Письмо в отдел прав человека ООН, 1955 г.
ОТРЫВКИ ИЗ ОТКРЫТОГО ПИСЬМА В ОТДЕЛ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ И ВСЕГО КУЛЬТУРНОГО МИРА ОТ ЗАКЛЮЧЕННЫХ-ЛАГЕРНИКОВ СССР
30 сентября 1955 г.
«Мы, заключенные мордовских спецлагерей, просим принять ко всеобщему сведению всего культурного мира такое: мы, украинцы, как сторонники любого движения, которое стремится к свободе и правде, относимся благосклонно к любой культуре и прогрессу во всех сферах общественной жизни, а также к самоопределению украинского соборного государства < …>
< …> Нас загнали в лагеря, осудили строгими приговорами на 10—25 лет не за бандитизм, как они (большевики) объясняют миру, — не за поджег, убийства и предательство, а лишь за то, что мы, как и каждый свободолюбивый на¬род, боремся за свое законное право на своей земле < …> Поэтому у нас возникает вопрос: знает ли культурный мир об условиях, в которых находимся не только мы — заключенные, но и весь наш народ? Знает ли культурный мир, что нас после отбытия приговора насильно засылают в т. наз. «целинные земли» в Казах¬стан, Красноярский край, на дальний север, говоря о том, что туда идут добро¬вольцы и комсомольцы? Может ли представить себе культурный мир украинское государство без украинского правительства, без украинской армии, без украинского народа, если существует такое государство (а оно должно существовать), то почему нет армии, состоящей из украинцев? Почему украинцы военную повинность отбывают за границами своей родины? Почему на наших землях находятся военные части, стоящие из россиян и других национальностей, которым интересы украинского народа являются, если не вражескими, то чужими. Если мы предатели своей родины и справедливо наказаны: почему судили нас «народные» или «военные» суды, состав которых далеко не украинский? Почему мы осваиваем недоступные дикие земли и леса в то время, когда наша родина нуждается в наших руках? Знает ли культурный мир, что на массовых лагерных кладбищах строятся новые лагеря, города, роются каналы, делаются спортивные площади, чтобы стереть следы этих преступлений? И так в Коме АССР ст. Абезь 1, 4, 5-1 лагеря стоят на бывших кладбищах. В Мордовии ст. Лепей 3-я Н. 5, 1-й и 2-й полировочные цеха, техкабинет и кузница — построены на человеческих костях. Известно ли о массовых расстрелах заключенных (на Воркуте шахта Н. 29 расстрелы проводились под руководством и при участии ген. прокурора Руденко), которые боролись только за права политзаключенных? Известно ли, что в Казахстане л/о Кингыр, п/я 392 (3-я и 1-а колоны) женщин и мужчин раздавили четырьмя танками за то, что они боролись за свои законные права? Известно ли культурному миру, что Украина, кроме искусственного голода 1933 г., живет впроголодь 38 лет; что сегодня зап. украинские земли, охваченные водной стихией, обречены на голодную смерть. Лишенные любой помощи от «гуманной, миролюбивой», коммунистической России. В то время, когда миллионы тонн хлеба вивозились за границу в целях пропаганды, в то время, когда различные иностранные делегации посещают образцовые (специально для показа) колхозы и фабрики СССР? < …>
< …> Известно ли, что Россия в послевоенный период (1945—1955 гг.) руками миллионов заключенных подняла тяжелую и легкую промышленность на уровень выше довоенного, и что эти заключенные поставили вопрос об улучшении условий, необходимых для каждого дышащего воздухом создания (поскольку после 9—11-часовой работы в шахтах заключенных закрывали в тесные вонючие бараки с известными «парашами», как судили другими приговорами по 10—25 лет и развозили в закрытые тюрьмы, где они сидят по сей день).
Культурный мир XX столетия прогресса и культуры, мы не сомневаемся, что, после прочтения этих строк, к наиболее «гуманной и справедливой» коммунистической партии России возникает чувство отвращения за преступления, совершенные ею в отношении всех порабощенных народов < …>
Мы не упали духом, поскольку знаем, что наши стремления к свободе оправданы за¬конами матери-природы, и верим, что весь культурный мир поддержит нас на этом пути < …>
Общественно-политическая библиотека. —
Ч.III. —Нью-Йорк, 1959.—С. 96—104