 3152, арк. 10