Порядок введения поста Президента СССР
ОБСУЖДЕНИЕ ПОРЯДКА ВВЕДЕНИЯ ПОСТА ПРЕЗИДЕНТА СССР НА ЗАСЕДАНИИ ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС. 7 МАРТА 1990 Г.
ЗАСЕДАНИЕ ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС 7 марта 1990 года.
Председательствовал тов. ГОРБАЧЕВ М.С.
Присутствовали: Т.Т. Воротников В.И., Зайков Л.Н., Крючков В.А., Лигачев Е.К., Маслюков Ю.Д., Медведев В.А., Рыжков Н.И., Шеварднадзе Э.А., Яковлев А.Н., Бирюкова А.П., Власов А.В., Лукьянов А.И., Примаков Е.М., Пуго Б.К., Разумовский Г.П., Язов Д.Т., Бакланов О.Д., Гиренко А.Н., Манаенков Ю.А., Строев Е.С., Усманов Г.И., Фролов И.Т.
… V. Вопросы внеочередного Съезда народных депутатов СССР.
ГОРБАЧЕВ. Анатолий Иванович, доложите, пожалуйста.
ЛУКЬЯНОВ. На внеочередной Съезд народных депутатов СССР выносятся следующие вопросы:
О признании полномочий вновь избранных депутатов. Доклад мандатной комиссии.
Второй вопрос (основной). О внесении изменений и дополнений в Конституцию и учреждение поста Президента СССР.
Третий. Избрание президента СССР.
Четвертый. Избрание Председателя Верховного Совета СССР. Четыре вопроса.
По этим вопросам внесено сейчас пока два законопроекта, будет три.
Один внесет партия после обсуждения на Пленуме по статьям 6 и 7 Конституции СССР.
Вчера Верховный Совет принял постановление о проекте Закона об изменении и дополнении Конституции по вопросам собственности. О трех формах собственности – личной, кооперативной и государственной. Это четыре статьи Конституции: 10, 11, 12 и 13. Вот эти четыре статьи вносит Верховный Совет.
И, наконец, проект закона об учреждении поста Президента и изменении в связи с этим Конституции СССР.
Видимо, необходимо обсудить, как это будет докладываться: или отдельно Центральный Комитет внесет свои вопросы, или это будет представляться Верховным Советом все и в одном ли докладе и т.д. Об этом надо посоветоваться.
Уже есть план порядка работы Съезда.
Он продлится не менее двух с половиной дней. В первый день с 10 утра
– открытие съезда, утверждение повестки дня, которое займет, наверное, время, потому что в повестку дня попытаются втащить другие вопросы, например отчет Президента.
ГОРБАЧЕВ. Президента еще нет.
ЛУКЬЯНОВ. Ну, отчет Председателя Верховного Совета, отчет правительства и, наконец, вопросы Федерации попытаются втащить, чтобы их предварительно обсудить. Поэтому по повестке дня может быть обсуждение.
ГОЛОС. А положение в стране?
ЛУКЬЯНОВ. Ну я сказал: это как раз отчет Президента. Значит, если удастся утвердить повестку дня достаточно скоро, тогда быстрее можно заслушать доклад нМандатной комиссии, принять постановление по вновь избранным депутатам, образовать Секретариат Съезда, куда одним из заместителей намечается Станкевич. Дальше – доклад об изменении и дополнении Конституции, утверждение поста Президента.
ЛИГАЧЕВ. Почему в Секретариат намечается Станкевич?
ЛУКЬЯНОВ. Потому что надо как-то представлять эту группу, а здесь он всегда у нас под контролем.
ЛИГАЧЕВ. В прошлом составе он уже был. Крючков говорил, что он занимался не тем, чем ему поручали в Секретариате, а своими делами.
ЛУКЬЯНОВ. И все-таки не дали ему возможность выскочить из этих рамок. Потом предлагается избрать Редакционную комиссию во главе с товарищем Ивашко и с представительством всех слоев депутатских, а потом начать прения и вести их до 19 часов, с тем чтобы где-то к 19 часам, если это будет возможно, в первый же день принять поправки к Конституции. Один Закон (общий) об изменении Конституции. Здесь потребуется для принятия решения две трети голосов.
ГОРБАЧЕВ. По всем этим разделам.
ЛУКЬЯНОВ. Это довольно сложно будет, но другого выхода, если мы хотим провести Съезд в течение двух с половиной дней, нет. И тогда поздно вечером, скажем в 8 часов, собрать Пленум, если будет принято решение об изменении Конституции, чтобы решить вопрос о выдвижении наших предложений о выдвижении кандидатур.
Второй день, 13-е марта посвятить выдвижению и обсуждению кандидатур на должность Президента и Председателя Верховного Совета. Надо избрать Счетную комиссию, организовать ее работу и провести голосование вечером с тем, чтобы утром следующего дня объявить результаты голосования, принять постановление об избрании Президента, постановление об избрании Председателя Верховного Совета и провести процедуру приведения к присяге Президента. Сейчас надо обсудить, перед кем приносится присяга, кто представляет Президента, кто подносит Конституцию, на которой он будет клясться. Это совершенно новый ритуал. Придется все это проработать. Видимо, программное выступление Президента будет уже после его избрания. Вот так предполагается провести Съезд. Где-нибудь к 14-15 часам 14 марта можно было бы его закончить. Это при наилучшем варианте, который только возможен.
ГОРБАЧЕВ. А партийную группу?
ЛУКЬЯНОВ. Если бы была маленькая партийная группа – другое дело. А когда большинство депутатов члены партии – нецелесообразно.
ГОРБАЧЕВ. А в совещании представителей сколько участвует человек?
ЛУКЬЯНОВ. 500 человек. Можно, конечно, провести, но, Михаил Сергеевич, можно и не проводить.
ГОРБАЧЕВ. А почему не исчерпать весь этот разговор там, чтобы народу сказать: мы вот собирались, все это слушали. Чтобы не начинать все сначала?
ЛУКЬЯНОВ. Потом потребуется время представителям для встреч о своими делегациями.
ГОРБАЧЕВ. Это другой вопрос.
ЛУКЬЯНОВ. Некогда их проводить …
ГОРБАЧЕВ. Да подожди, не пугай.
ЛУКЬЯНОВ. Я не пугаю, просто говорю как есть. Надо подумать.
ШЕВАРДНАДЗЕ. Надо, наверное, после решения Пленума.
ЛУКЬЯНОВ. Ну, тогда надо договориться: когда проводить? Тогда будем проводить. В чем требуется огромная помощь Центрального Комитета?
Первое. Обеспечить полную явку депутатов, потому что иначе мы просто будем в очень сложном положении.
Дальше. Необходимо провести по возможности встречи с депутатами на местах, потому что большинство из них настроено хорошо. Вот с этими депутатами нужно поговорить, чтобы мы могли занять принципиальную позицию по коренным вопросам: по введению президентства и так далее. Почему? Потому что некоторыми уже сейчас ставятся вопросы. Первый – не избирать президента до изменения Конституции СССР. Будет новая Конституция, тогда избирать.
Второй – избрать президента только на основе всеобщих выборов, и не проводить эти выборы сейчас. Принять изменения Конституции, и тогда провести избрание на основе всеобщих выборов.
ГОРБАЧЕВ. Они считают, что с этими «чурками» что хотят, то и будут решать. Вот такие ими используются выражения. Людям бы об этом сказать.
ЛУКЬЯНОВ. Дальше. Если это не пройдет, то внести предложение, чтобы переименовать Председателя Верховного Совета в Президента, наделить его полномочиями, но ни в коем случае не избирать.
ГОРБАЧЕВ. Это даже не худшая часть.
ЛУКЬЯНОВ. И следующее их предложение – во что бы то ни стало завалить президентский вопрос, не дать 2/3 голосов.
ГОРБАЧЕВ. Это критический пункт на Съезде будет. Не дать собрать 2/3 голосов. Поэтому уже сейчас с Прибалтикой работают, с Азербайджаном работают, с Арменией работают, с россиянами работать начали.
ЛУКЬЯНОВ. Эта работа ведется очень активно. Правда, и мы начали основательную работу, в частности, удалось расколоть прибалтов, которые договорились, что они дадут «свободу рук», то есть свободу голосования своим депутатам. Придется очень основательно разговаривать. У меня вчера был разговор с армянами и азербайджанцами. С Грузией, по-моему, там какой-то разговор был. Грузия заявила, что они будут голосовать против. В принципе это будет трудная задача.
ГОРБАЧЕВ. Потому что Президент избирается 50 процентами голосов. А тут они видят слабость, поскольку все конституционные изменения вносятся двумя третями голосов.
ЛУКЬЯНОВ. Это вскрывает характер этих беспринципных людей. Вот вам образчик их «принципиальности». Договариваются не дать включить в один закон 6-ю статью и президентские статьи, не дать возможность голосовать таким образом, чтобы в зависимость от того, как они будут голосовать по президенту, поставить 6-ую статью. Поэтому в наших интересах – составить один закон.
ГОРБАЧЕВ. Но они скажут: нужно постатейное голосование. ЛУКЬЯНОВ. Постатейное голосование будет – будет это выкинуто. Но все-таки когда надо будет менять почти 50 статей, вряд ли будет голосование постатейное.
ГОРБАЧЕВ. Это настолько важные вопросы, что мы должны продемонстрировать им всю свою мощь, чтобы они ее почувствовали. Им надо дать. Они подраспоясались. …
РЫЖКОВ. Михаил Сергеевич, у меня такой вопрос, чисто юридический.
Мы выбираем Президента страны, куда входит 15 республик. Не получится ли вот так: на съезде поднимается Литва и говорит: «Мы 6-7 или 10 числа приняли решение, что мы находимся вне Советского Союза». Не получится ли какой-то юридический казус, что мы без них не можем избрать Президента страны. Этот вопрос не рассматривался с юридической точки зрения.
ЛУКЬЯНОВ. Рассматривался. Михаил Сергеевич сказал, что мы будем исходить из другого кворума. Будем освобождать их от депутатских обязанностей. Если здесь такое заявление будет сделано, то надо договориться твердо и сказать: «Вы себя не рассматриваете депутатом. Тогда мы голосуем».
РЫЖКОВ. Нет, здесь дело не в депутатах, дело в республике – одно дело, а выборы Президента – другое. Их просто вовремя надо поставить на место и сказать, что тогда мы не будем вас учитывать при кворуме и подсчете.
Я думаю, что в данном случае мы не должны стать на тот путь, что они у себя проголосовали, и это все.
Во-первых, они не знают мнения народа. Должен быть референдум. Во-вторых, они должны эти вопросы внести в соответствующие органы и т.д. Так что я думаю, что у нас будет основание с юридической позиции вообще это их решение признать как неправомочное.
И, в-третьих, обязательно в каждой из этих делегаций будут люди, которые скажут: мы не разделяем позицию делегации. …
МЕДВЕДЕВ. Исключать из кворума опасно. Это значит, что мы признаем их выход. Надо серьезно над этим поразмыслить.
ГОРБАЧЕВ. Это, как говорят, по ходу сессии гулять можно, а тут уже…
ЛУКЬЯНОВ. Мне кажется, что исключение из кворума нельзя допустить.
Для этого надо иметь очень веские основания.
ГОРБАЧЕВ. Заключение надо подготовить, которое будет представлено съезду. Съезд выведет их – и все. …