Из выступления в Бабьем Яру, 1966 г.

ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ И.ДЗЮБЫ В БАБЬЕМ ЯРУ
(ПО СЛУЧАЮ ОЧЕРЕДНОЙ ГОДОВЩИНЫ РАССТРЕЛА ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КИЕВА В БАБЬЕМ ЯРУ)

29 сентября 1966 г.
Есть вещи, есть трагедии, перед безмерностью которых любое слово бессильно и о которых больше скажет молчание — великое молчание тысяч людей. Может, и нам следовало б обойтись без слов и молча думать об одном и том же. Но молчание много говорит лишь там, где все, что можно сказать, уже сказано. Когда ж сказано еще не все, когда еще ничего не сказано, то молчание становится союзником неправды и несвободы. Поэтому мы говорим, должны говорить, где можно и где нельзя, используя любой случай, который подворачивается не так часто.
И я хочу сказать несколько слов — одну тысячную часть того, о чем я сегодня думаю и что мне хотелось бы здесь сказать. Я хочу обратиться к вам, как к людям — как к своим братьям по человечеству. Я хочу обратиться к вам, евреям, как украинец — как член украинской нации, к которой я с гордостью принадлежу.
Бабий Яр — это трагедия всего человечества, но произошла она на украинской земле. И поэтому украинец не имеет права забывать о ней, также как и еврей. Бабий Яр — это наша общая трагедия, трагедия, прежде всего, еврейского и украинского народа.
Эту трагедию принес нашим народам фашизм.
Но не стоит забывать, что фашизм начинается не с Бабьего Яра и им не исчерпывается. Фашизм начинается с неуважения к человеку, а заканчивается уничтожением человека, уничтожением народов — но не обязательно только таким уничтожением, как в Бабьем Яре.
Представим себе на минуту, что Гитлер победил бы, немецкий фашизм победил. Можно не сомневаться, что они б создали блестящее и «процветающее» общество, которое б достигло высокого хозяйственного и технического развития, знало б все те научные и другие достижения, которые знаем и мы. И, наверняка, бессловесные рабы фашизма со временем «освоили» б космос и летали на другие планеты представлять человечество и земную цивилизацию. И этот режим сделал бы все для того, чтобы ут¬вердить свою «правду», чтобы люди забыли, какой ценой куплен такой «про¬гресс», чтобы история оправдала или забыла безмерные преступления, чтобы нечеловеческое общество показалось людям нормальным и даже наилучшим в мире. И уже не на руинах Бастилий, а на оскверненных, утрамбованных толстым слоем песка и забитья, местах народных трагедий стояла бы официальная надпись: «Здесь танцуют».
Поэтому мы должны судить о том или ином обществе не по его внешним техническим достижениям, а по тому, какое место занимает и что значит человек, как ценятся в нем человеческое достоинство и совесть < …>
Как украинцу, мне стыдно, что и среди моей нации — как и среди других наций — существует антисемитизм, те недостойные человеческие явления, которые называются ан¬тисемитизмом.
Мы, украинцы, должны в своей среде бороться с любыми проявлениями антисемитизма или неуважения к еврею, непонимания еврейской проблемы.
Вы, евреи, должны в своей среде бороться с теми, кто не уважает украинский язык, кто несправедливо видит в каждом украинце скрытого антисемита.
Ми должны изжить любое человеконенавистничество, пересилить любые недоразумения и всей своей жизнью развить настоящее братство < …>
К сожалению, есть ряд факторов, которые не способствуют укоренению и распространению этой благородной традиции солидарности.
Среди них — отсутствие настоящей публичности, гласности в национальных вопросах, в результате чего вокруг болезненных вопросов создается своеобразный «заговор молчания». Хорошим примером для нас здесь могла быть постановка этого дела в братской социалистической Польше. Известно, какими сложными были отношения поляков и евреев в прошлом. Теперь же не осталось и следы от прошлой недоброжелательности. В чем «секрет» такого успеха? Во-первых, поляков и евреев сдружило общее горе во второй мировой войне. Но горе и у нас было общее. Во-вторых, и этого у нас, к сожалению, нет — в социалистической Польше международные отношения являются предметом научного социологического изучения и публичного общественного обсуждения, предме¬том постоянного внимания и вмешательство прессы, литературы и т.п., — а это все и создает атмосферу хорошего и успешного национального воспитания.
О таком — действенном, а не только на словах — воспитании должны заботиться и мы, прилагая все свои усилия. Мы не можем оставлять без внимания факты антисемитизма, шовинизма, неуважения в любой национальности, хамского отношения к любой национальной культуре и национальному языку. Хамства у нас много, и у многих оно начинается с отказа от самого себя, от своей национальности, культуры, истории, языка, хотя такой отказ не всегда бывает добровольным и не всегда человек в нем виноват.
Путь к настоящему, а не фальшивому братству — не в самозабвении, а в самопознании. Не отрекаться от себя и приспосабливаться к другим, а быть собой и уважать других. Евреи имеют право быть евреями, украинцы имеют право быть украинцами в истинном и глубоком, а не только формальном значении этих слов. Пусть евреи знают еврейскую историю, культуру, язык и гордятся ими. Пусть украинцы знают украинскую историю, культуру, язык и гордятся ими. Пусть они знают историю и культуру друг друга, историю и культуру других народов, умеют ценить себя и других, как своих братьев
Достичь этого сложно, но лучше стремиться к этому, чем равнодушно махнуть рукой и плыть по течению ассимиляторства и приспособленчества, добра от которых не будет, а будет только хамство и скрытое человеконенавистничество < .. .>
Горе от ума (Портреты двадцати «преступников»):
Зб.материалов / Сост.В.Чорновол. — Б. м.: Первая
украинская типография во Франции, 1968. — 307—312.