Конституционные технологии в сравнении
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СРАВНЕНИИ
Современные гуманитарные исследования, номер 3 за 2015 год, с. 137-142.
Пашков Р.В., специалитет МГЮА
Доктрина национального права включает в себя:
доктрины организации власти – системы основных взглядов на мироустройство государства и общества;
политические и правовые конституционные технологии;
характер (тип) основного закона как основы государства – глобальный тип основного закона, т.е. носит ли он, например, суверенный характер или колониальный и т.д.;
конституционную технологию – способ формулирования и реализации в государстве методологии управления через использование достижений конституционной политико-правовой мысли;
политическую национальную конституционную технологию – политическое соглашение внутри государства относительно направлений технологий по вопросам функционирования государства и его будущего;
правовую национальную конституционную технологию – выражение в праве как конкретном способе реализации политических соглашений общенационального согласия народов.
направления конституционных технологий – предметные области реализации конституционных технологий.
ЗАПАДНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Западные политические конституционные технологии строятся на следующих принципах:
1. Разделение центральной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
2. Судебный конституционный контроль.
3. Доктрина политического рынка как соревнование политических партий на выборах.
4. Основным выразителем воли народа являются партии.
5. Доктрина прав человека как высшая оценка деятельности государства.
6. Светский характер государства.
7. Доктрина правового государства.
8. Социальная ответственность государства.
Предметы (направления) западных правовых конституционных технологий:
1. Парламентский контроль:
1.1. Постановка вопроса о доверии – позволяет правительству получить мандат доверия для проведения реформ.
1.2. Резолюция порицания – выражает недоверие к работе правительства; не обязательно ведет к отставке, возможны две или три резолюции.
1.3. Интерпелляция – запрос члена парламента члену правительства позволяет узнать официальную позицию правительства по тому или иному вопросу.
1.4. Письменные и устные вопросы правительству (парламентские вопросы) – официальные вопросы парламента к правительству по различным вопросам внутренней и внешней политики государства.
1.5. Парламентское расследование – особая процедура расследования специально создаваемых парламентских следственных комиссий с вынесением решения на усмотрение парламента по особо важным вопросам государства.
2. Исполнительная власть:
2.1. Делегированное законодательство – закон делегирует право принятия декрет-законов правительству временно или постоянно по определенным вопросам.
2.2. Экономический и социальный совет – орган социального регулирования и партнерства в государстве с участием общественных объединений.
2.3. Публичные советы – создаются в государственных корпорациях по принципу совета директоров или же на паритетных началах администрацией и рабочими на госпредприятиях для их управления.
2.4. Контрольные органы государства – институт все более усиливается. Как правило, имеются в виду органы государственного финансового контроля – счетные палаты, но возможны и различные контрольные службы.
3. Судебная власть:
3.1. Судебный совет – Высший совет магистратуры назначает всех судей и перемещает их внутри судов.
3.2. Модели конституционной юстиции – возможны варианты конституционного суда, конституционного совета, а в небольших государствах – канцлера юстиции.
3.3. Специальный суд для высших должностных лиц государства – образуется для особых случаев государственной измены и коррупции.
3.4. Избирательный суд – развит в латиноамериканских странах, обычно даже как отдельная ветвь судов.
4. Территориальная организация государства:
4.1. Региональная реформа – создание регионов для оптимизации управления со стороны государства.
4.2. Автономные сообщества – объединение территориальных общин для автономного решения дел общего управления.
РУССКИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Доктрины организации власти:
Россия – праведное государство русских и союзных им народов, живущих по закону божьему на освященной земле в союзе с православием и другими традиционными религиями.
Многоуровневая организация власти, где четыре уровня – это стержневая власть, а четыре уровня – власть обеспечение, а именно:
Верховная учредительная власть – учреждает государство.
Верховная учрежденная власть – власть правления, государь обеспечивает реализацию власти учредительного органа.
Федеральные власти – три ветви власти.
Федеральные региональные власти, уровень округов – обеспечивает федеральные власти.
Земельный уровень, правление земли.
Окружной уровень земли – уезды, несколько муниципий – обеспечивает управление со стороны земли.
Муниципальный уровень – исходный уровень власти, откуда идет власть.
Территориальное общественное самоуправление – территориальный уровень, обеспечивает власть муниципий.
Россия – центр и ядро евразийской цивилизации, крепости русского духа, основа русской цивилизации как составной части евразийской.
Политические русские конституционные технологии:
1. Россия как нерасторжимый союз земель.
2. Россия как имперский федеративный союз народов.
3. Глава государства – национальный лидер, чья власть покоится на прямом мандате народа, на правлении, освященном православием.
4. Особый статус военных как защитников земли русской.
5. Власть государства покоится на союзе с православной церковью.
6. Особое участие государства в делах РПЦ на основе партнерства с представительством народа в РПЦ.
7. Разнополярная внешняя политика России на нескольких мировых направлениях.
8. Особый социальный характер государства как помощника и защитника каждого жителя земли русской.
9. Россия как православный свет, каноническая территория православия.
10. Власть в России покоится на власти национального лидера, освященной православием и опирающейся на военных и земельные власти.
11. Выстраивание единого публично-правового пространства для всех граждан России.
Правовые русские конституционные технологии:
1. Система административных судов – данные суды призваны разрешать публично-правовые отношения.
2. Разделение законодательства на федеральные основы законодательства и земельные кодексы.
3. Высший духовный совет с преимущественным представительством высшего православного духовенства, советующий государству в делах духовных.
4. Автономные сообщества (три) национальных земель России (кавказское, поволжское и дальневосточное).
5. Судебная система включает федеральные суды и земельные суды арбитража и общей юрисдикции. В то же время система административных судов является только федеральной.
6. На уровне земель в гражданско-правовой сфере допускается адат и шариат по согласию обеих сторон на основе региональных кодексов такого права.
7. Федеральный конституционный совет с представительством трети от верховной власти, трети от федеральных властей и трети от земельных властей по разрешению вопросов правового строительства в государстве.
8. Верховный совет состоит из государя, глав федеральных властей и высших судов и служит для разрешения противоречий между властями и усиления взаимодействия между ними.
9. Объединение федерального следствия в единую федеральную службу и создание земельных прокуратур на уровне земель.
10. Представительство парламентов земель в верхней палате федерального парламента – Совете земель.
ЧЕЧЕНСКИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Политические чеченские конституционные технологии:
1. Религиозное лидерство политической элиты – политическая чеченская элита должна быть примером религиозности в союзе с духовенством, одного светского лидерства недостаточно для легитимизации властей.
2. Правление по согласию – чеченцев нельзя принудить, правление должно основываться на согласии народа на власть элиты.
3. Праведное государство мусульман – Чечня должна быть домом для всех мусульман Кавказа.
4. Равные в сообществе равных в едином публичном пространстве – чеченская автономия как часть равноправной семьи народов России.
5. Глава как военный лидер народа – глава Чечни должен быть неоспоримым военным лидером, что подразумевает не большую частную армию, а лидерство в военной организации чеченского народа.
6. Государство как хранитель души народа – чеченское государство сохраняет Отчизну чеченцев, приумножает культуру и развивает духовную сферу.
Правовые чеченские конституционные технологии:
1. Правление в союзе с духовенством – Духовный совет дает согласие на законы, затрагивающие духовную сферу жизни народа.
2. Шейх-уль-ислам представляет мусульман Кавказа в исламском мире, выступая и представителем российского государства.
3. Совет государства как воплощение союза чеченских земель выступает верхней палатой чеченского парламента.
4. Глава чеченского государства не только политический, но и военно-религиозный лидер чеченского народа.
5. Развитая автономия чеченских земель как необходимый уровень власти и общественного самоуправления чеченского народа.
6. Чеченское государство как защитник веры и народа, щит ислама и меч судьбы народа.
7. Интеграция исламских правовых институтов в правовую жизнь народа с верховенством национального права.
8. Союзные отношения империи и чеченского государства в делегировании полномочий по управлению.
Доктрина чеченского права – система представлений и ценностей национальных мыслителей чеченского народа как выражение его миробытия.
Источники чеченского права как элементы чеченского общества:
1. Горские обычаи:
1.1. Горская община (точнее право горской общины) как общий тип хозяйствования – тип совместного общежительства народа при горском методе хозяйствования с развитыми горизонтальными связями и гражданским равенством членов общины.
1.2. Нохчалла как дух чеченского народа – духовный кодекс жизни чеченского народа, определяющий генезис поведения чеченцев.
1.3. Горская цивилизация как уникальное сообщество народов Кавказа – система поведенческого отношения к себе и миру в сообществе других народов, что выражается в ценностном соотношении «свой-чужой».
2. Исламская модель:
2.1. Ислам как богоданная религия приобщения к свету истины – истины просвещения и приобщения к религии истины для мусульман с исламской этикой поведения и моделью исламской государственности.
2.2. Шариат как закон Аллаха для мусульман в динамическом развитии – право мазхабов (правовых школ), идущее от традиции ислама на Кавказе со способностью инкорпорации в государственную жизнь.
2.3. Модель исламской государственности – опыт правовой жизни по законам шариата в публичном правовом пространстве.
3. Федеральные основы:
3.1. Имперское право – мироустройство чеченцев как одного из народов-федератов в империи как федеративном союзе народов.
3.2. Региональная автономия – автономия чеченского народов в союзе равных народов, в едином равном публично-правовом пространстве закона и управления в империи.
ИСЛАМСКИЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Доктрины исламского государства:
Исламское государство как Дом всех мусульман на Земле и Защитник веры – исламское государство стремится объять всех мусульман для строительства общей мусульманской Родины.
Исламское государство как праведное государство всех мусульман, где праведность – житие по законам Аллаха – выступает высшим критерием оценки государства.
Исламское государство как нерасторжимый союз султанатов, покоящийся на стремлении мусульманских народов к объединению.
Исламское государство является революционным по своей сути, взламывающим существующий миропорядок как путем мирного объединения государств, так и путем освободительных войн.
Политические исламские конституционные технологии:
1. Исламское государство является государством единой исламской нации сообщества мусульманских народов.
2. Исламское государство выступает хранителем исламской цивилизации.
3. Исламское государство должно отменить все неисламские государства на землях ислама.
4. Действительна только присяга главе исламского государства.
5. Халифат покоится на союзе политической власти халифа и религиозной власти шейх-уль-ислам.
6. Исламское государство основано на согласии всех мусульман на правление.
7. Исламское государство строит исламскую экономику как социальный государственный капитализм.
8. Исламское государство непременно объединит все мусульманские народы и процесс этот невозможно остановить.
Правовые исламские конституционные технологии:
1. Деление судебной системы на административные суды и суды общей юрисдикции.
2. Меджлис аль Шура как прямое представительство мусульманской нации в государстве.
3. Меджлис аль Даава как представительство мусульманских земель-султанатов в союзном центре.
4. Халиф как политический руководитель и военный лидер халифата.
5. Эмиры округов в качестве представителей власти халифа имеют представительство в Меджлисе аль Эмира.
6. Судебная система включает в себя союзную систему судов и суды султанатов.
7. Меджлис аль Улема выполняет функции духовного контроля над законами.
8. Высшая судебная шура назначает кади и прокуроров.
9. Визирь возглавляет правительство во главе с министрами в министерствах.
10. Амир джихада является военным министром и управляет вооруженными силами.
11. Верховной учредительной властью является Меджлис аль Умма как всемирное представительство мусульман и служит для принятия основного низама халифата и основ шариата.
12. Халиф заключает с народом бай как конституционный договор на его избрание.
Исламская экономика:
1. Экономика социального государственного капитализма.
2. Золотой стандарт золотого динара.
3. Природная рента принадлежит государству, распределяющему ее на индивидуальные счета каждого гражданина.
4. В основе экономики лежат государственные сервисные монополии и крупные частные концерны.
5. В гражданском праве представлены исламские гражданско-правовые институты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Источники права:
1. Формирующая традиция народного права, основанного на народных обычаях.
2. Религиозное откровение.
3. Плод идеологии ума великих личностей, который кладется в основу государственного строя.
4. Законы, принимаемые государством на регулярной основе.
Сравнение судебных систем:
в русском государстве имеет место единая федеральная система административных судов, федеральные и земельные суды арбитража и общей юрисдикции.
в исламском государстве представлено деление на административные суды и суды общей юрисдикции союзного и земельного уровня.
Статус главы русского государства:
1. Политический руководитель всех россиян в повседневных делах государства.
2. Военный лидер России как главнокомандующий российскими вооруженными силами.
3. Национальный лидер страны, вождь российской нации, лицо, ведущее страну вперед.
Статус главы исламского государства:
1. Политический руководитель всех мусульман, осуществляющий повседневное руководство государством во всех делах через великого визиря (премьер-министра).
2. Военный лидер мусульман как главнокомандующий исламскими вооруженными революционными силами или Армией Аллаха через амира джихада (военного министра).
3. Религиозный лидер мусульман в союзе с шейх-уль-ислам. Таким образом, халиф – ПОВЕЛИТЕЛЬ ПРАВОВЕРНЫХ, ЗАЩИТНИК ВЕРЫ И ДУХОВНЫЙ ГЛАВА.