Конституция Буркина-Фасо
КОНСТИТУЦИЯ БУРКИНА-ФАСО
Принята на Референдуме 2 июня 1991 года
Пересмотрена законами:
002/97/ADP от 27 января 1997 г.
003 -2000/AN от 11 апреля 2000 г.
001 -2002/AN от 22 января 2002 г.
ПРЕАМБУЛА
(Закон N°002/97/ADP от 27 января 1997 г.)
Мы, суверенный народ Буркина-Фасо,
сознаем свою ответственность и свои обязанности перед историей и человечеством;
обязуемся сохранять демократические права и свободы, а также сделать все возможное для создания правового Государства, гарантирующего соблюдение общих и личных прав каждого, и стоящего на страже независимости, человеческого достоинства, безопасности, благосостояния, развития, равенства и справедливости как основных ценностей прогрессивного плюралистического общества, свободного от любых предубеждений;
подтверждаем свою преданность борьбе против любой формы господства. Это касается и демократической власти;
стремимся к экономической и политической интеграции с другими народами Африки с целью образования Федеративного Африканского Единства;
придерживаемся подписанной в 1948 г. всеобщей Декларации прав человека и других международных документов, затрагивающих экономические, политические, социальные и культурные вопросы;
торжественно подтверждаем свои обязательства перед Африканской Хартией прав человека и народов (1981 г.);
прилагаем все усилия, чтобы способствовать миру, справедливости, равенству, свободе и суверенитету народов, международному сотрудничеству, мирному урегулированию споров между государствами;
признаем абсолютную необходимость защиты окружающей среды;
подтверждаем и принимаем настоящую Конституцию, преамбула которой является неотъемлемой ее частью.
РАЗДЕЛ І. ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ЧАСТЬ I. ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 1.
Каждый буркиниец рождается свободным и имеет равные права.
Он имеет право на пользование всеми правами и свободами, гарантированными настоящей Конституцией.
Дискриминации любого рода, основанные на расовом и этническом происхождении, дискриминации по месту рождения, цвету кожи, полу, отношению к религии, сословию, политическим взглядам, запрещены.
Статья 2
Право на охрану жизни, безопасность, физическую неприкосновенность гарантируется этой Конституцией.
Запрещены и караются законом рабство, бесчеловечное, жестокое, унизительное и оскорбительное обращение, физические или моральные пытки, жестокое и ненадлежащее обращение с детьми, любые формы оскорбления и унижения человека.
Статья 3
Никто не может быть лишен права на свободу, если он не преследуем по каким-либо фактам или не наказан по закону.
Никто не может быть арестован, взят под стражу, депортирован либо сослан без существенных на то оснований, закрепленных в соответствующих законах.
Статья 4
Любой буркиниец и любой человек, проживающий в Буркина-Фасо, имеют равные права и обязанности. Каждый имеет право на независимый и непредвзятый суд.
Любой обвиняемый считается невиновным до того момента, пока его виновность не доказана.
Право на защиту, как и на свободный выбор своего защитника, гарантировано в любой судебной инстанции.
Статья 5
Все, что не запрещается законом, разрешено и не может служить препятствием для осуществления любого рода деятельности. Никто не может быть принужден к действиям, противоречащим закону.
Уголовный кодекс не имеет обратной силы. Никто не может быть осужден и наказан за совершенное преступление и уголовно наказуемое деяние, если оно было совершено до обнародования и вступления в силу изданного закона.
Наказание является личным и индивидуальным.
Статья 6
Место проживания, частная и семейная жизнь, тайна переписки каждого человека являются неприкосновенными.
Это положение может быть нарушено только в случаях, предусмотренных законом.
Статья 7
Конституция гарантирует следующие права и свободы, если они не нарушают закон, общественный порядок, правила приличия и человеческого достоинства:
свобода вероисповедания,
свобода совести,
свобода религиозных и философских взглядов,
право на поклонение культу,
свобода объединения,
право на свободное соблюдение обычаев,
право на свободную организацию манифестации.
Статья 8
Свобода взглядов, прессы и право на достоверную информацию гарантируются Конституцией.
Любой человек имеет право выражать и высказывать свое мнение в рамках закона.
Статья 9.
Свободное перемещение людей и имущества, свободный выбор места жительства и право на убежище гарантированы законом.
Статья 10.
Каждый буркинийский гражданин обязан защищать государство и поддерживать территориальную целостность.
ЧАСТЬ II. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 11.
Каждый буркиниец пользуется гражданскими и политическими правами, предусмотренными законом.
Статья 12.
Каждый буркиниец имеет право участвовать в управлении делами государства и общества.
На этом основании каждый гражданин является избирателем и может быть избираемым при условиях, предусмотренных законом.
Статья 13
Политические партии и организации создаются свободно.
Они способствуют организации политической жизни, информированию и воспитанию народа, а также осуществляют избирательное право.
Политические партии и организации свободно осуществляют свою деятельность в соответствии с законом. Все политические партии и организации равны в своих правах и обязанностях.
Однако, трайбалистические, регионалистические, конфессионные или расистские политические партии и организации запрещены.
ЧАСТЬ III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 14
Материальные ценности и природные ресурсы принадлежат народу. Они используются для улучшения условий его жизни.
Статья 15
Право собственности гарантировано. Однако, оно не может быть применено в ущерб социальной выгоде, безопасности, свободе, существованию или собственности другого.
Это постановление может быть нарушено только в случаях государственной необходимости, установленных в законодательной форме.
Никто не может быть лишен права пользования имуществом, если это не обосновано государственной выгодой. В этом случае гражданин получает справедливое возмещение убытков, зафиксированных в соответствии с законом. Компенсация должна быть получена гражданином до принудительного изъятия, исключая случаи крайней необходимости или форс-мажор.
Статья 16
Свободное предпринимательство гарантированно в соответствии с законом.
Статья 17
Уплата фискальных обязательств производится в соответствии с законом и вменяется в обязанность каждому.
ЧАСТЬ IV. СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
Статья 18.
Воспитание, просвещение, образование, работа, социальное страхование, жилье, спорт, досуг, здоровье, охрана материнства и детства, помощь пожилым людям и инвалидам, социально незащищенным лицам, содействие художественным и научным открытиям, социальные и культурные права признаются и гарантируются настоящей Конституцией.
Статья 19.
Конституции гарантирует право на труд, которое является равным для всех.
Запрещено применение дискриминационных мер при назначении на должность или вознаграждении, которое основано на половом признаке, цвете кожи, социальном происхождении, этнических или политических взглядах.
Статья 20.
Государство осуществляет контроль над постоянным улучшением условий труда и защитой трудящихся.
Статья 21.
Конституция гарантирует право на создание союзов. Каждый человек имеет право учреждать союзы и свободно участвовать в деятельности созданных организаций. Деятельность союзов должна соответствовать законам и действующим постановлениям.
Конституция также гарантирует свободу вступления в профсоюзы. Они осуществляют свою деятельность без принуждения и без ограничений, не предусмотренных законом.
Статья 22
Каждый гражданин имеет право на забастовку. Оно осуществляется согласно действующим законам.
Статья 23
Семья является базовой ячейкой общества. Государство оказывает ей поддержку.
Брак основан на добровольном согласии мужчины и женщины. Любая дискриминация по расовому признаку, цвету кожи, вероисповеданию, принадлежности к этнической группе, касте, по социальному происхождению, состоянию запрещена в браке.
Дети имеют равные права и обязанности в семейных отношениях. Родители имеют право и должны вырастить и воспитать своих детей. Дети, в свою очередь, должны оказывать уважение и поддержку своим родителям.
Статья 24
Государство стремится к увеличению прав ребенка.
Статья 25
Право передачи личного имущества по наследству или в дарение признается в соответствии с законами и действующими постановлениями.
Статья 26
Государство гарантирует право на охрану здоровья.
Статья 27
Каждый гражданин имеет право на образование. Обучение в стране государственное и нерелигиозное.
Конституцией признается частное образование. Закон устанавливает принципы его осуществления.
Статья 28
Закон гарантирует право на интеллектуальную собственность.
Свобода создания художественных, научных, технических трудов защищается законом.
Каждый гражданин может открыто участвовать в культурной, интеллектуальной, художественной и научной деятельности согласно действующим правовым нормам.
Статья 29
Конституцией гарантируется право каждого гражданина на здоровую окружающую среду. Охрана, защита и пропагандирование здоровой окружающей среды является обязанностью граждан.
Статья 30
Каждый гражданин имеет право инициировать акцию или примкнуть к какой-либо коллективной акции с петицией против следующих действий:
действий, наносящих ущерб государственному имуществу;
действий, наносящих ущерб общественному имуществу;
действий, наносящих вред окружающей среде или посягающих на культурное или историческое наследие.
РАЗДЕЛ ІІ. О ГОСУДАРСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕННОМ СУВЕРЕНИТЕТЕ
Статья 31
Буркина-Фасо – демократическое, унитарное и нерелигиозное государство с республиканской формой правления.
Статья 32
Государственный суверенитет принадлежит народу, который его использует в условиях, предусмотренных действующей Конституцией и законом.
Статья 33
Избирательное право может быть прямым или косвенным и осуществляется в условиях, предусмотренных законом.
Прямое избирательное право является общим, равным и тайным.
Статья 34
Символы Нации – государственный флаг, герб, гимн, лозунг.
Государственный флаг – трехцветный, в форме прямоугольника, расположенного горизонтально. Имеет красно-зеленый цвет, в центре расположена пятиконечная звезда желто-золотого цвета.
Герб является конститутивным элементом.
Национальный гимн – Дитани.
Лозунг: «Единство. Развитие. Справедливость».
Статья 35
Официальный язык – французский.
Закон устанавливает порядок назначения и официального признания национальных языков.
РАЗДЕЛ ІІІ. О ПРЕЗИДЕНТЕ БУРКИНА-ФАСО
Статья 36
Президент Буркина-Фасо является главой государства. Он осуществляет надзор за соблюдением Конституции, определяет главные направления политики государства, воплощает и обеспечивает национальное единство.
Президент является гарантом национальной независимости, территориальной целостности, постоянства и преемственности государства, соблюдения соглашений и международных договоров.
Статья 37
Президент Буркина-Фасо избирается на пять лет всеобщим прямым, равным, тайным голосованием. Может быть повторно избран только один раз.
Статья 38
Кандидат на пост Президента Буркина-Фасо должен быть урожденным буркинийцем. Родители главы государства также должны быть буркинийцами. Кандидату на пост Президента должно быть не менее тридцати пяти лет на момент выдвижения своей кандидатуры, и он должен соответствовать требованиям, предъявляемым законом для кандидата на пост президента.
Статья 39
Президент Буркина-Фасо избирается абсолютным большинством голосов.
Если это большинство не является абсолютным после первого тура выборов, второй тур выборов должен пройти через пятнадцать (15) дней. Только два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов по результатам первого тура, могут пройти во второй тур. В этом случае Президент Буркина-Фасо будет избран простым большинством.
Статья 40
Дата выборов назначается минимум за двадцать один день до начала самих выборов и максимум за сорок дней до истечения срока мандата действующего Президента.
Статья 41
Закон устанавливает порядок проведения, условия соответствия кандидатов предъявляемым требованиям к президентским выборам, процесс выборов, подсчет голосов и объявление результатов. Закон предусматривает все нюансы, чтобы выборы были свободными, честными и правомерными.
Статья 42
Служебные обязанности Президента Буркина-Фасо несовместимы с осуществлением других избирательных полномочий на национальном уровне, а также с осуществлением иной государственной или профессиональной деятельности.
Положения статей 72, 73, 74 и 75 настоящей Конституции применимы к Президенту Буркина-Фасо.
Статья 43
Если в силу сложившихся обстоятельств Президент отсутствует и временно не может исполнять свои служебные обязанности, его полномочия временно исполняются Премьер-министром.
В случае, если должность Президента Буркина-Фасо является вакантной вследствие абсолютного и окончательного отстранения от должности, констатированного Конституционным Советом, или ареста правительством, функции Президента Буркина-Фасо осуществляются Президентом национальной Ассамблеи.
Выборы нового Президента проходят минимум за тридцать дней и максимум за шестьдесят дней после официального объявления вакансии или окончательного решения отставки.
В любом случае, не могут быть реализованы статьи 46, 49, 50, 59 и 161 действующей Конституции в течение вакантной должности Президента.
Статья 44
Перед вступлением в должность избранный Президент дает следующую клятву перед Конституционным Советом: «Я клянусь перед буркинийским народом охранять, уважать и защищать Конституцию и законы, использовать любые средства, чтобы гарантировать справедливость всем жителям Буркина-Фасо».
В течение процедуры формирования Правительства Президент Конституционного Совета получает от Президента Буркина-Фасо письменную декларацию о его имущественном состоянии.
Статья 45
Закон предусматривает гражданские обязанности для Президента Буркина-Фасо. Он возглавляет службу выплат содержания в пользу бывших президентов.
Статья 46
Президент Буркина-Фасо определяет и отменяет полномочия Премьер-министра. Премьер-министр может уйти в отставку по собственному желанию либо по усмотрению Президента в высших интересах нации.
По рекомендациям Премьер-министра Президент назначает других членов Правительства, а также отменяет их полномочия.
Статья 47
Президент Буркина-Фасо возглавляет Совет министров. Премьер-министр его замещает в случаях, предусмотренных действующей Конституцией.
Статья 48
Президент Буркина-Фасо промульгирует закон через двадцать один день и передает Правительству окончательно принятый текст. Этот срок сокращается до восьми дней в случае неотложности, объявленной национальной Ассамблеей.
Президент Буркина-Фасо может в течение срока промульгации требовать второго слушания закона или некоторых статей. Это требование не может быть отклонено. Процедура повторного слушания замедляет срок промульгации.
Если промульгация не произошла в надлежащие сроки, закон автоматически вступает в силу после постановления Конституционного Совета.
Статья 49
Президент Буркина-Фасо может после подписания Премьер-министром и Президентом Национальной Ассамблеи поставить на референдум любой проект закона, касающийся национальных интересов.
Статья 50
Президент Буркина-Фасо в праве после обсуждения с Премьер-министром и Президентом Национальной Ассамблеи вынести решение о роспуске Национальной Ассамблеи.
Статья 51
Президент Буркина-Фасо общается с Национальной Ассамблеей лично либо посредством сообщений, которые зачитываются Президентом Национальной Ассамблеи. Кроме очередных сессий, Национальная Ассамблея созывается специально по этому поводу.
Статья 52
Президент Буркина-Фасо является Главнокомандующим национальных Вооруженных сил. На этом основании он возглавляет Высший Совет безопасности. Он назначает заместителя руководителя Вооруженных сил.
Статья 53
Президент Буркина-Фасо является президентом Верховного Совета магистратуры.
Статья 54
Во власти Президента Буркина-Фасо находится право помилования. Он предлагает к рассмотрению законы об амнистии.
Статья 55
Президент Буркина-Фасо назначает на посты Высшего гражданского и военного управления, также как и на посты на предприятиях и компаниях стратегического характера, определяющихся законом. Он назначает Послов в иностранные государства и международные организации.
Иностранные послы и Чрезвычайные послы аккредитуются Президентом.
Он назначает Главного Канцлера буркинийского правительства.
Статья 56
Закон определяет другие посты, которые назначаются Советом Министров, но при этом сохраняются условия, в которых полномочия назначения на должность президента выполняются.
Статья 57
Действия Президента Буркина-Фасо, кроме действий, предусмотренных статьями 46, 49, 50, 54 и 59, скреплены подписью Премьер-министра, а в случае необходимости – министрами, которые имеют к этому отношение.
Статья 58
Президент Буркина-Фасо издает указ, после обсуждения на Совете Министров, о чрезвычайном или осадном положении.
Статья 59
Когда основные законы Буркина-Фасо, независимость нации, территориальная целостность или исполнение долговых обязательств серьезно и непосредственно подвергаются опасности и/или постоянная деятельность государственной конституционной власти прервана, Президент Буркина-Фасо принимает соответствующие меры, исходя из создавшихся обстоятельств, после обсуждения на Совете министров, после правительственных совещаний Президентов Национальной Ассамблеи и Конституционного Совета. Он информирует об этом народ в своем обращении. Ни в коем случае он не имеет права призывать на помощь иностранные военные силы для вмешательства во внутренний конфликт. Национальная Ассамблея созывается на внеочередную сессию и не может быть распущена во время чрезвычайного положения.
Статья 60
Президент Буркина-Фасо может делегировать некоторые свои полномочия Премьер-министру.
РАЗДЕЛ IV. О ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
Статья 61
Правительство является исполнительным органом.
Оно представляет государство и политику нации. На этом основании Правительство обязательно принимает участие:
в проектах международных соглашений;
в проектах и предложениях законов;
в проектах текстов регламентов.
Оно руководит государственными органами, силовыми структурами и безопасностью.
Статья 62
Правительство отвечает перед Парламентом по вопросам и следуя процедурам, предусмотренным настоящей Конституцией.
Статья 63
Главой Правительства является Премьер-министр. На этом основании он руководит и координирует правительственными действиями. Он отвечает за исполнение национальной политики защиты, определенной Президентом Буркина-Фасо.
Премьер-министр наделен распорядительной властью: обеспечивает исполнение законов, назначает на государственную и военную службы, кроме тех назначений, которые находятся в компетенции Президента Буркина-Фасо.
Статья 64
Премьер-министр председательствует в Совете министров в силу своих полномочий и по определенному распорядку дня.
Статья 65
Премьер-министр устанавливает полномочия членов Правительства. Эти полномочия принимаются постановлением Совета министров.
Статья 66
Действия Премьер-министра, в случае необходимости, скреплены подписями членов правительства, наделенными их исполнением.
Статья 67
Премьер-министр может делегировать некоторые свои полномочия на членов Правительства.
Статья 68
Члены Правительства несут ответственность за управление соответствующими департаментами перед Премьер-министром.
Статья 69
С отставкой Премьер-министра служебные обязанности других членов правительства прекращаются автоматически. В этом случае члены правительства передают свои текущие дела до формирования нового правительства.
Статья 70
Служебные обязанности членов правительства противоречат использованию парламентского мандата, любой оплачиваемой профессиональной деятельности, профессиональным представительским функциям.
Однако, осуществление профессиональных представительских функций международного уровня возможно, но с предварительного согласия правительства.
Статья 71
Каждое лицо, призванное к исполнению министерских функций, обязательно пользуется правом открепления или временным прекращением трудового контракта.
Статья 72
Члены правительства не должны подвергаться ситуациям, провоцирующим конфликты между служебными обязанностями и личными интересами.
Статья 73
В течение срока своих должностных обязанностей члены правительства не имеют права прямой или косвенной покупки или аренды того, что принадлежит Государству. Закон предусматривает случаи, когда он может быть нарушен.
Члены правительства не могут принимать участия в торгах, проводимых администрацией или подведомственными государственными учреждениями, или быть подвержены их контролю.
Статья 74
Никто из членов правительства не имеет права ни извлекать выгоду из своего служебного положения, ни пускать в ход прямо или косвенно личную информацию, которая ему сообщалась.
Статья 75
Положения Статьи 73 применимы к членам правительства в течение последующих 6 месяцев после окончания срока их полномочий.
Положения Статьи 74 остаются в силе в течение двух последующих лет после окончания срока их полномочий.
Статья 76
Каждый член Правительства ответственен перед Высшим Судом за преступления и правонарушения, совершенные им при исполнении своих полномочий.
Статья 77
С момента начала действия полномочий и до их завершения члены Правительства обязаны предоставлять перечень своего имущества Конституционному Совету.
Это обязательство распространяется на всех председателей комитетов, признанных Конституцией, а также на других личностей, список которых определяется законом.
РАЗДЕЛ V. О ПАРЛАМЕНТЕ
Статья 78
Парламент состоит из единственной Палаты, именуемой «Национальная Ассамблея».
Статья 79
Члены Национальной Ассамблеи называются «депутатами».
Статья 80
Депутаты избираются всеобщим прямым, равным, тайным голосованием.
Любой гражданин, избранный депутатом, в случае надобности должен пользоваться правом открепления или временного прекращения контракта.
Статья 81
Срок полномочий депутатов составляет пять лет.
Статья 82
Закон устанавливает:
избирательные ограничения;
число мест и их распределение по округам;
способ голосования;
условия выборов и перевыборов в случае вакансий, а также невозможность быть избранным из-за несовместимости исполняемых обязательств;
депутатский статус и сумму вознаграждения.
Статья 83
Нельзя приступать к частичным выборам в последней, третьей части легислатуры.
Статья 84
Национальная Ассамблея вотирует закон, устанавливает налоги и контролирует деятельность правительства в соответствии с положениями настоящей Конституции.
Статья 85
Любой императивный мандат считается недействительным.
Все депутаты имеют решающий голос. Право голоса депутатов личное. Однако делегирование голосования разрешено, когда отсутствие депутата оправдано. Законно никто не может получить для одного голосования более одного делегированного голоса.
Статья 86
Каждая вновь избранная Ассамблея избирает свих членов, несмотря на контроль правомерности, осуществляемый Конституционным Советом.
Она учреждает свою внутреннюю регламентацию.
Статья 87
Ассамблея обязательно собирается каждый год на две очередные сессии. Продолжительность каждой не должна превышать девяносто дней. Первая сессия открывается в первую среду марта, а вторая – в последнюю среду сентября. Если первая среда марта или последняя среда сентября выпадает на праздничные дни, сессия открывается в следующий рабочий день.
Статья 88
Ассамблея собирается на внеочередную сессию по созыву своего Председателя, по просьбе Премьер-министра или же по абсолютному большинству депутатов по определенной повестке дня. Внеочередная сессия закрывается по исчерпании повестки дня.
Статья 89
Заседания Ассамблеи публичны. Тем не менее, Ассамблея может собраться и за закрытыми дверями в случае необходимости.
Статья 90
Помимо форс-мажора, установленного Конституционным Советом, все заседания Ассамблеи действительны, только если они проходят в Парламенте.
Статья 91
Председатель национальной Ассамблеи избирается на срок легислатуры абсолютным большинством в первом туре, простым большинством – во втором туре.
Статья 92
В случае, если пост председателя Ассамблеи вакантен по причине смерти, отставки либо по какой-то иной причине, Ассамблея избирает нового Председателя на условиях, определенных статьей 91.
Статья 93
Ассамблея обладает финансовой независимостью. Ее Председатель распоряжается кредитами, которые ему предоставлены по роду его деятельности. За это он несет ответственность перед Ассамблеей. За допущенную ошибку он может быть отстранен от управления абсолютным большинством Ассамблеи.
Статья 94
Каждый депутат, занимающий высокий пост, имеет в Ассамблее заместителя. Перечень высоких постов определяется законом.
Если он прекращает исполнять свои обязанности не позднее конца середины легислатуры, он может снова занять свой пост. Позднее этой даты он может снова занять пост только в случае, если он вакантен по причине смерти или отставки заместителя.
Статья 95
Никто из депутатов не может преследоваться, разыскиваться, задерживаться, заключаться под стражу или осуждаться по причине высказывания своих взглядов или голосования во время исполнения своих служебных обязанностей.
Статья 96
Кроме случаев явного правонарушения депутат может быть преследуем и задержан по делам о проступках и преступлениях только с согласия как минимум трети членов Ассамблеи на сессии или в комитете Ассамблеи за пределами сессии.
РАЗДЕЛ VI. О ВЗАИМНЫХ СФЕРАХ ЗАКОНА И РЕГЛАМЕНТА
Статья 97
Предложения и проекты законов обсуждаются на Совете министров перед подачей в комитет Национальной Ассамблеи.
Статья 98
Народ инициирует законы путем прошения, основанного на предложении, составленном и подписанном как минимум пятнадцатью тысячами (15 000) граждан, имеющих право голоса, предусмотренное законом.
Предложение подается в комитет Национальной Ассамблеи.
Право исправления принадлежит депутатам и правительству, каким бы ни был текст оригинала.
Статья 99
Постановление – это акт, подписанный Президентом Буркина-Фасо после решения Совета министров, в области закона и в случаях, предусмотренных статьями 103, 107 и 119 настоящей Конституции. Оно вступает в силу с момента своей публикации.
Статья 100
Простой указ – это акт, подписанный Президентом Буркина-Фасо или Премьер-министром и скрепленный подписями одного или нескольких компетентных членов правительства.
Указ Совета министров – это акт, подписанный Президентом Буркина-Фасо и Премьер-министром после соглашения Совета министров. Он скреплен подписями одного или нескольких компетентных членов правительства.
Статья 101
Закон фиксирует правила относительно:
гражданства, политических прав, публичных свобод;
подчинений, связанных с необходимостью национальной защиты;
национальности, состояния и дееспособности человека, порядка супружеских отношений, наследования и дарения;
процедуры, по которой обычаи будут установлены и приведены в гармонию с фундаментальными принципами действующей Конституции;
детерминации преступлений и правонарушений, так же как и следующих за ними мер наказания, уголовного процесса, амнистии;
организации общей судебной и административной системы, положения магистратов, министерских служащих и вспомогательной юридической службы;
налогообложения, нормы и порядка взыскания налогов любого вида;
порядка денежной эмиссии;
избирательного порядка Национальной Ассамблеи и местных собраний;
национализации предприятий и трансферов собственности предприятий государственного и частного секторов;
создания категорий общественных предприятий;
чрезвычайного и неотложного положения.
Закон определяет фундаментальные принципы:
охраны и защиты окружающей среды;
разработки, осуществления и следования национальным планам и программам развития;
защиты и свободы прессы и доступа к информации;
общей организации управления;
общего положения общественных функций;
организации и национальной защиты;
образования и научных исследований;
интеграции национальных культурных ценностей;
порядка собственности, действительных гражданских и коммерческих прав и обязанностей;
права на работу, права на профсоюз, на социальное устройство;
на отчуждение и управление государственным имуществом;
тюремного порядка;
взаимопомощи и сбережений;
организации производства;
порядка перевозок и сообщения;
свободного управления территориальными общностями, их полномочий и ресурсов.
Статья 102
Закон о государственном бюджете определяет на каждый год государственные доходы и расходы. Проект закона о бюджете должен предусматривать необходимые доходы на полное покрытие расходов.
Статья 103
Национальная Ассамблея занимается законом о госбюджете с начала открытия второй очередной сессии.
Положения проекта могут вступить в силу путем вынесения постановления, если Ассамблея не приняла решения в шестидесятидневный срок с момента подачи проекта, и если новый бюджетный год очень близок. В этом случае правительство созывает внеочередную сессию с требованием ратификации. Если бюджет не принят голосованием к концу внеочередной сессии, он окончательно утверждается вынесением постановления.
Если проект закона о госбюджете не был представлен в срок, чтобы за него проголосовали, и он был бы промульгирован до начала его применения, Премьер-министр требует срочно у Ассамблеи согласия на принятие бюджета прошлого года.
Статья 104
В процессе выполнения бюджета, если того требуют обстоятельства, правительство предлагает Парламенту внесение поправок в закон о бюджете.
Статья 105
Национальная Ассамблея оплачивает национальные счета, согласно порядка, предусмотренного законом о бюджете.
Ассамблея взаимодействует со Счетной палатой, которая устанавливает и изучает все, относящееся к государственным доходам и расходам, управлению национальным казначейством, органам местного самоуправления, администрациям или учреждениям, подведомственным государству и подчиненным его контролю.
Статья 106
Ассамблея обязательно собирается в случае чрезвычайного положения, если в данный момент не проходит очередная сессия. Чрезвычайное положение не может быть отсрочено больше, чем на пятнадцать дней, после согласия Ассамблеи. Только Ассамблея имеет полномочия на провозглашение войны и отправку войск за границу.
Статья 107
Правительство может для осуществления своих программ просить у Ассамблеи согласия принять вынесением постановления в ограниченный срок необходимые меры.
Постановления принимаются на Совете министров после принятия Конституционным Советом. Они вступают в законную силу с момента их публикации, но утрачивают силу, если проект закона ратификации не представлен Ассамблее до даты, фиксированной законом о признании правоспособности.
По истечению срока действия, упоминавшегося в первом абзаце данной статьи, положения могут быть модифицированы только в законодательной области.
Статья 108
Другие материалы, зависящие от области закона, имеют регламентный характер.
РАЗДЕЛ VII. ОБ ОТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ И НАЦИОНАЛЬНОЙ АССАМБЛЕЕЙ
Статья 109
Премьер-министр имеет доступ в Национальную Ассамблею. Он может поручить члену Правительства представительство в Ассамблее, а также присутствовать при обсуждениях или на комиссиях членов Правительства, советников или экспертов. Премьер-министр открыто излагает депутатам национальную ситуацию во время открытия первой сессии ассамблеи.
За этим изложением следует обсуждение, но эти вопросы не голосуются.
Статья 110
Члены правительства имеют доступ в Ассамблею, в свои комиссии и консультативные органы. Они могут ассистировать советникам и экспертам.
Статья 111
На протяжении сессий одно заседание в неделю посвящено вопросам депутатов и ответам правительства.
Ассамблея может обратиться к правительству с актуальными вопросами письменно, устно, с обсуждением или без.
Статья 112
Правительство представляет проекты законов в Национальную Ассамблею.
Оно представляет и защищает перед ней политику правительства, бюджет государства, планы национального экономического и социального развития.
Оно участвует в обсуждениях, касающихся ориентирования, законности, справедливости и эффективности политики правительства.
Статья 113
Правительство представляет Ассамблее все необходимые разъяснения по управлению и своим действиям.
Ассамблея может учредить комиссию по расследованию.
Статья 114
Взаимные отношения Ассамблеи и правительства выражаются в равной степени:
в вотуме недоверия;
в вопросах доверия;
в роспуске Ассамблеи;
в процедуре парламентской дискуссии.
Статья 115
Национальная Ассамблея может выдвигать вотум недоверия по отношению к правительству. Вотум недоверия подписывается как минимум одной третью депутатов Ассамблеи. Чтобы быть принятым, за него должно проголосовать абсолютное большинство членов, составляющих Ассамблею. В случае отклонения вотума недоверия, подписавшиеся могут подписывать очередной вотум только по истечении года.
Статья 116
Премьер-министр после обсуждения с Советом министров может возложить на Национальную Ассамблею ответственность правительства по программе или по общеполитическому заявлению.
Доверие к правительству отклоняется, если представленный текст не набирает абсолютного большинства голосов членов, составляющих Ассамблею.
Голосование по вопросу доверия может проводиться только в течение сорока восьми часов с момента представления текста.
Премьер-министр после обсуждения с Советом министров может возложить ответственность правительства по голосованию за текст на Ассамблею. В этом случае этот текст считается принятым, кроме вотума недоверия, представленного в последующие сорок восемь часов и поставленного на голосование в условиях, предусмотренных в вышеописанных абзацах.
Статья 117
Если за вотум недоверия проголосовали или доверие было отклонено, Президент Буркина-Фасо в восьмидневный срок отстраняет от должности Премьер-министра. Он назначает нового Премьер-министра согласно процедуре, прописанной в статье 46.
Статья 118
Распорядок дня Ассамблеи приоритетен. Обсуждение народных прошений, правительственных проектов и предложений происходит в порядке, установленном правительством.
Однако любое предложение может быть оспорено через два месяца после принятия правительством, без присоединения к предыдущему абзацу и к статьям 121 и 122 действующей Конституции.
Статья 119
В случае неотложности, объявленной правительством, Ассамблея высказывается по поводу проектов законов в двухнедельный срок. По принятию закона о госбюджете этот срок увеличивается до сорока дней. Если по окончании срока за закон не проголосовали, проект закона промульгируется как постановление Президента Буркина-Фасо по предложению Премьер-министра.
Статья 120
Предложения и поправки относительно закона о госбюджете, представленные депутатами, недопустимы до тех пор, пока их принятие является следствием либо сокращения государственных средств, либо создания или повышения риска, если только предложения не сопровождаются увеличением доходов или эквивалентной экономией.
Статья 121
Если того требует правительство, Ассамблея высказывается за единственное голосование всего текста или его части, дискуссией, содержащей только предложенные или принятые поправки.
Статья 122
Когда Ассамблея поручает рассмотрение проекта текста комиссии, правительство может после начала дебатов противостоять рассмотрению любых поправок, которые не были предварительно представлены на рассмотрение этой комиссии.
Статья 123
Предложения и поправки, которые не входят в сферу закона, недопустимы. Недопустимость выносится Председателем Ассамблеи.
В случае оспаривания, Конституционный Совет на обращение о рассмотрении Премьер-министра или Председателя Ассамблеи выносит постановление в восьмидневный срок.
РАЗДЕЛ VIII. О СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ
Статья 124
Судебная власть доверена судьям. Она исполняется на всей территории Буркина-Фасо судебными органами в судебном и административном порядке, предусмотренном законом.
Статья 125
Судебная власть – гарант личных и общих свобод.
Она осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод, определенных настоящей Конституцией.
Статья 126
Судебными органами судебного и административного порядка Буркина-Фасо являются:
Кассационный суд;
Государственный Совет;
Счетная Палата;
суды и трибуналы, установленные законом.
Эти судебные органы приводят закон в действие.
Статья 127
Кассационный суд – это высший судебный орган судебного порядка.
Государственный Совет – это высший судебный орган административного порядка.
Счетная Палата – это высший судебный орган контроля государственных финансов.
Основной закон определяет членский состав, организационную структуру, полномочия, деятельность каждого из этих судебных органов.
Статья 128
Закон устанавливает местонахождение, судебный округ, круг обязанностей и членский состав судов и трибуналов.
Статья 129
Судебная власть независима.
Статья 130
Представители судебной власти исполняют свои служебные обязанности только силой закона. Они являются пожизненными.
Статья 131
Президент Буркина-Фасо является гарантом судебной власти.
Он поддерживается Высшим Советом Магистратуры.
Статья 132
Президент Буркина-Фасо – Президент Высшего Совета магистратуры.
Статья 133
Основной закон определяет членский состав, организационную структуру, полномочия и деятельность Высшего Совета магистратуры.
Статья 134
Высший Совет магистратуры вносит предложения по назначениям и распределению должностей магистратов в Кассационном суде, Государственном Совете, Счетной Палате и председателей апелляционных судов.
Он высказывает свое мнение по предложениям, относящимся к другим назначениям на посты, Министру Юстиции.
Прокуроры назначаются и распределяются Министром Юстиции.
Статья 135
Основной закон определяет статус магистратуры в соблюдении принципов, содержащихся в настоящей Конституции.
Он предусматривает и определяет гарантии и независимость магистратуры.
Статья 136
Аудиенция во всех судах и трибуналах публичная. Аудиенция при закрытых дверях допустима только в случаях, предусмотренных законом.
Решения судебных органов обоснованы, кроме случаев, где закон трактуется по-иному.
РАЗДЕЛ IX. О ВЫСШЕМ СУДЕ
Статья 137
Высший суд учрежден. Высший суд состоит из депутатов, избираемых Национальной Ассамблеей после каждого обновления состава. Магистраты назначаются Председателем Кассационного Суда. Кассационный Суд избирает своего Председателя среди своих членов.
Закон определяет организационную структуру, правила функционирования и порядок производства, применимые к нему.
Статья 138
В компетенцию Высшего Суда входит знание действий, совершаемых Президентом Буркина-Фасо при исполнении своих функций и определяющихся высшей изменой, посягательством на Конституцию или хищением денежных средств государства.
В компетенцию Высшего Суда также входит осуждение членов правительства за криминальные поступки или правонарушения, совершенные при исполнении своих служебных обязанностей. В других случаях они подлежат рассмотрению по общему праву и другими судебными органами.
Статья 139
Предание суду присяжных Президента Буркина-Фасо голосуется четырьмя пятыми голосов депутатов, входящих в Ассамблею. Члены правительства голосуются двумя третями голосов депутатов, входящих в Ассамблею.
Статья 140
Высший суд взаимодействует по определению преступлений и правонарушений и определению мер наказания с действующими уголовными законами по факту совершения преступления.
РАЗДЕЛ X. ОБ ЭКОНОМЧЕСКОМ И СОЦИАЛЬНОМ СОВЕТЕ И ОРГАНАХ КОНТРОЛЯ
Статья 141
Учрежден экономический и социальный Совет (СЭС).
СЭС дает свою оценку по вопросам экономического, социального или культурного характера и представляет их на рассмотрение Президенту Буркина-Фасо или правительству.
СЭС может принимать участие в обсуждении любого проекта плана или программы, имеющего экономический, социальный или культурный характер.
СЭС может делать анализ любой экономической или социальной проблемы. Свои выводы он представляет Президенту Буркина-Фасо или правительству.
По просьбе Президента Буркина-Фасо или правительства, СЭС назначает одного из своих членов для изложения перед этими органами своего мнения по определенным вопросам.
Основной закон определяет членский состав, организационную структуру и деятельность экономического и социального Совета.
Статья 142
Контролирующие органы создаются законом.
Их компетенция охватывает вопросы экономического, социального и культурного характера.
Законом определяется членский состав, полномочия и деятельность контролирующих органов.
РАЗДЕЛ XI. ОБ ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 143
Буркина-Фасо состоит из органов местного самоуправления.
Статья 144
Создание, упразднение, разделение органов местного самоуправления подчинено закону.
Статья 145
Закон предусматривает демократическое участие населения в свободном управлении органами местного самоуправления.
РАЗДЕЛ XII. ОБ АФРИКАНСКОМ ЕДИНСТВЕ
Статья 146.
С любым африканским государством Буркина-Фасо может заключить соглашение об ассоциации или сообществе, влекущим за собой общий или частичный отказ от суверенитета.
Статья 147
Соглашения, посвященные вступлению Буркина-Фасо в Конфедерацию, Федерацию или в Союз Африканских Государств, подчиняются воле народа путем проведения референдума.
РАЗДЕЛ XIII. О МЕЖДУНАРОДНЫХ ДОГОВОРАХ И СОГЛАШЕНИЯХ
Статья 148.
Президент Буркина-Фасо ведет переговоры, подписывает и ратифицирует международные договоры и соглашения.
Статья 149
Договоры о мире, о торговле, договоры, которые касаются финансов Государства и приводят к изменениям в законодательстве, относятся к гражданскому состоянию лиц, могут быть ратифицированы и утверждены только на основании закона.
Они вступают в силу только после ратификации или утверждения.
Статья 150
Если Конституционный Совет, действующий согласно статье 157, заявляет, что международное обязательство предполагает нарушение Конституции, санкция на его ратификацию может быть только после пересмотра Конституции.
Статья 151
Договоры и соглашения, ратифицированные или утвержденные по правилам, имеют с момента публикации высшую власть законов, при условии, что каждый договор или соглашение приняты второй стороной.
РАЗДЕЛ XIV. О КОНСТИТУЦИОННОМ СОВЕТЕ
Статья 152
Конституционный Совет – это орган, компетентный в конституционном и избирательном деле. Он выносит постановления о конституционности законов, положений, а также о соответствии международных договоров и соглашений Конституции.
Он интерпретирует положения Конституции. Контролирует правильность, открытость и достоверность референдума, президентских выборов, выборы в парламент и разрешает избирательные споры. Он провозглашает окончательные результаты президентских и парламентских выборов, а также выборов в местные органы самоуправления.
Контроль, правильность и открытость местных выборов входит в компетентность административной юстиции.
Статья 153
Конституционный Совет состоит, кроме своего Председателя, из трех (3) магистратов, назначенных Президентом Буркина-Фасо по предложению Министра Юстиции, трех (3) представителей, назначенных Президентом Буркина-Фасо, и из трех (3) представителей, назначенных Председателем национальной Ассамблеи.
Кроме Председателя, члены Конституционного Совета назначаются единым мандатом на девять (9) лет.
Однако, они продлеваются по трети (1/3) каждые три (3) года по условиям закона.
Члены Конституционного Совета не могут совмещать свои функции с функциями членов Правительства или Парламента.
Другая невозможность совмещения предписывается законом.
Статья 154
Конституционный Совет ведет надзор за правильностью президентских выборов. Он изучает рекламации и провозглашает результаты голосования.
Конституционный Совет выносит решение о правильности выборов депутатов, в случае оспаривания.
Конституционный Совет ведет надзор за правильностью проведения референдума и обнародует результаты.
Конституционный Совет ведет надзор за соблюдением процедуры пересмотра Конституции.
Статья 155
Основной закон и постановления национальной Ассамблеи перед промульгацией и проведением в жизнь должны быть представлены на рассмотрение в Конституционный Совет.
Статья 156
Конституционный Совет также ведет надзор за соблюдением положений статьи 13 абзаца 5 настоящей Конституции политическими партиями.
Статья 157
Конституционный Совет подвергнут аресту:
Президентом Буркина-Фасо;
Премьер-министром;
Председателем национальной Ассамблеи;
как минимум одной пятой (1/5) членов национальной Ассамблеи.
Статья 158
Возбуждение дела против Конституционного совета откладывает срок ратификации законов, находящихся у него на рассмотрении.
Статья 159
Постановление, противоречащее Конституции, не может быть промульгировано и рекомендовано к исполнению.
Никакие решения Конституционного Совета не могут быть обжалованы. Они признаются органами государственной власти и всеми органами административной и юридической власти.
Статья 160
Основной закон определяет организационную структуру и функционирование Конституционного Совета и определяет порядок производства.
РАЗДЕЛ XV. О ПЕРЕСМОТРЕ
Статья 161
Инициативы по пересмотру Конституции принадлежат одновременно:
Президенту Буркина-Фасо;
членам Национальной Ассамблеи в большинстве;
народу, в случае, если одна из фракций, состоящая минимум из тридцати тысяч (30 000) человек, имеющих право голоса, подает в Национальную Ассамблею прошение с сформулированным и подписанным предложением.
Статья 162
Закон предусматривает применение процедуры пересмотра.
Статья 163
Проект пересмотра подвержен предварительной оценке национальной Ассамблеи.
Статья 164
Затем, проект закона выносится на референдум. Он будет считаться принятым в том случае, если за него проголосует большинство участвующих голосов.
Затем, Президент Буркина-Фасо обнародует закон по условиям статьи 48 настоящей Конституции.
Но пересмотренный проект принимается без референдума в том случае, если поддержан тремя четвертями (3/4) голосов Национальной Ассамблеи.
Статья 165
Никакой проект или предложение о пересмотре Конституции не приемлемо, если это касается:
республиканской формы государства;
системы многопартийности;
национальной территориальной целостности.
Никакая процедура пересмотра не может быть допущена или продлена, если речь идет о территориальной целостности.
РАЗДЕЛ XVI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 166
Измена Родине и посягательство на Конституцию являются самыми тяжкими преступлениями по отношению к народу.
Статья 167
Источником законности является настоящая Конституция.
Вся власть, которая захватывается государственным переворотом или путчем, а не исходя из Конституции, является незаконной. В этом случае право гражданского неповиновения инкриминируется всем гражданам.
Статья 168
Буркинийский народ признает незаконным любое проявление личной власти. Подвержено проскрипции и любое притеснение одной народной фракции другой.
РАЗДЕЛ XVII. ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 169
Конституция должна быть обнародована в течение двадцати одного дня после ее принятия на референдуме.
Статья 170
Главы Государства и Правительства наделены правом принятия необходимых мер по внедрению конституционных законов.
Статья 171
Президентские и парламентские выборы проходят через двенадцать (12) месяцев после принятия Конституции.
Статья 172
До внедрения конституционных законов, главы Государства и Правительства продолжают управлять и принимать необходимые меры по деятельности органов государственной власти, жизни нации, защите граждан и охране независимости.
Статья 173
Действующее законодательство применяется до тех пор, пока это не противоречит настоящей Конституции, до вступления в силу новых законов.