Историческая Конституция Египта

Одобрена на референдуме 11 сентября 1971 года.
ЧАСТЬ 1. ГОСУДАРСТВО.
Статья 1.
Арабская Республика Египет — государ¬ство с демократическим социалистическим строем, осно-ванным на союзе трудовых сил народа.
Египетский народ является частью арабской нации, который стремится к достижению ее полного единства.
Статья 2.
Ислам — государственная религия, арабский язык — официальный язык государства. Основой законодательства являются положения мусульманского права — шариата.
Статья 3.
Суверенитет принадлежит только народу, который является источником власти и на практике осуществляет и защищает принципы суверенитета, укрепляет национальное единство в соответствии с установле¬ниями настоящей конституции.
Статья 4.
Экономической основой Арабской Республики Египет является социалистическая демократическая система, базирующаяся па достатке и справедливости, направленная на то, чтобы предотвратить эксплуата¬цию, уменьшить разрыв в доходах, защитить законные доходы и гарантировать справедливое распределение общественных обязанностей и расходов.
Статья 5.
Политический режим Арабской Респуб¬лики Египет основан на многопартийной системе в рам-ках общих принципов и структур египетского общества, определяемых настоящей конституцией.
Политические партии организуются в соответствии с законом.
Статья 6.
Египетское гражданство определяется за¬коном.
ЧАСТЬ 2 . ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА.
Глава 1. Социальные и моральные основы.
Статья 7.
Социальная солидарность является основой общества.
Статья 8.
Государство гарантирует равные возмож¬ности для всех египтян.
Статья 9.
Семья является основой общества, кото¬рая опирается на религию, мораль и патриотизм.
Государство обеспечивает сохранность самобытного характера египетской семьи, ее ценностей и традиций, а также их укрепление и развитие в египетском обществе.
Статья 10.
Государство гарантирует защиту материнства и детства, проявляет заботу о подрастающем поколении, предоставляет ему благоприятные возможности для развития своих способностей.
Статья 11.
Государство предоставляет возможность женщине сочетать общественный труд с обязанностями в семье и дает ей равные права с мужчиной в общественно-политической, культурной и экономической областях жизни в соответствии с нормами мусульманского права шариата.
Статья 12.
Соблюдение норм морали и их защита, развитие самобытных египетских традиций, забота о развитии религиозного воспитания, нравственных и нацио¬нальных ценностей, сохранении исторического наследия народа, научных данных, социальных норм поведения и общественной этики является обязанностью общества в рамках, предусмотренных законом. Государство обязано руководствоваться этими принципами и укреплять их.
Статья 13.
Труд является правом, обязанностью и делом чести и гарантируется государством. Трудовая доб-лесть особо оценивается государством и обществом.
Принудительный труд может иметь место только в случаях, предусмотренных законом, как общественная обязанность при выплате справедливой компенсации.
Статья 14.
Граждане, занятые на государственной службе, обязаны осуществлять ее во имя народа. Госу-дарство гарантирует охрану прав государственных слу¬жащих, обеспечивает выполнение ими служебных обязанностей в интересах народа. Освобождение от занимаемых должностей осуществляется в порядке, предусмотренном законом.
Статья 15.
Ветераны и инвалиды войны, вдовы и сыновья погибших имеют приоритет в обеспечении работой в соответствии с законом.
Статья 16.
Государство обеспечивает социальное, культурное и медицинское обслуживание населения, особенно в сельских местностях с целью скорейшего повышения его жизненного уровня.
Статья 17.
Государство в соответствии с законом гарантирует всем гражданам социальное, медицинское обеспечение, а также пенсионное обеспечение по нетрудоспособности, безработице и старости.
Статья 18.
Государство гарантирует право на образование. Начальное образование является обязательным для граждан. Государство обеспечивает переход к следующему этапу обязательного образования, осуществляет контроль над всей системой образования, гаранти¬рует независимость университетов и научно исследователь¬ских центров, связывая их деятельность с потребностями общества и производства.
Статья 19.
Религиозное воспитание является основ¬ным предметом в программах системы государственного образования.
Статья 20.
Обучение в государственных учебных заведениях различных ступеней является бесплатным.
Статья 21.
Ликвидация неграмотности — нацио¬нальный долг, для выполнения которого необходима мо-билизация всех ресурсов народа.
Статья 22.
Учреждение гражданских званий зап¬рещено.
Глава 2. Экономические основы.
Статья 23.
Национальная экономика организуется в соответствии с общим планом развития, обеспечиваю-щим рост национального дохода, справедливое распре¬деление, повышение жизненного уровня, ликвидацию без¬работицы, увеличение занятости, зависимость заработной платы от производства, установление гарантированного минимума и максимума заработной платы с целью выравнивания доходов.
Статья 24.
Народ осуществляет контроль над средствами производства и распределяет поступающие доходы в соответствии с планом развития, установленным государством.
Статья 25.
Каждый гражданин имеет право на долю национального дохода в пределах, установленных законом, в соответствии с выполняемой работой или размером собственности, не используемой в целях эксплуатации.
Статья 26.
Трудящиеся участвуют в управлении предприятиями и распределении прибыли. Они обязаны способствовать росту производства и выполнению плана на тех предприятиях, где они заняты, в порядке, предус¬мотренном законом. Защита средств производства является национальным долгом каждого.
Рабочие должны быть представлены в административ¬ных советах предприятий государственного сектора и занимать в них не менее 50% мест. Закон гарантирует мелким крестьянам и ремесленникам 80% мест в администра¬тивных советах сельскохозяйственных и промышленных кооперативов.
Статья 27.
Лица, на которых распространяется де¬ятельность социальных служб, принимают участие в уп-равлении и контроле за деятельностью этих служб в соот¬ветствии с законом.
Статья 28.
Государство заботится о всех формах кооперативных обществ, поощряет кустарное производ-ство, гарантируя его развитие и рост доходов.
Государство оказывает поддержку сельскохозяйствен¬ным кооперативам на современной научной основе.
Статья 29.
Собственность находится под контро¬лем народа и под защитой государства. Признаются три формы собственности: общественная, кооперативная и частная.
Статья 30.
Общественная собственность является всенародным достоянием и пользуется постоянной под-держкой государственного сектора. Государственный сектор является авангардом прогресса во всех сферах жизни и на него возлагается основная обязанность по выпол¬нению государственного плана развития.
Статья 31.
Кооперативная собственность является собственностью кооперативных объединений, которым в соответствии с законом гарантирована защита и самоуп¬равление.
Статья 32.
Частная собственность представлена капиталом, не имеющим эксплуататорской сущности. Закон определяет общественное назначение частной собственности и национальной экономике в рамках плана развития без нанесения ущерба или же появления элементов эксплуатации. Способы использования этой формы собственности не должны противоречить целям всеобщего благосостояния народа.
Статья 33.
Общественная собственность неприкосновенна. Каждый гражданин обязан беречь и укреплять ее в соответствии с законом как оплот могущества госу¬дарства, основу социалистической системы и источник бла¬госостояния народа.
Статья 34.
Частная собственность охраняется и может быть конфискована только в случаях, предусмот-ренных законом, и на основании судебного решения. От¬чуждение собственности может быть осуществлено лишь в общественных интересах с выплатой компенсации в со¬ответствии с законом.
Право наследования этой формы собственности гаран¬тируется.
Статья 35.
Национализация может быть осуще¬ствлена только в общественных интересах, в соответствии с законом и при выплате соответствующей ком¬пенсации.
Статья 36.
Полная конфискация собственности зап¬рещается. Частичная конфискация может быть осуществлена не иначе как по решению суда.
Статья 37.
Закон устанавливает максимальный размер собственности в сфере сельского хозяйства, что обеспечивает защиту крестьянина и сельскохозяйственного рабочего от эксплуатации и подтверждает власть союза трудовых сил народа в деревне.
Статья 38.
Налоговая система основывается на социальной справедливости.
Статья 39.
Экономия является национальным долгом. Государство организует, поощряет и обеспечивает ее соблюдение.
ЧАСТЬ 3. ГРАЖДАНСКИЕ СВОБОДЫ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.
Статья 40.
Все граждане равны перед законом. Они имеют равные права и обязанности независимо от пола, происхождения, языка, вероисповедания и убеж¬дений.
Статья 41.
Свобода личности является естественным и неприкосновенным правом. Исключая случаи за-держания на месте преступления, арест, обыск, помеще¬ние в места заключения какого либо лица, ограничение его свободы или права на передвижение могут быть осу¬ществлены только на основании ордера компетентного суда или прокуратуры в интересах ведения следствия или обеспечения общественной безопасности в соответствии с положениями закона. Закон определяет срок предвари-тельного заключения.
Статья 42.
Любой гражданин, будучи подвергнут аресту, задержанию или любому другому ограничению свободы личности, подлежит обращению в соответствии с принципами человеческого достоинства и не может быть подвергнут физическому или моральному насилию и со¬держанию в местах, не предусмотренных законом, регла¬ментирующим тюремное заключение.
Любое заявление или признание, полученное в резуль¬тате угроз или запугивания, считается недействительным.
Статья 43.
Медицинский пли научный эксперимент может проводиться над человеком лишь с его свободного согласия.
Статья 44.
Жилище неприкосновенно. Проникнове¬ние в жилище или же производство в нем обыска может быть осуществлено только по обоснованному распоряжению судебных властей в порядке, предусмотренном законом.
Статья 45.
Личная жизнь граждан неприкосновенна и охраняется законом.
Тайна переписки, телефонных переговоров и других форм связи гарантируется. Цензура осуществляется толь¬ко по распоряжению судебных властей и в течение уста¬новленного срока в соответствии с законом.
Статья 46.
Государство гарантирует свободу совес¬ти и отправления религиозных культов.
Статья 47.
Свобода выражения мнения гарантиру¬ется. Любое лицо имеет право свободно выражать свое мнение и распространять его устно, письменно или при помощи изображения в рамках закона. Самокритика и конструктивная критика являются гарантией целостнос¬ти национальной структуры.
Статья 48.
Свобода печати, публикаций и средств информации гарантируется. Цензура прессы, как и над-зор, конфискация выпуска или закрытие издания админи¬стративным путем запрещаются. Как исключение в условиях чрезвычайного положения или военного времени в соответствии с законом может быть введена цензура в ограниченной форме с целью контроля за прессой, публика¬циями и средствами массовой информации в интересах го¬сударственной целостности и национальной безопасности.
Статья 49.
Государство гарантирует гражданам сво¬боду научных исследований, литературного, художествен¬ного и культурного творчества и обеспечивает необходи¬мые средства для их осуществления.
Статья 50.
Ни одному гражданину не может быть ни запрещено проживание в какой-либо местности, ни вме¬нено в обязанность проживание в определенном месте, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Статья 51.
Никто не может быть выслан за пределы страны. Запрет на возвращение в страну не допускается.
Статья 52.
Граждане имеют право на постоянную или временную эмиграцию. Закон гарантирует это право, предусматривая условия эмиграции и выезда из страны.
Статья 53.
Государство предоставляет право политического убежища любому преследуемому иностранцу, руководствуясь при этом защитой интересов народом, прав человека, мира пли справедливости.
Выдача политических эмигрантов запрещается.
Статья 54.
Граждане имеют право без предвари¬тельного уведомления проводить частные собрания, не на-рушая общественного спокойствия и не имея при себе ору¬жия. Сотрудники органов безопасности не могут присут¬ствовать на частных собраниях.
Проведение публичных собраний, демонстраций и митингов разрешено в рамках закона.
Статья 55.
Граждане имеют право создавать ассо¬циации в соответствии с законом. Запрещается создание организаций, деятельность которых направлена против существующего строя общества, ведется тайно или носит военный характер.
Статья 56.
Закон гарантирует право на создание профессиональных и других союзов, выступающих в качестве юридических лиц.
Закон регламентирует участие профессиональных и других союзов в реализации планов и программ социаль¬ного развития и в подъеме благосостояния, а также в укреплении норм социалистического общежития среди их членов и охране финансовых средств. Союзы обязаны обеспечивать деятельность своих членов в соответствии с моральным кодексом, защищать их права и свободы, га¬рантированные законом.
Статья 57.
Любое посягательство на личную свободу и на неприкосновенность личной жизни, равно как другие личные права и свободы, гарантированные конституцией и законом, является преступлением, на которое в уголовных и гражданских судах не распространя¬йся срок давности. Закон предусматривает выплату справедливой компенсации потерпевшему.
Статья 58.
Защита отечества и его территории является священным долгом. Воинская обязанность устанав-ливается в соответствии с законом.
Статья 59.
Национальным долгом каждого гражданина является защита социалистических завоеваний, их упрочение и охрана.
Статья 60.
Укрепление национального единства и сохранение государственной тайны обязанность каж¬дого гражданина.
Статья 61.
Долгом каждого в соответствии с зако¬ном является уплата общих налогов и сборов.
Статья 62.
Граждане имеют право голосовать на выборах, быть избранными и участвовать в референду¬мах в соответствии с законом. Участие в общественной жизни является национальным долгом
Статья 63.
Каждый имеет право обращения в госу¬дарственные органы в письменной форме за личной под-писью. Коллективные обращения могут осуществлять лишь юридические лица и государственные организаций.
ЧАСТЬ 4. ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА.
Статья 64.
Основой государственной власти является верховенство закона.
Статья 65.
Государство подчинено закону. Неза¬висимость и неприкосновенность суда являются основны-ми гарантиями защиты прав и свобод.
Статья 66.
Наказание носит персональный харак¬тер. Определения преступления и наказания могут уста-навливаться только на основании закона. Наказания мо¬гут налагаться лишь на основании судебных решений и только за действия, совершенные после вступления в силу закона, предусматривающего это наказание.
Статья 67.
Обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет установлена компетентным судом, в котором ему гарантировано право на личную защиту.
Каждый обвиняемый в преступлении должен быть обеспечен защитником.
Статья 68.
Право на судебное разбирательство гарантируется всем без исключения, и каждый имеет право на обращение в компетентный суд. Государство гарантирует доступность судебных органов и срочность рас¬смотрения судебных дел. Закон не может освобождать административные акты или постановления от судебно¬го надзора.
Статья 69.
Право на защиту лично или с помощью адвоката гарантируется.
Закон обеспечивает лицам, несостоятельным в финан¬совом отношении, средства для участия в судебном разбирательстве и защиты своих прав.
Статья 70.
Предъявление обвинения — исключительная прерогатива судебного органа, за исключением случаев, установленных законом.
Статья 71.
Любое лицо, которое подверглось аресту или заключению, должно быть немедленно оповещено об основаниях его ареста или заключения, и каждый имеет право на уведомление соответствующих лиц и получение необходимой помощи, в порядке, установленном законом. Обвинение по делу предъявляется незамедлительно. Действия, ограничивающие личную свободу лица, которое подверглось аресту или заключе¬нию, могут быть обжалованы в судебных органах в соответствии с законом. Закон устанавливает сроки рассмотрения таких жалоб. Если в течение указанного срок;а жалоба не рассмотрена, лицо должно быть освобож¬дено.
Статья 72.
Приговоры выносятся и приводятся в исполнение от имени народа. Отказ должностного лица от их исполнения или задержка их исполнения являются преступлением и караются законом.
В этом случае пострадавший имеет право подать исковое заявление в компетентный суд.
ЧАСТЬ 5. УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА.
Глава 1. Глава государства.
Статья 73.
Главой государства является Президент Республики, призванный защищать суверенитет народа соблюдать Конституцию, верховенство закона. Он обя¬зан сохранять национальное единство и социалистичес¬кие завоевания и осуществлять контроль за разграниче¬нием властей, с тем чтобы обеспечить их роль в нацио¬нальной политике.
Статья 74.
При возникновении угрозы националь¬ному единству и целостности государства или угрозы, препятствующих выполнению государственными органами их конституционных функций, Президент Республики сроч¬но принимает меры для предотвращения этой угрозы. Он выступает с обращением к народу и проводит референ¬дум по вопросу о принятых мерах не позднее 60 дней со дня их принятия.
Статья 75.
Кандидат на пост Президента Респуб¬лики должен быть египтянином, рожденным родителями египтянами, пользующимся полным объемом гражданских и политических прав и быть не моложе 40 лет по григорианскому календарю.
Статья 76.
Народное собрание выдвигает канди¬датуру на пост Президента Республики и представляет ее на всеобщий референдум. Выдвижение кандидатуры на пост Президента Республики осуществляется Народных собранием по предложению не менее одной трети депутатов. Кандидатура лица, получившего две трети голосов депутатов собрания, выносится на всеобщий референдум Если кандидат в президенты не получает указанного большинства, то процедура выдвижения кандидатуры осуществляется вновь через два дня после первого голосования. Кандидатура, получившая абсолютное большинство голосов депутатов собрания, выносится на всеобщий ре¬ферендум. Выдвинутый кандидат становится Президентом Республики, если он получил абсолютное большин¬ство голосов, участвовавших в референдуме. Если канди¬дат в президенты не получил необходимого большинства голосов, Народное собрание выдвигает другую кандида¬туру в соответствии с установленной процедурой.
Статья 77.
Срок полномочий Президента — 6 лет по григорианскому календарю, считая с даты объявления результатов референдума. Президент Республики может быть переизбран на следующий срок.
Статья 78.
Процедура избрания нового Президен¬та Республики должна начаться за 60 дней до окончания срока полномочий действующего президента. Новый пре¬зидент должен быть избран не позднее чем за неделю до окончания срока полномочий Президента. В случае, если в силу каких-либо обстоятельств новый президент не будет избран до окончания срока полномочий прежнего президента, то последний продолжает осуществлять свои полномочия до избрания своего преемника.
Статья 79.
Приступая к исполнению своих обязанностей, Президент приносит перед Народным собранием следующую присягу: «Клянусь Всемогущим Аллахом че¬тно защищать республиканский строй, уважать Конституцию и закон, всесторонне заботиться об интересах народа, отстаивать независимость родины и ее территори¬альную целостность».
Статья 80.
Денежное содержание Президента Республики устанавливается законом. Любые изменения объекта данного содержания не могут быть введены в действие в течение срока полномочий Президента, при котором они были одобрены. Президент Республики не может получать никакое другое денежное довольствие или выплаты.
Статья 81.
Президент Республики не может в период пребывания в должности совмещать свои полномочия с любой другой профессией, а также с коммерческой финансовой или промышленной деятельностью. Он также не может приобретать или арендовать какое либо государственное имущество, сдавать в аренду или продавать государству какое-либо ему принадлежащее имущество или вступать с государством в имущественный обмен.
Статья 82.
В случае если Президент Республик; вследствие временных обстоятельств не в состоянии осуществлять свои полномочия, он передает их вице-президенту.
Статья 83.
В случае принятия Президентом Рес¬публики решения об отставке, он направляет соответствующее заявление Народному собранию.
Статья 84.
В случае если пост Президента Республики становится вакантным или в случае полной неспособности Президента исполнять свои полномочия, их временно осуществляет Председатель Народного собрания. Если Народное собрание в данный момент распущено полномочия Президента временно осуществляет Председатель Верховного конституционного суда, при этом кандидатуры указанных лиц не выдвигаются на пост Президента Республики.
Затем Народное собрание провозглашает пост Президента Республики вакантным.
Выборы Президента Республики осуществляются в период, не превышающий 60 дней с даты объявления вакансии поста Президента.
Статья 85.
Обвинение Президента Республики в государственной измене или совершении уголовного преступления может быть возбуждено по предложению, выдвинутому не менее чем одной третью депутатов Народного собрания. Решение о возбуждении обвинения против Президента может быть принято лишь большинством не менее чем две трети общего числа депутатов Народного собрания.
С принятием решения о возбуждении обвинения против Президента Республики он отстраняется от исполне¬ния своих обязанностей. В этом случае обязанности Президента до вынесения окончательного решения временно исполняет вице-президент.
Обвинение против Президента Республики подлежит рассмотрению специальным судом, учреждаемым в соответствии с законом, который определяет процедуру его рассмотрения и устанавливает наказание. В случае признания Президента виновным, он смещается со своего по¬ста, но не освобождается от других наказаний.
Глава 2. Законодательная власть. Народное собрание.
Статья 86.
Народное собрание осуществляет Зако¬нодательную власть, определяет общую политику госу-дарства, генеральный план экономического и социально¬го развития, единый государственный бюджет, а также осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов власти в соответствии с установлениями настоя щей Конституции.
Статья 87.
Закон определяет границы избирательных округов, на которые делится государство, и общее число избираемых депутатов Народного собрания, которое не должно быть меньше 350. Не менее половины общего числа депутатов должны быть представителями ра¬бочих и крестьян, избираемых путем прямого и тайного голосования.
Законом установлено определение понятий «рабочий» и «крестьянин». Президент Республики может назначать не более 10 членов Народного собрания.
Статья 88.
Закон определяет требования, которым должны отвечать депутаты Народного собрания, а также порядок проведения выборов и референдума с тем, чтобы обеспечить контроль за проведением голосования со сто¬роны судебных органов.
Статья 89.
Государственные служащие и работни¬ки государственного сектора могут выдвигать себя кан-дидатами в депутаты Народного собрания. В случае из¬брания депутатами, они освобождаются от своей должно¬сти, то за ними сохраняется прежнее место работы и дол¬жность в соответствии с нормами закона.
Статья 90.
Депутат Народного собрания, присту¬пая к осуществлению своих полномочий, приносит перед Народным собранием следующую присягу: «Клянусь Все¬могущим Аллахом честно защищать безопасность госу¬дарства и его республиканский строй, заботиться об ин¬тересах народа, уважать Конституцию и закон».
Статья 91.
Депутаты Народного собрания получа¬ют вознаграждение, устанавливаемое законом.
Статья 92.
Срок полномочий Народного собрания составляет пять лет по григорианскому календарю начи-ная со дня проведения его первого заседания.
Выборы нового состава Народного собрания проводятся не позднее, чем за 60 дней до истечения срока полномочий прежнего состава Народного собрания.
Статья 93.
Народное собрание имеет право решать вопрос о действительности депутатских мандатов. Кассационный суд правомочен разбирать действительность жалоб, представленных в связи с этим в Народное собрание при условии передачи их для рассмотрения в суд Председателем собрания. Жалоба подлежит передаче и Кассационный суд в течение 15 дней, начиная с даты уведомления о нем Народного собрания, и рассмотрение жалобы должно быть завершено в течение 90 дней с даты внесения ее в Кассационный суд.
Результат рассмотрения жалобы в Кассационном суду передается Народному собранию для принятия решения о действительности жалобы в течение 60 дней с даты представления Народному собранию этого результата.
Мандат депутата объявляется недействительным по решению, принятому большинством в две трети голосов депутатов Народного собрания.
Статья 94.
В случае, если мандат депутата Народного собрания окажется вакантным до истечения срока его полномочий, выборы или назначение его преемника осуще¬ствляются в течение 60 дней с даты объявления вакансии.
Срок полномочий нового депутата устанавливается до истечения срока полномочий его предшественника.
Статья 95.
Депутаты Народного собрания в течение срока полномочий не могут приобретать или арендо-вать государственную собственность, а также сдавать в аренду или продавать государству часть своего имуще¬ства или проводить с государством имущественный об¬мен, заключать сделки с государством по контракту, аренде или подряду.
Статья 96.
Депутат Народного собрания не может быть лишен депутатского мандата иначе как на основа-нии потери доверия, нарушения статуса депутатского ман¬дата или утраты положения «рабочего» или «крестьяни¬на», на основании которого он был избран, или невыпол¬нения депутатских обязанностей. Решение о лишении де¬путатского мандата принимается большинством в две трети голосов депутатов Народного собрания.
Статья 97.
Отставку депутатов может принимать только Народное собрание.
Статья 98.
Депутаты Народного собрания не могут быть подвергнуты преследованиям за высказанные ими мысли и мнения при исполнении депутатских обязаннос¬ти на пленарных заседаниях Народного собрания или в его комитетах.
Статья 99.
Депутат Народного собрания не может быть подвергнут уголовному преследованию без предва-рительного разрешения Народного собрания, кроме слу¬чаев задержания на месте преступления, а в период между сессиями – без разрешения Председателя Народного собрания, причем оно должно быть уведомлено об этом на своем ближайшем заседании.
Статья 100.
Город Каир является местом пребыва¬ния Народного собрания. При чрезвычайных обстоятель-ствах по требованию Президента Республики или боль¬шинства депутатов заседания Народного собрания могут быть перенесены в другое место.
Любое заседание Народного собрания вне установлен¬ного места проведения является незаконным, а принятые на нем решения — недействительными.
Статья 101.
Президент Республики созывает оче¬редную ежегодную сессию Народного собрания не позднее второго четверга ноября. Если Народное собрание не было созвано, то оно собирается на сессию в указанный день согласно нормам Конституции. Очередная сессия продолжается не менее 7 месяцев.
Президент Республики объявляет о закрытии очередной сессии. Сессия не может быть закрыта до утвержде¬ния единого государственного бюджета.
Статья 102.
Внеочередная сессия Народного со¬брания может быть созвана Президентом Республики в случае необходимости или на основании требования, под писанного большинством депутатов Народного собрания.
Президент Республики объявляет о закрытии внеоче¬редной сессии.
Статья 103.
На первом заседании очередной еже¬годной сессии Народное собрание на период сессии избира-ет председателя и двух его заместителей. В случае появления вакансии депутаты избирают на это место лицо, которое будет исполнять свои обязанности до закрытия сессии.
Статья 104.
Народное собрание разрабатывает свои внутренний регламент, в котором оно определяет поря док осуществления своих полномочий.
Статья 105.
Только Народное собрание поддерживает внутренний порядок, возлагая ответственность за это на Председателя собрания.
Статья 106.
Заседания Народного собрания открытые.
По требованию Президента Республики, Правитель¬ства или на основании требования Председателя Народно¬го собрания или не менее двадцати его депутатов оно мо¬жет проводить закрытые заседания. Народное собрание решает, будет ли обсуждение поставленного перед ним воп-роса проводиться в открытом или закрытом заседании.
Статья 107.
Заседание Народного собрания счита¬ется правомочным, если на нем присутствует большин¬ство депутатов.
Собрание принимает решения абсолютным большин¬ством голосов присутствующих на заседании депутатов, кроме тех случаев, когда требуется особое большинство. Голосование проводится отдельно по каждой статье зако¬нопроекта. В случае разделения голосов поровну, обсуж¬даемое предложение считается отвергнутым.
Статья 108.
Президент республики при необходи¬мости и в исключительных случаях может издавать декреты, имеющие силу закона, по поручению Народного собрания, принимаемому большинством в две трети голо¬сов депутатов. Эти полномочия предоставляются на огра¬ниченный срок с перечислением вопросов, по которым Пре¬зидент правомочен издавать декреты, и принципов, на которых они должны основываться. Изданные декреты должны быть представлены Народному собранию на первом заседании после окончания срока действия делегиро¬ванных Президенту полномочий. Если декреты не были представлены или были представлены, но не одобрены Народным собранием, они утрачивают силу закона.
Статья 109.
Президент Республики и каждый депутат Народного собрания имеют право вносить законо-проекты.
Статья 110.
Каждый законопроект поступает в тот или иной комитет Народного собрания для изучения и представления по нему доклада. Законопроекты, вносимые депутатами собрания, поступают в специальный ко¬митет для их изучения и вынесения заключения о целе¬сообразности их рассмотрения Народным собранием, и пос¬ле его решения передаются для дальнейшего прохождения.
Статья 111.
Законопроект, внесенный одним из де¬путатов и отклоненный Народным собранием, не может быть вторично предложен для рассмотрения на текущей сессии.
Статья 112.
Президент Республики имеет право промульгировать законы или отклонять их.
Статья 113.
В случаях отклонения Президентом Рес¬публики одобренного Народным Собранием законопроек¬та он возвращает его Народному собранию в 30-дневный срок с даты получения этого законопроекта. Если Прези¬дент не возвратил законопроект в указанный срок, зако¬нопроект приобретает силу закона и публикуется.
Если президент возвратил законопроект в установлен¬ный срок в Народное собрание и оно одобрило его по¬вторно большинством в две трети голосов депутатов, законопроект приобретает силу закона и публикуется.
Статья 114.
Народное собрание утверждает гене¬ральный план экономического и социального развития. Закон определяет порядок разработки и представления этого плана Народному собранию.
Статья 115.
Проект единого государственного бюд¬жета должен быть внесен в Народное собрание не позднее чем за два месяца до начала финансового года.
Бюджет считается действующим только после его ут¬верждения Народным собранием.
Голосование проводится отдельно по каждому разде¬лу бюджета, и его принятие оформляется специальным законом. Поправки к проекту бюджета могут быть внесе¬ны Народным собранием лишь с согласия правительства. В случае, если проект бюджета не утвержден до начала нового финансового года, то до его утверждения действу¬ет прежний бюджет.
Порядок подготовки бюджета и установление начала окончания финансового года определяется специальным законом.
Статья 116.
Перевод каких-либо сумм из одного раздела бюджета в другой и введение расходов, не предусмотренных бюджетом или превышающих установлен¬ные бюджетные ассигнования, должны быть утверждены Народным собранием и оформлены соответствующим за¬коном.
Статья 117.
Закон устанавливает нормы, регули¬рующие бюджеты государственных органов и организа¬ций и порядок предоставления ими отчетности.
Статья 118.
Отчет о выполнении государственного бюджета должен быть представлен Народному собранию в течение года, считая со дня окончания финансового года.
Голосование по представленному отчету проводится отдельно по каждому разделу отчета, и общее решение оформляется специальным законом.
Центральное планово-финансовое агентство учета дол¬жно представлять Народному собранию ежегодный док лад и свои предложения. Народное собрание может затребовать от него представления дополнительных докла¬дов и любых других данных.
Статья 119.
Установление общих налогов, их из¬менение или отмена могут осуществляться лишь в соот-ветствии с законом.
Никто не может быть освобожден от уплаты налогов помимо случаев, предусмотренных законом.
Никто не может быть принужден к оплате других на¬логов или сборов иначе, как в рамках закона.
Статья 120.
Закон устанавливает основные прин¬ципы взимания налогов и порядок их расходования.
Статья 121.
Органы исполнительной власти могут включать соглашения о займах или связывать себя обя-зательствами, которые впоследствии могут повлечь за собой расходование дополнительных средств государствен¬ного казначейства, только с согласия Народного собрания.
Статья 122.
Закон определяет правила выплат за¬работной платы, пенсий, компенсаций, субсидий и воз-награждений из государственной казны. Закон устанав¬ливает исключение из указанных правил, а также опре¬деляет органы, ведающие этими вопросами.
Статья 123.
Закон определяет правила и порядок предоставления концессий на эксплуатацию природных богатств и предприятий общественного пользования. За¬кон устанавливает случаи безвозмездного пользования не¬движимой государственной собственностью пли передачи государством своего движимого имущества, а также пра¬вила и порядок осуществления этих мероприятий.
Статья 124.
Каждый депутат Народного собрания имеет право обращаться к Председателю Совета мини-стров и его заместителямIили Министрам и их заместите¬лям с вопросами по проблемам, входящим в их компетен¬цию. Должностное лицо или любое другое по его поруче¬нию должно дать ответ на поставленный вопрос.
Депутат в любое время может снять поставленный им вопрос, однако он не должен в ходе данного заседания превращать этот вопрос в запрос.
Статья 125.
Депутат Народного собрания имеет право обратиться к Председателю Совета министров и его заместителям или к Министрам и их заместителям с запросом по делам, входящим в компетенцию этих долж¬ностных лиц.
Обсуждение запросов должно иметь моего не ранее чем через семь дней с даты их внесения, если иное по решению собрания’ и с согласия правительства не требу¬ется по мотивам срочной необходимости.
Статья 126.
Министры ответственны перед Народным собранием за проведение общей политики государства, а каждый министр несет ответственность за деятель¬ность своего министерства.
Народное собрание может выразить недоверие заместителям Председателя Совета министров, Министрам или заместителям. Требование о выражении недоверия может быть внесено только после внесения запроса по пред¬ложению одной десятой депутатов.
Народное собрание может принимать решение по дан¬ному вопросу не ранее чем через три дня после его внесе¬ния.
Решение о вотуме недоверия принимается большин¬ством голосов депутатов.
Статья 127.
Народное собрание может по требова¬нию одной десятой депутатов поставить вопрос об ответ-ственности Председателя Совета министров. Решение о лишении полномочий Председателя Совета министров при¬нимается большинством голосов депутатов.
Данное решение может быть вынесено только после внесения запроса правительству и не ранее чем через три дня после его внесения.
При вынесении решения о лишении полномочий этот вопрос передается собранием на рассмотрение Президента Республики совместно со всеми заинтересованными сторонами с указанием предшествующих результатов и причин, обусловивших его вынесение.
Президент Республики в течение 10 дней должен вновь направить это решение в Народное собрание. Если Народное собрание подтвердит его, Президент Респуб¬лики должен вынести вопрос о разногласиях между Народным собранием и правительством на всеобщий рефе¬рендум.
Референдум проводится в течение 30 дней с момента подтверждения решения Народным собранием. В этом случае заседания собрания приостанавливаются.
Если в результате референдума правительство получит поддержку, то собрание считается распущенным, в противном случае Президент Республики принимает отставку кабинета.
Статья 128.
Если Народное собрание лишает доверия заместителей Председателя Совета министров, Ми-нистров или их заместителей, то они должны уйти со сво¬его поста в отставку.
Председатель Совета министров подает Президенту заявление об отставке, если он лишается полномочий Народным собранием.
Статья 129.
Группа депутатов в составе не менее двадцати человек может потребовать включения в повест-ку дня обсуждение общегосударственного вопроса с це¬лью выяснения политики правительства по данному воп¬росу.
Статья 130.
Депутат собрания может высказать свое мнение по государственным вопросам Председателю Со¬вета министров, его заместителям или Министрам.
Статья 131.
Народное собрание образует специальный комитет или наделяет один из своих комитетов полномочиями для изучения деятельности административных служб государственных учреждений, исполнительных и административных органов или изучения выполне¬ния того или иного государственного проекта с целью получения необходимых сведений и уведомления собрания об их финансовом, административном и материаль¬ном положении или проведения расследования по ука-занным вопросам их деятельности.
Для осуществления своих функций комитет может по своему усмотрению получать свидетельские показания и заслушивать свидетелей. Исполнительные и администра¬тивные органы обязаны отвечать на запросы комитета и предоставлять в его распоряжение требуемые документы и другие материалы.
Статья 132.
Президент Республики выступает на открытии очередной сессии Народного собрания с заявлением об общей политике государства. Он имеет право представить Народному собранию любое другое заявле¬ние.
Народное собрание обсуждает заявления Президента республики.
Статья 133.
После формирования кабинета министров Председатель Совета министров представляет на открытии очередной сессии Народного собрания програм¬му правительства.
Народное собрание обсуждает представленную программу.
Статья 134.
Председатель Совета министров, его Заместители, Министры и их Заместители могут быть депутатами Народного собрания. Указанные должнос¬тные лица, не являющиеся депутатами собрания, могут присутствовать на заседаниях собрания и его комите¬тов.
Статья 135.
Председатель Совета министров и Министры должны быть заслушаны Народным собранием и его комитетами по их требованию. Они имеют право привлекать в помощь себе высших должностных лиц по сво¬ему усмотрению. Однако Министр имеет право участво¬вать в голосовании, если он является депутатом Народно¬го собрания.
Статья 136.
Президент республики может распус¬кать Народное собрание только в случае необходимости и после проведения всеобщего референдума. Президент в течение 30 дней принимает решение о приостановлении заседаний собрания и проведении референдума. Если предложение о роспуске собрания получает одобрение абсолютного большинства голосов, поданных в ходе рефе¬рендума, то президент Республики издает соответствующий декрет.
Декрет о роспуске Народного собрания должен содер¬жать дату проведения новых выборов в срок, не позднее 60 дней с даты объявления результатов референдума.
Народное собрание в новом составе созывается на сессию в течение десяти дней после проведения выбо¬ров,
Глава 3. Исполнительная власть.
Раздел. Президент Республики.
Статья 137.
Президент Республики представляет исполнительную власть и осуществляет ее в порядке, пред-усмотренном настоящей Конституцией.
Статья 138.
Президент Республики при участии Совета министров определяет общую политику государ¬ства и следит за ее осуществлением в порядке, предусмотренном Конституцией.
Статья 139.
Президент Республики назначает од¬ного или нескольких Вице-президентов, определяет их полномочия и освобождает от занимаемых постов.
Нормы, касающиеся ответственности Президента Республики, распространяются и на Вице-президентов.
Статья 140.
Приступая к исполнению своих обя¬занностей, Вице-президент приносит перед Президентом Республики следующую присягу: «Клянусь Всемогущим Аллахом, что я буду честно защищать республиканский строй, уважать Конституцию и закон, всецело заботиться об интересах народа, отстаивать независимость Родины и ее территориальную целостность».
Статья 141.
Президент Республики назначает Председателя Совета министров и его Заместителей, Министров и их Заместителей и освобождает их от занимаемых постов.
Статья 142.
Президент Республики имеет право созывать заседания Совета министров и присутствовать на них.
Президент председательствует на заседаниях, на которых он присутствует. Он имеет право потребовать от Министров представления соответствующих докладов.
Статья 143.
В соответствии с законом, Президент республики назначает и смещает гражданских и военных должностных лиц, а также дипломатических представи¬телей.
При нем аккредитуются дипломатические представи¬тели иностранных государств.
Статья 144.
Президент Республики издает поста¬новления, необходимые для выполнения законов, при условии, что эти постановления не должны вносить измене¬ния в законы, приостанавливать их действие или осво¬бождать какого либо от их исполнения. Президент может поручать другим лицам издание таких постановлений.
Закон определяет перечень лиц, имеющих право издавать постановления, необходимые для его выполнения.
Статья 145.
Президент издает постановления уп¬равленческого характера.
Статья 146.
Президент Республики принимает решения, необходимые для создания и деятельности адми-нистративных учреждений и общественных служб.
Статья 147.
В период между сессиями Народного собрания или в период его досрочного роспуска, при воз-никновении крайней необходимости в принятии безотла¬гательных мер, Президент Республики может издавать декреты, имеющие силу закона.
Эти декреты должны быть представлены на рассмот¬рение Народного собрания в течение 15 дней с момента их опубликования, если срок полномочий Народного собрания еще не истек, или на первом заседании Народного собрания нового созыва, если оно было досрочно распущено пли его сессия была прервана.
В случае, если эти декреты не были представлены для прения, они утрачивают силу закона, как и все их последствия, что не требует принятия специального постановления.
Если они были представлены, но не одобрены Народным собранием, они утрачивают силу закона, как и все их последствия, за исключением тех случаев, когда собрание признает целесообразным сохранить их силу на предшествующий представлению период либо вынести отношении их действия какое-либо иное решение.
Статья 148.
Президент объявляет чрезвычайные положения в стране в порядке, предусмотренном законом Он обязан довести это до сведения Народного собрания в 15-дневный срок, с тем чтобы Народное собрание приняло решение по этому вопросу.
В случае, если Народное собрание распущено, этот вопрос ставится на рассмотрение нового Народного собрания на его первом заседании. Во всех случаях чрезвычайное положение может быть введено на ограниченный срок и продлевается только с одобрения Народного собрания.
Статья 149.
Президент Республики имеет право помилования и смягчения наказаний. Всеобщая амнистия
может быть объявлена только путем принятия соответствующего закона.
Статья 150.
Президент Республики является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. С согласия Народного собрания он имеет право объявлять войну.
Статья 151.
Президент Республики заключает договоры и передает их в Народное собрание с необходимыми разъяснениями. Эти договоры приобретают силу закона после заключения, ратификации и опубликования и соответствии с установленной процедурой.
Договоры о мире, союзе, торговле и мореплавании и договоры, касающиеся изменения территории государства, его суверенных прав или влекущие расходование средств государственной казны, не предусмотренные действующим бюджетом, подлежат одобрению Народным собранием.
Статья 152.
Президент Республики может провести всеобщий референдум по важнейшим вопросам, представляющим высшие интересы страны.
Раздел 2. Правительство.
Статья 153.
Правительство является высшим ис¬полнительным и административным органом в государстве. Правительство образуется в составе Председателя Совета министров, его заместителей, Министров и их за¬местителей.
Председатель Совета министров руководит деятельностью Правительства.
Статья 154.
Назначаемый на пост Министра или заместителя министра, должен быть египтянином, не моложе 35 лет по григорианскому календарю и пользо¬ваться всей полнотой гражданских и политических прав.
Статья 155.
Члены правительства, приступая к ис¬полнению своих обязанностей, приносят перед Президен-том Республики следующую присягу: «Клянусь Всемогу¬щим Аллахом честно защищать республиканский строй, уважать Конституцию и закон, всецело заботиться об ин¬тересах народа, отстаивать независимость Родины и ее территориальную целостность».
Статья 156.
Совет министров, в частности:
а). участвует совместно с Президентом в определении общей политики государства и следит за ее осуществлением в соответствии с законами и республиканскими декретами;
б). направляет, координирует и осуществляет практи¬ческую деятельность министерств и подчиненных им ведомств и государственных организаций;
в). издает постановления административного и испол¬нительного характера в порядке, предусмотренном соответствующими законами и декретами, и следит за их выполнением;
г). готовит проекты законов и декретов;
д). готовит проект единого государственного бюджета;
е). готовит проект генерального государственного плана;
ж). заключает соглашения о получении и предоставлении займов в соответствии с положениями Конституции;
з). осуществляет исполнение законов, обеспечение го¬сударственной безопасности, охрану прав граждан и государственных интересов.
Статья 157.
Министр является высшим административным лицом в министерстве. Он разрабатывает политику министерства в рамках общей политики государства и следит за ее выполнением.
Статья 158.
Министру не разрешается в период его пребывания на посту заниматься деятельностью, относящейся к какой-либо свободной профессии, коммерческой деятельностью, финансовыми операциями и промышленным предпринимательством, а также приобретать или арендовать какое-либо государственное имущество Министру не разрешается сдавать в аренду или продавать государству какое-либо принадлежащее ему имущество или вступать с государством в имущественный обмен.
Статья 159.
Президент Республики и Народное собрание имеют право поставить вопрос о привлечении Министра к судебному преследованию за правонарушение совершенное им при исполнении служебных обязанностей. Решение Народного собрания о возбуждении преследования против какого-либо министра может быть принято по предложению не менее одной пятой депутатов собрания. Решение о возбуждении преследования выносится большинством в две трети голосов депутатов собрания.
Статья 160.
Министр, против которого возбуждено преследование, отстраняется от исполнения своих служебных обязанностей до окончания рассмотрения его дела. Прекращение исполнения министром своих обязанности не препятствует возбуждению против него судебного преследования или дальнейшему ведению уже начатого против него судебного разбирательства.
Закон предусматривает порядок расследования дел по обвинению министров и судопроизводству и меры нака¬зания.
Положения данной статьи распространяются также на заместителей Министров.
Раздел 3. Местные органы власти.
Статья 161.
Арабская Республика Египет делится на административные единицы, обладающие статусом юридических лиц, — провинции, города и деревни. В общественных интересах могут быть созданы и другие административные единицы, обладающие статусом юридических лиц.
Статья 162.
Местные Народные советы формируются последовательно в соответствии с местным админис-тративным делением посредством прямых выборов, при¬чем не менее половины состава депутатов Народных сове¬тов должны быть представителями рабочих и крестьян. Председателей Народных советов и их заместителей из¬бирают члены Народных советов из своего состава.
Статья 163.
Закон определяет порядок формирова¬ния местных Народных советов, их функции, источники финансирования, ответственность их депутатов, отношения с Народным собранием и Правительством, а также их роль в подготовке и выполнении плана развития и контроле за их выполнением в различных областях деятельности.
Раздел 4. Национальные специализированные советы.
Статья 164.
На национальном уровне создаются Специализированные советы, которые способствуют разработке общей политики государства во всех сферах государственной деятельности. Эти советы подчинены Пре¬зиденту Республики. Вопросы, связанные с их формированием и полномочиями, определяются Президентом Республики.
Глава 4. Судебная власть.
Статья 165.
Судебная власть независима.
Суды всех категорий и во всех инстанциях правомочны выносить решения в соответствии с законом.
Статья 166.
Судьи независимы. При отправлении правосудия они не подчиняются никакой иной власти, помимо закона. Никакие власти не могут вмешиваться в судопроизводство или в отправление правосудия.
Статья 167.
Закон определяет организацию судебных органов и их компетенцию, порядок их образования, а также устанавливает условия, порядок назначения су¬дей и их перемещения по службе.
Статья 168.
Судьи несменяемы. Закон устанавли¬вает порядок их привлечения к ответственности.
Статья 169.
Заседания судов открытые, если толь¬ко суд не выносит постановления о проведении закрыто го заседания в интересах общественного порядка или нравственности, во всех случаях вынесение решения осуществляется в открытом заседании.
Статья 170.
Закон определяет форму и пределы участия народа в отправлении правосудия.
Статья 171.
Закон определяет порядок образования административных и дисциплинарных судов с определением их юрисдикции, а также необходимых условий, предъявляемых к их членам.
Статья 172.
Государственный совет является независимым судебным органом, в компетенцию которого входят разбор процессуальных и апелляционных исков и другие предусмотренные законом функции.
Статья 173.
Верховный совет, возглавляемый Президентом Республики, осуществляет общее руко¬водство судебными органами. Закон определяет порядок его учреждения, полномочия и процедурные воп¬росы. Его мнение учитывается при разработке проек¬тов законов, определяющих юр и санкцию судебных органов.
Глава 5. Верховный конституционный суд.
Статья 174.
Верховный конституционный суд является независимым судебным органом, пользующимся са-мостоятельностью в пределах Арабской Республики Еги¬пет, с местопребыванием в городе Каире.
Статья 175.
Только Верховный конституционный суд в соответствии с законом осуществляет судебный надзор за соблюдением конституционности законов и постановлений и дает разъяснения законодательных актов.
Закон определяет другие полномочия и функции Вер¬ховного конституционного суда.
Статья 176.
Закон определяет порядок учрежде¬ния Верховного конституционного суда, а также необхо-димые условия, предъявляемые к его членам, их права и обязанности.
Статья 177.
Члены Верховного конституционного суда несменяемы. Суд привлекает к ответственности своих членов в порядке, предусмотренном законом.
Статья 178.
Постановления Верховного конститу¬ционного суда о толковании положений Конституции и Разъяснениях законодательных актов публикуются в офи¬циальной газете. Закон предусматривает порядок признания неконституционности законодательного акта.
Глава 6. Генеральный социалистический прокурор.
Статья 179.
Генеральный социалистический про¬курор несет ответственность за принятие мер по обеспече-нию прав народа, безопасности общества и его полити¬ческого строя, защиту социалистических завоеваний и со¬блюдение социалистических норм общественного поведе¬ния и осуществляет другие предусмотренные законом функции. Генеральный социалистический прокурор подотчетен Народному собранию в порядке, предусмотренном законом.
Глава 7. Вооруженные силы и Национальный совет обороны.
Статья 180.
Только государство осуществляет стро¬ительство Вооруженных сил, которые принадлежат наро-ду. В их задачи входит защита страны и целостности ее территории и безопасности, охрана социалистических завоеваний народа. Никакой организации или обществу не разрешается создавать военные или полувоенные форми¬рования. Закон определяет условия прохождения служ¬бы и продвижения по службе личного состава Вооруженных сил.
Статья 181.
Всеобщая мобилизация проводится в соответствии с законом.
Статья 182.
Создается Национальный совет обороны, возглавляемый Президентом Республики. В компетенции совета находятся вопросы обеспечения безопасности страны и ее целостности и другие предусмотренные законом функции.
Статья 183.
Закон определяет порядок организации военной юстиции в соответствии с принципами, возглашенными в Конституции.
Глава 8. Полиция.
Статья 181.
Полиция является гражданским орга¬ном общественного порядка, верховным главой которого является Президент Республики. Полиция осуществляет свои обязанности на службе народа и обеспечивает граж¬данам спокойствие и безопасность, охраняет государственный строй, общественную безопасность и нравственность. Полицейские органы исполняют установленные закона ми и постановлениями обязанности в порядке, предусмот¬ренном законом.
ЧАСТЬ 6. ОБЩИЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 185.
Город Каир является столицей Арабской Республики Египет.
Статья 186.
Закон определяет египетский государственный флаг и устанавливает положения о нем. Закон определяет государственный герб и устанавливает положения о нем.
Статья 187.
Законы вступают в действие с даты их подписания и не имеют обратной силы. Однако по решению большинства депутатов Народного собрания закон может иметь обратную силу, за исключением статей, касающихся уголовных преступлений.
Статья 188.
Законы публикуются в официальной газете в двухнедельный срок с даты их принятия и всту-пают в силу через месяц после опубликования, если не установлено иное.
Статья 189.
Президент Республики и Народное собрание могут потребовать изменения одной или не-скольких статей Конституции. В требовании об изме¬нении указываются статьи, которые должны быть изменены. Эго требование должно иметь мотивирован¬ным характер. Если указанное требование исходит от Народного собрания, то необходимо, чтобы оно было подписано не менее чем одной третью депутатов со¬брания.
В любых случаях Народное собрание обсуждает в принципе вопрос о внесении изменений и принимает ре¬шение по этому вопросу. В случае отклонения указанного требования запрещено выдвигать требование об измене¬нии тех же самых статей Конституции в течение одного года со дня отклонения требования.
В случае, если Народное собрание одобрит в прин¬ципе требуемые изменения, то статьи, в которые пред¬ложено внести изменения, рассматриваются собрани¬ем по прошествии двухмесячного срока. Если Народ¬ное собрание большинством в две трети голосов депу¬татов одобрит эти изменения, то они выносятся на все¬общий референдум и в случае их одобрения вступают в силу с момента объявления результатов референду¬ма.
Статья 190.
Срок полномочий действующего Пре¬зидента шесть лет, считая с даты объявления о его избрании на пост Президента.
Статья 191.
Все законы и декреты, принятые до момента принятия настоящей Конституции, остаются в силе. Вместе с тем разрешена их отмена или изменение в соответствии с правилами и процедурой, предусмотрен¬ными в настоящей Конституции.
Статья 192.
Верховный суд осуществляет свои фун¬кции в соответствии с законом, согласно которому он был образован, до учреждения Верховного конституционного суда.
Статья 193.
Настоящая конституция вступает в силу с момента одобрения ее народом путем всеобщего рефе-рендума.
ЧАСТЬ 7. НОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Глава 1. Совет Шуры.
Статья 194.
Совет Шуры занимается вопросами изучения и внесения предложений о том, что представля¬ется необходимым для защиты принципов Революции 23 июля 1952 года и Революции 15 мая 1971 года по укреп¬лению национального единства и социального мира, за¬щите союза трудового народа и социалистических целей, а также основных составляющих общества, его высших ценностей, прав, свобод и публичных обязанностей, уг¬лубления демократической социалистической системы и расширения ее сферы.
Статья 195.
Совет Шуры осуществляет консультации по следующим вопросам:
1) предложения по внесению поправок в одну или не¬сколько статей конституции;
2) законопроекты, дополняющие конституцию;
3) проект генерального плана социально-экономичес¬кого развития;
4) мирные договоры, договоры о союзах и другие договоры, затрагивающие территориальную целостность
государства или касающиеся его суверенных прав;
5) законопроекты, представленные в Совет Шуры Пре¬зидентом Республики;
6) любые вопросы, представленные в Совет Шуры Президентом Республики, касающиеся общей политики государства или политики, затрагивающей межарабские отношения или отношения с другими иностранными государствами;
7) Совет Шуры должен представлять Президенту Республики и Народному Собранию свое мнение по всем этим вопросам.
Статья 196.
Совет Шуры формируется и количе¬стве, определяемом законом, но не менее 132 членов.
Две трети ее членов избираются прямым всеобщим тай¬ным голосованием избирателей, и по крайней мере половина этого состава должна быть представлена рабочими п крестьянами. Президент Республики назначает остав¬шуюся треть состава Шуры.
Статья 197.
Закон определяет границы округов по выборам в Совет Шуры и количество членов, избирае¬мых от каждого округа, а также необходимые требова¬ния, которым должны отвечать избираемые или назнача¬емые члены Совета Шуры.
Статья 198.
Срок пребывания в должности членов Совета Шуры составляет шесть лет. В соответствии с за-коном обновление половины состава избираемых и на¬значаемых членов Шуры должно проводиться раз в три года. Допускается переизбрание и новое назначение членов Шуры, срок полномочий которых закончился.
Статья 199.
Совет Шуры избирает Председателя и его двух заместителей на своей первой очередной ежегод-ной сессии сроком: на три года. Если один из этих должностных постов становится вакантным, Совет избирает новое должностное лицо на оставшийся срок.
Статья 200.
Ни один из членов Народного Собра¬ния не может совмещать свою должность с членством в Совете Шуры.
Статья 201.
Премьер министр и его заместители, министры и другие должностные лица правительства не несут ответственности перед Советом Шуры.
Статья 202.
Президент Республики имеет право обратиться с заявлением по общей политике государства или по любому другому вопросу на совместном заседании Народного Собрания и Совета Шуры, под председатель¬ством Председателя Народного Собрания.
Президент Республики имеет право делать любые за¬явления перед Советом Шуры.
Статья 203.
Премьер министр и министры, а также другие официальные лица правительства могут делать заявления на заседании Совета Шуры или любых ее комитетов по всем вопросам, которые находятся в их компе¬тенции.
По просьбе премьер-министра, его заместителей, ми¬нистров или других правительственных официальных лиц они могут быть заслушаны на заседании Совета Шуры или ее комитетов и запросить содействия любых должно¬стных лиц, если сочтут это необходимым. Однако министр или другие должностные лица не могут принимать учас¬тия в голосовании при обсуждении данного вопроса.
Статья 204.
Президент Республики не может распустить Совет Шуры, за исключением случаев крайней необходимости, и такое решение означает назначение вы¬боров нового состава Совета Шуры в течение шестидеся¬ти дней с даты ее роспуска.
Совет собирается на первое заседание в течение деся¬ти дней с момента ее избрания.
Статья 205.
Положения, включенные в следующие статьи конституции, применимы к Совету Шуры (89, 90, 100, 101, 102, 104, 105, 106, 107, 129, 130, 134) при условии, если они не противоречат положениям данной главы.
Совет Шуры и ее Председатель осуществляют те по¬ложения, которые определены в вышеупомянутых статьях конституции.
Глава 2. Власть печати.
Статья 206.
Печать является народной, независимой властью, осуществляющей свои функции в форме, признаваемой Конституцией и законом.
Статья 207.
Печать осуществляет своп функции свободно и независимо, обслуживая общество с помощью всевозможных средств выражения. Она отражает тенден¬ции общественного мнения, донося до него информацию и предоставляя ему свою точку зрения в рамках основных структур общества, защиты прав, свобод и публич¬ных обязанностей и при условии уважения ценностей час¬тной жизни граждан, как это предусмотрено Конституци¬ей и определено действующим законодательством.
Статья 208.
Гарантируется свобода печати, запре¬щена предварительная цензура. В соответствии с консти-туцией и действующим законодательством запрещена уг¬роза конфискации или приостановления деятельности га¬зеты путем принятия административных мер.
Статья 209.
Свобода юридических лиц, как государственных, так и частных, а также политических партий осуществлять публикации или владеть газетами, защище¬на в соответствии с законом.
Финансирование и владение газетами и принадлежа¬щими им фондами находятся под контролем народа, как это предписано Конституцией и определено законом.
Статья 210.
Журналисты имеют право получать новости и любую другую информацию в соответствии с правилами, установленными законом. Их деятельность не подчинена никакой другой власти, кроме власти закона.
Статья 211.
Высший Совет по делам печати зани¬мается вопросами, касающимися непосредственно деятельности прессы. Закон определяет порядок его формирования, полномочия и порядок взаимоотношений с государственными органами.
Высший Совет по делам печати осуществляет свои полномочия в целях укрепления свободы печати и ее независимости для поддержания главных основ общества, гарантии надежности национального единства и социального мира, как это предусмотрено Конституцией и определено законом.