Законы Царства дзурдзуков

ЗАКОНЫ ЦАРСТВА ДЗУРДЗУКОВ (ДЗУРДЗУКЕТИ)
Данные законы установлены для наилучшего блага для земли дзурдзуков.
Комментарий:
Дзурдзукети(я) или Царство дзурдзуков – христианское царство западных чеченцев и ингушей. Оно образовалось в 9 веке нашей эры и просуществовало до середины 13 века, когда было полностью уничтожено монголами Мункэ. Царство это было христианским: если осетины принадлежали к византийской православной церкви, то друзрдзуки к грузинской.
Православная церковь дзурдзуков были ли автономной неизвестно, но наличие тесных связей с грузинским православием налицо. Цари дзурдзуков очень активно участвовали во внешней политике Грузии, часто ее поддерживая. Отряды дзурдзуков неоднократно участвовали в войнах Грузии. Дзурдзукети в принципе средневековое грузинское название вайнахов, но вайнахов именно христианских, а не всех. Языческих вайнахов, впоследствии ставших ядром ислама в Восточной Чечне, изначально называли нохчи, а грузины позднее после исчезновения дзурдзуков – кистинцами.
Дзурдзукети занимало территорию грузинской Тушетии (современное расселение цова-тущинов, грузинских племен горцев Восточной Грузии), горной Ингушетии и горной Западной Чечни. От блестящей культуры дзурдзуков практически ничего не осталось, и процесс христианизации вайнахских народов был прерван, никогда больше не возобновившись.
Законы первые. О началах.
Статья 1.
Дзурдзукети есть Царство дзурдзуков на земле Кавказа.
Дзурдзукети есть христианская страна.
Дзурдзукети является царством, где правит царь по доброму нраву и закону.
Комментарий:
Дзурдзукети осознавало себя, прежде всего, христианским царством на Кавказе. Христианской была не только церковь, но даже и государственное мышление царей дзурдзуков, строившихся свою внешнюю политику на союзе с христианскими странами. Дзурдзукети было, прежде всего, царством, средневековой христианской феодальной монархией. Налицо ее очень большая похожесть на Грузию во многом. Царь дзурдзуков был связан «добрыми» нравами и законами, то уже имеются зачатки связанности правом, правовым установлением, а не произволом.
Статья 2.
Дзурдзуки есть единый народ.
Царь дзурдзуков стремится объединить все вайнахские народы.
Дзурдзуки несут свет христианства кавказским народам.
Комментарий:
У дзурдзуков было сильно единое этническое сознание и они отделяли себя от нохчи, стремясь тем не менее объединить все вайнахские народы. Осознавание шло по религиозной принадлежности в противовес язычеству нохчи. Дзурдзуки означали прежде всего христианскую культуру вайнахов. В дзурдзукети сильным был элемент миссионерства и распространения христианства. Это была одна из официальных задач государства, которое заявляло о себя как о христианском свете на Кавказе.
Статья 3.
Дзурдзуки хранят веру Кавказа и защищают его.
Царь дзурдзуков заключает союзы с друзьями.
Царь дзурдзуков представляет дзурдзуков.
Комментарий:
Дзурдзуки выступали в роли хранителей Кавказа, держали ключ от срединных ворот его. Дзурдзукети всегда рассматривало себя как срединную страну на Кавказе, на стратегических проходах в сердце Кавказа. Царь дзурдзуков охотно вступал во внешнеполитические союзы, причем если нохчи были устремлены на современную территорию Дагестана и Азербайджана, то дзурдзуки на Грузию, Армению и Византию. Дзурдзуки и нохчи сдерживали друг друга, соперничая, и выиграть должен был кто-то один. Что и произошло в результате внешнего вмешательства: дзурдзуки погибли, а нохчи выжили.
Статья 4.
Царство дзурдзуков строится на любви к царю и уважении к законам.
Царство дзурдзуков поддерживает христианизацию Кавказа.
Дзурдзукети есть христианская крепость на Кавказе.
Комментарий:
Царство дзурдзуков строилось как миссионерское христианское государство и тем более удивительно, что от христианства у чеченцев не осталось и следа. Даже само существование данного царства под вопросом в народной памяти. Слишком многие погибли, не оставив ничего и самим нохчи пришлось выживать, держа тяжелую оборону. Дзурдзукети выступало как христианская церковь в сердце Кавказа. Сильны были связи с христианской Осетией, находившей под влиянием Византии, а христианская церковь Осетии прямо подчинялась византийскому патриарху. Проще говоря, Дзурдзукети как бы замыкало христианский союз византийской Осетии и самодостаточной независимой Грузии.
Статья 5.
Дзурдзукети поддерживает союз с Грузией и оказывает ей военную помощь.
Византия есть союзник дзурдзуков.
Дзурдзукети стремиться к миру и добрым соседям.
Комментарий:
Определяющим во внешней политике Дзурдзукети был союз с Грузией и нередки были случаи династических браков и совместных войн. Византия прямо рассматривалась как союзник и первый друг. Царство дзурдзуков, активно участвуя в военных походах, стремилось к стабильности и мирной христианизации. Военный элемент был сильным и естественным для воинственности дзурдзуков, которую не могла убрать даже христианская любовь и другие христианские ценности.
Законы вторые. О Царе.
Статья 6.
Царь есть верховный глава дзурдзуков.
Ему одному принадлежит высшее слово.
Его суд последний.
Комментарий:
Царь выступал не только как глава государства, но и как глава христианского народа дзурдзуков, которого объединяла религия. Царю принадлежало последнее слово во всех государственных делах, но его решения должны были основываться на законе. У царя было право последнего суда по законам дзурдзуков. Налицо был союз царя с главой церкви, который его поддерживал в христианизации.
Статья 7.
Царь назначает военачальников и командует в битве при желании.
Царь назначает послов и принимает делегации других государств.
Царь представляет дзурдзуков в отношениях с другими государствами.
Комментарий:
Царь назначал высшее военное командование царства и смещал его в случае вины. Царь мог прямо командовать в битве при желании, но на практике такое было все же редко. Царю принадлежало право принимать других послов и назначать послов дзурдзуков в других государствах. Их, правда, было немного. Царь представлял всех дзурдзуков в отношениях с другими государствами и говорил от их имени.
Статья 8
Царь дзурдзукети полновластный монарх на своей земле.
Царь дзурдзуков может принять любое решение для блага земли.
Царь не может быть судим.
Комментарий:
Царство дзурдзуков было абсолютной феодальной средневековой христианской монархией. Власть царя была ограничена только древними законами и христианским правом. Царь был вправе принять любое решение, но его могли и сместить дворянство и знать при поддержке церкви. Иногда это случалось. Царь обладал абсолютным иммунитетом, и не мог предстать ни перед каким судом, отвечая только перед Богом.
Статья 9.
Царь есть помазанник Божий для дзурдзуков.
Личность Царя священна.
Род царя неприкосновенен.
Комментарий:
Царь официально считался помазанником божьим. Личность царя была священна, и существовал культ царя. Род царя был неприкосновенен и не мог быть судим. Семья царя пользовалась такими же привилегиями, что и он сам. Царь не был верховным главой церкви, но практически всегда получал согласие главы церкви. При поддержке знати и дворян спокойствие было обеспечено.
Статья 10.
Каждый из дзурдзуков преклоняет колено перед царем.
Царю принадлежит высшая мудрость.
Царь правит на согласии всех.
Комментарий:
У царя было право требовать преклонения колена от каждого в царстве и непреклонение рассматривалось как посягательство на царское достоинство и влекло тяжелое наказание. Царю принадлежала высшая мудрость, и сомневаться в его решении было нельзя. Даже сановники говорили о неправильных фактических обстоятельствах дела в этом случае. Царь стремился достичь равновесия во внутренней политике и добиться согласия народа по важнейшим вопросам без выражения политического согласия.
Статья 11.
Царь назначает и смещает главу церкви.
Права церкви гарантированы Царем.
Глава церкви не может противоречить Царю.
Комментарий:
Царь мог в любой момент сместить главу церкви и назначить нового. Грузинский католикос был согласен с данным правом. Взамен права церкви были гарантированы царем, и они всегда неукоснительно соблюдались во всех ситуациях. Церковь не только не обладала автономией, но ее глава не мог противоречить царю. Царь правил автоматически по согласию церкви.
Законы третьи. О Царском совете.
Статья 12.
Царский совет образован для донесения мудрости земель до царя.
Царский совет не может идти против царя.
Царский совет советует по доброму разуму.
Комментарий:
Царский совет в Дзурдзукети был исключительно совещательным органом и представлял дворянство и знать перед царем, позволял им выражать хоть таким образом свое мнение и доносить его до царя. Царский совет в принципе не мог принять решение о противоречии царю, и это было немыслимо, хотя несогласие допускалось. В своем совете Царский совет исходил из положений дорого разума и презумпция доброго совета для страны.
Статья 13.
Царский совет созывается по воле Царя для совета.
Половина членов Царского совета избирается царем из числа приближенных.
Половину членов Царского совета составляют главы земель.
Комментарий:
Право созыва Царского совета принадлежало исключительно царю. Никаких норм о периодичности и постоянности не существовало, таково желание царя – вот формула в подобных случаях. Половину членов Царского совета составляли главы земель, а другую половину опять же назначенные царем сановники. Избрание означало избирательность, а не выбор и по-другому в то время быть не могло.
Статья 14.
Царский совет правомочен выносить мнение при наличии двух третей от числа членов.
Число членов Царского совета составляет 10 человек.
Членом Царского совета может быть только дзурдзук.
Комментарий:
Царский совет мог принять решение в форме совета только при наличии двух третей от своего состава. Число членов Царского совета составляло десять и кворум был, таким образом, семь человек. Членом Царского совета мог быть только дзурдзук, не обязательно по рождению, но иностранец не мог быть его членом и автоматически это распространялось на глав земель как членов Царского совета.
Законы четвертые. О землях.
Статья 15.
Дзурдзукети состоит из пяти земель.
Каждая земля (мохк) самостоятельна.
Каждой земля управляет глава или князь.
Комментарий:
Дзурдзукети исторически сложилась как союз пяти земель. Каждая земля обладала автономией и исторически существовала как автономное образование. Каждой землей управлял князь или глава земли. Князь опирался на союз с церковью и дворянами. Принадлежа к знати и ведя собственные интересы. Каждая земля обладала гербом и летописной историей. Ничего из этого не сохранилось до настоящего времени.
Статья 16.
Князь имеет право образовать Княжеский совет.
Князь представляет дворян земли перед Царем.
Царь охраняет право дворян.
Комментарий:
Князь представлял дворян земли перед царем, и они выражали свое мнение в Княжеском совете. Его полномочия и функции были аналогичны Царскому совету только в меньшем масштабе. Князь имел свое ведомство двора, хотя и небольшое. Княжеский двор копировал царский. Права дворян охранялись царем и были незыблимы, и князь, поддерживая дворян, играл тем самым на увеличение своего влияния.
Статья 17.
Земля заботиться об обороне.
Земля строит свои отношения с церковью на основе союза.
Земля не может посягать на права Царства и поднимать мятеж.
Комментарий:
Земля участвует в обороне страны на общих началах. Союз с церковью был даже на уровне земли, пронизывая всю общественную жизнь. Мятеж земли был невозможен и карался в зародыше. Царь внимательно следил за происходящим в землях и стремился вовремя принимать меры, в том числе и упреждающего характера.
Законы пятые. О суде.
Статья 18.
Суд в Царстве дзурдзуков идет по древним христианским законам.
Право основано на добрых нравах и христианской заботе.
Царь есть высший судья для всех.
Комментарий:
Суд в Царстве дзурдзуков основывался на христианском византийском праве и древних горских законах. Их сочетание обуславливало всю правовую систему царства. В принципе самостоятельного государственного права, в общем-то, и не было. Суждение в праве основывалось на христианских началах. Высшим судьей выступал царь, и царский суд был последним.
Статья 19.
Первый судом является суд старейшин селения.
Вторым выступает суд земли.
Последним в царстве есть Царский суд перед Богом.
Комментарий:
Судебная система Дзурдзукети была проста в силу небольшой территории и правовой истории. Первый был суд старейшин селения, в качестве второй инстанции выступал суд земли и, наконец, Царский суд. Никаких установлений о структуре судебной системы не было, она сложилась естественно и стихийно.
Статья 20.
Суд земли идет по сложным делам и по преступлениям против царя.
Судей в земле назначает глава земли.
Земля может отменить решение суда старейшин.
Комментарий:
Суд земли имел компетенцию по сложным делам и преступлениям против царя. Таким образом, суд старейшин рассматривал простые дела и дела против других членов селения. Судей в земле назначал князь, и он же их смещал. Существовало и право княжеского суда, но все же он был крайне редок. Суд земли мог отменить решение суда старейшин, что и происходило иногда.
Статья 21.
Царский суд есть высший по желанию царя.
Царский суд может разрешить любое дело и принять окончательное решение.
Царский совет имеет право советовать в решении вопроса.
Комментарий:
Царский суд был высший, и он назначался по желанию царя. Царь мог разрешить любое дело и принять окончательное непререкаемое решение. У Царского совета была возможность дать совет по решению дела, но только именно совет. Документы для Царского суда готовила канцелярия главы государства.
Статья 22.
Суд идет по древним законам земли дзурдзуков.
Никто не может судить не по закону.
В этом случае решение недействительно, даже решение царя.
Комментарий:
Суд идет и основывается только на законе, каким он не был. Такова была официальная доктрина, но понятно, что она нарушалась. Каждый мог рассчитывать на суд на основе закона. Конечно же решение царя стояло выше закона, но внешне на него опиралось. Не стоит преувеличивать уровень правовой культуры того времени.
Статья 23.
Суд должен быть справедливым и открытым.
Суд для иностранцев идет по праву Византии для иностранцев.
Комментарий:
Некоторые требования к суду все же предъявлялись. Он должен был быть справедливым и открытым. Суд для иностранцев шел по праву Византии, и это было исключительное толкование. Только царь мог применить горское право.
Законы шестые. О Кавказе.
Статья 24.
Царство дзурдзуков есть ключ к Кавказу.
Дзурдзукети есть свет христианства.
Дзурдзукети стремиться к союзническим отношениям.
Комментарий:
Царство дзурдзуков заявляло о себе как о ключевом в христианском поясе Кавказа. Миссионерский элемент был очень силен. Дзурдзукети четко выстраивало свою внешнюю политику на основе союза с христианскими странами проведения политики христианизации на Кавказе.
Статья 25.
Дзурдзукети заключает союз с Грузией.
Царство дзурдзуков равно в отношениях с Грузией.
Дзурдзукети обязуется помогать Грузии.
Комментарий:
Царство дзурдзуков исторически имело крайне тесные отношения с Грузией и союз был прочным. Он скреплялся династическими браками, совместными войнами, общим рынком и торговлей, культурными связями христианских царств. Дзурдзукети была равным союзником Грузии, активно помогая ей.
Статья 26.
Царство дзурдзуков готово отразить любое нападение.
Дзурдзуки находятся в составе христианского мира.
Дзурдзуки в случае опасности окажут военную помощь Грузии.
Комментарий:
Дзурдзукети четко идентифицировала себя с христианским миром. Союзнические договоры с Грузией предусматривали военную помощь в случае агрессии против Грузии и наоборот. Дзурдзуки были весьма воинственным народом и много воевали. Военная подготовка находилась на высоком уровне.