Указ о правах и обязанностях Сената

ИМЕННОЙ УКАЗ АЛЕКСАНДРА I О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ СЕНАТА.
8 СЕНТЯБРЯ 1802 Г.

Разсмотрев представленный Нам Правительствующим Сенатом во исполнение указа Нашего, 5 июня 1801 года ему даннаго, доклад о существе его должностей прав и обязанностей, признали Мы за нужное и настоящему времени соответственное, постановить нижеследующие статьи, которыя сим указом Нашим в полную силу и действие приводим.
1. Сенат есть Верховное место Империи Нашей; имея себе подчиненными все Присутственныя места, он как хранитель за конов печется о повсеместном наблюдении правосудия; наблюдает за собиранием податей и за расходами штатными, имеет попечение о средствах к облегчению народных нужд, соблюдению общаго спокойствия и тишины, и прекращению всяких противозаконных деяний во всех подчиненных ему местах. Ревизия Верховнаго Суда по делам гражданским, уголовным и межевым принадлежит безпристрастному и нелицемерному его правосудию.
2. Власть Сената ограничивается единою властию Императорского Величества; иной же вышней власти он над собою не имеет.
3. Единое лицо Императорскаго Величества председает в Сенате.
4. Указы Сената исполняются всеми, как собственные Императорскаго Величества. Один Государь или Его Именный указ может остановить Сенатския повеления.
5. Все Именные Императорскаго Величества указы, кроме подлежащих особливой тайне, должны взноситься в Сенат от всех мест и лиц, которым оные даны будут.
6. Сенат определяет чиновников в места, также производит в чины, на основании указа 1790 Декабря 16 и 1801 годов Августа 1, чисел.
7. Все Коллегии, Начальники Губерний и мест непосредственно от Сената зависящия, во всех сомнениях и затруднениях, также обо всем уважение заслуживающем поделам разсмотрению Сената под лежащим должны относиться к нему рапортами и доношениями, так как Прокуроры с своей стороны относятся к Генерал-Прокурору.
8. Побудительные указы выходят из Сената только по жалобам на Губернския Правления и Палаты. Никакое место и лице не может входить в дела в Присутственных местах производящияся: и сам Сенат не входит в дела апелляционныя и следственныя, прежде нежели оныя придут к нему по порядку.
9. Дозволяется Сенату, если бы по общим Государственным делам существовал указ, который был бы сопряжен с великими не удобствами в исполнении, или по частным судным не согласен с прочими узаконениями, или же не ясен, представлять о том Императорскому Величеству; но когда по таковому представлению не будет учинено перемены, то остается он в своей силе.
10. Сенаторы имеют право объявлять Именные указы, по роду дел изображенных в указе 1762 года.
11. Сенатор имеет долг представлять о происходящем вреде в Государстве и о нарушителях закона ему известных, на основании указа 1760 года Августа 16 дня. Если он в течении дела приметит упущение законного порядка и в самой Канцелярии Сенатской, то долгом обязан предложить о том Сенату, дабы обратить на виновнаго силу и действия закона.
12. Ни предполагаем, ни ожидаем, чтобы кто из мужей почтеннаго сословия Сената обличен был в преступлении должности Сенатора, но сверх чаяния если бы то оказалось, не инде в такое вине судим будет Сенатор, как только в Общем Собрании Сената.
13. Дела в Общем Собрании окончательно решатся по большинству голосов, а большинство составляют две трети оных; в Департаментах же единогласно.
14. Ежели в Департаменте произойдет разномыслие; ежели даже один будет противнаго мнения прочим; и если Обер-Прокурор не убедит всех к единогласному решению, тогда дело переносится на разсмотрение в Общее Собрание.
15. Голос от Сенатора поданный по выслушанному делу, или внесенный в журнал подписанный им, несогласный с мнением прочих соприсутствующих Членов, хотя бы он был отсутствен, вышел из службы, или же бы умер, остановляет решение в Департаменте. Дело по оному переносится в Общее Собрание; там разсматривая оное выслушивают и мнение выбывшаго Сенатора.
16. Дела решенныя в Департаментах общим и согласным мнением всех Присутствующих и Генерал-Прокурором не остановленныя, должны почитаться окончательно решенными; переноса им в Общее Собрание нет, и исполнение в оных чинится по решению.
17. Ежели в Департаментах с резолюциями Сенаторов, Генерал или Обер-Прокурор согласны не будут, то да предложат они тому причины на разрешение Сената в течение 8 дней, не далее.
18. Если на таковое предложение Сенат не согласится, а Генерал или Обер-Прокурор останется при противном мнении: тогда по предложению Генерал-Прокурора дело поступает в Общее Сената Собрание.
19. Если по выслушивании такового дела, Генерал, Прокурор согласится с резолюциею Общаго Собрания то дело окончательно решится. Но если Генерал-Прокурор не будет согласен с оною, то равномерно да предложит он письменно побуждающия его к тому причины если ж и тогда Сенаторы останутся при своем мнении, а Генерал-Прокурор также не убедится их разсуждениями, то дело взносится в Императорскому Величеству; и тогда да предстанут пред лице Его один или двое из Сенаторов противнаго мнения с Генерал-Прокурором, избранные ими к объяснению всех причин, которыя заставляют их оставаться при своем мнении.
20. По уголовным делам, в которых идет о лишении Дворянскаго достоинства и чинов, Правительствующаго Сената Департамент, по суждении, подает Императорскому Величеству доклады и ожидает конфирмации или указа.
21. Дела в Сенате должны быть открыты каждому Сенатору, и для того, как в Департаментах, так и в Общем Собрании должен быть каждому из них открыт настольной реэстр, из котораго бы можно было им видеть очередь следующих к слушанию дел, и в которых бы отмечено было, когда какое дело вступило, слушано, резолюция дана, указы посланы и исполнение учинено.
22. О делах гражданских, уголовных и межевых в Сенат поступающих, публиковать каждый месяц в ведомостях, означая какое дело, под каким № записано в настольный реэстр; равным образом публиковать ежемесячно делах решенных, означая вкратце, в чью пользу или каким образом решены.
23. Надлежит заблаговременно доставлять Сенаторам из дел краткия выписки, Обер-Секретарями и Секретарями засвидетельствованныя, в которых должны быть отмечены числами те листы, которые содержат документы, на коих право свое утверждают тяжущиеся, дабы судия хотящий вникнуть в оное, имел чрез то удобность отыскать скоро и в самом пространнейшем деле.
24. С того времени как доставлены будут сии выписки, надлежит делу лежать на столе по самое слушание, да бы можно было каждому Сенатору по нем свободно выправляться и объясняться с делопроизводителями.
25. …в таком случае, если бы кто жаловался на Сенат, должен предварительно дать подписку в том, что ведает законы строго запрещающие подавать несправедливыя жалобы на Сенат: ибо
26. Когда жалоба окажется несправедливою, жалобщик за подачу оной предан будет суду.
27. Сие положение о жалобах на Сенат не имеет обратного действия на те дела, кои решены до настоящаго его преобразования, с которым вместе и оно восприять силу свою долженствует. Издавая сей указ Мы ласкаем Себя утешительным удостоверением, что Правительствующий Сенат ощутит в нем меру Нашея непреложеныя к нему доверенности, и будучи точным определением власти своей, не стесняем уже никакими препонами в отправлении долгу его, обратить свои усильныя попечения к тому, чтобы во всем кругу внутренних дел надлежаще действовали законы, и ни где не ослабевало бы всякое благоустройство хранящее пользу общую.