Отчет о ситуации на Волыни
ОТЧЕТ ПРОВОДНИКОВ ОУН ИЗ РОВНО
ОТНОСИТЕЛЬНО СИТУАЦИИ НА ВОЛЫНИ
9 июля 1941 года
Ровно 9/7 1941 Мик. Отчет 21.
Сегодня перед полуднем прибыли в Ровно. По дороге были в Дубне и других местах.
Почти везде встретили наших людей и нашу работу. А тут даже очень неплохо. Здесь Ростик и Работницкий.
Здесь из соединений войск создают украинские комитеты. Опять народ провозглашает власть – массовое восстановление Украинского Государства.
Здесь встретили Рандорфа с Холма с Сухатицким. Рандорф заявил нам, что специальным приказом коменданта армии любая политическая деятельность на Волыни строго запрещена и поэтому говорил нам возвращаться немедленно во Львов. Показывал даже написанную часть соответствующего приказа, заявляя, что он сам относится к нам положительно, но приказ … Говорил, что причиной этого в большой степени является и призыв «Украина для Украинцев», в котором нет ни слова о немцах. Я ему объяснял, что это было издано еще до войны, тогда нельзя было об этом ни словом обмолвиться. Он утверждал, что это сейчас напечатано, но я ответил, что все-таки нет, разве где-то перепечатано. Говорил, что есть даже 8 Мельниковцев арестованных за то, что пытались вести политическую деятельность, и вам также ничего не поможет.
Мы объясняли (без должного успеха, т.к. он был настроен категорично), что у нас есть другие издания и листовки, а главное факты сотрудничества говорят сами за себя. Здесь сильная организация. Гестапо – а собственно С.Д. – очень интересуются и удивляются, что на Волыни нигде нет ни единого следа Барановщины. Но работают и относятся хорошо.
Надо будет издать еще отдельное обращение организации. Например, по случаю взятия Киева или еще раньше, где официально обозначить нашу четкую благосклонную позицию по отношению к немцам. Подчеркивая, с другой стороны, наше основополагающее политическое постановление. Это очень важно. Ибо эти обращения могут действительно оказывать в неверной интерпретации совсем иное впечатление, тем более что их интерпретируют мельниковские дольметчеры, и до сих пор нет таких же с четко обозначенной позицией. Итак, идем дальше – а по запросу напишем заявление, что их пожелания мы приняли к сведению и воздерживаемся сейчас от политической деятельности. В Дубне мы встретились с Яшкой, Николаем Мостовичем и Скрыпником.
Скрыпник уже вновь начал региональную волынскую политику…
Оправдывается, что у него не было никаких инструкций, но теперь будет полностью с нами солидарен… Посмотрим… Я обещал ему, что он будет членом правительства и что у меня даже были полномочия спросить, согласен ли он. Он очень обрадовался. За более детальной информацией я порекомендовал обратиться во Львов.
В любом случае его от нас не следует отпускать, но также не следует слишком давить на него, т.к. это ненадежный человек.
Едем. Здесь уже два дня назад появился Климишин и другие.
Слава Украине!
М.
Копия. Машинопись.
Сборник материалов ОУН в Нью-Йорке.