Закон о госинспекции в учреждениях УНР

ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ В ВОЕННЫХ ЧАСТЯХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ УКРАИНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
13.05.1919 г.
1. Установить во всех воинских частях Украинской Народной Республики (должности) инспекторов.
2. Принять положение о Государственной инспекции, которое прилагается.
3. Закон этот ввести в силу по телеграфу.
Зам. председателя Совета Народных Министров Андрей Левицкий
Военный министр Атаман [Г.] Сиротенко
Положение о Государственной инспекции в военных частях и учреждениях Украинской Народной Республики
1. Чрезвычайные обстоятельства, в которых находится сейчас Украина, требуют, чтобы Государственная инспекция, с одной стороны, была правой рукой и глазами высшей центральной власти, а с другой стороны, она не должна останавливаться ни перед чем, чтобы спасти нашу армию от распада и деморализации.
Через всю работу органов инспекции должно проходить красной нитью: победа Украинской Народной Армии над врагами Республики, откуда бы они ни пришли и кем бы они ни были – любой ценой.
2. В состав Государственной инспекции входит: а) государственный инспектор полевых управлений Действующей армии (штаба и главной ставки), который докладывает правительству, а в присутствии Наказного атамана – Главному атаману, б) государственный инспектор управлений и запасных частей военного министерства, в) инспекторы частей и управлений как действующих, так и запасных.
3. Инспектором может быть только лицо, знакомое с военными делами, исключительно украинского происхождения, высокого национально-патриотического сознания, морально не запятнанное.
4. Все инспекторы назначаются, увольняются, а также отдаются под суд правительством по утверждению Главного атамана.
5. Государственный инспектор полевых управлений Действующей армии ведет точный реестр всех инспекторов Действующей армии с их curriculum vitae и подает его через военного министра и Наказного атамана правительству и Главному атаману, а государственный инспектор управлений военного министерства делает то же самое в отношении инспекторов тыловых частей и управлений.
6. Задачи государственного инспектората:
а) следить за своевременным и точным выполнением всех приказов центральной военной власти, предотвращать и в корне уничтожать демагогичность, саботаж, разврат, пьянство, мародерство, грабеж и небрежное отношение к службе, а также за тем, чтобы не было хозяйственных злоупотреблений в частях и учреждениях;
б) следить за политическим настроением казаков и старшин и принимать все меры, чтобы военные части и учреждения были искренне демократически и национально воспитаны. Обо всем вражеском и ненадежном элементе инспекторы своевременно сообщают соответствующим муштровым начальникам. В крайнем случае, вражеский и ненадежный элемент инспектор может немедленно устранить из армии, одновременно сообщая об этом соответствующему начальству, правительству и Главному атаману, а если правительство и Главный атаман не найдут уважительной причины для отставки, инспектор попадает под ответственность по закону от 26 января о чрезвычайных судах в соответствии с пунктом 20 настоящего положения;
в) помогать муштровой власти в деле укрепления дисциплины среди воинов, развивать между казаками и старшинами чувство послушания и братства и контролировать, чтобы ни один проступок не проходил безнаказанно;
г) принимать все меры для повышения воинственного настроения против всех врагов Республики и бороться с дезертирством;
д) принимать участие во всех военных совещаниях муштровой и административной власти: командный состав ведет оперативные и административные дела самостоятельно, но с ведома инспекторов, инспекторы же не имеют права вмешиваться в эти дела;
е) налаживать и управлять просветительской и культурной работой в воинских частях и учреждениях и заботиться о развитии национального сознания среди воинов, для чего инспекторы организуют школы, лекции, беседы о сложившейся ситуации, основывают библиотеки, читальни, военные просвещения, драматические кружки, организуют хоры, оркестры и т.д.
7. Ордера на аресты должны быть подписаны также инспекторами соответствующих частей или учреждений.
8. Инспекторы имеют право немедленно приостанавливать исполнение таких приказов, которые очевидно идут во вред Республике.
9. Все денежные расходы производятся под контролем инспектора и за подписью командира части, причем оба несут ответственность за неоправданную трату.
10. Инспекторы находятся в подчинении друг другу на основании общих правил (полковой – дивизионному и т.д.) и соответственно этому подают периодически отчеты о своей деятельности и получают соответствующие директивы.
11. В исключительных случаях инспектор, минуя своих прямых начальников, имеет право обращаться к той высшей власти, которая быстрее всего может решить вопрос или оказать соответствующую помощь.
12. Инспекторы периодически объезжают подчиненные им воинские части для контроля на местах деятельности подчиненных им инспекторов, работы культурно-просветительных органов, настроя и единодушия национально-патриотического воспитания воинов и непосредственного ознакомления с положением частей на местах.
13. Приговоры военных судов, если они утверждаются начальниками частей, не могут быть утверждены без ведома соответствующих инспекторов.
14. Инспектор не имеет дисциплинарной власти, но он может опротестовать дисциплинарную казнь, одобренную муштровым начальником.
15. Инспектор полностью отвечает за состояние своей части или учреждения.
16. Во время боев инспекторы должны быть на фронте и помогать командирам той части, в которой они работают: инспектор вместе с командиром части несет ответственность за боевую подготовку части.
17. Вся работа инспекторов сводится к поднятию престижа командного состава и к своевременному информированию высшей центральной власти о враждебном и смутном элементе в армии.
18. Инспектор работает в тесном контакте с командным составом, поэтому всякое неоправданное обострение отношений будет рассматриваться как дезорганизация армии и как несоответствие интересам Республики, поэтому будет строго наказываться (по закону от 26 января), в соответствии с параграфом 20 настоящего положения.
19. За халатность или несвоевременное уведомление правительства инспектор отвечает по тому же закону (26 января), в соответствии с параграфом 20 настоящего положения.
20. Состав чрезвычайного суда в параграфе 6-м п. «б», параграфов 18 и 19 назначается правительством по согласованию с Главным атаманом.
За председателя Совета Народных Министров Андрей Левицкий
Военный министр Атаман [Г.] Сиротенко