Церковно-уставные грамоты удельных князей XII в.

СВЕДЕНИЯ О ВЕЛИКИХ И МЕСТНЫХ КНЯЗЬЯХ
(ИЗ СЛОВАРЯ Ф.А. БРОКГАУЗА И И.А. ЕФРОНА)*
Церковно-уставные грамоты удельных князей XII в.
Кроме церковных уставов св. Владимира и Ярослава I, от XII в. до нас дошло несколько Церковно-уставных грамот, приписываемых удельным князьям XII в. Некоторые из этих грамот несомненно подлинны, другие сохранились в более или менее переделанном виде. К числу первых принадлежат:
1. Уставная грамота новгородского князя Святослава Ольговича 1137 г. – о замене десятины в пользу местной епископии определенным городам княжеских жалованьем. Грамота эта свидетельствует об исконном существовании на Руси церковной десятины, оказывавшейся, однако, не удобною в том отношении, что доходы, часть которых она составляла, бы ли не каждый год одинаковы.
2. Уставная грамота смоленского князя Ростислава Мстиславича, данная в 1150 г. новоучрежденной в Смоленске епископии. Она определяет главным образом средства содержания епископии, часть прежняя – десятина от даней княжих (но не от вир и продаж) и пошлины с судов церковных, часть новая – земли населенные и ненаселенные. В единственном дошедшем до нас позднем списке этой грамоты текст крайне испорчен, и притом в самой важной части – там, где исчисляются предметы епископского суда. Видно, однако, что здесь смоленская грамота имеет много общего с постановлениями устава св. Владимира о церковных судах. Две Церковно-уставные грамоты если не прямо подложные, то сильно переделанные позднейшими писцами, приписываются новгородскому князю Всеволоду Мстиславичу (1117-1137). Одна из них имеет вид устава, данного Софийскому новгородскому собору о церковных судах. Это довольно не искусная переделка церковного устава Владимира, но в ней есть такие черты, которые с вероятностью могут быть приняты за постановления Всеволода. Таковы постановления о торговых пошлинах в пользу Софийского собора (на площади которого существовало торжище) и о передачи дела по спорам о наследстве в ведение епископа. Другая уставная грамота дана церкви св. Иоанна Предтечи в Опоках, построенной Всеволодом в 1127 г. По этой грамоте новопостроенная церковь должна быть приходскою церковью особого торгового товарищества, которое по ее имени называлась «купечеством Ивановским». Изложенные постановления могли находиться уже в первоначальном тексте грамоты, но, конечно, Всеволод не мог называть себя «великим князем, самодержавцем, владычествующим над всей русской землей», как он назван в начале грамоты. До нас дошли, без сомнения, не все Церковно-уставные грамоты удельно-вечевого периода; по мере учреждения в удельных княжествах новых епископий, местные князья должны были дать епископам и особые уставные грамоты. Так, летопись от 1158 г. говорит о суздальском князе Андрее Боголюбском, что он, поставив во Владимире на Клязьме соборную церковь Успения Пресвятой Богородице, «дал ей многие имения и слободы и села лучшие с данями, и десятину во всем и в стадах своих, и торг десятый во всем своем княжестве» (См. Суворов Н., Курс церковного права. – Т. 1. – Ярославль, 1889; Павлов А. Курс церковного права. – Сергиев – Посад, 1902).

Муромские князья
Муромские князья появляются со времен Владимира святого. Сын последнего, Глеб (914), княжил в Муроме недолго; после него там сидели великокняжеские наместники, потом посадники от князей Черниговских. В борьбе за Муром с Мстиславом Владимировичем Олег Черниговский поручил город брату своему Ярославу, за которым и утвердились Муромско-Рязанские земли, раздробившиеся при детях его на несколько уделов. После Ярослава сидели в Муроме, с 1130 до 1146 годов сыновья его Юрий, Святослав и Ростислав, затем до 1174 года внук Ярослава – Юрий Владимирович, участвовавший в походе Андрея Боголюбского на болгар 1164 год. Сыновья его Владимир и Давид помогали великому князю владимирскому Всеволоду III в его войнах против болгар и в усмирении князей рязанских. Давид Юрьевич отождествлялся со святым князем Петром, муромским чудотворцем. Сын Давида, Юрий, пал, может быть, при встрече с Батыем. При Ярославе Юрьевиче, в 1239 году, татары сожгли Муром, этот князь в последний раз упоминается под 1248 году. Юрий Ярославич в 1351 году обновил город. В 1354 году его выгнал из Мурома Федор Глебович, князь неизвестного рода, в том же году жители сопровождали его в Орду, где оба соперника судились перед ордынскими князьями: верх взял Федор, уморивший своего соперника в заточении. В летописях затем упоминаются Муромские князья безыменно в походах великого князя рязанского Олега Ивановича и при его приемнике, но это, вероятно, были князья Муромские только по происхождению, так как Муром еще в 1392 или 1393 году перешел, по ханскому ярлыку, к великому князю московскому Василию Дмитриевичу. В 1408 году мы видим в Муроме уже московских наместников. О причтенных к лику святых Муромских князьях Константине и сыновьях его, Михаиле и Федоре, не упоминаемых ни в летописях, ни в родословных. Мы знаем только из жития их, которое приписывает Константину постройку в Муроме многих церквей и просвещение народа.
Михалко (Михаил Юрьевич)
Великий владимиро-суздальский князь, сын Юрия Долгорукого. Около 1162 г. удален Андреем Боголюбским из Суздальской земли. Живя, по предположению В. Н. Татищева, в Городце, участвовал в походе Мстислава II против половцев в 1168 г. ив том же году был отправлен с отрядом черных клобуков на Новгород, но был схвачен Ростиславичами и освобожден только в следующем году, когда получил от Андрея Боголюбского город Торческ. В 1170 г. году Михаил Юрьевич снова ходил на половцев, защищая Переяславль. Назначенный братом своим Андреем, по смерти Глеба в Киев, Михаил послал туда своего младшего брата – Всеволода, а сам остался в Торческе; осажденный в этом городе Ростиславичами, заключил с ними мир, доставивший ему Переяславль. Через несколько месяцев вступил с войсками Андрея в Киев. По смерти Андрея сел во Владимире, но, вследствие вражды суздальских городов, уехал в Чернигов; вскоре был призван владимирцами, разбил Ярополка Ростиславовича и занял владимирский стол. Правил всего один год, умер в 1176 г.
Ярополк III
Ярополк III Ростиславич – князь Суздальский, племянник Андрея Боголюбского. В 1172 г. во время борьбы Андрея Боголюбского с Ростиславичами Смоленскими по смерти князя Глеба Юрьевича Ярополк III вместе с дядей Всеволодом Юрьевичем был схвачен в Киеве и отвезен в плен, но потом выпущен на свободу. Позже Ярополк III участвовал в неудачном походе Андрея Боголюбского и его союзников против Ростиславичей (1174). По смерти Андрея Ярополк III был приглашен Суздальской землей на стол княжеский, из-за чего ему пришлось вести борьбу с дядьями – Михаилом и Всеволодом Юрьевичами, которых вызвал «меньшой» г. Владимир, завещание Юрия Долгорукого. Ярополк III одержал верх, после чего был заключен мир с владимирцами. В г. Владимире оставался княжить младший Ростиславич, Ярополк III, а в Ростове — старший Мстислав. Вскоре владимирцы стали негодовать на Ростиславичей, которые приехали в Ростово-Суздальскую землю с дружинниками, набранными на юге, раздали им посаднические должности и позволяли им притеснять народ судебными «взысками» и взятками, взяли из собора Владимирской Богородицы золото и серебро, отобрали от ризницы и присвоили себе все дани, какие назначил для этого храма князь Андрей Боголюбский. Владимирцы призвали Юрьевичей (Всеволода и Михаила). Войско Мстислава Ростиславича, выступившее против них, было разбито. Ярополк III бежал в Рязань к своему брату Глебу Рязанскому (1176), но рязанцы выдали его Всеволоду Юрьевичу, и он был ослеплен вместе с братом Мстиславом. Существует предание, передаваемое новгородской летописью, будто Ярополк III вскоре чудесно прозрел. В 1180 г. Ярополк III принимал участие в походе Святослава Всеволодовича Черниговского против Всеволода Юрьевича Суздальского. В 1178 г. по смерти своего брата Мстислава, Ярополк III был избран в князья новгородцами, но по настоянию Всеволода Юрьевича был изгнан ими. По смерти князя Мстислава Новгородского (1180 г.) новгородцы посадили князем в Торжке Ярополка III . Всеволод, всегдашний враг Ярополка III, подступил к Торжку и осадил его, в то время как новгородцы отправили свои полки к Друцку, на помощь великому князю Святославу Всеволодовичу. Торжок был взят после 5-недельной осады. Ярополк III попал в плен и умер в заточении.
Всеволод-Димитрий Юрьевич
Всеволод-Димитрий Юрьевич, по прозванию Большое Гнездо (т.е. отец многочисленного семейства), сын Юрия Долгорукого, родился в 1154 г. В 1162 г., изгнанный из Суздальской земли вместе со старшим братом Андреем Боголюбским, он с матерью (мачехой Андрея) уехал в Константинополь. В 1169 г. мы видим его в громадной рати Андрея, взявшей приступом Киев 8 марта. Всеволод остался при дяде Глебе, которого Андрей посадил в Киеве. Глеб вскоре умер (1171 г.) и Киев занял Владимир Дорогобужский. Но Андрей отдал его Роману Ростиславичу смоленскому, а потом брату своему Михалку Торческому; последний сам не пошел в разоренный город, а послал туда брата Всеволода. Оскорбленные Ростиславичи ночью вошли в Киев и захватили Всеволода (1173 г.). Вскоре Михалко выменял брата на Владимира Ярославича Галицкого (1174 г.) и вместе с ним ходил, при войсках Андрея, на Киев, для изгнания из него Рюрика Ростиславича. В 1174 г. Андрей был убит, и Суздальская земля избрала в преемники ему старших племянников его Ярополка и Мстислава Ростиславичей, которые пригласили с собой и дядей своих, Михалка и Всеволода. Вскоре начались междоусобия. В 1175 г. Михалко умер, и владимирцы призвали к себе Всеволода, а ростовцы – Мстислава, и опять началось междоусобие. Верх взял Всеволод. По рязанским делам Всеволод пришел в столкновение со Святославом Всеволодовичем черниговским, некогда радушно приютившим его. Святослав вторгся в Суздаль но должен был удалиться в Новгород. В 1182 г. князья примирились, и Всеволод обратился на богатую, торговую Болгарию. Потеря любимого племянника, Изяслава Глебовича, остановила удачно начавшийся поход и парализовала энергию Всеволода; заключив с болгарами мир, он возвратился во Владимир (1183 г.). Через три года он опять посылал на болгар войско, и воеводы его возвратились с добычей и пленниками. Половцы охотно служили Всеволоду за деньги, но в то же время часто беспокоили своими набегами южные владения его, особенно рязанские украйны. В 1198 г. Всеволод проник в глубину степей их и заставил их от р. Дона бежать к Черному морю. В 1206 г. сына его Ярослава Всеволод Чермный, князь черниговский, выгнал из южного Переяславля. Великий князь выступил в поход; в Москве к нему присоединился старший сын его Константин с новгородцами, а потом муромские и рязанские князья. Все думали, что пойдут на юг, но обманулись: Всеволоду донесли, что рязанские князья изменяют, дружат с черниговскими. Великий князь, позвав их на пир, приказал схватить их и в цепях отправил во Владимир; Пронск и Рязань были взяты; последняя выдала ему остальных своих князей, с их семействами. Всеволод поставил здесь сначала своих наместников и тиунов, а потом – сына Ярослава. Но против последнего рязанцы возмутились, и Всеволод опять подошел к Рязани с войском. Приказав жителям выйти из города, он сжег Рязань, а рязанцев расселил по Суздальской земле; той же участи подвергся Белгород (1208). Два рязанских князя, Изяслав Владимирович и Михаил Всеволодович, избегшие плена, мстили Всеволоду опустошением окрестностей Москвы, но сын Всеволода, Юрий, разбил их на голову; те укрепились на берегах р. Пры (или Тепры), но Всеволод вытеснил их и отсюда; затем, при посредстве митрополита Матвея, нарочно приезжавшего во Владимир, Всеволод примирился с Ольговичами черниговскими и скрепил этот мир брачным союзом сына своего Юрия с дочерью Всеволода Чермного (1210). Всеволод скончался в 1212 г. Детей он имел только от первого брака с Марией, княжной чешской, которую некоторые известия называют ясыней (из г. Ясс), именно: четырех дочерей и восьмерых сыновей: Константина, Бориса (умер 1188 г.), Юрия, Ярослава, Глеба, Владимира, Ивана и Святослава.
Василько Юрьевич
Василько Юрьевич, князь Поросья, сын Юрия Долгорукого; помогал отцу в его предприятиях на юге, защищал земли от степняков. По смерти отца, 1162, изгнан братом Андреем Боголюбским из Суздаля, ушел в Константинополь и получил от императора Мануила 4 города на Дунае. Упоминается с 1149 г.
Василий Всеволодович
Удельный князь Ярославский, старший сын Василия Константиновича I, родился около 1229 г.; скончался в 1249 г. во Владимире, причислен к лику святых. До 1744 г. его мощи находились в Успенской соборной церкви. Но после пожара уцелевшие части хранятся в соборе.
Василий Андреевич
Василий Андреевич (1264 – 1309) – удельный князь Суздальский, потомки которого носили титул великих князей.
Василий Ярославич
Василий Ярославич – Костромской (1272 – 1276) при нем в 1274 г. во Владимире при митрополите Кирилле был поместный собор.