Указ о правах и обязанностях Сената

ИМЕННОЙ УКАЗ АЛЕКСАНДРА I О ПРАВАХ И ОБЯЗАННОСТЯХ СЕНАТА.
8 СЕНТЯБРЯ 1802 Г.

Разсмотрев представленный Нам Правительствующим Сенатом во исполнение указа Нашего, 5 июня 1801 года ему даннаго, доклад о существе его должностей прав и обязанностей, признали Мы за нужное и настоящему времени соответственное, постановить нижеследующие статьи, которыя сим указом Нашим в полную силу и действие приводим.
1. Сенат есть Верховное место Империи Нашей; имея себе подчиненными все Присутственныя места, он как хранитель за конов печется о повсеместном наблюдении правосудия; наблюдает за собиранием податей и за расходами штатными, имеет попечение о средствах к облегчению народных нужд, соблюдению общаго спокойствия и тишины, и прекращению всяких противозаконных деяний во всех подчиненных ему местах. Ревизия Верховнаго Суда по делам гражданским, уголовным и межевым принадлежит безпристрастному и нелицемерному его правосудию.
2. Власть Сената ограничивается единою властию Императорского Величества; иной же вышней власти он над собою не имеет.
3. Единое лицо Императорскаго Величества председает в Сенате.
4. Указы Сената исполняются всеми, как собственные Императорскаго Величества. Один Государь или Его Именный указ может остановить Сенатския повеления.
5. Все Именные Императорскаго Величества указы, кроме подлежащих особливой тайне, должны взноситься в Сенат от всех мест и лиц, которым оные даны будут.
6. Сенат определяет чиновников в места, также производит в чины, на основании указа 1790 Декабря 16 и 1801 годов Августа 1, чисел.
7. Все Коллегии, Начальники Губерний и мест непосредственно от Сената зависящия, во всех сомнениях и затруднениях, также обо всем уважение заслуживающем поделам разсмотрению Сената под лежащим должны относиться к нему рапортами и доношениями, так как Прокуроры с своей стороны относятся к Генерал-Прокурору.
8. Побудительные указы выходят из Сената только по жалобам на Губернския Правления и Палаты. Никакое место и лице не может входить в дела в Присутственных местах производящияся: и сам Сенат не входит в дела апелляционныя и следственныя, прежде нежели оныя придут к нему по порядку.
9. Дозволяется Сенату, если бы по общим Государственным делам существовал указ, который был бы сопряжен с великими не удобствами в исполнении, или по частным судным не согласен с прочими узаконениями, или же не ясен, представлять о том Императорскому Величеству; но когда по таковому представлению не будет учинено перемены, то остается он в своей силе.
10. Сенаторы имеют право объявлять Именные указы, по роду дел изображенных в указе 1762 года.
11. Сенатор имеет долг представлять о происходящем вреде в Государстве и о нарушителях закона ему известных, на основании указа 1760 года Августа 16 дня. Если он в течении дела приметит упущение законного порядка и в самой Канцелярии Сенатской, то долгом обязан предложить о том Сенату, дабы обратить на виновнаго силу и действия закона.
12. Ни предполагаем, ни ожидаем, чтобы кто из мужей почтеннаго сословия Сената обличен был в преступлении должности Сенатора, но сверх чаяния если бы то оказалось, не инде в такое вине судим будет Сенатор, как только в Общем Собрании Сената.
13. Дела в Общем Собрании окончательно решатся по большинству голосов, а большинство составляют две трети оных; в Департаментах же единогласно.
14. Ежели в Департаменте произойдет разномыслие; ежели даже один будет противнаго мнения прочим; и если Обер-Прокурор не убедит всех к единогласному решению, тогда дело переносится на разсмотрение в Общее Собрание.
15. Голос от Сенатора поданный по выслушанному делу, или внесенный в журнал подписанный им, несогласный с мнением прочих соприсутствующих Членов, хотя бы он был отсутствен, вышел из службы, или же бы умер, остановляет решение в Департаменте. Дело по оному переносится в Общее Собрание; там разсматривая оное выслушивают и мнение выбывшаго Сенатора.
16. Дела решенныя в Департаментах общим и согласным мнением всех Присутствующих и Генерал-Прокурором не остановленныя, должны почитаться окончательно решенными; переноса им в Общее Собрание нет, и исполнение в оных чинится по решению.
17. Ежели в Департаментах с резолюциями Сенаторов, Генерал или Обер-Прокурор согласны не будут, то да предложат они тому причины на разрешение Сената в течение 8 дней, не далее.
18. Если на таковое предложение Сенат не согласится, а Генерал или Обер-Прокурор останется при противном мнении: тогда по предложению Генерал-Прокурора дело поступает в Общее Сената Собрание.
19. Если по выслушивании такового дела, Генерал, Прокурор согласится с резолюциею Общаго Собрания то дело окончательно решится. Но если Генерал-Прокурор не будет согласен с оною, то равномерно да предложит он письменно побуждающия его к тому причины если ж и тогда Сенаторы останутся при своем мнении, а Генерал-Прокурор также не убедится их разсуждениями, то дело взносится в Императорскому Величеству; и тогда да предстанут пред лице Его один или двое из Сенаторов противнаго мнения с Генерал-Прокурором, избранные ими к объяснению всех причин, которыя заставляют их оставаться при своем мнении.
20. По уголовным делам, в которых идет о лишении Дворянскаго достоинства и чинов, Правительствующаго Сената Департамент, по суждении, подает Императорскому Величеству доклады и ожидает конфирмации или указа.
21. Дела в Сенате должны быть открыты каждому Сенатору, и для того, как в Департаментах, так и в Общем Собрании должен быть каждому из них открыт настольной реэстр, из котораго бы можно было им видеть очередь следующих к слушанию дел, и в которых бы отмечено было, когда какое дело вступило, слушано, резолюция дана, указы посланы и исполнение учинено.
22. О делах гражданских, уголовных и межевых в Сенат поступающих, публиковать каждый месяц в ведомостях, означая какое дело, под каким № записано в настольный реэстр; равным образом публиковать ежемесячно делах решенных, означая вкратце, в чью пользу или каким образом решены.
23. Надлежит заблаговременно доставлять Сенаторам из дел краткия выписки, Обер-Секретарями и Секретарями засвидетельствованныя, в которых должны быть отмечены числами те листы, которые содержат документы, на коих право свое утверждают тяжущиеся, дабы судия хотящий вникнуть в оное, имел чрез то удобность отыскать скоро и в самом пространнейшем деле.
24. С того времени как доставлены будут сии выписки, надлежит делу лежать на столе по самое слушание, да бы можно было каждому Сенатору по нем свободно выправляться и объясняться с делопроизводителями.
25. …в таком случае, если бы кто жаловался на Сенат, должен предварительно дать подписку в том, что ведает законы строго запрещающие подавать несправедливыя жалобы на Сенат: ибо
26. Когда жалоба окажется несправедливою, жалобщик за подачу оной предан будет суду.
27. Сие положение о жалобах на Сенат не имеет обратного действия на те дела, кои решены до настоящаго его преобразования, с которым вместе и оно восприять силу свою долженствует. Издавая сей указ Мы ласкаем Себя утешительным удостоверением, что Правительствующий Сенат ощутит в нем меру Нашея непреложеныя к нему доверенности, и будучи точным определением власти своей, не стесняем уже никакими препонами в отправлении долгу его, обратить свои усильныя попечения к тому, чтобы во всем кругу внутренних дел надлежаще действовали законы, и ни где не ослабевало бы всякое благоустройство хранящее пользу общую.

Did you enjoy this post? Why not leave a comment below and continue the conversation, or subscribe to my feed and get articles like this delivered automatically to your feed reader.

Comments

No comments yet.

Sorry, the comment form is closed at this time.