Письмо Брежневу от заключенных, 1980 г.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО Л. БРЕЖНЕВУ ОТ ГРУППЫ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ЧЛЕНОВ УКРАИНСКОГО ХЕЛЬСИНСКОГО ОБЩЕСТВА
Сентябрь 1980 г.
ПРОЯВИТЕ ВЕЛИКОДУШИЕ!
Леонид Ильич!
Когда болит даже часть тела, морозит весь организм. Такой болезнью нашего общества является институт политзаключенных, который вызывает критику в мировом масштабе. Конечно, количество политзаключенных теперь в СССР не идет ни в какое сравнение с эпохой Берии и Сталина, но именно эта малочисленность дает повод для зловещих раздумий. Много лет на этом вопросе сосредоточена мировая пресса и радиовещание, это приводит к огромным психологическим и идеологическим потерям, но честь мундира не позволяет проявить рассудительность и человечность, чтобы раз и навсегда покончить с позором великой социалистической страны — с концентрационными лагерями, перед которыми детским лепетом кажутся лагеря Пиночета, где Люис Корвалан мог слушать транзистор, давать интервью корреспонденту, ходить в гражданской одежде и т. д.
На самом деле, есть ли еще где-ниюудь в мире такие условия для политзаключенных, как в отдельному лагпункте (Пермская область, Чусовский район, поселок Кучино, ВС-389-36)? Вот они.
Полная изоляция в камере под замком (по два-три человека) на площади по два квадратных метра на лицо (на этой же площади разместили сливную «пара¬шу», постели, стол, тумбочки, стулья; ходить негде), на этом пятачке заключенный отбывает весь срок (кроме рабочих часов в такой камере, где он занимается сидячим трудом, без движения). Разрядку дает только часовая прогулка в металлических дворах, обнесенных сверху колючей проволокой (2 х 3). Солнце мы не видим никогда, зелень не получаем, что приводит к болезням и депрессиям. Под видом «ремонта» комнаты для свиданий мы были лишены свиданий этим летом (во время Олимпиады и перед ней). Короче говоря, все условия заключения рассчитаны на медленное психическое и физическое убийство людей.
Леонид Ильич! Возможно ли при наличии такой преступной институции в нашей стране говорить о международном доверии, если нет такого доверия внутри общества? Достаточно проявить великодушие и понимание ситуации, чтобы устранить эту устаревшую болезнь (которая осталась от Сталина). Ликвидировать институт политзаключенных — это действительно оздоровит идеологическую атмосферу в обществе, а значит, международную атмосферу.
Ознакомьтесь с «делами» так называемых «инакомыслящих». Вы ужаснетесь, что людей, которые посмели иметь убеждения, не совпадающие в чем-то с убеждениями тех или иных догматикав, содержатся в условиях, которых не найдешь в самых тираничных странах.
Леонид Ильич! Проявив великодушие, Вы и Ваши сотрудники расчистите путь к взаимопониманию между народами. Наша страна созрела для новой человеческой ступени!
Олесь Бердник, Богдан Ребрик,
Левко Лукьяненко, Олекса Тихий,
Данило Шумук
Украинская Хельсинская Группа (1978—1982): Документы и материалы
/ Сост. О. Зинкевич. — То¬ронто; Балтимор, 1983. — С. 63—65