Студенческая работа
МОСКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Кафедра административного права
курсовая работа на тему:
БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Студента 4 курса МВФ МГЮА Пашкова Р. В.
Научный руководитель – Галкина М. В.
Москва 2000 год
Оглавление
1. Безопасность и Совет безопасности
2. Мобилизационная готовность
3. Государственная охрана и защита
4. Оперативно-розыскная деятельность
5. Борьба с терроризмом
6. Внешняя разведка
7. Военная безопасность
А). Оборона
Б). Гражданская оборона
В). Железнодорожные войска
8. Информационная безопасность
А). Государственная тайна
Б). ФАПСИ
В). Фельдъегерская служба
9. Пограничная безопасность
10. Экономическая безопасность
11. ФСБ
12. МВД
13. Казачья служба
14. Система органов безопасности
15. Использованный нормативный материал
БЕЗОПАСНОСТЬ И СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ.
Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся (статья 1 закона РФ «О безопасности»): личность – ее права и свободы, общество – его материальные и духовные ценности, государство -его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство.
Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Характер угроз определяет содержание деятельности по обеспечению безопасности. Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер, адекватных угрозам.
Основными функциями системы безопасности являются (статья 9 закона РФ «О безопасности»):
• Выявление и прогнозирование угроз, осуществление комплекса мер по их предупреждению и нейтрализации,
• Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности,
• Управление силами и средствами обеспечения безопасности.
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет президент. Он возглавляет СБ РФ, контролирует и координирует деятельность госорганов обеспечения безопасности, принимает оперативные решения по обеспечению безопасности (статья 11 закона РФ « О безопасности»).
Силы обеспечения безопасности включают в себя (статья 12 закона РФ «О безопасности»): Вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, пограничные войска, внутренние войска, органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве, службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.
Уровни правового обеспечения безопасности:
1. Федеральный закон о безопасности.
2. Концепция национальной безопасности (утверждена 10 января 2000 года).
3. Основы государственной стратегии по данному виду безопасности.
4. Федеральная целевая программа или уровень ее как президентской.
Совет безопасности РФ является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения безопасности (статья 1 «Положения о СБ РФ»).
Основными задачами СБ являются (статья 5 Положения):
• Определение жизненно важных интересов и выявление угроз.
• Разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности.
• Подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций.
• Подготовка предложений президенту о введении, продлении или отмене чрезвычайного положения.
Основными функциями СБ являются (статья 6 Положения): рассмотрение вопросов безопасности, подготовка по ним решений президента, осуществление контроля за реализацией госорганами стратегии в области обеспечения безопасности. Постоянные члены СБ назначаются президентом по представлению секретаря Совета безопасности. Работой СБ руководит председатель, которым по должности является президент. Заседания СБ проводятся на регулярной основе, но не реже одного раза в месяц. Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Совета безопасности определяет президент.
Секретарь СБ назначается на должность и освобождается от должности президентом РФ. Он обеспечивает деятельность СБ и руководит его аппаратом. Секретарь СБ готовит планы работы СБ, проекты решений, осуществляет контроль за выполнением решений СБ, вносит президенту и в СБ предложения о привлечении к ответственности руководителей федеральных органов государственной власти (статья 15 Положения).
Межведомственные комиссии СБ являются его основными рабочими органами и создаются по функциональному или региональному признаку на постоянной или временной основе по решению Совета безопасности. Сейчас существуют следующие Межведомственные комиссии: по защите государственной тайны, по охране здоровья населения, по информационной безопасности, по пограничной политике, по экологической безопасности, по международной безопасности, по экономической безопасности.
Деятельность СБ обеспечивается аппаратом, куда входят секретариат, управление государственной и общественной безопасности, управление международной безопасности, управление экономической и промышленной безопасности, управление военного строительства, управление военной инспекции, управление военно-технического сотрудничества, управление информационной безопасности.
МОБИЛИЗАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ.
Под мобилизационной подготовкой в РФ понимается комплекс мероприятий, проводимых в мирное время, по заблаговременной подготовке экономики РФ и органов власти. В ВС РФ и других войск к обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей государства и нужд населения в военное время. Под мобилизацией понимается их перевод на организацию и состав военного времени. Мобилизация в РФ может быть полной или частичной (статья 1 фз «О мобподготовке и мобилизации в РФ»).
Структура и штаты мобилизационных органов определяется исходя из характера и объема мобилизационных заданий (заказов) или задач по мобилизационной работе. Для обеспечения ВС РФ и воинских формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время устанавливается военно-транспортная обязанность.
Главное управление специальных программ президента РФ (ГУСП) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим исполнение президентом РФ полномочий в сфере мобилизационной подготовки и мобилизации (статья 1 «Положения о ГУСПе»). Информационно-технологическое обеспечение деятельности управления возложено на ФАПСИ. ГУСПу непосредственно подчиняются Служба специальных объектов при президенте РФ и эксплуатационно-техническое управление при ГУСПе. Положение о ГУСПе и его структуру утверждает президент РФ по представлению председателя правительства РФ.
Задачи управления: организация обеспечения мобилизационной подготовки федеральных органов госвласти и их аппаратов, обеспечение функционирования спецобъектов в военное время, обеспечение работы, жизнедеятельности и безопасности высшего руководства РФ в период их пребывания на спецобъектах (статья 11 Положения о ГУСПе). Управление возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности президентом РФ по представлению председателя правительства и подчинен непосредственно президенту. Центральный аппарат ГУСПа составляет 180 человек.
Служба специальных объектов при президенте РФ является федеральным органом обеспечения мобилизационной подготовки органов госвласти РФ. Президент РФ осуществляет руководство деятельностью службы и служба входит в состав сил обеспечения безопасности РФ. Службу возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом РФ по представлению начальника ГУСПа.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА И ЗАЩИТА.
Президент РФ в течение всего срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны. Безопасность глав иностранных государств обеспечивается в соответствии с международными договорами и соглашениями. Федеральная служба охраны РФ – федеральный орган государственной власти на правах госкомитета. ФСО входит в состав сил обеспечения безопасности РФ и ее структуру утверждает президент. Руководитель ФСО назначается на должность и освобождается от должности президентом РФ. В ФСО предусматривается военная служба. В ФСО входит Служба безопасности президента и территориальные органы ФСО. Общая численность ФСО – 1500 человек.
Основными задачами ФСО являются (статья 8 «Положения о ФСО»): прогнозирование и выявление угрозы объектам госохраны, обеспечение их безопасности, обеспечение организации и функционирования президентской связи, защита зданий, строений и сооружений государственной охраны.
Функции ФСО (статья 9 Положения): а Персональная охрана президента РФ и других объектов государственной охраны.
• Осуществляет охранные мероприятия на трассах проезда объектов госохраны,
• Осуществляет защиту специальной резиденции президента РФ – Московского Кремля и других охраняемых объектов,
• Организует и оперативно обеспечивает президента РФ засекреченной телефонной и шифрованной документальной связью, а также другие объекты госохраны.
Сотрудники федеральных органов государственной охраны в качестве крайней меры имеют право применять оружие (статья 27 фз «О государственной охране»): защиты объектов госохраны и сотрудников ФСО от нападения, отражения нападения на охраняемые объекты и транспортные средства, освобождения заложников, задержания лиц, оказывающих вооруженное сопротивление.
Для обеспечения защиты жизни и здоровья защищаемых лиц могут применяться следующие меры безопасности (статья 5 фз «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»):
1. Личная охрана, охрана жилища и имущества.
2. Выдача оружия.
3. Временное помещение в безопасное место.
4. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемых лицах.
5. Перевод на другую работу.
6. Переселение на другое место жительства.
7. Замена документов и изменение внешности.
Поводом для применения мер безопасности являются заявление защищаемого лица, обращение председателя суда либо руководителя соответствующего органа, получение информации о наличии угрозы безопасности. После этого орган, обеспечивающий безопасность, обязан в срок не более трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении мер безопасности. В случаях, не терпящих отлагательства, меры безопасности применяются незамедлительно.
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются (статья 2 фз «Об оперативно-розыскной деятельности»):
• Выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.
• Осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания.
• Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу безопасности РФ.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия (статья 6 фз): опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются (статья 7 фз):
• Наличие возбужденного уголовного дела,
• Поступившие сведения о противоправных деяниях и лицах, в них участвующих, сведения о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности России, сведения о розыскиваемых лицах,
• поручения следователя, органа дознания, указание прокурора или определение суда по уголовным делам в их производстве,
• Постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц.
На территории РФ право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям органов внутренних дел, органов ФСБ, федеральных органов налоговой полиции, ФСО, органов ФПС, таможенных органов, СВР России, министерства юстиции (статья 13 фз).
Сведения о проведении оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну и подлежат рассекречиванию только на основании постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Предание гласности сведений о лицах, участвовавших в данных мероприятиях, допускается только с их письменного согласия.
Лицо вправе обжаловать незаконные оперативно-розыскные действия в его отношении в вышестоящий орган, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд (статья 5 фз). Лицо, виновность которого не доказана и которое полагает, что проведенные оперативно-розыскные мероприятия нарушили его права, вправе истребовать собранные сведения и при отказе или неполноте данной информации может обратиться в суд.
Осуществление оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, неприкосновенности жилища допускается на основании судебного решения и при наличии соответствующей информации. В течение 48 часов с момента начала реализации оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. В экстренном случае обязательно уведомление суда в течение 24 часов.
БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ.
Терроризм – насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортные средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношений.
Борьба с терроризмом – деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности (статья 3 фз «О борьбе с терроризмом»). Субъекты, непосредственно осуществляющие борьбу с терроризмом в пределах своей компетенции, являются: ФСБ, МВД, СВР, ФСО, МО, ФПС.
Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением правительства РФ может создаваться оперативный штаб, возглавляемый представителем МВД или ФСБ в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. При проведении данной операции в целях сохранения жизни и здоровья людей, материальных ценностей, а также изучения возможности пресечения террористической акции без применения силы допускается ведение переговоров с террористами.
Согласно постановлению правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму» образован Межведомственный оперативный штаб по противодействию терроризму. Федеральная антитеррористическая комиссия является координирующим органом, обеспечивающим взаимодействие субъектов, осуществляющих борьбу с терроризмом. Основными задачами комиссии являются выработка основ государственной политики в области борьбы с терроризмом, сбор и анализ соответствующей информации, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих борьбу с терроризмом (статья 3 «Положения о Федеральной антитеррористической комиссии»). Обеспечение деятельности комиссии осуществляет ФСБ РФ.
ВНЕШНЯЯ РАЗВЕДКА.
Внешняя разведка РФ как совокупность специально создаваемых государством органов – органов внешней разведки РФ – является составной частью сил обеспечения безопасности РФ. Целями разведывательной деятельности являются (статья 5 фз «О внешней разведке»):
• Обеспечение президента РФ, Федерального собрания и правительства РФ разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений,
• Обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики РФ в сфере безопасности,
• Содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности РФ.
К важным полномочиям органов внешней разведки можно отнести:
• Установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие.
• Осуществление мер по зашифровке кадрового состава.
• Организация и обеспечение защиты государственной тайны в загранучреждениях РФ.
• Обеспечение собственной безопасности.
Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельно, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки РФ. Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется (статья 11 фз):
1. Службой внешней разведки России – в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности загранучреждений РФ.
2. Органом внешней разведки МО РФ (Главное разведывательное управление Генштаба МО) – в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
3. Органом внешней разведки ФАПСИ при президенте РФ – в политической, экономической, военной и научно-технической сферах путем использования радиоэлектронных средств.
4. Органом внешней разведки ФПС России – в сфере охраны государственной границы РФ.
Президент определяет задачи разведывательной деятельности, контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки РФ, назначает руководителей органов внешней разведки РФ. Руководители данных органов несут персональную ответственность перед президентом РФ за достоверность и объективность разведывательной информации и своевременность ее предоставления. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан РФ на территории РФ не допускается.
ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
А). ОБОРОНА.
Под обороной понимается система различных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории. Организация обороны включает (статья 2 фз «Об обороне»): прогнозирование и оценка военной угрозы, разработка военной политики и доктрины РФ, строительство ВС РФ и других войск, мобилизационную подготовку, создание запасов материальных ценностей.
Президент РФ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами Российской Федерации. Он определяет основные направления военной политики, утверждает военную доктрину, осуществляет руководство ВС, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит или отменяет военное положение, утверждает единый перечень воинских должностей, структуру и состав ВС РФ (статья 4 фз). Совет Федерации утверждает указы президента о введении военного и чрезвычайного положения, решает вопрос о возможности использования ВС РФ за пределами территории РФ. Государственная Дума рассматривает расходы на оборону и принимает федеральные законы в области обороны.
ВС РФ – государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ. ВС предназначены для отражения агрессии против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами РФ.
ВС РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода воск ВС РФ, в тыл ВС и в другие войска. Комплектование ВС осуществляется (статья 12 фз):
• Военнослужащими – путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан РФ на военную службу.
• Гражданским персоналом – путем добровольного поступления на работу.
Управление В С РФ осуществляет министр обороны через министерство обороны и генеральный штаб, являющийся основным органом оперативного управления ВС РФ. МО РФ разрабатывает и принимает меры по подготовке к вооруженной защите РФ, координирует деятельность в области обороны, обеспечивает боевую и мобилизационную готовность ВС (статья 6 «Положения о МО РФ»). Генштаб осуществляет стратегическое планирование применения ВС, определяет количественные нормы призыва граждан РФ на военную службу, осуществляет разведывательную деятельность (статья 15 фз и статья 5 «Положения о Генштабе МО РФ»).
В соответствии с указом президента «О первоочередных мерах по реформированию ВС и совершенствованию их структуры» ВС делятся на вилы: Сухопутные войска, Ракетные войска стратегического назначения, ВДВ, ВМФ. С 1 января 1999 года численность ВС составляет 1,2 млн. человек.
Военное положение как особый правовой режим, предусматривающий ограничение прав и свобод, вводится на всей территории РФ или в отдельных ее местностях в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против РФ. С объявлением общей или частички мобилизации осуществляются мероприятия переводу ВС на организацию и состав, предусмотренные для военного времени.
Территориальная оборона организуется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории РФ от действий противника, диверсионных или террористических актов, а также введение и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения (статья 22 фз).
Военный округ ВС РФ является основной военно-административной единицей в РФ, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением ВС РФ и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной зашиты РФ, целостности и неприкосновенности ее территории (статья 1 «Положения о военном округе ВС РФ»). Границы военного округа устанавливаются президентом РФ по представлению министра обороны РФ. Командующий войсками военного округа назначается на должность президентом РФ по представлению министра обороны и он возглавляет управление военного округа (оперативно-стратегическое командование). В управлении военного округа создается военный совет.
Б). ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА.
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий (статья 1 фз «О гражданской обороне»).
Задачи в области ГО:
• Обучение населения способам защиты,
• Эвакуация населения и ценностей,
• Проведение аварийно-спасательных работ,
• Обеззараживание,
• Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
МЧС России в соответствии с возложенными на него задачами (статья 5 «Положения об МЧС»): реализует единую государственную политику в данной области, осуществляет государственное управление гражданской обороной, собирает соответствующую информацию. МЧС возглавляет федеральный министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом РФ по представлению председателя правительства РФ. В регионах создаются региональные центры МЧС. Силы гражданской обороны – Войска ГО (ВГО) и гражданские организации гражданской обороны (последние не входят в состав ВС РФ).
Войска гражданской обороны являются составной частью сил обеспечения безопасности. Они предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозах их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями. В задачи Войск ГО входит ведение радиационной, химической и неспецифической бактериологической разведки, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, участие в мероприятиях по эвакуации (статья 2 «Положения в ВГО»).
Поставку мобилизационных ресурсов ВГО осуществляет МО РФ. Основной структурной единицей Войск гражданской обороны является отдельная бригада. Руководство ВГО осуществляет президент через начальника гражданской обороны РФ. Управление данными войсками осуществляет министр МЧС, являющийся по должности первым заместителем начальника гражданской обороны, непосредственно или через региональные центры.
Основными задачами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) является обеспечение готовности сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций, сбор и обработка информации в области защиты при ЧС, создание резервов ресурсов для ликвидации ЧС, ликвидация их, проведение гуманитарных акций (статья 2 «Положения о РСЧС»).
РСЧС состоит из территориальных (субъекты) и функциональных (федеральные органы) подсистем и имеет 5 уровней: федеральный – межведомственные и ведомственные комиссии, региональный – региональные центры (9), территориальный (один субъект) – комиссии, местный – комиссии, объектовый – комиссии. Это координирующие органы. Органами управления соответственно являются МЧС, региональные центры, органы управления по ЧС, отделы по делам гражданской обороны.
Режимы функционирования РСЧС (статья 18 Положения о РСЧС):
• Режим повседневной готовности – нормальная обстановка.
• Режим повышенной готовности – при ухудшении обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
• Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.
В режиме повседневной деятельности осуществление наблюдения и контроля, создание и восстановление резервов, совершенствование подготовки. В режиме повышенной готовности принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием РСЧС, усиление дежурно-диспетчерской службы, усиление наблюдения и контроля. В режиме чрезвычайной ситуации организация защиты населения, выдвижение опергрупп, организация ликвидации ЧС, определение границ ее зоны.
В соответствии с постановлением правительства РФ «О федеральных службах гражданской обороны» созданы:
• Федеральная медицинская служба гражданской обороны министерства здравоохранения РФ,
• Федеральная противопожарная служба гражданской обороны МВД РФ,
• Федеральная служба гражданской обороны охраны общественного порядка МВД РФ,
• Федеральная служба гражданской обороны защиты животных и растений министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ,
• Федеральная служба гражданской обороны защиты культурных ценностей министерства культуры РФ.
В). ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ВОЙСКА РФ.
Железнодорожные войска РФ предназначаются для технического прикрытия, восстановления и заграждения железных дорог. Техническое прикрытие – комплекс мероприятий для всесторонней подготовки объектов эксплуатируемой железнодорожной сети РФ, восстановительных и эксплуатационных сил и средств к выполнению работ по ликвидации последствий полученных разрушений (статья 1 фз «О Железнодорожных войсках в РФ»).
Железнодорожные войска являются составной частью сил, привлекаемых к обороне, и состоят из федерального органа исполнительной власти по железнодорожным войскам, соединений, воинских частей, научно-исследовательских учреждений, организаций, военных образовательных учреждений. Руководство железнодорожными войсками осуществляет президент РФ. Управление войсками осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти по железнодорожным войскам – командующий железнодорожными войсками через федеральный орган исполнительной власти по железнодорожным войскам и штаб железнодорожных войск. Командующий войсками назначается на должность и освобождается от должности президентом РФ (статья 6 фз).
Общая численность железнодорожных войск РФ в мирное время 70 тысяч человек, в том числе 57 тысяч военнослужащих. Федеральная служба железнодорожных войск (ФСЖВ) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление железнодорожными войсками РФ. Основные задачи ФСЖВ (статья 6 «Положения о ФСЖВ»): руководство железнодорожными войсками, обеспечение их боевой и мобилизационной готовности, организация технического прикрытия и восстановления наиболее важных объектов железных дорог. Основным органом управления железнодорожными войсками является штаб железнодорожных войск. Основной структурной единицей, способной самостоятельно выполнять работы по техническому прикрытию, восстановлению и строительству железных дорог, является отдельная железнодорожная бригада (статья 2 «Положения о Железнодорожных войсках РФ»).
Структура и состав железнодорожных войск РФ: 1.ФСЖВРФ 4 Аппарат директора федеральной службы.
* Штаб в составе:
Оперативного управления.
4 Управления организационно-мобилизационного и комплектования.
* Управления воспитательной работы.
* Управления боевой подготовки и кадров.
* Финансового управления.
4 Управления восстановления и строительства железных дорог, ф Управления вооружения и эксплуатации.
* Управления тыла.
4 Самостоятельных отделов.
2. Управления железнодорожных корпусов – 4.
3. Отдельные железнодорожные бригады – 28.
4. Воинские части, научно-исследовательские учреждения, организации и высшие образовательные учреждения профессионального образования.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
А). ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА.
Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (статья 2 закона РФ «О государственной тайне»).
К государственной тайне могут быть отнесены следующие сведения (статья 5 закона):
• О содержании стратегических и оперативных планов, документов по подготовке и развертыванию войск, о направлениях развития вооружений, о технологии производства ядерного оружия, о дислокации и степени готовности режимных объектов, о дислокации и структуре частей ВС РФ.
• О мобилизационных мощностях промышленности, о запасах стратегических видов сырья и материалов.
• О силах, средствах, планах разведывательной деятельности и лицах, конфиденциально сотрудничающих, о системе правительственной и об иных видах специальной связи.
Устанавливаются три степени секретности сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов госвласти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к гостайне, утверждаемом президентом РФ. Перечень формирует Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.
На носители сведений, составляющих государственную тайну, наносятся реквизиты (статья 12 закона): о степени секретности сведений, об органе засекречивания, о регистрационном номере, о дате или условии рассекречивания сведений. Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет.
Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает (статья 21 закона): принятие на себя обязательств по нераспространению доверенных им сведений, согласие на частичное, временное ограничение их прав, письменное согласие на проведении в отношении их проверочных мероприятий.
Межведомственная комиссия по защите государственной тайны -коллегиальный орган по координации деятельности о защите государственной тайны. Межведомственная комиссия имеет право (статья 4 «Положения о комиссии»):
• Формировать перечень должностных лиц, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к гостайне.
• Формировать перечень сведений, отнесенных к гостайне.
• Определять порядок рассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну.
• Решать вопрос о продлении 30 летнего срока засекречивания сведений, составляющих государственную тайну
Структура Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: председатель, заместитель, члены, ответственный секретарь, комиссия по рассекречиванию документов КПСС, комиссия по рассекречиванию документов правительства СССР, структурное подразделение центрального аппарата Гостехкомиссии России (организационно-техническое обеспечение деятельности Межведомственной комиссии), межведомственные рабочие и экспертные группы по направлениям деятельности.
Государственная техническая комиссия при президенте РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим межотраслевую координацию и функциональное регулирование деятельности по обеспечению защиты (некриптографическими методами) информации, содержащей сведения, составляющие государственную или служебную тайну, от ее утечки по техническим каналам, от несанкционированного доступа к ней, от специальных воздействий на информацию в целях ее уничтожения, искажения и блокирования и по противодействию техническим средствам разведки на территории РФ, а также единую государственную научно-техническую политику в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств (статья 1 «Положения о Государственной технической комиссии»).
Гостехкомиссия России организует деятельность государственной защиты информации в РФ от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам. Гостехкомиссия и ее региональные центры входят в состав государственных органов обеспечения безопасности РФ. Руководит ее деятельностью президент РФ. Деятельность Гостехкомиссии обеспечивают ее центральный аппарат, инженерно-технические воинские формирования при Гостехкомиссии, в состав которых входят головная научная организация по проблемам защиты информации от технических разведок и от ее утечки по техническим каналам и региональные центры (статья 9 Положения).
Гостехкомиссию возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом РФ. Он пользуется правами федерального министра. Заседания (совещания) коллегии Гостехкомиссии проводятся не реже одного раза в квартал. Присутствие на заседании коллегии ее членов обязательно. Решения коллегии принимаются большинством голосов.
Б). ФАПСИ.
Федеральные органы правительственной связи и информации являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ. Они организуют пользование государственными органами специальными видами связи и информации и разрабатывают технические средства. Единую систему федеральных органов правительственной связи и информации составляют (статья 5 закона РФ «О федеральных органах правительственной связи и информации»):
• Федеральное агентство правительственной связи и информации при президенте РФ.
• Органы правительственной связи и информации (центры правительственной связи, информационно-аналитические органы) в субъектах РФ.
• Войска.
• Учебные заведения, научно-исследовательские организации и предприятия.
Возглавляет федеральное агентство и руководит его деятельностью генеральный директор. Он назначается на должность и освобождается от должности президентом РФ. Войска ФАПСИ включают в себя войска правительственной связи, части радиоразведки, инженерно-строительные части. Командующим войсками ФАПСИ является генеральный директор агентства.
Федеральные органы правительственной связи и информации обязаны (статья 10 закона РФ): обеспечивать правительственной и иной специальной связью высшие государственные органы РФ, осуществлять координацию деятельности по вопросам безопасности информационно-аналитических сетей высших органов государственной власти, проводить разработку и изготовление
специализированных технических средств, обеспечивать готовность своих систем для работы в военное время и в чрезвычайных ситуациях.
Федеральные органы правительственной связи информации имеют право, в том числе, получать в соответствующих органах на приоритетной основе полосы радиочастот для своего исключительного пользованния, определять порядок производства и эксплуатации шифровальных средств, выдачи лицензий на их экспорт и импорт, охранять своими силами объекты агентства.
Подразделения и части радиоразведки Федерального агентства правительственной связи и информации, организующие и ведущие разведывательную деятельность в сфере шифрованной засекреченной и иных видов специальной связи, образуют орган внешней разведки ФАПСИ.
В). ФЕЛЬДЪЕГЕРСКАЯ СЛУЖБА.
Федеральная фельдъегерская связь в РФ обеспечивается специально уполномоченным государственным органом, который является составной частью сил и средств обеспечения безопасности РФ (статья 1 фз «О федеральной фельдъегерской связи»). По линии федеральной фельдъегерской связи доставляются отправления особой важности, совершенно секретные, секретные и иные служебные отправления в административные центры субъектов РФ и столицы государств-участников Соглашения о межправительственной фельдъегерской связи.
Сотрудники федеральной фельдъегерской связи подразделяются на начальствующий состав, состоящий в кадрах органов внутренних дел и служащих и рабочих. Специально уполномоченным органом является Государственная фельдъегерская служба министерства связи РФ и ее территориальные органы. Службу возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности правительством РФ по представлению председателя правительства (статья 7 «Положения о государственной фельдъегерской службе»). В службе образуется коллегия.
ПОГРАНИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ (статья 1 закона РФ «О государственной границе РФ»). Охрана государственной границы является неотъемлемой составной частью государственной системы обеспечения безопасности РФ и заключается в осуществлении различных мер по (статья 3 закона РФ):
• Недопущению противоправного изменения прохождения госграницы.
• Обеспечению соблюдения режимов госграницы.
• Защите на госгранице иных жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз.
Прохождение госграницы устанавливается на суше по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам, на море по внешнему пределу территориального моря РФ. Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
Режим государственной границы включает правила ее содержания, пересечения, перемещения через нее грузов и товаров и их пропуска, ведение на границе хозяйственной и иной деятельности, разрешения с иностранными государствами инцидентов в этой сфере (статья 7 закона РФ). Для разрешения вопросов соблюдения режима границы и урегулирования пограничных инцидентов на определенных участках госграницы правительством РФ в соответствии с международными договорами РФ назначаются пограничные представители.
Пограничный режим – режим пограничной зоны, территориальных вод РФ, а также ее внутренних вод, имеющих выход к госгранице и включает правила въезда, временного пребывания и передвижения в пограничной зоне, различного рода деятельности и проведения мероприятий. В пограничную зону включается зона местности шириной до 5 км вдоль госграницы (статья 16 закона РФ). Режим в пунктах пропуска через госграницу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них, ввоза, нахождения и вывоза товаров и животных (статья 22 закона РФ).
5 октября 1996 года президентом РФ утверждены Основы пограничной политики РФ. Среди задач можно отметить такие как противодействие экономической и демографической экспансии и предотвращение попыток международной изоляции РФ (часть 1 Основ). Основными угрозами в пограничном пространстве являются (часть 2 Основ): территориальные притязания, сепаратизм, вооруженные конфликты, преступность, расхищение национальных богатств.
Федералъная пограничная служба (ФПС) РФ возглавляет систему органов пограничной службы РФ, куда входят:
1. Органы пограничной службы ФПС: органы пограничного контроля, орган внешней разведки, оперативные органы, органы пограничной стражи, органы морской охраны.
2. Пограничные войска ФПС.
3. Пограничные округа, пограничные группы и региональные управления ФПС
РФ.
4. Военные образовательные учреждения профессионального образования.
5. Предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении ФПС.
Основными задачами ФПС являются (статья 5 «Положения о ФПС»): руководство органами пограничной службы РФ и организация охраны госграницы, организация охраны госграницы СНГ на основе двухсторонних договоров, организация разведывательной, оперативно-розыскной и следственной деятельности органов пограничной службы.
Функции ФПС в том числе включают разработку концепции госграницы, организации информационно-аналитического и научного обеспечения деятельности органов пограничной службы, организации пограничного и иных видов контроля в пунктах пропуска через госграницу, разработка организационных структур и определение штатов органов пограничной службы РФ (статья 6 Положения).
ФПС России возглавляет директор в ранге федерального министра. Директор ФПС является главнокомандующим Пограничными войсками РФ. Он назначается на должность и освобождается от должности президентом РФ. Директор организует и руководит деятельностью коллегии ФПС и Главного военного совета Пограничных войск РФ.
Пограничные войска охраняют госграницу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, а также в пунктах пропуска через госграницу. В этих целях они обеспечивают недопущение противоправного изменения прохождения госграницы РФ. Пограничные войска имеют право возводить необходимые инженерно-технические сооружения, размещать и использовать технику и вооружение.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.
Федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ. В систему федеральных органов налоговой полиции входят:
• Федеральная служба налоговой полиции России.
• Органы ФСНП в субъектах – территориальные органы.
• Органы налоговой полиции районов г. Москвы и СПб, а также межрайонные отделы управлений, отделов ФСНП – метеные органы.
Основные задачи ФСНП (статья 7 «Положения о ФСНП»):
1. Выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений и преступлений.
2. Обеспечение безопасности деятельности налоговых органов, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей.
3. Предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
ФСНП возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности президентом РФ по представлению председателя правительства. В ФСНП образуется коллегия.
Федеральным органам налоговой полиции предоставляется право (статья 11 закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции»): проводить оперативно-розыскные мероприятия, дознание и предварительное следствие по делам совей компетенции, осуществлять проверки налогоплательщиков, налагать административный арест на имущество, осуществлять оперативное внедрение своих сотрудников.
Государственный таможенный комитет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в РФ. ГТК России решает возложенные на него задачи непосредственно и через региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты РФ, таможенные лаборатории, подведомственные ГТК учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие предприятия и учреждения.
Основными задачами ГТК являются (статья 4 «Положения о ГТК»):
• Участие в разработке таможенной политики РФ и реализация этой политики.
• Обеспечение экономической безопасности и единства таможенной территории РФ.
• Организация и совершенствование таможенного дела в РФ.
ГТК выполняет следующие функции (статья 5 Положения о ГТК):
1. Разрабатывает механизмы реализации таможенной политики РФ и обеспечивает ее претворение в жизнь.
2. Организует взимание таможенных пошлин и налогов.
3. Организует осуществление таможенного контроля.
4. Обеспечивает участие таможенных органов РФ в осуществлении мер по защите государственной безопасности.
5. Организует ведение борьбы с контрабандой.
ГТК России возглавляет председатель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом РФ. Он руководит деятельностью ГТК на принципах единоначалия.
Представители ГТК РФ – таможенные атташе представительств РФ в зарубежных странах и их аппарат составляют загранаппарат ГТК.
ФСБ.
Органы федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ. Они представляют собой единую централизованную систему, в которую входят (статья 2 фз «Об органах ФСБ в РФ»):
• ФСБ России.
• Управления (отделы) по отдельным регионам и субъектам РФ (территориальные органы безопасности).
• Управления (отделы) в ВС РФ, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).
Структура ФСБ:
Руководство.
Департамент контрразведки (1 департамент).
Департамент по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом (2).
Департамент экономической безопасности (4).
Департамент анализа, прогноза и стратегического планирования (5).
Департамент организационно-кадровой работы (6).
Департамент обеспечения деятельности (7).
Управление военной контрразведки (3 управление),
Инспекторское управление.
Следственное управление.
Управление собственной безопасности (9 управление).
Управление делами.
Договорно-правовое управление.
Военно-мобилизационный отдел.
В ФСБ России есть 10 заместителей директора ФСБ, в том числе два первых, коллегия в составе 17 человек. Численность военнослужащих центрального аппарата ФСБ – 4 тысячи человек. ФСБ России возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом РФ. Директор несет персональную ответственность за выполнение ее задач, организует работу органов ФСБ, принимает решения о создании подразделений в органах ФСБ.
Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ России. Органы ФСБ в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследовательские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, военно-строительные подразделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.
Основными задачами ФСБ являются (статья 7 Положения): информирование президента и председателя правительства об угрозах безопасности РФ, выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности иностранных специальных служб и организаций иностранных государств, выявление, предупреждение и пресечение актов терроризма, организация и осуществление борьбы с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, а также с деятельностью незаконных вооруженных формирований.
Органы ФСБ имеют право (статья 13 фз «Об органах ФСБ в РФ»):
• Устанавливать на конфиденциальной основе отношения сотрудничества с лицами, давшими на это согласие.
• Осуществлять оперативно-розыскные мероприятия по выполнению своих задач.
• Осуществлять проникновение в специальные службы и организации иностранных государств, а также в преступные группы.
• Осуществлять шифровальные работы в органах ФСБ.
• Направлять своих официальных представителей в иностранные государства.
• Осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности.
Военная контрразведка входит в систему органов федеральной службы безопасности и обеспечивает безопасность в ВС РФ и иных воинских формированиях. Задачами органов ВКР являются (статья 5 «Положения об органах госбезопасности в ВС РФ и иных воинских формированиях»): выявление и пресечение разведывательно-подрывной деятельности иностранных государств, ограждение ВС от диверсионных и террористических актов, предотвращение несанкционированных действий с оружием массового поражения.
МВД.
Министерство внутренних дел РФ возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят (статья 2 «Положения об МВД РФ»): министерства внутренних дел республик, управления (главные управления) и органы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономных округов, районов, городов, районов в городах, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, государственная противопожарная служба, окружные управления материально-технического и военного снабжения, учебные заведения, НИИ и иные подразделения. В систему МВД РФ входят также внутренние войска.
Главными задачами МВД являются (статья 7 Положения): обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, охраны собственности и общественного порядка, осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию преступлений.
МВД организует оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую деятельность органов внутренних дел, расследование по уголовным делам своей компетенции, осуществляет непосредственное руководство криминальной милицией и следственными подразделениями, организует розыск лиц, совершивших преступления, руководит ОМОНами и ВВ (статья 6 Положения).
МВД РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности президентом РФ по представлению председателя правительства. Представители МВД в зарубежных странах направляются на основании решения правительства и соответствующих договоренностей МВД с компетентными органами принимающих государств. Задачи представителей (статья 3 «Положения о представителях МВД в зарубежных государствах»): представление интересов МВД РФ, оказание содействия развитию и повышению эффективности двухстороннего сотрудничества, информирование МВД об опыте борьбы с преступностью, осуществление наблюдения за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью.
Милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местную милицию). Основными задачами криминальной милиции являются предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых обязательно производство предварительного следствия, а также организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от правоохранительных органов (статья 8 закона РСФСР «О милиции»). В состав криминальной милиции входят оперативно-розыскные, научно-технические и иные подразделения. Начальники криминальной милиции субъектов федерации назначаются и освобождаются от должности министром внутренних дел РФ.
Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ) – подразделение криминальной милиции, входящее в состав центрального аппарата МВД РФ, имеющее статус главного управления, является органом по сотрудничеству правоохранительных и иных государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств-членов Международной организации уголовной полиции-Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола (статья 1 «Положения о НЦБ Интерпола»). Порядок формирования и деятельности территориальных подразделений НЦБ осуществляется министром внутренних дел.
Главными задачами НЦБ Интерпола являются:
• Обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях.
• Оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств.
• Наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участниками которых является РФ.
НЦБ Интерпола осуществляет свою деятельность исключительно в сфере борьбы с уголовными преступлениями, не затрагивая преступлений, носящих политический, военный, религиозный или расовый характер.
В состав милиции общественной безопасности входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, ГИБДД, вневедомственной охраны, участковые инспектора милиции, ИВС и иные подразделения. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений местной милиции, содержащихся не за счет республиканского бюджета РФ, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Сотрудники милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях (статья 14 закона РСФСР «О милиции»): для защиты граждан от нападения, для отражения нападения на сотрудника милиции, для освобождения заложников, для задержания лиц, застигнутых при совершении тяжких преступлений, для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения госорганов, предприятий, для пресечения побега из под стражи.
Задачами ВВ МВД РФ являются (статья 2 фз «О ВВ МВД РФ»):
• Участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и правового режима чрезвычайного положения.
• Охрана важных государственных объектов и специальных грузов.
• Участие в территориальной обороне.
В состав внутренних войск входят:
1. Органы управления ВВ.
2. Соединения и воинские части оперативного назначения.
3. Соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов.
4. Специальные моторизованные воинские части.
5. Разведывательные воинские части.
6. Авиационные и морские воинские части.
7. Воинские части специального назначения.
8. Учреждения и воинские части обеспечения деятельности ВВ.
9. Военно-учебные заведения.
Соединения и воинские части входят в состав округов ВВ. Президент определяет состав, численность и дислокацию ВВ, назначает командующего внутренними войсками по представлению министра внутренних дел, принимает решение о привлечении ВВ для оказания содействия органам внутренних дел в обеспечении правового режима чрезвычайного положения. Правительство обеспечивает выделение материально-технических ресурсов и ассигнования, оснащение ВВ вооружением.
На специальные моторизованные воинские части и воинские части оперативного назначения возлагается участие в охране общественного порядка посредством несения патрульно-постовой службы, охрана района последствий чрезвычайной ситуации, участие в пресечении массовых беспорядков и в обеспечении режима чрезвычайного положения (статья 18 фз «О ВВ МВД РФ»).
Права военнослужащих внутренних войск: пресекать преступление, проверять документы, задерживать нарушителей, производить досмотр, беспрепятственно входить на территорию любых объектов, кроме с дипиммунитетом, осуществлять оцепление района. Главное управление командующего внутренними войсками является структурным подразделением центрального аппарата МВД. Округа ВВ являются оперативно-территориальными объединениями ВВ. В Главном управлении и округах образуются военные советы.
КАЗАЧЬЯ СЛУЖБА.
Управление президента РФ по вопросам казачества является самостоятельным структурным подразделением администрации президента РФ. Основными функциями его являются (статья 3 «Положения об управлении президента по вопросам казачества»): разработка государственной политики возрождения и развития казачества, организация методического руководства деятельностью созданных казачьих обществ, включенных в государственный реестр казачьих обществ. Управление по вопросам казачества принимает решения о включении и об исключении казачьих обществ их указанного реестра.
В структуре МВД в 1996 году создан Координационный совет МВД по взаимодействию с казачьими обществами. Данный совет является головным совещательным органом по рассмотрению проблем взаимодействия казачьих обществ и управления по вопросам казачества со структурами органов внутренних дел,
Атамана войскового казачьего общества утверждает президент РФ по представлению начальника управления на срок его избрания высшим представительным органом войскового казачьего общества, после чего атаман назначается на должность в установленном для федеральных государственных служащих порядке.
Структура казачьих обществ:
• Хуторское (не менее 50 казаков), станичное и городское (не менее 200).
• Окружное (отдельное) (не менее 10 тысяч).
• Войсковое (в пределах двух и более субъектов федерации).
Хуторские, станичные и городские казачьи общества являются первичными объединениями граждан РФ, относящих себя к прямым потомкам казаков или добровольно вступивших в казачьи общества и выразивших желание нести государственную службу. Исключительно из них формируются окружные (отдельные) казачьи общества (статья 4 «Временного положения о государственном реестре казачьих обществ в РФ»).
Для внесения в госреестр казачье общество должно взять на себя конкретные обязательства по несению государственной службы, отраженные в уставе. Члены казачьих обществ несут военную службу, привлекаются к охране госграницы, к производству сельскохозяйственной продукции для нужд войск РФ, охране общественного порядка и таможенной охране, ликвидации чрезвычайных ситуаций, охране объектов государственной и муниципальной собственности (статьи 5-6 Временного положения).
Работу по взятию членами первичных казачьих обществ обязательств по несению службы для включения этих обществ в госреестр организует атаман войскового казачьего общества. Уставы согласовываются с соответствующими органами исполнительной власти. Договор о несении членами казачьих обществ подписывает атаман и руководитель федерального или регионального органа власти.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ
МАТЕРИАЛ.
Безопасность и Совет безопасности.
Закон РФ «О безопасности» 5 марта 1992 года №2446-1.
Указ президента РФ «Об утверждении Положения о Совете безопасности РФ» 2 августа 1999 года №949.
Указ президента РФ «О структура аппарата СБ РФ» 15 марта 1999 года №333.
Мобилизационная готовность.
Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» 26 февраля 1997 года №31-фз.
Указ президента РФ «Вопросы Главного управления специальных программ президента РФ» 31 августа 1998 года № 1025с.
Указ президента РФ «Вопросы Службы специальных объектов при президенте РФ» 15 марта 1999 года №350.
Государственная охрана и защита.
Федеральный закон «О государственной охране» 24 апреля 1996 года №57-фз. Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» 20 апреля 1995 года №45-фз. Указ президента РФ «Об утверждении Положения о ФСО РФ» 2 августа 1996 года №1136.
Оперативно-розыскная деятельность.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» 5 июля 1995 года № 144-фз.
Борьба с терроризмом.
Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» 25 июля 1995 года №130-фз. Постановление правительства РФ «О Федеральной антитеррористической комиссии» 6 ноября 1998 года №1302.
Постановление правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму» 15 сентября 1999 года №1040.
Внешняя разведка.
Федеральный закон «О внешней разведке» 8 декабря 1995 года №5-фз.
Военная безопасность
А). Оборона.
Федеральный закон «Об обороне» 24 апреля 1996 года №61-фз. Указ президента РФ «О первоочередных мерах по реформированию ВС РФ» 16 июля 1997 года №725с.
Указ президента РФ «Вопросы МО РФ и Генштаба ВС РФ» 11 ноября 1998 года №1357.
Указ президента РФ «Об утверждении Положения о военном округе ВС РФ» 27 июля 1998 года №901.
Б). Гражданская оборона.
Федеральный закон «О гражданской обороне» 12 февраля 1998 года №28-фз. Указ президента РФ «Вопросы гражданской обороны РФ» 27 мая 1996 года №784.
Указ президента РФ «Вопросы министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий» 2 августа 1999 года №953.
Постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» 5 ноября 1995 года №1130.
Постановление правительства РФ «О федеральных службах гражданской обороны» 18 ноября 1999 года №1266.
В). Железнодорожные войска РФ.
Федеральный закон «О Железнодорожных войсках РФ» 5 августа 1995 года №126-фз.
Указ президента РФ «Вопросы железнодорожных войск РФ» 26 декабря 1995 года №1302.
Информационная безопасность
А). Государственная тайна.
Закон РФ «О государственной тайне» 21 июля 1993 года №5485-1. Указ президента РФ «Вопросы государственной технической комиссии при президенте РФ» 19 февраля 1999 года №212.
Указ президента РФ «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны»20 января 1996 года №71.
Б). ФАПСИ.
Закон РФ «О федеральных органах правительственной связи и иннформации» 19 февраля 1993 года №4524-1.
В). Фельдъегерская служба.
Федеральный закон «О федеральной фельдъегерской связи» 17 декабря 1997 года №67-фз.
Постановление правительства РФ «О государственной фельдъегерской службе при правительстве РФ» 4 августа 1995 года №782.
Пограничная безопасность
Закон РФ «О государственной границе РФ» 1 апреля 1993 года №4730-1. Указ президента РФ «Об утверждении Положения о ФПС РФ» 2 марта 1995 года №232.
Указ президента РФ «Вопросы ФПС» 19 июля 1997 года №732. Основы пограничной политики РФ утверждены указом президента РФ 5 октября 1996 года.
Экономическая безопасность.
Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» 24 июня 1993 года №5238-1.
Указ президента РФ «Вопросы ФСНП РФ» 25 сентября 1999 года №1272. Указ президента РФ «Об утверждении Положения о ГТК РФ» 25 октября 1994 го да №2014.
Постановление правительства РФ «Об утверждении Положения о представителях ГТК РФ в зарубежных странах» 4 декабря 1995 года №1192.
ФСБ.
Федеральный закон «Об органах федеральной службы безопасности в РФ» 22 февраля 1995 года № 40-фз.
Указ президента РФ «Об утверждении Положения о ФСБ РФ и ее структуре» 6 июля 1998 года №806.
Указ президента РФ «Об утверждении Положения об органах госбезопасности в ВС РФ и иных воинских формированиях (военной контрразведке)» 19 февраля 1993 года №277.
МВД.
Закон РСФСР «О милиции» 18 апреля 1991 года №1026.
Федеральный закон «О внутренних войсках МВД РФ» 6 февраля 1997 года №27-ФЗ.
Указ президента РФ «Об утверждении Положения об МВД РФ» 18 июля 1996 года №1039.
Указ президента РФ «Об утверждении Положения о Главном командовании внутренних войск МВД РФ» 3 марта 1999 года №281.
Постановление правительства РФ «Об утверждении Положения о представителях МВД РФ в зарубежных странах» 5 января 1995 года №10.
Постановления правительства РФ «Об утверждении Положения о Национальном центральном бюро Интерпола» 14 октября 1996 года №1190.
Казачья служба.
Указ президента РФ «О порядке привлечения членов казачьих обществ к государственной и иной службе» 16 апреля 1995 года №563. Указ президента РФ «О государственном реестре казачьих обществ в РФ» 9 августа 1995 го да №83 5.
Указ президента РФ «Об утверждении Положения об управлении президента РФ по вопросам казачества» 16 ноября 1998 года №1397.
Приказ МВД РФ «О создании Координационного совета МВД РФ по взаимодействию с казачьими обществами» 27 августа 1996 года №478