Конституция Йемена

1991 года с конституционными поправками 1994 и 1999 годов
ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВА.
Глава 1. Политические основы.
Статья 1.
Йеменская Республика независимое, суверенное, унитарное и неделимое государство, территориальная; целостность которого является нерушимой. Йеменский народ — часть арабской нации и исламского мира.
Статья 2.
Государственная религия — ислам. Офи¬циальный язык — арабский.
Статья 3.
Шариат является главным источником законодательства.
Статья 4.
Власть исходит от народа, который яв¬ляется ее источником. Народ осуществляет свою власть непосредственно путем референдума и всеобщих выборов и косвенно через законодательные, исполнительные и су¬дебные органы, а также через выборные местные советы.
Статья 5.
Йеменская Республика подтверждает свою приверженность Уставу ООН, Всеобщей декларации прав человека, Уставу Лиги арабских государств и общепризнанным нормам международного права.
Статья 6.
Политическая система Йеменской республики основана на политическом и партийном плюрализме с целью достижении мирного перехода власти. 3аконом устанавливаются правила и процедуры, необходимые для формирования политических организации и партии и для осуществления политической деятельности. Запрещено использовать правительственные должности и общественные фонды в интересах каких-либо партий или организаций.
Глава 2. Экономические основы.
Статья 7.
Национальная экономика базируется на свободе экономической деятельности, которая как отдель¬ной личности, гак и обществу в целом обеспечивает национальную независимость. Национальная экономика осно¬вывается на следующих принципах:
а). исламская социальная справедливость в экономи¬ческих отношениях, которая направлена на развитие и обеспечение производства, достижение соци¬альной интеграции и равновесия, обеспечение рав¬ных экономических возможностей и более высокого уровня жизни в обществе;
б). законная конкуренция между государственным, ча¬стным, кооперативным и смешанным экономическими секторами и реализация равного и справедливого отношения ко всем секторам;
в). защита и уважение частной собственности, которая не может быть конфискована иначе как в обществен¬ных интересах и за справедливую выплату в соот¬ветствии с законом.
Статья 8.
Природные ресурсы и все производное из них, а также источники энергии на всей территории государства, в его недрах, в территориальных водах, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне являются собственностью государства, которое использует их в общественных интересах.
Статья 9.
Экономическая политика государства 6азируется на научном планировании, которое обеспечивает наилучшую эксплуатацию всех ресурсом и возможнос¬тей для всех сектором экономики и во всех областях соци¬ально экономического развития и в рамках государствен¬ного плана развития, который действует в общественных интересах и в интересах национальной экономики.
Статья 10.
Государство поощряет иностранную тор¬говлю и обеспечивает внутреннюю торговлю и капита-ловложения с целью обслуживания национальной эконо¬мики.
Государство принимает законодательство, гарантиру¬ющее защиту производителен и потребителей, способствующее производству основных предметов потребления, ограничению монополий и поощрению в соответствии с законом частных капиталовложений во все сферы социально-экономического развития.
Статья 11.
Закон регулирует официальную госу¬дарственную валюту, финансовую и банковскую системы и определяет систему мер, весов и стандартов.
Статья 12.
Налоги устанавливаются в соответствии с общественными интересами и с целью достижения социальной справедливости для граждан.
Статья 13.
Установление, изменение и отмена на логов могут осуществляться только на основании закона. Никто не может быть частично или полностью освобожден от уплаты налогов или принужден к уплате налогов, сборов или других платежей, иначе как на основании закона
Статья 14.
Государство поощряет кооперацию и сбережения. Оно поддерживает усилия для установления кооперативных проектов и любой деятельности в этом направлении.
Статья 15.
Государство устанавливает основные правила сбора средств и выплат в общественные фонды.
Статья 16.
Исполнительная власть не имеет права предоставлять или получать займы, а также осуществлять проекты, предусматривающие расходы общественных фондов в текущем году без одобрения Палаты представителей.
Статья 17.
Закон определяет размеры заработной платы, платежей, компенсаций, субсидий и премий, выдаваемых из правительственного казначейства.
Статья 18.
Контракты на предоставление концессий, касающихся природных ресурсов и государственного оборудования, могут осуществляться только в соответ¬ствии с законом. Закон может устанавливать случаи ог¬раничения предоставления концессии, которые регулиру¬ются правилами и процедурой, установленной законом, а также может определять случаи и способы передачи движимой и недвижимой собственности, а также устанавливать соответствующие правила этой процедуры. Закон также регулирует способы предоставления концессий ме¬стным предприятиям и свободное распоряжение общественными фондами.
Статья 19.
Общественные фонды и собственность неприкосновенны. Государство и все члены общества должны поддерживать и защищать их. Любое посягательство па них или нецелевое использование рассматрива¬ется как саботаж и агрессия против общества, а лица, нарушающие их священный характер, наказываются в соответствии с законом.
Статья 20.
Общественная собственность не может быть подвергнута конфискации. Конфискация частной собственности не может осуществляться без соответствующего судебного решения.
Статья 21.
Государство собирает шариатский налог (закят) и расходует его через свои официальные каналы в соответствии с законом.
Статья 22.
Вклады неприкосновенны. Те, кто их осуществляет, обязаны улучшать и развивать свои ресурсы и использовать их таким образом, который обеспечивает достижение своих задач и законных целей.
Статья 23.
Право наследования гарантируется в соответствии с принципами шариата. С этой целью должен быть издан специальный закон.
Глава 3. Основы социальной и культурной жизни.
Статья 24.
Государство гарантирует равные возмож¬ности для всех граждан в политической, социально эконо¬мической и культурной деятельности и принимает соответ¬ствующие законы для реализации такой деятельности.
Статья 25.
Йеменское общество базируется на социальной солидарности, основанной на справедливости свободе и равенстве в соответствии с законом.
Статья 26.
Семья является основой общества, опорами которой являются религия, обычаи и любовь к отечеству. Закон поддерживает целостность семьи и укрепление внутрисемейных связей.
Статья 27.
Государство гарантирует свободу научных изысканий и достижений в литературе, искусстве и культуре, которые соответствуют духу и целям настоящей конститу¬ции. Государство о6ешечивает средства, способствующие та¬ким достижениям, и предусматривает поддержку и поощре¬ние научно-технических изобретений, художественных произведений и защищает достижения в этих областях.
Статья 28.
Государственная служба является долгом и делом чести. Лица, занятые на государственной службе, должны служить народу и общественным интересам. Закон закрепляет сроки прохождения этой службы, определяет права и обязанности лиц, занятых в ней.
Статья 29.
Труд является правом, делом чести и необходимым условием общественного прогресса. Любой гражданин имеет право выбирать для себя соответствующую работу в соответствии с законом. Гражданин не может быть принужден выполнять какую-либо работу, за исключений случаев, установленных законом, при условии, что выполнение такой работы необходимо в общественных интереса и при выплате справедливого вознаграждения. Закон регулирует деятельность профессиональных организаций и отношения между работниками и работодателями.
Статья 30.
Государство защищает материнство и детство и поддерживает молодежь.
Статья 31.
Женщины являются сестрами для мужчин. Они обладают правами и несут обязанности, которые гарантированы и предусмотрены шариатом и действующим законодательством.
Статья 32.
Образование, здравоохранение и социальные службы являются основными устоями построения и развития всего общества. Общество вместе с государ¬ством принимает участие в обеспечении этих устоев.
Статья 33.
Совместно с обществом государство несет ответственность за последствия, вытекающие из природных бедствий и общественных кризисов.
Статья 34.
Обязанностью государства и всех чле¬нов общества является защита и поддержка археологи-ческих и исторических мест. Любое нарушение таких мест или конфискация археологических ценностей рассматривается как преступление и вызов обществу. Закон нака¬зывает лиц, нарушающих неприкосновенность таких мест и археологических ценностей.
Глава 4. Основы национальной обороны.
Статья 35.
Государство уполномочено создавать вооруженные силы, полицию, силы безопасности и дру¬гие подобные учреждения. Эти учреждения принадле¬жат всему народу, и их задачей является защита рес-публики, охрана ее территории и безопасности. Ника¬кая организация, отдельные лица, группа или полити¬ческая партия не могут организовывать вооруженные силы или полувоенные группы для каких либо целей или под каким-либо наименованием. Закон устанавли¬вает условия военной службы, ее обеспечение и дисцип¬линарные нормы для вооруженных сил, полиции и сил безопасности.
Статья 36.
Всеобщая мобилизация может осуществляться и соответствии с законом и объявляется Президентом Республики после одобрения Палаты представителей
Статья 37.
Президент возглавляет Национальный Совет Обороны, который образуется дли осуществления мероприятий по защите республики и ее безопасности. Его состав, обязанности и круг полномочий определяют¬ся законом.
Статья 38.
Полиция является официальным граж¬данским подразделением, которое осуществляет свои обя-занности по охране населения, гарантий его спокойствия и безопасности. Полиция защищает законность, поддержи¬вает общественный порядок, защищает должное поведе¬ние, обеспечивает выполнение решений судебных властей и осуществляет необходимые для этого меры, установлен¬ные законами страны и полицейскими инструкциями.
Статья 39.
Вооруженные силы, силы безопасности, полиции и другие подобные учреждения не могут использо¬ваться в интересах какой-либо партии, отдельных лиц или групп. Они должны быть защищены от всех форм различий, проистекающих из партийной принадлежности, расы, фрак-ционности, регионализма или трайбализма с тем, чтобы га¬рантировать их нейтралитет и выполнение их функций в со¬ответствующей форме. Члены всех силовых подразделений в соответствии с законом не могут входить в политические партии или осуществлять партийные функции.
ЧАСТЬ 2. ОСНОВНЫЕ ГРАЖДАНСКИЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ.
Статья 40.
Все граждане равны в своих правах и обязанностях.
Статья 41.
Любой гражданин имеет право участво¬вать в политической, социально-экономической и культурной жизни страны. Государство гарантирует свободу сражения мнений в устной, письменной или изобразительной форме в рамках закона.
Статья 42.
Граждане имеют право избирать и выдвигать себя в качестве кандидата на выборах, также как и выражать свое мнение на референдумах. Закон регули¬рует положения, касающиеся практики осуществления этого права.
Статья 43.
Закон регулирует йеменское гражданство. Никакой йеменец не может быть лишен своего граж-данства. Лица, получившие йеменское гражданство в по¬рядке натурализации, не могут быть лишены его, за ис¬ключением случаев, установленных законом.
Статья 44.
Гражданин Йеменской Республики не может быть подвергнут экстрадиции на чужую террито-рию.
Статья 45.
Экстрадиция политических беженцев запрещена.
Статья 46.
Уголовная ответственность носит персональный характер. Никакое преступление или наказа-ние за него не может рассматриваться в качестве таково¬го, если оно не предусмотрено нормами шариата или действующего законодательства. Обвиняемый считается не¬виновным до тех пор, пока его вина не будет установлена окончательным приговором суда, и ни один закон не может признать лицо виновным за акты, совершенные до вступления в силу этого закона.
Статья 4 7.
а). Государство гарантирует гражданам личную свободу, защищает их достоинство и безопасность. Закон определяет случаи, при которых свобода гражданина может быть ограничена. Личная свобода не может быть ограничена без законного решения компетентного суда.
б). Никто не может быть арестован, задержан или заключен в тюрьму, за исключением случаев задержания на месте преступления или для выполнения ре¬шения судьи или государственного прокурора, с це¬лью осуществления расследования или укрепления безопасности. Никто не может быть помещен под надзор иначе как только на основании закона. Лю¬бое лицо, свобода которого ограничена в любой форме, имеет право на защиту своего достоинства. Физические и психологические пытки запрещены. При проведении расследований запрещено получе¬ние признаний с применением силы. Любое лицо, свобода которого ограничена, имеет право не отве¬чать ни на какие вопросы в отсутствие адвоката. Ни одно лицо не может быть помещено в тюрьму или находиться в заключении в таких местах, ко¬торые не предназначены для этого или не находят¬ся под юрисдикцией законодательства о тюрьмах. Физическое наказание или негуманное обращение в период ареста, задержания или заключения в тюрьме запрещены.
в). Любое лицо, временно задержанное по подозрению в совершении преступления, должно быть достав¬лено в суд в течение 24 часов с момента задержа¬ния. Судья или государственный прокурор долж¬ны проинформировать задержанное лицо о причи¬нах его задержания и допроса и предоставить ему возможность сделать заявление в свою защиту, а также высказать свои жалобы или просьбы. После этого суд отдает приказ, обязывающий освободить задержанного или продлить его задержание. Во всех случаях прокурор не уполномочен продлевать задержание подозреваемого человека на срок бо¬лее семи дней, если иное не предусмотрено судеб¬ным приказом. Законом будет установлен макси¬мальный период заключения под стражей.
г). Сразу после ареста по любой причине каждый немедленно поставить в известность кого-либо по своему усмотрению. Такое же оповещение может быть повторено, если суд принял решение продлить содержание под стражей. Если лицо указанное задержанным не может быть оповещено об этом, любой ближайший родственник или знакомый задержанного должен быть поставлен об этом в известность.
д). Законом будет определено наказание для лиц, нарушающих любые положения этой статьи, равно как и соответствующее возмещение вреда, нанесен¬ного лицу в результате такого нарушения. Физические или психологические пытки в период ареста, задержания или содержания в тюрьме являются преступлением, на которое не может распростра¬няться срок давности.
Статья 48.
Право каждого осуществлять собствен¬ную защиту лично или через официального представите¬ля гарантируется в течение всего периода расследования и во всех судах в соответствии с правилами, установлен¬ными законом. В соответствии с законом государство га¬рантирует юридическую помощь тем, кто не в состоянии обеспечить ее самостоятельно.
Статья 49.
Исполнение наказания не может осуще¬ствляться с применением незаконных средств. Специаль-ный закон будет регулировать применение этой статьи.
Статья 50.
Граждане имеют право обращаться в суды с целью защиты своих прав и законных интересов. Они также имеют право представлять свои жалобы, критические замечания и предложения в различные государственные учреждения косвенно или непосредственно.
Статья 51.
Жилище, место работы и образователь¬ные учреждения обладают неприкосновенностью, которая не может быть нарушена путем проведения осмотра или обыска, за исключением случаев, установленных законом.
Статья 52.
Государство гарантирует свободу и тай¬ну почтовых, телефонных, телеграфных сообщений и других средств связи, которые не могут быть подвергнуты цензуре, просмотру, вскрытию, задержанию пли изъятию за исключением случаев, определяемых законом и на ос¬новании судебного приказа.
Статья 53.
Все граждане имеют право на образова¬ние. Государство гарантирует получение образования в со¬ответствии с законом путем строительства различных школ и культурно-образовательных учреждений. Основное обра¬зование является обязательным. Государство предпринима¬ет все необходимые меры для ликвидации неграмотности и проявляет особую заботу о расширении технического и про¬фессионального образования. Государство уделяет особое внимание молодому поколению и защищает его от порочно го влияния, обеспечивая ему религиозное, умственное и фи-зическое образование и соответствующую подготовку для развития его способностей во всех областях жизни.
Статья 54.
Все граждане имеют право на охрану здоровья, и государство гарантирует осуществление этого права путем строительства различных больниц и дру¬гих учреждений здравоохранения и расширения объема их деятельности. Закон регулирует организацию подго¬товки медицинских профессий, расширение бесплатных услуг по охране здоровья, а также расширение медицин¬ских знаний среди населения.
Статья 55.
Государство гарантирует всем гражда¬нам социальную защиту в случае болезни, потери трудо-способности, безработицы, старости или потери кормиль¬ца. В соответствии с законом государство уделяет особое внимание в этом отношении семьям погибших на войне.
Статья 56.
Всем гражданам гарантируется свобода передвижения из одного места в другое внутри страны, и эта свобода не может быть ограничена, кроме случаев, установленных законом и по основаниям необходимости защиты безопасности и спокойствия населения. Закон регулирует порядок въезда и выезда из Йемена. Запрещено высылать граждан из Йемена или препятствовать их воз вращению в страну.
Статья 57.
Граждане могут участвовать в деятель¬ности политических, профессиональных и других орга-низаций, если это не противоречит положениям конститу¬ции. Они имеют право образовывать ассоциации научно¬го, культурного, социального и иного характера таким способом, который отвечает целям данной конституции. Государство гарантирует осуществление этих прав и при¬нимает необходимые меры для создания гражданам необ¬ходимых условий для их реализации. Государство гарантирует свободу деятельности поли¬тическим, торговым, культурным, научным и другим: об-щественным организациям.
Статья 58.
В соответствии с законом уплата нало¬гов и публичных сборов, а также бремя возмещения пуб-личных расходов являются всеобщей обязанностью.
Статья 59.
Защита религии и отечества является священным долгом, а военная служба является делом чес¬ти и организуется в соответствии с законом.
Статья 60.
Обязанностью каждого гражданина яв¬ляется защита национального единства, сохранение госу-дарственной тайны и уважение законов.
ЧАСТЬ 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.
Глава 1. Законодательная власть. Палата представителей.
Статья 61.
Палата представителей осуществляет за¬конодательную власть в государстве. Она принимает за-коны, одобряет общую государственную политику и план социально-экономического развития, одобряет государ¬ственный бюджет и отчет о его исполнении. Она также направляет и оценивает деятельность исполнительной власти, как это предусмотрено настоящей конституцией.
Статья 62.
Палата представителей состоит из 301 депутата, которые избираются путем свободного, равного прямого избирательного права при тайном голосовании Территория Йеменской Республики делится на избиратель¬ные округа равные по численности населения с возможным отклонением в численности не более 5%. Каждый округ избирает по одному депутату в Палату представителей.
Статья 63.
1. Избиратель должен отвечать двум условиям:
а) быть гражданином Йемена;
б) быть не моложе 18 лет.
2. Кандидат в депутаты Палаты представителей должен отвечать следующим условиям:
а) быть гражданином Йемена;
б) быть не моложе 25 лет;
в) должен уметь читать и писать, то есть быть грамотным;
г) должен обладать хорошим характером и поведени¬ем, выполнять свои религиозные обязанности, не быть привлеченным к суду за совершение преступлений, которые противоречат нормам чести и совести, а в случае привлечения — быть оправданным.
Статья 64.
Срок полномочий Палаты представите¬лей — четыре календарных года, начиная с даты откры¬тия заседания нерпой сессии. Председатель Палаты пред¬ставителей объявляет о выборах новой Палаты не позднее чем за 60 дней до окончания срока полномочий действующей Палаты. При чрезвычайных обстоятельствах выборы не проводятся, а действующая Палата представителей продолжает функционировать до тех пор, пока эти обсто¬ятельства не исчезнут и не будут созданы условия для проведения выборов.
Статья 65.
Палата депутатов расположена в сто¬лице страны городе Сана. Внутренний регламент Палаты представителей определяет условия, при которых Палата может проводить сноп заседания за пределами столицы.
Статья 66.
Палата представителей принимает свой внутренний регламент, определяющий процедуру работы постоянных комитетов, их прерогативы и конституционные полномочия. Этот регламент, принимаемый и допол¬няемый на основе закона, не может противоречить стать¬ям действующей конституции или изменять их.
Статья 67.
Палата представителей имеет право оп¬ределять законность выборов ее членов. Любые апелляции по этому вопросу должны быть переданы в Верховный Суд в течение 15 дней с момента их представления в Палату.
Расследование Суда и его решение по этому вопросу должны быть представлены в Палату представителей, которая выносит решение о справедливости апелляции в течение 60 дней с момента получения решения суда.
Полномочия члена Палаты не могут быть аннулированы иначе как специальной резолюцией Палаты пред¬ставителей/ принятой большинством в две трети голосов ее списочного состава.
Расследование вопроса должно быть завершено в те¬чение 90 дней с момента представления апелляции в Вер¬ховный Суд.
Статья 68.
Только Палата представителей имеет исключительное право поддерживать порядок и безопас-ность в помещении Палаты. Председатель Палаты несет за это всю полноту ответственности и может использовать с этой целью специальные подразделения охраны, нахо¬дящиеся под его командованием. Никакие другие воору¬женные силы не могут разметаться в помещении Палаты Представителей или занимать позиции около ее входа Иначе как по требованию Председателя Палаты.
Статья 69.
Палата депутатов по распоряжению Пре¬зидента Республики собирается на свое первое заседание в течение двух недель после объявления результатов выборов. Если такого распоряжения не последовало, Палата собирается самостоятельно утром следующего дня по истечении названного выше двухнедельного срока.
Статья 70.
На своем первом заседании Палата представителей избирает из своего состава Председате¬ля и трех его заместителей, которые образуют Президи¬ум Палаты. При избрании Председателя Палаты засе-дание ведет старейший депутат, а нормы внутреннего регламента Палаты определяют процедуру избрания Президиума Палата, длительность этого заседания и его полномочия.
Палата имеет свой Генеральный Секретариат, поря¬док формирования которого и другие вопросы, связан¬ные с его деятельностью, определяются внутренним рег¬ламентом Палаты.
Статья 71.
Для признания заседаний Палаты пред¬ставителей действительными, необходимо присутствие более половины состава ее членов, за исключением тех депутатов, чьи мандаты были объявлены вакантными. Решения принимаются абсолютным большинством при¬сутствующих членов Палаты, за исключением случаев, когда конституцией или нормами внутреннего регламен¬та требуется специальное большинство. Если в результа¬те голосования голоса разделились поровну, дальнейшее обсуждение данного вопроса на текущей сессии не произ¬водится, но на следующей сессии, если обсуждение вол роса будет перенесено туда, оно имеет приоритет перед другими вопросами.
Статья 72.
Заседания Палаты представителей яв¬ляются открытыми, но Палата может проводить и закрытые заседания по требованию Председателя Палаты, Президента страны, правительства или по требованию не ме¬нее двадцати депутатов Палаты. В этих случаях Палата окончательно решает, проводить ли обсуждение того или иного вопроса на открытом или закрытом заседании.
Статья 73.
Палата ежегодно проводит две очередные сессии. Она может быть созвана на чрезвычайные сессии. Внутренний регламент Палаты определяет начало и продолжительность очередных сессий. В случае необходимости Палата может быть созвана на чрезвычайную сессию декретом Президента, решением Президиума Палаты или по письменному требованию не менее трети общего числа депутатов Палаты. Сессия Палаты не может быть прервана в последнюю четверть текущего года до одобрения закона о Генеральном бюджете государства.
Статья 74.
Депутат Палаты представителей представляет всю страну, защищает общественные интересы, и его представительство не может быть подвергнуто како¬му-либо ограничению или специальным условиям.
Статья 75.
Член Палаты представителей до вступления в свою должность приносит конституционную клятву на открытом заседании Палаты.
Статья 76.
Председатель и члены Палаты предста¬вителей, члены Президиума палаты и другие члены Палаты Представителей получают соответствующее жалованье, определяемое законом. Председатель Совета Министров, его заместители и министры не могут получать это жалованье, если они являются одновременно членами Палаты представителей.
Статья 77.
Если мандат члена Палаты представителей становится вакантным более чем за год до оконча¬ния срока полномочии всей Палаты, дополнительные вы¬боры должны состояться в течение 60 дней с момента объявления Палатой вакансии, и вновь избранный депутат будет осуществлять свои функции до окончания срока пол¬номочий данного состава Палаты.
Статья 78.
Член Палаты представителей не может вмешиваться в деятельность исполнительных или судебных органов власти.
Статья 79.
Депутат Палаты представителей не может совмещать свою должность с членством в местных советах или с занятием другой публичной должности. Член Совета министров может совмещать свою должность с должностью депутата Палаты представителей.
Статья 80.
Депутат Палаты представителей не несет ответственности за факты или проблемы, кото¬рые он поднимает в Палате пли в любом из ее комите¬тов, а также за свое голосование на открытых или зак-рытых заседаниях Палаты. Это положение не приме¬нимо к случаям клеветы или диффамации со стороны депутатов.
Статья 81.
Депутат Палаты представителей не мо¬жет быть подвергнут процедуре расследования, обыска, ареста, заключения или иного наказания без предварительного разрешения Палаты представителей, за исклю¬чением случаев захвата на месте преступления, и в дан¬ном случае Палата должна быть немедленно проинформирована о задержании депутата. Палата должна установить правильность предпринятых мер. Если Палата депутатов находится на каникулах, разрешение на уголовное преследование депутата может быть выдано Президиумом Палаты и в этом случае Палата на своем первом же заседании должна быть проинформирована о
принятых мерах.
Статья 82.
Депутаты Палаты представителей направляют свою просьбу от отставке только в Палату, которая обладает исключительным правом принимать эти отставки.
Статья 83.
Мандат депутата Палаты представите¬лей не может быть отменен до тех пор, пока какие-либо условия занятия этого поста, закрепленные действующей конституцией, не перестали применяться или депутат до¬пустил серьезное нарушение своих обязанностей, закреп ленных внутренним регламентом Палаты.
Статья 84.
Депутат Палаты представителей и правительство обладают правом внесения законопроектов и поправок к ним. В случае внесения финансовых законопроектов, направленных на увеличение или умень¬шение или отмену действующих налогов, или изъятие их части, или нацеленных на расходование части государственных средств на осуществление определенного проекта, такие законопроекты могут быть предложены только правительством или не менее 20 процентов общего состава Палаты. Все предложенные законопроекты, внесенные одним депутатом или группой депутатов Палаты, не могут быть переданы в один из постоянных комитетов Палаты до того, как они будут изучены специальным комитетом, который даст заключение о том, отвечает ли законопроект необходимым требованиям и подлежит ли он рассмотрению в Палате. Если Палата примет решение обсуждать этот законопроект, он подлежит передаче в соответствующий комитет, ответственный за его изучение и подготовку необходимого доклада. Любой представленный законопроект, кроме правительственного, не может рассматриваться повторно в течение одной и той же сес¬сии.
Статья 85.
В период, не превышающий 25 дней с момента формирования нового правительства, Председа-тель Совета министров представляет Палате правитель¬ственную программу, с тем чтобы получить вотум дове¬рия большинства членов Палаты. Если Палата находится на каникулах, она должна быть созвана на чрезвычай¬ную сессию. Члены Палаты и Палата в целом имеют пра¬во высказываться по правительственной программе. Не¬удача правительства в попытке получить требуемое боль¬шинство голосов депутатов рассматривается как отказ в Доверии правительству.
Статья 86.
Палата представителей одобряет все¬объемлющие планы социально экономического развития. Специальный закон регулирует процесс подготовки таких планов, их представления в Палату и порядок их рассмотрения.
Статья 87.
а) Законопроект о государственном бюджете должен быть представлен в Палату представителей не позднее чем за два месяца до начала нового финансового года Голосование депутатов должно проводиться по каж¬дому разделу бюджета. Бюджет должен принимать¬ся и форме специального закона. Палата не может изменять предлагаемый проект бюджета без одобре¬ния правительства. Никакое ассигнование средств на какие-либо специальные цели не может быть осуще¬ствлено без принятия специального закона. Если за¬кон о бюджете не принят до начала очередного фи¬нансового года, должен исполняться бюджет текуще¬го года до принятия закона о новом бюджете.
б). Закон определяет способ подготовки и распределе¬ния по категориям государственного бюджета, рав¬но как и точное установление начала и окончания финансового года.
Статья 88.
Перевод какого-либо объема средств из одного раздела государственного бюджета в другой дол-жен быть одобрен Палатой представителей. Любые расходы, не предусмотренные государственным бюджетом, равно как и дополнительные доходы, должны быть ут¬верждены специальным законом.
Статья 89.
Закон определяет параметры бюджетов государственной администрации, корпораций и компаний, их отчеты, их текущие и дополнительные расходы и их общие финансовые отчеты. За исключением упомянутого выше, эти бюджеты должны быть представлены для об¬суждения.
Статья 90.
Полный отчет о выполнении правительством ежегодного государственного бюджета должен быть представлен в Палату в течение периода, не превышаю¬щего девяти месяцев после окончания финансового года Голосование по данному вопросу должно осуществляться по разделам и окончательно должно быть одобрено путем принятия специального закона. Кроме того, в Палату должен быть представлен ежегодный доклад соответствующего органа, осуществляющего аудит и контроль правительственного отчета вместе со своими замечаниями. Палата представителей имеет право запросить этот орган представить любые дополнительные документы или док лады.
Статья 91.
Палата представителей ратифицирует международные политические и экономические договоры и конвенции общего характера любого содержания или уровня, и особенно относящиеся к вопросам обороны, со¬здания союза, установления перемирия, заключения мира и решения вопроса о границах, а также тех, которые вклю¬чают выполнение финансовых обязательств или для реа¬лизации которых необходимо принимать специальные за¬коны.
Статья 92.
Палата представителей имеет право представлять правительству инструкции и рекомендации, касающиеся общих вопросов. Если правительство не в состоянии выполнить эти инструкции и рекомендации, оно должно сообщить об этом в Палату.
Статья 93.
Не менее 20 процентов общего состава членов Па¬латы могут предложить обсудить любой вопрос, имеющий общественное значение, потребовать объяснений о полити¬ке правительства и обмена мнениями по этим вопросам.
Статья 94.
По требованию, подписанному не менее десятью депутатами, Палата представителей может образовать специальный комитет или поручить одному из ко¬митетов расследовать любой вопрос, который противоре¬чит общественным интересам, или расследовать деятельность любого министерства, правительственного агентства, бюро, государственных или смешанных корпораций или местных советов. Для осуществления таких расследований комитет может собирать сведения и проводить слу¬шания и требовать показаний от группы или отдельных лиц по мере необходимости. Все должностные лица и государственные органы обязаны предоставлять любую ин¬формацию или документацию, которой они располагают, в распоряжение соответствующего комитета.
Статья 95.
Устанавливается как коллективная, так и индивидуальная ответственность Совета министров. Лю¬бом член Палаты представителей может задавать вопро¬сы премьер министру, любому из его заместителей, министрам и их заместителям по всем вопросам, входящим в их компетенцию, и они обязаны давать соответствующие ответы. На одном и том же заседании вопросы не могут рассматриваться в качестве запросов правительству.
Статья 96.
Любой член Палаты представителей имеет право направить запрос премьер министру, его за-местителям или министрам по вопросам, входящим в их компетенцию, и получить соответствующий ответ. Ответы на депутатские запросы и их обсуждение должны иметь место в срок не позднее недели с момента их внесения, за исключением тех случаев, когда палата сочтет такой от¬вет неотложным и при согласии на это правительства.
Статья 97.
Палата представителей может отказать в доверии правительству. Отказ в доверии правительству может быть осуществлен только после ответа на депутатский запрос премьер-министру или его официальному представителю. Резолюция с требованием отставки пра¬вительства должна быть предложена не менее одной трети всех депутатов. Палата представителей не может голосовать по вопросу доверия правительству раньше чем за семь дней с даты объявления о таком голосовании. Для принятия резолюции о вотуме недоверия правительству необходимо положительное голосование большинства депутатов.
Статья 98.
Премьер-министр, его заместители, министры и их заместители имеют право выступать в Палате представителей в любое время при обсуждении различных личных вопросов. Другие высшие должностные лица могут оказывать им при этом необходимую помощь. Однако они не могут участвовать в голосовании при обсуждении этих вопросов, если не являются депутатами Палаты.
Палата представителей может потребовать от всего правительства или отдельных министров присутствовать на своих заседаниях, и это требование должно быть выполнено.
Статья 99.
Голосование законопроектов осуществляется постатейно. Заключительное голосование осуще-ствляется по законопроекту в целом. Процедура голосо¬вания закрепляется нормами внутреннего регламента.
Статья 100.
Президент Республики не может досрочно распустить Палату представителей, за исключени¬ем случаев возникновения чрезвычайных обстоятельств и только после проведения общенационального референду¬ма относительно причин предстоящего роспуска Палаты. В этом случае Президент Республики издает специаль¬ный декрет, который приостанавливает сессию Палаты и в течение последующих тридцати дней проводит рефе¬рендум. Если абсолютное большинство проголосовавших выскажется за роспуск Палаты, президент издает декрет о роспуске Палаты представителей. Этим декретом одновременно назначаются выборы нового состава Палаты представителей, причем выборы должны быть проведены в течение 60 дней с момента объявления результатов всеобщего референдума. Если декрет о роспуске Палаты не содержит вышеупомянутой даты проведения новых выбо¬ров или выборы в указанный срок не состоялись, роспуск Палаты объявляется недействительным и Палата вновь собирается на сессию на основе Конституции.
Палата также собирается вновь на основе конститу¬ции, если всеобщий референдум не был проведен в тече¬ние 30 дней или на нем не было получено требуемого боль¬шинства голосов для роспуска Палаты. Если состоялись выборы нового состава Палаты, она должна собраться на свое первое заседание не позднее чем через 10 дней после проведения выборов. Если Палата не была созвана на сессию, она должна провести свое первое заседание после установленных 10 дней в соответствии с нормами Конституции. Если Палата представителей был распущена, новая Палата не может быть распущена снова по тем же основаниям. Но всех случаях Палата представителей не может быть распущена в течение своей первой сессии.
Статья 101.
Президент Республики имеет право потребовать пересмотра любого законопроекта, одобрен-ного Палатой. Основываясь на обоснованном решении он должен вернуть законопроект в Палату представите¬лей и течение 30 дней со дня его представления. Если он не вернет законопроект в Палату в установленный срок или если возвращенный Президентом законопроект был повторно принят большинством Палаты, законопроект должен рассматриваться в качестве закона и президент обязан подписать его в течение двух недель, если Прези¬дент не одобряет закон, он вводится в действие на основе Конституции и, будучи опубликованным в «Официальной газете», вступает в силу по прошествии двух недель.
Статья 102.
Все законы публикуются в «Офици¬альной газете», обнародуются в течение двух недель с даты принятия и вступают; в силу в течение 30 дней с момента опубликования: Этот срок может быть сокращен или продлен специальным указанием в законе.
Статья 103.
Законы распространяются только на действия, имевшие место только после вступления их в силу. Никакие законы не могут иметь обратной силы. Однако по вопросам налогообложения и уголовного на¬казания специальными нормами законов может быть ус¬тановлено иное. В этом случае для одобрения такого за¬кона необходимо положительное голосование двух третей всего состава Палаты представителей.
Глава 2. Исполнительная власть.
Статья 104.
Исполнительная власть осуществля¬ется от имени народа Президентом Республики и Со¬ветом министров в пределах, определяемых конституцией.
Часть 1. Президентство.
Статья 105.
а). Президент Республики является главой государства и избирается на свой пост в соответствии с положениями настоящей Конституции.
б). Устанавливается пост вице-президента, назначаемого Президентом. Положение статей 106, 116, 117 и 126 настоящей Конституции применимо к вице-президенту.
Статья 106.
Кандидатом на пост Президента Республики может быть любой йеменец, отвечающий следующим условиям:
а). быть не моложе 40 лет,
б). быть рожденным от родителей-йеменцев,
в). обладать полным объемом политических и гражданских прав,
г). обладать хорошим характером, осуществлять свои исламские обязанности и не быть привлеченным к уголовной ответственности или быть оправданным, в случае привлечения к такой ответственности,
д). не быть женатым на иностранке или не вступать в такой брак в период пребывания в должности Пре¬зидента.
Статья 107.
Выдвижение и избрание Президента осуществляется следующим образом:
а). избрание Президента Республики осуществляется народом на альтернативной основе;
б). предложения о кандидатурах должны быть представлены Председателю Палаты представителей;
в). представленные кандидатуры изучаются Президиумом Палаты представителей с целью выявления их соответствия конституционным требованиям;
г). кандидатуры, отвечающие этим требованиям, должны быть представлены в Палату для последующего одобрения;
д). кандидат, получивший поддержку не менее 10% членов Палаты, рассматривается и качестве кандидата
на пост Президента Республики;
е). Палата представителей обязана рекомендовать по крайней мере двух кандидатов на пост Президента Республики до того, как представить весь список кандидатов на всеобщих выборах на альтернатив¬ной основе;
ж). кандидат, получивший на всеобщих выборах абсо¬лютное большинство голосов всех участвовавших в выборах, провозглашается избранным Президентом Республики. Если никто из кандидатов не получа¬ет такого большинства, проводится повторное го¬лосование в соответствии с указанной выше проце¬дурой, в которой участвуют два кандидата, получившие наибольшее число голосов в первом голосования.
Статья 108.
Перед вступлением в должность избранный Президент Республики приносит конституционную присягу перед Палатой представителей.
Статья 109.
Президент Республики материализу¬ет волю народа, уважает Конституцию и закон, защища¬ет национальное единство, принципы и цели революции. Он должен быть привержен принципу мирного перехода власти, придерживаться принципов независимости при осу¬ществлении обороны страны и ее внешней политики и осуществлять свои полномочия в полном соответствии с Конституцией.
Статья 110.
Президент республики является Верхов¬ным главнокомандующим вооруженными силами страны.
Статья 111.
Срок пребывания Президента в дол¬жности составляет пять календарных лет, начиная со дня принесения конституционной присяги. Никто не может занимать пост Президента Республики более двух пяти¬летних сроков в соответствии с положениями предыдущих статей этого раздела.
Статья 112.
Если срок полномочий Палаты представителей заканчивается в тот же самый месяц, что и срок полномочий действующего Президента Республики, то в этом случае срок президентских полномочий продле¬вается до проведения очередных парламентских выборов. В течение 60 дней с даты проведения первого заседания вновь избранной Палаты представителей проходят выбо¬ры нового Президента страны.
Статья 113.
Процедура избрания нового Президента страны должна быть начата не позднее чем за 90 дней до момента окончания срока полномочий действующего президента. Избрание нового Президента должно состояться не позднее чем за одну неделю до окончания срока полно¬мочий действующего Президента. Если такие выборы не состоялись по какой-либо причине, действующий Прези¬дент продолжает исполнение своих функций в течение мак¬симум 90 дней на основе одобрения, полученного от Пала¬ты представителей. Продлений срока президентских пол¬номочий более чем на 90 дней может иметь место только в случае, если страна находится в состоянии войны, подвер¬жена тяжелой природной катастрофе или находится в ином чрезвычайном положении, при котором невозможно про¬ведение выборов Президента.
Статья 114.
Президент может подать в отставку со своего поста, изложив причины такого решения Палате представителей, которая может принять его отставку аб¬солютным большинством голосов общего состава Палаты. Если отставка не была принята, президент может снова поставить вопрос о своей отставке в течение последующих трех месяцев, и в данном случае Палата представителей обязана принять его отставку.
Статья 115.
Если пост Президента становится ва¬кантным или наступает постоянная неспособность Президента, функции Президента временно принимает на себя вице президент на период, не превышающий 60 дней, в течение которых должны быть проведены выборы нового Президента Республики. Если пост Президента и вице-президента одновременно становятся вакантными, Пре-зидиум Палаты представителей временно принимает на себя функции Президента.
Если распущена Палата представителем, в качестве Президиума Палаты действует правительство, осуществ¬ляя функции Президента, и в этом случае выборы Прези¬дента Республики должны состояться в период, не пре¬вышающий 60 дней с даты первого заседания вновь из¬бранной Палаты представителей.
Статья 116.
Закон определяет размер жалованья и ассигнований на нужды Президента, и ему запрещено получать какие либо иные доходы или вознаграждения.
Статья 117.
В период пребывания в должности Пре¬зидент прямо или косвенно не может заниматься частным бизнесом любого вида коммерческой, финансовой или промышленной сфер. Ему запрещается покупать или по¬лучать в аренду государственную собственность даже че¬рез открытый аукцион, равно как и запрещено сдавать в аренду, продавать или обменивать свою собственность на государственную собственность.
Статья 118.
Президент обладает следующими пол¬номочиями:
1) представлять Республику внутри страны и на международной арене;
2) устанавливать дату выборов Палаты представителей;
3) объявлять о проведении общенационального рефе¬рендума;
4) назначать лицо для формирования правительства и издавать республиканский декрет о составе кабинета
министров;
5) осуществлять общую политику государства, применяя ее в соответствии с конституционными положениями;
6) по мере необходимости участвовать в заседаниях ка¬бинета;
7) в соответствии с законом назначать членов Совета национальной о6ороны;
8) промульгировать и публиковать законы, принятые Палатой представителей, и издавать декреты для их исполнения;
9) в соответствии с законом назначать и смещать с должности высших правительственных чиновников, а также высших офицеров вооруженных сил и полиции;
10) в соответствии с законом устанавливать воинские звания;
11) осуществлять награждение знаками отличия, медалями, орденами, установленными законом, или раз¬решать ношение орденов и почетных знаков, присвоенных иностранными государствами;
12) издавать декреты, утверждающие договоры и согла¬шения, одобренные Палатой представителей;
13) ратифицировать соглашения, подписанные кабине¬том министров и не требующие одобрения Палаты представителей;
14) формировать делегации для заграничных поездок и в соответствии с законом назначать и отзывать послов в иностранных государствах;
15) аккредитовать дипломатических представителей ино¬странных государств и международных организаций в Йемене;
16) предоставлять политическое убежище;
17) объявлять чрезвычайное положение и всеобщую мо¬билизацию в соответствии с законом;
18) осуществлять любые другие полномочия, устанавли¬ваемые конституцией и законом.
Статья 119.
В случае, если Палата представите¬лей находится на каникулах или досрочно распущена и требуется принятие срочных решений, Президент Респуб¬лики может издавать декреты, имеющие силу закона, при Условии, что эти декреты не противоречат конституции и не нарушают бюджетных ассигнований. Эти декреты дол¬жны быть представлены на первое же заседание Палаты представителей. Даже если они не представлены, Палата тем не менее может их обсуждать и принимать соответ¬ствующие решения. Если Палата представителей отвер¬гает эти декреты, они теряют свою силу и объявляются недействительными с момента принятия Палатой реше¬ния. Палата представителей определяет, какие послед¬ствия вызывает данное решение.
Статья 120.
Президент Республики, основываясь на предложении соответствующего министра и после одоб¬рения Советом министров, издает резолюции и правила для принятия законов и регулирования деятельности граж¬данской администрации и правительственных департамен¬тов. Эти правила не могут противоречить закону и не мо¬гут освободить кого-либо от необходимости следовать им. Президент может поручить другим должностным лицам издавать такие правила. Закон определяет круг таких должностных лиц.
Статья 121.
В соответствии с законом путем изда¬ния республиканского декрета Президент объявляет чрез¬вычайное положение. В этом случае в течение недели должна быть созвана на сессию Палата представителей, которой должен быть представлен декрет о введении чрез¬вычайного положения. Если Палата представителей была распущена, в этом случае в соответствии с конституцией на сессию должен быть созван прежний состав Палаты представителей. Если Палата представителей не была созвана или ей не был представлен декрет о чрезвычай¬ном положении, в этом случае в соответствии с конститу¬цией осуществление чрезвычайного положения должно быть приостановлено. Во всех случаях чрезвычайное по¬ложение объявляется только в случае войны, внутрен¬них беспорядков или природных катастроф. Введение чрезвычайного положения может быть осуществлено только на ограниченный период времени и не может быть продлено, иначе как с одобрения Палаты представителей.
Статья 122.
Президент Республики имеет право потребовать отчет о выполнении Советом министров сво¬их полномочий.
Статья 123.
Смертный приговор не может быть при¬веден в исполнение, если он не был утвержден Президен¬том Республики.
Статья 124.
Вице-президент помогает Президенту в осуществлении им своих функций. Президент может передать некоторые свои функции вице-президенту.
Статья 125.
Президент своим декретом формиру¬ет Консультативный Совет из опытных и квалифициро¬ванных специалистов, с тем чтобы расширить основу участия граждан в принятии решений путем консультаций, используя метод национальной экспертизы и знаний, получаемых в различных районах Йемена. Закон опреде¬ляет специальные положения, касающиеся данного Со¬вета.
Статья 126.
Президент Республики может быть об¬винен в государственной измене, нарушении Конститу¬ции или совершении любого другого действия, которое угрожает независимости и суверенитету страны. Такое обвинение может быть выдвинуто половиной общего состава депутатов Палаты представителей. Обвинительное зак¬лючение по данному вопросу требует поддержки двух тре-тей общего состава депутатов Палаты представителей на основе закона, закрепляющего процедуру проведения та I кого судебного разбирательства. Если обвинение предъявлено Президенту и вице-президенту одновременно, в этом случае Президиум Палаты представителей временно принимает на себя полномочия Президента до тех пор, пока будет осуществляться процедура парламентского разби-рательства в отношении Президента. Палата представителей принимает вышеупомянутый закон на своей первой сессии сразу после вступления в силу настоящей консти¬туции. Если же обвинение Президенту будет подтвержде¬но, он освобождается от должности в соответствии с кон¬ституцией и затем будет подвержен обычному уголовному преследованию в соответствии с законом. Во всех случа-ях срок давности не может быть применен к преступлени¬ям, упомянутым в данной статье.
Часть 2. Совет Министров.
Статья 127.
Совет Министров является правительством Республики Йемен и представляет собой высшую исполнительную и административную власть в государстве. Все государственные административные органы, агентства и корпорации без исключения находятся под руководством Совета Министров.
Статья 128.
Правительство включает в себя премьер-министра, его заместителей и министров, которые совместно образуют Совет Министров. Закон определяет общую основу формирования министерств и различных государственных административных органов.
Статья 129.
Премьер министр и министры долж¬ны отвечать тем же самым требованиям, которые установ¬лены для депутатов Палаты представителей. Кроме того, они должны быть не моложе 30 лет, а премьер-министр должен быть не моложе 40 лет.
Статья 130.
После консультации с Президентом премьер-министр назначает министров в состав кабинета и получает вотум доверия в Палате представителей на основе правительственной программы, которую он предлагает Палате.
Статья 131.
Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность за деятельность правительства перед Президентом Республики и Палатой представителей.
Статья 132.
Перед вступлением в должность премьер-министр и министры приносят конституционную присягу перед Президентом Республики.
Статья 133.
Законом устанавливается жалованье Премьер-министра, его заместителей, министров и замес¬тителей министров.
Статья 134.
В период пребывания в должности пре¬мьер-министр и министры не могут занимать никаких других публичных должностей, а также заниматься частной, коммерческой, финансовой или промышленной деятельностью, даже опосредованно. Они не могут участвовать ни в каких контрактах, заключаемых от имени прави¬тельства или его подразделений, а также не могут соче¬тать должность министра с членством в совете директоров какой либо компании. В период пребывания в долж¬ности они не могут управлять, сдавать в аренду или обме¬ривать правительственную собственность даже через открытый аукцион. Они также не могут сдавать в наем, продавать или обменивать свою собственность на государственную.
Статья 135.
Совет Министров несет ответственность за осуществление общей политики государства в полити¬ческой, социально экономической, культурной и оборон ной областях в соответствии с законами и установленны¬ми правилами. В частности, Совет Министров осуществляет следующие полномочия:
а). участвует совместно с Президентом Республики в подготовке общих направлений внутренней и внеш¬ней политики;
б). подготавливает проекты национального плана эко¬номического развития, ежегодного бюджета, организует их осуществление, готовит отчет правительства об их исполнении;
в). готовит проекты законов и резолюций и передает их в Палату представителей или Президенту в со¬ответствии с их предназначением;
г). одобряет договоры и соглашения перед передачей их и Палату представителей или Президенту в со-ответствии с их полномочиями;
д). предпринимает необходимые меры для защиты внут¬ренней и внешней безопасности государства, а так¬же защиты прав граждан;
е). руководит, координирует и проверяет деятельность министерств, административных служб, корпораций
и советов государственного и смешанного секторов хозяйства в соответствии с законом;
ж). назначает и смещает с должности правительственных чиновников высшего ранга в соответствии с законом, а также разрабатывает и осуществляет общую политику, направленную на кадровое обеспечение правительственных учреждений, а также на подготовку и повышение квалификации персонала правительственных учреждений в соответствии с потребностями страны в рамках общего плана эко¬номического развития;
з). обеспечивает выполнение законов и защиту госу¬дарственных фондов;
и). руководит организацией и осуществлением монетар¬ной, кредитной и страховой системами;
к). подписывает контракты и получает займы в рам¬ках общей государственной политики и в пределах действия конституционных норм.
Статья 136.
Премьер-министр осуществляет общее руководство деятельностью Совета Министров и председательствует на его заседаниях. Он представляет Совет Ми¬нистров при осуществлении общей политики государства, контролирует исполнение решений Совета Министров и реализацию политики государства в единой и скоординированной форме. Он может потребовать от любого члена кабинета отчета по вопросу, относящемуся к деятельности его министерства и к его личным обязанностям как министра, и члены кабинета обязаны выполнять его требования.
Статья 137.
1. Президент республики и Палата представителей имеют право привлечь премьер-министра, его заместителей или министров к судебному расследованию за любые преступления, совершенные ими при осуще¬ствлении своих функций или за последствия, воз¬никшие в связи осуществлением ими своих функций. Решение Палаты представителей предпринять такие меры должно быть основано на предложении, представленном не менее чем одной пятой всего депутатского корпуса. Обвинение должно быть подтверждено не менее чем двумя третями общего состава всей Палаты.
2. Привлеченные к ответственности в соответствии с па¬раграфом первым данной статьи освобождаются от должности до тех пор, пока осуществляется проце¬дура парламентского расследования. Освобождение от должности не означает отмену обвинения против этих лиц или приостановку процедуры обвинения.
3. Порядок расследования и судебного преследования Председателя Совета министров, его заместителей или министров, а также сам порядок судебной процедуры и гарантии объективности устанавливаются законом.
4. Положения предыдущих параграфов применимы и к заместителям министров.
Статья 138.
В случае, если Совет министров уходит в отставку, распущен или не получил вотума дове¬рия, он продолжает осуществлять правительственные функции, связанные с повседневным государственным управ¬лением до тех пор, пока не будет сформировано новое правительство. В данном случае правительство не может назначать или освобождать от должности официальных лиц.
Статья 139.
Если для премьер министра становит¬ся очевидным, что его сотрудничество с каким-либо членом кабинета невозможно, он может потребовать у Президента освободить от должности данного министра.
Статья 140.
Если премьер-министр не в состоянии осуществлять своп полномочия, или если Палата пред¬ставителей вынесла Совету министров вотум недоверия или состоялись всеобщие выборы Палаты представителей премьер министр обязан представить Президенту заявле¬ние об отставке правительства.
Статья 141.
Если большинство членов Совета ми¬нистров подают в отставку, премьер министр обязан объя¬вить об отставке всего правительства.
Статья 142.
Каждый министр несет ответственность за общее руководство и за всю деятельность своего ми¬нистерства и его подразделений на территории всей стра¬ны. Он также ответствен за осуществление своим мини¬стерством общей политики правительства. Закон опре¬деляет виды инструкций и приказов, которые министр может издавать в целях осуществления действующих За-конов.
Часть 3. Органы местной власти.
Статья 143.
Территория Республики Йемен раздел лена на административные единицы. Закон устанавлива¬ет их число, границы, составные части и объективные кри¬терии для административного деления страны. Кроме того, закон определяет способ отбора, назначения и из¬брания должностных лиц, их полномочия и обязанности в пределах их сферы деятельности.
Статья 144.
Административные районы имеют на¬значаемых персонально руководителей и советы, избира¬емые путем свободных и справедливых выборов как на местном, так и региональном уровнях, которые осуществляют свои полномочия в пределах границ администра¬тивного района. Они принимают программы развития, планы и местные бюджеты для данной административной единицы, а также осуществляют руководство, проверку и аудит всех органов местной администрации в соответствии с законом. Закон определяет способы назначения и избрания органов местного управления, их административные и финансовые ресурсы, права и обязанности должностных лиц, их роль в осуществлении планов и программ развития и других программ путем осуществления на практике принципа административной и финансовой децентрализации как основы системы местного административного управления.
Статья 145.
Все административные единицы и их местные советы являются неотъемлемой частью системы государственной власти. Губернаторы несут ответствен¬ность перед Президентом Республики и Советом мини¬стров, решения которых являются обязательными для всех административных единиц и их местных советов, кото¬рые обязаны их осуществлять. Закон определяет формы контроля за деятельностью местных советов.
Статья 146.
Государство поощряет и осуществляет оказание помощи местным кооперативным организациям, рассматривая их как одно из важнейших средств местно¬го развития.
Глава 3. Судебная власть.
Статья 147.
Судебная власть является независимой отраслью власти в судебной, финансовой и админис-тративной областях, а генеральная прокуратура — одно из ее подразделений. Суды рассматривают все правовые споры и преступления. Судьи независимы и не подчинены никакой власти, кроме власти закона. Никакие орга¬ны не могут вмешиваться в рассмотрение дел и осуществление судебных функций. Такое вмешательство рассматривается как преступление, наказываемое в соответствии законом. Обвинение в осуществлении такого вмешательства не может быть прекращено по мотивам срока давности.
Статья 148.
Судебная власть представляет собой единую систему. Закон регулирует организацию этой си-стемы в отношении установления судебных должностей объема ответственности, сроков и процедуры назначения перевода и материального обеспечения судей, а также дру¬гие их привилегии и гарантии. Чрезвычайные суды не могут быть учреждены ни при каких условиях.
Статья 149.
Члены судебной власти и сотрудники государственной прокуратуры не могут быть освобождены со своих постов, за исключением случаев, установленных законом. Они не могут быть переведены на несу¬дебные должности иначе как по собственному желанию и с одобрения соответствующего судебного органа, если только это не является дисциплинарной мерой. Закон регулирует функционирование дисциплинарных судов и их организацию на профессионально-практической основе.
Статья 150.
Судебную власть возглавляет Высший Судебный Совет. Закон определяет его организацию, функции, систему отбора и назначения его членов. Выс¬ший Судебный Совет осуществляет гарантии членов су¬дебной власти при их назначении, обеспечении, обвине¬нии и отстранении от должности в соответствии с зако¬ном. Совет изучает и одобряет бюджет судебной отрасли власти при подготовке его к включению отдельным пунк¬том в проект общего государственного бюджета.
Статья 151.
Высшим судебным органом Республи¬ки является Верховный Суд. Закон определяет порядок его формирования, полномочия и процедуру его заседа¬ний. В полномочия Верховного Суда входит следующее:
а). рассматривать дела и иски относительно неконституционности законов, инструкций, постановлении
или решений;
б). разрешать споры и конфликты по вопросам юрисдикции;
в). исследовать вопрос и высказывать свое мнение относительно запросов Палаты представителей, касающихся вопросов членства ее депутатов;
г). рассматривать апелляции на решения гражданских, коммерческих, уголовных, семейных, администра¬тивных и дисциплинарных дел в соответствии с законом;
д). осуществлять суд над Президентом Республики, вице-президентом, премьер министром, его замес-тителями, министрами и их заместителями в соот¬ветствии с законом.
Статья 152.
Заседания судов являются открыты¬ми, за исключением случаев, когда суд решит по соображениям безопасности или общественной морали проводить закрытые заседания. Во всех случаях приговоры выносятся в открытых заседаниях.
ЧАСТЬ 4. ЭМБЛЕМА, ФЛАГ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ГИМН РЕСПУБЛИКИ.
Статья 153.
Закон определяет символы Республи¬ки, эмблему, государственные знаки и национальный гимн.
Статья 154.
Национальный флаг состоит из трех цветов — начиная сверху, красный, белый, черный.
Статья 155.
Город Сана является столицей Йеменской Республики.
ЧАСТЬ 5. ОСНОВЫ ИЗМЕНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 156.
Президент Республики и Палата представителей имеют право потребовать изменить одну или несколько статей настоящей Конституции. Требование должно включать название статей, которые предлагается из¬менить, причины и обоснования такого изменения. Если требование было выдвинуто Палатой представителей, оно должно быть подписано не менее одной третью его членов, и во всех случаях Палата должна первоначально обсудить вопрос о внесении поправок в принципе и после этого принять решение большинством от общего числа своих членов. Если требование о поправке было отвергнуто, вторичное требо¬вание изменений тех же самых статей может быть пред¬ставлено только по прошествии одного года. Если Пала¬та представителей согласилась в принципе на внесение поправок, она должна обсудить статьи, подлежащие из¬менению, только по прошествии двух месяцев. Если три четверти общего состава Палаты согласились на внесение попра¬вок, это решение должно быть передано на всеобщий ре¬ферендум. Если абсолютное большинство принявших уча¬стие в голосовании высказалось в пользу принятия по¬правок, поправка считается «одобренной с даты объявления результатов референдума.
Статья 157.
Образуется Высший независимый и нейтральный орган — Комитет, который руководит, кон-тролирует и оценивает результаты всеобщих выборов и всеобщих референдумов. Закон определяет число членов этого комитета, требования, которым они должны отве¬чать, способ их отбора и назначения. Закон также опре¬деляет юрисдикцию и полномочия этого комитета с не лью обеспечения лучшего осуществления его функций.
Статья 158.
Президент Республики должен быть избран в первый раз сразу после одобрения конституционной поправки Палатой представителей. Выдвижение на пост Президента Республики должно быть осуществлено не менее одной четвертой всех членов Палаты представителей. Кандидат, получивший большинство голосов членов Палаты представителей, объявляется Президентом Республики.
Статья 159.
Президент Республики, вице-прези¬дент, члены Палаты представителей, премьер-министр и члены правительства приносят следующую конституционную присягу: «Клянусь Всемогущим Аллахом быть при¬верженцем Корана и священной Сунны и всеми силами охранять республиканскую систему, уважать Конститу¬цию и законы, всемерно заботиться об интересах и свобо¬дах народа, сохранять единство Родины, ее независимость и территориальную целостность».