Историческая конституция Сирии

Принята 13 марта 1973 года.
ПРЕАМБУЛА.
Арабская нация смогла сыграть великую роль в строительстве человеческой цивилизации, когда она была единой. Когда узы ее национальной сплоченности ослабли, цивилизаторская роль арабской нации уменьшилась и волны колониальных захватов разрушили ее единство, ее территорию и разграбили ее богатства.
Наша арабская нация выстояла перед этим вызовом, отвергла реальную раздробленность, эксплуатацию и отсталость, с верой в свою способность преодолеть эту действительность и вернуться в лоно истории, чтобы вместе с другими освободившимися нациями сыграть выдающуюся роль в создании цивилизации и прогресса.
В конце первой половины этого столетия возросшая и достигшая большого размаха борьба арабского народа в различных странах завершилась освобождением от прямого колониального господства.
Арабские массы рассматривали независимость не как свою конечную цель и прекращение своих жертв, а как средство усиления своей борьбы и как новый этап в их продолжающейся битве против сил империализма, сионизма и эксплуатации под руководством своих прогрессивных национальных сил для достижения целей арабской нации, воплощенных в единстве, свободе, социализме.
После достижения независимости массы нашего арабского народа в Сирии продолжили свою борьбу, и, неуклонно усиливая ее, они смогли достичь грандиозной победы, завершившейся революцией 8 марта 1963 года под руководством Партии арабского социалистического возрождения, которая превратила власть в орудие, служащее построению объединенного социалистического арабского общества.
Партия арабского социалистического возрождения является первым движением на арабской родине, которое придало арабскому единству действительно революционное значение, связало национальную борьбу с борьбой за социализм, соединив волю и устремления арабской нации к будущему с ее славным прошлым, что позволяет выполнить ее роль в достижении победы во имя свободы всех народов.
Из военного авангарда партии возникло реформаторское движение 16 ноября 1970 года, которое отвечало требованиям нашего народа и его устремлениям. Оно представляло собой важное качественное развитие и плодотворное воплощение духа партии, ее принципов и целей. Оно создало благоприятную обстановку для осуществления ряда важных достижений в интересах широких народных масс, важнейшим из которых было создание Федерации Арабских Республик, в ответ на призыв к единству, занимающему главное место в сознании арабов и подкрепляемого их совместной борьбой против империализма, сионизма, внутренних разногласий, сепаратистских движений, которым подвержена современная арабская революция, направленная против господства и эксплуатации.
Под лозунгом реформаторского движения был пред принят важный шаг на пути, ведущему к консолидации национального единства наших народных масс. Под руководством ПАСВ возник национальный прогрессивный фронт с развитыми концепциями, отвечавшими нуждам нашего народа, его интересам и движению к объединению сил арабской революции в единую политическую организацию.
Принятие Конституции венчает борьбу нашего народа на нуги к принципам народной демократии, которая является ярким путеводителем в движении нашего народа к будущему, регулятором развития государства и его различных институтов, источником его законодательства.
Конституция основана на следующих основных принципах:
1. Всеобъемлющая арабская революция является насущной и постоянной необходимостью для достижения устремлений арабской нации к единству, свободе, социализму. Революция в Сирии является частью всеобщей арабской революции. Ее политика во всех областях проистекает из стратегии всей арабской революции.
2. В условиях разобщенности все завоевания любой арабской страны останутся незавершенными и будут подвержены разрушению и потерям, если они не будут подкреплены и защищены арабским единством. Подобно этому любая опасность, которой подвергается какое либо арабское государство со стороны колониализма и сионизма, является в то же время опасностью, угрожающей всей арабской нации.
3. Движение к установлению социалистического порядка представляет не только необходимость, вытекающую из потребности арабского общества, но и является фундаментальной предпосылкой для мобилизации всех возможностей арабских народных масс в их борьбе с сионизмом и империализмом.
4. Свобода — это священное право, а народная демократия является идеальной доктриной, обеспечивающей гражданину пользование своей свободой, которая превращает его в достойную человеческую личность, способную на самоотдачу и строительство, защиту своей родины, на которой она проживает, и на самопожертвование во имя нации, которой принадлежит. Свободу родины могут защитить только свободные граждане. Свобода гражданина может быть полной только при осуществлении его экономического и социального освобождения.
5. Арабское революционное движение- значительная часть мирового освободительного движения. Борьба нашего арабского народа составляет часть борьбы народов за свободу, независимость и прогресс.
Настоящая конституция служит руководством к действию наших народных масс для продолжения борьбы за освобождение и созидание на основе ее принципов и норм, для укрепления позиций нашего народа в его движении к заветному будущему.
Раздел 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.
Глава 1. Политические принципы.
Статья 1.
Сирийская Арабская Республика является демократическим, народным, социалистическим и суверенным государством. Никакая часть ее территории не может быть отторгнута. Сирия является членом Союза Арабских Республик.
Сирийская Арабская Республика — часть арабской родины.
Народ Сирийской Арабской Республики — часть арабской нации. Он работает и борется для достижения ее полного единства.
Статья 2.
Форма правления в Сирии — республика. Суверенитет принадлежит народу, который осуществ-ляет его в соответствии с конституцией.
Статья 3.
Президент Республики должен быть мусульманином. Мусульманское право — основной источник законодательства.
Статья 4.
Официальный язык — арабский.
Статья 5.
Столица государства — город Дамаск.
Статья 6.
Государственный флаг, герб и гимн являются флагом, гербом и гимном Союза Арабских Рес-публик.
Статья 7.
Конституционной присягой является следующее: «Клянусь Великим Аллахом честно защищать республиканский народно демократический строй, уважать Конституцию и законы, беречь интересы народа и безопасность страны, работать и бороться но имя достижения целей арабской нации единства, свободы, социализма».
Статья 8.
Партия арабского социалистического возрождения является руководящей силой общества и государства. Она возглавляет Патриотический прогрессивный фронт, который стремится к объединению усилий народных масс, чтобы поставить их на службу целям арабской нации.
Статья 9.
Народные организации и кооперативные общества являются институтами, объединяющими трудовые силы народа для развития общества и осуществления интересов его членов.
Статья 10.
Народные советы — избранные демократическим путем институты, посредством которых граж-дане осуществляют свои права по управлению государством и руководством обществом.
Статья 11.
Вооруженные силы и другие оборонительные организации ответственны за защиту территории родины и защиту целей ее революции единства, свободы и социализма.
Статья 12.
Государство служит народу, государственные органы призваны заботиться об охране основных прав граждан и улучшении условий их жизни. Оно также обязано поддерживать политические организации с целью их дальнейшего развития.
Глава 2. Экономические принципы
Статья 13.
Государственная экономика является плановой, социалистической, преследующая цель ликвидировать все формы эксплуатации.
Экономическое планирование служит достижению экономического объединения арабской родины.
Статья 14.
Закон регулирует вопросы собственности, которая существует в трех формах:
1) народная собственность, которая включает природные богатства, общественные средства производства, предприятия и объекты, сооруженные государством или национализированные им. Государство эксплуатирует и управляет этой формой собственности в интересах всего народа. Долг граждан защищать эту собственность;
2) коллективная собственность включает собственность, общественных и профессиональных организаций, производственных объединений, кооперативов и других социальных организаций. Законом гарантируется ее защита и поддержка;
3) частная собственность включает собственность, принадлежащую отдельным лицам. Закон опре-деляет социальную функцию индивидуальной собственности, которая должна служить национальной экономике в рамках плана развития. Эта собственность не должна противоречить интересам народа.
Статья 15.
Частная собственность может быть экспроприирована только в общественных интересах при выплате справедливой компенсации в соответствии с законом.
Конфискация общественной собственности запрещена. Частная собственность может быть конфискована только в соответствии с судебным решением.
Конфискация собственности и соответствии с законом допускается только при выплате справедливой компенсации.
Статья 16.
Законом определяется предельный размер земельной собственности, с тем чтобы гарантировать защиту крестьянина и сельскохозяйственного рабочего от эксплуатации и способствовать увеличению производства.
Статья 17.
Закон гарантирует право наследования.
Статья 18.
Сбережения защищаются, поощряются и организуются государством.
Статья 19.
Налоги устанавливаются на принципах справедливости но прогрессивной шкале, с тем чтобы обеспечить принципы равенства и социальной справедливости.
Статья 20.
Использование частных и смешанных экономических организаций и предприятий должно быть направлено на удовлетворение социальных потребностей, увеличение национального дохода и достижение народного благосостояния.
Глава 3. Принципы образования и культуры.
Статья 21.
Система образования и культуры на целена на создание социалистического национального арабского поколения, обладающего научным мышлением, связанного со своей историей и землей, гордящегося своим наследием и проникнутого духом борьбы за осуществление целей арабской нации — единства, свободы и социализма, служение человечеству и его прогрессу.
Статья 22.
Система образования нацелена на обеспечение постоянного прогресса народа, способствуя неук лонному возрастанию его культурных, экономических и социальных потребностей.
Статья 23.
Социалистическая национальная культура является основой построения единого социалистического арабского общества. Она нацелена на укрепление моральных ценностей, достижение высших идеалов арабской нации, развитие общества, служение делу всего человечества. Государство защищает и поощряет развитие культуры.
Поощрение творческих дарований и способностей является одной из основ прогресса и развития общества. Художественное творчество тесно связано с жизнью народа. Государство содействует развитию творческих дарований и способностей всех граждан.
Государство поощряет спортивное воспитание для формирования физически, психически и морально здорового поколения.
Статья 24.
Наука, научные исследования и достижения являются основными элементами прогресса социа-листического арабского общества. Государство оказывает им полную поддержку.
Государство защищает права авторов и изобретателей, которые служат интересам народа.
Глава 4. Свободы, права и обязанности
Статья 25.
Свобода является священным правом. Государство защищает личную свободу граждан, обеспе-чивает их достоинство и безопасность.
Верховенство закона — основной принцип общества и государства.
Граждане равны перед законом в правах и обязанностях. Государство обеспечивает принцип равных возможностей для всех граждан.
Статья 26.
Каждый гражданин имеет право участвовать в политической, экономической, социальной и культурной жизни общества в соответствии с законом.
Статья 27.
Граждане осуществляют свои права и свободы и соответствии с законом.
Статья 28.
Обвиняемый считается невиновным до вынесения окончательного судебного решения о доказанности его вины.
Никто не может быть подвергнут аресту или задержанию кроме как в соответствии с законом.
Никто не может быть подвергнут физическим или моральным пыткам, действиям, оскорбляющим человеческое достоинство. Применение подобных действий влечет за собой наказание по закону.
Право на судебное разбирательство, состязательность процесса и судебную защиту гарантируется законом.
Статья 29.
Понятия преступления и наказания определяются только законом
Статья 30.
Законы вступают в силу только с момента их утверждения и не имеют обратной силы. Изме-нение этого принципа возможно применительно к делам, не носящим уголовный характер.
Статья 31.
Жилище неприкосновенно. Проникновение в жилище или его обыск допускается только в слу-чаях, предусмотренных законом.
Статья 32.
Тайна почтовой и телеграфной связи гарантируется.
Статья 33.
Гражданин не может быть выслан из страны.
Каждый гражданин имеет право на передвижение по территории страны, если ему не запрещено это приговором суда или в силу действия законов о защите здоровья и безопасности населения.
Статья 34.
Политические беженцы не могут быть выданы за их политические убеждения или защиту свободы.
Статья 35.
Гарантируется свобода вероисповедания. Государство уважает все религии.
Государство гарантирует свободу совершения религиозных обрядов при условии, если это не нарушает общественный порядок.
Статья 36.
Труд является правом и обязанностью каждого гражданина. Государство предпринимает меры по обеспечению работой всех граждан.
Каждый гражданин имеет право на оплату своего труда в соответствии с его количеством и качеством, что должно быть гарантировано государством.
Государство определяет продолжительность рабочего дня, гарантирует социальное обеспечение работающим, регулирует их права на получение отпуска, компенсаций и вознаграждений.
Статья 37.
Государство гарантирует право на образование. Образование бесплатное на всех уровнях. Начальное образование обязательное. Государство способствует распространению принципа обязательности на другие ступени образования, контролирует и направляет его, с тем чтобы это отвечало потребностям общества и производства.
Статья 38.
Каждый гражданин имеет право свободно и открыто выражать свое мнение устно, письменно или с помощью других средств. Он имеет право участвовать в контроле и осуществлять право на конструктивную критику при условии, если это обеспечивает единство общегосударственного и национального строительства и укрепление социалистической системы. Государство гарантирует свободу прессы, печатных изданий и публикаций в соответствии с законом.
Статья 39.
Граждане имеют право на проведение собраний и мирных демонстраций в соответствии с прин-ципами конституции. Закон регулирует осуществление этого права.
Статья 40.
Священным долгом всех граждан является защита безопасности родины, уважение ее конститу-ции и социалистической системы.
Военная служба обязательна и регулируется законом.
Статья 41.
Уплата налогов и общественных сборов является долгом, выполнение которого регулируется за-коном.
Статья 42.
Обязанностью каждого гражданина является защита национального единства и сохранение государственной тайны.
Статья 43.
Закон регулирует гражданство Сирийской Арабской Республики и гарантирует специальные льготы для сирийских эмигрантов и их детей, а также для граждан других арабских стран.
Статья 44.
Семья — основная ячейка общества, которая находится под защитой государства.
Государство защищает и поощряет брак, содействует устранению материальных и социальных преград, затрудняющих брак. Государство защищает материнство и детство, заботится о молодом поколении, обеспечивая необходимые условия для его всестороннего развития.
Статья 45.
Государство гарантирует предоставление женщине всех возможностей для эффективного учас-тия в политической, социальной, культурной и экономической жизни. Государство устраняет ограничения, препятствующие ее развитию и участию в построении социалистического арабского общества.
Статья 46.
Государство обеспечивает каждого гражданина и его семью в чрезвычайных обстоятельствах, в случае болезни, нетрудоспособности, потери родителей и в старости.
Государство охраняет здоровье гражданина, обеспечивает его средствами профилактики, лечения и медицинским обслуживанием.
Статья 47.
Государство гарантирует предоставление социальных, культурных и медицинских услуг и принимает особые меры по их обеспечению в сельской местности ( целью повышения уровня жизни сельского населения.
Статья 48.
Различные группы населения имеют право организовывать союзы, общественные и профессиональные организации, производственные кооперативы. Характер их организации, взаимоотношения и объем полномочий регулируются законом.
Статья 49.
Общественные организации в соответствии с законом участвуют в деятельности советов и других органов с целью:
1) Построения и защиты социалистического арабского общества;
2) планирования и управления социалистической экономикой;
3) улучшения условий труда, безопасности, здравоохранения, культуры и других сфер, связанных с жизнедеятельностью членов общества;
4) осуществления научно технического прогресса и развития средств производства;
5) обеспечения народного контроля за деятельностью государственного аппарата
Раздел 2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ.
Глава 1. Законодательная власть.
Статья 50.
Законодательная власть осуществляется Народным советом в соответствии с конституцией.
Депутаты Народного совета избираются путем всеобщих, прямых и равных выборов при тайном голосовании в соответствии с положениями закона о выборах.
Статья 51.
Народный совет избирается сроком на ~ четыре года, начиная со дня открытия первой сессии. Срок полномочий совета может быть продлен в соответствии с законом только в случае состояния войны.
Статья 52.
Депутаты Народного совета представляют весь народ. Их полномочия не могут быть ограниче-ны ни при каких условиях, и они осуществляют спой мандат, руководствуясь своей честью и совестью.
Статья 53.
Законом устанавливаются избирательные округа и общее число членов Народного совета, с тем, чтобы по крайней мере половина его членов представляла рабочих и крестьян. Законом определяется понятие рабочего и крестьянина.
Статья 54.
Избирателями являются граждане, достигшие 18 лешего возраста, зарегистрированные в реест-ре гражданских состояний и отвечающие условиям, установленным законом о выборах.
Статья 55.
Закон определяет условия проведения выборов и референдумов и требования, которым должны отвечать члены Народного совета.
Статья 56.
Государственные служащие, в том числе работающие в общественном секторе, имеют право выдвигать свои кандидатуры в члены Народного совета, за исключением случаев, установленных законом. Лицо, избранное депутатом, должно оставить прежнее место работы. Его прежняя должность сохраняется за ним, а срок пребывания в Совете рассматривается как период трудовой деятельности.
Статья 57.
Закон о выборах должен содержать положения, гарантирующие:
1) свободное волеизъявление при избрании депутатов и честный характер выборов;
2) право кандидатов осуществлять наблюдение за ходом голосования;
3) наказание лиц, нарушающих волеизъявление избирателей.
Статья 58.
Выборы проводятся в течение 90 дней с момента прекращения полномочий Народного совета.
Если по прошествии 90 дней новый состав Народного совета не избран, то Народный совет прежнего состава собирается на сессию и продолжает осуществлять своп полномочия до избрания нового состава Совета.
Статья 59.
В случае появления по какой-либо причине вакансии в составе Народного совета дополнительные выборы проводятся в течение 90 дней с момента ее появления при условии, что до окончания срока полномочий Народного совета остается не менее 6 месяцев. Полномочия вновь избранного депутата заканчиваются по истечении срока полномочий данного состава совета. Условия появления вакансий в составе Народного совета устанавливаются законом.
Статья 60.
Народный совет созывается на сессию декретом президента республики в течение 15 дней годин объявления результатов выборов. В случае отсутствия декрета президента Народный совет собирается на сессию в соответствии с законом на 16-й день.
На первом заседании Народный совет избирает своего председателя и членов секретариата.
Статья 61.
Народный совет собирается на три ежегодные очередные сессии. Он может быть созван на чрезвычайную сессию. Внутренний регламент Народного совета устанавливает сроки начала и продолжительность сессий. Чрезвычайная сессия может быть созвана по решению председателя Народного совета, по письменному требованию президента республики пли по требованию не менее одной трети депутатов.
Статья 62.
Народный совет рассматривает вопрос о действительности мандата депутата совета в случае запроса, осуществляемого Высшим конституционным судом в течение месяца с момента получения запроса суда. Признание недействительности мандата депутата принимается Народным советом большинством голосов.
Статья 63.
При вступлении в должность каждый депутат совета публично приносит перед советом присягу, текст которой содержится в статье 7 конституции.
Статья 64.
Депутатское вознаграждение устанавливается законом.
Статья 65.
Народный совет устанавливает свою внутреннюю структуру, принимает регламент, регулирующий порядок его работы и способы осуществления его деятельности.
Статья 66.
Депутаты Народного совета не могут быть привлечены к уголовной пли гражданской ответственности за изложение фактов, мнений или голосования на открытых пли закрытых заседаниях совета или его комитетов.
Статья 67.
Депутаты Народного совета пользуются парламентским иммунитетом в течение всего периода их полномочий. В случае предъявления депутату обвинения в совершении преступления уголовное преследование в отношении его может осуществляться только после предварительного согласия Народного совета. В период между сессиями Народного совета такое разрешение может быть дано председателем совета. На первом заседании Народного совета депутаты должны быть поставлены об этом в известность.
Статья 68.
В своей деятельности депутат не может использовать депутатский мандатом в корыстных целях.
Законом о выборах устанавливаются сферы деятельности, несовместимые с осуществлением депутатских полномочий.
Статья 69.
Председатель Народного совета является его официальным представителем, подписывает до-кументы и выступает от имени совета.
Народный совет имеет собственную охрану, которая подчинена председателю совета. Нахождение любых других вооруженных групп в здании Народного совета недопустимо без разрешения его председателя.
Статья 70.
Депутат имеет право законодательной инициативы, право обращения с вопросами и правом запроса правительству в целом или отдельным министрам в соответствии с внутренним регламентом совета.
Статья 71.
К полномочиям Народного совета относятся:
1) выдвижение кандидатуры на пост президента республики;
2) принятие законов;
3) обсуждение поли тики правительства;
4) утверждение государственного бюджета и планов развития;
5) ратификация международных договором; и соглашений, касающихся государственной безопасности, мирных договоров, договоров о союзе и других договоров, затрагивающих суверенитет, предоставление концессий иностранным компаниям, соглашений, предусматривающих дополнительные расходы, не заложенные в бюджете, или противоречащих действующим законам, или договоров и соглашений, требующих для своего применения принятия нового законодательства;
6) принятие закона о всеобщей амнистии;
7) принятие или отклонение отставки депутата;
8) выражение недоверия всему составу правительства или отдельным министрам.
Статья 72.
Выражение недоверия может быть принято только после запроса правительству или отдельным министрам. Вопрос о недоверии может быть поставлен только по предложению не менее одной пятой общего числа членов совета. Принятие вотума недоверия правительству или отдельному министру осуществляется путем голосования большинством голосов депутатов. В случае выражения недоверия правительству премьер-министр дом жен подать президенту Республики заявление об отставке. В случае выражения недоверия отдельному министру этот министр также обязан подать в отставку.
Статья 73.
Народный совет может создавать временные комиссии из числа депутатов для сбора сведений и расследования фактов, связанных с осуществлением его полномочий.
Статья 74.
Проект государственного бюджета дол жен быть представлен Народному совету не позднее чем за два месяца до начала нового финансового года. Государственный бюджет мс может быть введен в действие без одобрения его Народным советом.
Статья 75.
Голосование по бюджету осуществляется постатейно. Способ подготовки бюджета устанавлива-ется законом.
Статья 76.
Бюджет принимается на каждый финансовый год, начало которого устанавливается законом.
Статья 77.
Если Народный совет не принял бюджет до начала нового финансового года, то до его утвер-ждения действует бюджет предыдущего года, В этом случае поступления в бюджет осуществляются в соответствии с действующим законодательством.
Статья 78.
Никакие изменения в статьях бюджета недопустимы иначе как в соответствии с законом.
Статья 79.
Во время обсуждения проекта бюджета Народный совет не имеет права увеличивать общие ста-тьи расходов или доходов.
Статья 80.
После утверждения бюджета Народный совет может принять специальный закон о новых расхо-дах или доходах.
Статья 81.
Введение новых, изменение или отмена старых налогов осуществляются только в соответствии с законом.
Статья 82.
Итоговый отчет по финансовому году должен быть представлен Народному совету в течение двух лет по завершении финансового года. Окончательное утверждение отчета осуществляется в соответствии с законом. Подлежат отчету все статьи, включенные в бюджет.
Глава 2. Исполнительная власть.
1. Президент Республики.
Статья 83.
Президент Республики должен быть арабом, гражданином Сирии, не моложе 40 лет и пользоваться гражданскими и политическими правами в полном объеме.
Статья 84.
Народный Совет выдвигает кандидатуру президента Республики по предложению региональ-ного руководства ПАСВ и принимает решение о проведении выборов президента:
— кандидатура президента выносится на общенародный референдум;
— референдум осуществляется по предложению председателя Народного Совета;
— новый президент должен быть избран до окончания срока полномочий действующего президента в период не менее 30 дней и не более 60 дней до окончания срока полномочий;
— кандидат считается избранным президентом Республики, если он получает а6солютное большинство участвовавших в голосовании. Если кандидат не смог получить установленного большинства голосов, то совет предлагает другую кандидатуру. Выборы должны
состояться в течение месяца с момента объявления результатов предыдущего голосования и в соответствии с установленной процедурой их проведения.
Статья 85.
Президент Республики избирается на семилетний срок. Срок его полномочий начинается с мо-мента окончания полномочий действующего президента.
Статья 86.
Если президент временно не в состоянии осуществлять свои полномочия, они передаются вице президенту.
Статья 87.
Если президент Республики намерен подать в отставку, он должен представить свое прошение Народному Совету.
Статья 88.
Первый вице-президент или вице-президент, назначенный президентом, осуществляет полномочия президента, если президент не в состоянии сам их осуществлять. В случае стойкой неспособности президента, его смерти или отставки выборы нового президента проводятся в соответствии со статьей 34 конституции в период, не превышающий 90 дней со дня появления вакансии. ЕСЛИ Народный Совет в этот период распущен или до окончания срока его полномочий остается менее 90 дней, то до избрания нового состава совета функции президента осуществляет первый вице президент.
Статья 89.
В случае открытия вакансии поста президента Республики и отсутствия вице-президента полно-мочия президента осуществляет премьер-министр до избрания путем референдума нового президента, выборы которого проводятся в течение 90 дней с момента открытия вакансии.
Статья 90.
При вступлении в должность президент приносит перед Народным Советом присягу, текст которой содержится в статье 7 конституции.
Статья 91.
Президент Республики не может быть привлечен к ответственности за действия, непосредственно вытекающие из его полномочий, за исключением случаев обвинения в государственной измене. Петиция с предъявлением обвинения президенту должна быть подписана не менее одно трети депутатов Народного Совета, а решение об отрешении президента от должности принимается Народным Советом путем открытого голосования большинством в две трети голосов на специальной закрытой сессии совета. Последующее судебное преследование президента может осуществляться только Верховным конституционным судом.
Статья 92.
Характер протокола, привилегии и должностное вознаграждение президента устанавливаются законом.
Статья 93.
Президент Республики является гарантом конституции, обеспечивает нормальное функциони-рование государственных органов и обеспечивает защиту государства.
Президент Республики осуществляет исполнительную власть от имени народа в пределах, установленных конституцией.
Статья 94.
Президент Республики по согласованию с кабинетом министров разрабатывает общегосудар-ственную политику и контролирует ее осуществление.
Статья 95.
Президент Республики назначает одного пли нескольких вице-президентов и определяет их полномочия. Он также назначает премьер-министра, его заместителей, министров и их заместителей, принимает их отставку и освобождает их от занимаемой должности.
Статья 96.
При вступлении в должность вице-президенты приносят перед президентом конституционную присягу, текст которой содержится в статье 7 конституции.
Статья 97.
Президент Республики может созвать заседание кабинета министров под своим председатель-ством и может потребовать отчета от министров.
Статья 98.
Президент Республики промульгирует законы, одобренные Народным Советом. В течение ме-сяца со дня получения текста закона президент может наложить на него вето. Вето президента может быть преодолено Народным Советом большинством в две трети голосов депутатов. В этом случае президент обязан подписать закон.
Статья 99.
Президент Республики издает декреты, решения и приказы в соответствии с действующим зако-нодательством.
Статья 100.
Президент Республики может объявлять войну, всеобщую мобилизацию, заключать мир с одобрения Народного Совета.
Статья 101.
Президент Республики может вводить чрезвычайное положение и отменять его в соответствии с законом.
Статья 102.
Президент Республики назначает глав дипломатических миссий за рубежом. При нем аккреди-тованы главы иностранных дипломатических представительств.
Статья 103.
Президент Республики является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Для осуществления своих полномочий он принимает необходимые решения и издает приказы. Некоторые свои полномочия он может делегировать.
Статья 104.
Президент Республики заключает международные договоры и соглашения и денонсирует их в соответствии с положениями настоящей конституции.
Статья 105.
Президент Республики имеет право помилования и амнистии.
Статья 106.
Президент Республики осуществляет награждения орденами.
Статья 107.
Президент Республики может распустить Народный Совет путем принятия обоснованного ре-шения. Внеочередные выборы проводятся в течение 90 дней с момента роспуска совета.
Народный Совет не может быть распущен дважды по одним и тем же основаниям.
Статья 108.
Президент Республики может созывать Народный Совет на чрезвычайную сессию.
Президент Республики может обращаться к Народному Совету с посланиями и выступать на его заседаниях.
Статья 109.
Президент Республики назначает высших военных и гражданских должностных лиц и прекра-щает их полномочия в соответствии с законом.
Статья 110.
Президент Республики подготавливает законопроекты и вносит их на рассмотрение Народного Совета.
Статья 111.
Президент Республики осуществляет законодательную власть в период между сессиями На-родного Совета с последующим представлением принятых им законов на утверждение Народного Совета на первой же его сессии после парламентских каникул.
Президент Республики может осуществлять законодательную власть в период сессии Народного Совета, если это вызвано срочной необходимостью с целью защиты национальных интересов страны пли обеспечении национальной безопасности, с последующей передачей принятых им законов на утверждение на первом же заседании Народного Совета.
Народный Совет может отменить или изменить законы, упомянутые в 1-м и 2-м абзацах этой статьи большинством в две трети голосов депутатов, присутствующих на заседании совета. Это большинство не может быть меньше абсолютного большинства всех членов совета. Внесенные по правки и изменения не имеют обратной силы. Если совет не отменил и не изменил эти законы, то они считаются принятыми автоматически, без голосования.
Президент Республики осуществляет законодательную власть в период между окончанием и началом работы двух последующих созывов Народного Совета. Законы, принятые в этот период, не передаются на утверждение Народного Совета. Они могут быть изменены или отменены, так же как и действующие законы.
Статья 112.
Президент Республики может выносить на всенародный референдум наиболее важные вопросы, связанные с высшими государственными интересами. Результаты референдума имеют обязательную силу и вступают в действие со дня их объявления и опубликования главой государства.
Статья 113.
В случае возникновения серьезной опасности, угрожающей национальному единству, безо-пасности, независимости страны пли препятствующей выполнению государственными органами их конституционных полномочий, президент Республики принимает срочные меры, диктуемые этими обстоятельствами.
Статья 114.
Президент Республики может создавать специализированные организации, советы и комитеты. Полномочия и юрисдикция этих учреждений регулируются их учредительными актами.
2. Кабинет министров.
Статья 115.
Кабинет министров высший исполнительный и административный орган государства. Он состоит из председателя, его заместителей и министров. Кабинет министров контролирует исполнение законов и других нормативных актов, а также работу государственных учреждений и организаций.
Председатель кабинета министров контролирует деятельность министров.
Должностные оклады и пособия председателя кабинета министров, его заместителей, министров и их заместителей определяются законом.
Статья 116.
Председатель, его заместители, министры и их заместители при формировании нового состава правительства приносят президенту Республики конституционную присягу, установленную статьей 7 конституции. При реорганизации состава правительства присяг приносится только новыми министрами.
Статья 117.
Председатель кабинета министров и министры несут ответственность перед президентом Рес-публики.
Статья 118.
При своем формировании правительство представляет Народному совету доклад об общей политике правительства и программу его деятельности.
Ежегодно правительство представляет Народному совету отчет о выполнении планов развития и достижений в области производства.
Статья 119.
Министр — высшее должностное лицо министерства. Он осуществляет общую государственную политику в том, что непосредственно относится к ведению данного министерства.
Статья 120.
Министры не могут совмещать свою должность с членством в административных советах час-тных компаний, выступать от их имени, заниматься коммерческой или промышленной деятельностью, занимать любую другую оплачиваемую должность. Находясь в должности министры не имеют право прямо пли косвенно участвовать в контрактах, торгах или аукционах, проводимых министерствами, государственными департаментами или учреждениями, а также компаниями государственного сектора.
Статья 121.
Закон устанавливает формы гражданской и уголовной ответственности министров.
Статья 122.
По истечении срока полномочии президента Республики или в случае его стойкой неспособности осуществлять свои полномочия кабинет министров продолжает выполнять свои обязанности до тех пор, пока новый президент не сформирует состав нового правительства.
Статья 123.
Президент Республики имеет право в соответствии с действующим законодательством и конституцией предать министра суду за совершенное им право нарушение при осуществлении им своих должностных обязанностей.
Статья 124.
Министр отстраняется от должности по предъявлении ему обвинения и до принятия решения судом, рассматривающим выдвинутые против министра обвинения.
Отставка или освобождение министра от должности не освобождают его от предания суду. Судебное преследование министра должно осуществляться в соответствии с законом.
Статья 125.
Пост министра разрешено совмещать с членством в Народном совете.
Статья 126.
Все положения конституции, касающиеся министров, применимы и к заместителям министров.
Статья 127.
Кабинет министров осуществляет следующие полномочия:
— участвует совместно с президентом в разработке общей политики государства и в ее осуществлении,
— направляет, координирует и контролирует деятельность министров и всех государственных органов и учреждений,
— разрабатывает проект государственного бюджета,
— осуществляет подготовку законопроектов,
— разрабатывает планы развития, производства и эксплуатации национальных ресурсов, а также других планов экономического развития и увеличения национального дохода,
— заключает соглашения о займах и их предоставлении в соответствии с конституцией,
— заключает соглашения и договоры в соответствии с
положениями настоящей конституции,
— контролирует осуществление законов, защиту государственной безопасности, защиту гражданских прав и государственных интересов,
— принимает административные и исполнительные решения в соответствии с законами и другими нормативными актами, осуществляет контроль за их исполнением.
Статья 128.
Помимо перечисленных председатель кабинета министров и министры осуществляют полномо-чия, установленные действующим законодательством, при условии, если это не противоречит полномочиям, предоставляемым конституцией другим государственным органам.
3. Местные народные советы.
Статья 129.
Местные народные советы являются органами, осуществляющими власть в административно территориальных единицах, установленных законом.
Границы административно территориальных единиц определяются законом.
Статья 130.
Закон определяет полномочия местных народных советов, способ их избрания, состав, права и обязанности их членов и другие вопросы.
Глава 3. Судебная власть.
1. Суд и прокуратура.
Статья 131.
Судебная власть независима. Независимость судебной власти гарантируется президентом Республики совместно с Высшим судебным советом.
Статья 132.
Президент Республики возглавляет Высший судебный совет.
Закон определяет способ его формирования, полномочия и процедурные правила.
Статья 133.
Судьи независимы и подчинены толь ко закону.
Честь, совесть и независимость судей являются гарантией соблюдения гражданских прав и свобод.
Статья 134.
Приговоры выносятся от имени народа.
Статья 135.
Закон определяет структуру судебной системы всех уровней, ее виды и инстанции, а также юрисдикцию различных видов судов.
Статья 136.
Закон определяет условия назначения, повышения по службе и перемещения судей, порядок их наказания и увольнения.
Статья 137.
Генеральная прокуратура является единым юридическим органом, возглавляемым министром юстиции. Закон определяет способ ее формирования и полномочия.
Статья 138.
Государственный совет осуществляет административную юстицию. Закон определяет условия назначения, повышения по службе, наказания и увольнения этих судей.
2. Верховный конституционный суд.
Статья 139.
Верховный конституционный суд состоит из пяти судей, включая избираемого ими председа-теля, назначаемых декретом президента Республики.
Статья 140.
Членство и Верховном конституционном суде несовместимо с постом министра или депутата Народного сонета. Закон определяет другие основания несовместимости постов с членством в Верховном конституционном суде.
Статья 141.
Срок полномочий членов Верховного конституционного суда составляет 4 года, и они могут быть назначены на свои должности повторно.
Статья 142.
Члены Верховного конституционного суда могут быть отстранены от должности только в соответствии с законом.
Статья 143.
Председатель и члены Верховного конституционного суда приносят перед президентом в при-сутствии председателя Народного совета следующую присягу: «Клянусь Великим Аллахом уважать конституцию и законы страны, честно и достойно выполнять свой долг».
Статья 144.
Верховный конституционный суд рассматривает жалобы на законность избрания депутатов На-родного совета и передает свои заключения в Народный совет.
Статья 145.
Верховный конституционный суд рассматривает и принимает решения о конституционности законов в соответствии со следующими установлениями:
1) если президент или не менее четверти членов Народного совета вносят протест относительно конституционности закона до его вступления в силу, промульгация закона приостанавливается до рассмотрения судом протеста в течение 15 дней с момента его поступления. Если закон носит срочный характер, суд обязан принять решение в течение 7 дней;
2) если не менее четверти членов Народного совета вносят протест на конституционность законопроекта в течение 15 дней с начала сессии, то Верховный конституционный суд обязан рассмотреть протест и принять по нему решение в течение 15 дней с момента поступления протеста;
3) если Верховный конституционный суд признает закон или законопроект противоречащими конституции, они объявляются недействительными с момента их принятия и не имеют юридических последствий.
Статья 146.
Верховный конституционный суд не вправе рассматривать законы, вынесенные президентом Республики на всенародный референдум и одобренные народом.
Статья 147.
По просьбе президента Верховный конституционный суд дает свое заключение о конституционности любых других законов, законопроектов и декретов.
Статья 148.
Закон определяет процедуру заседаний и порядок принятия решений Высшим конституционным судом, его состав, требования, предъявляемые к его членам, размер их жалованья, судебный иммунитет и привилегии, а также формы ответственности судей.
Раздел 3. ПЕРЕСМОТР КОНСТИТУЦИИ.
Статья 149.
Президент Республики или две трети депутатов Народного совета имеют право предлагать по правки к тексту конституции.
Предложения о поправках должны содержать текст поправки и ее обоснование.
Получив предложение о поправке к конституции, Народный совет создает специальную комиссию для изучения предложенной поправки.
Народный совет обсуждает предложенную поправку и принимает ее большинством в две трети голосов депутатов. Поправка считается окончательно принятой после одобрения ее президентом. Принятая поправка должна быть включена в текст действующей конституции.
Раздел 4. ОБЩИЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Статья 150.
Преамбула конституции составляет е неотъемлемую часть.
Статья 151.
Запрещается вносить поправки в конституцию до истечения 18 месяцев со дня ее вступления в силу.
Статья 152.
До формирования Верховного конституционного суда Президиум Апелляционного суда рассматривает протесты о законности избрания членов Народного совета, внесенные на его рассмотрение председателем Народного совета, и представляет ему свое заключение по этим протестам.
Статья 153.
Законодательные акты, действующее или принятые до вступления в силу настоящей конституции, остаются в силе вплоть до приведения их в соответствие с положениями настоящей конституции.
Статья 154.
Срок полномочий действующего президента Республики истекает через семь календарных лет, исчисляемых с даты объявления о его избрании президентом Сирийской Арабской Республики.
Статья 155.
Выборы первого состава Народного совета проводятся в соответствии с настоящей конституцией в срок, не превышающий 90 дней с даты объявления конституции, утвержденной на всенародном референдуме.
Статья 156.
Президент Республики публикует текст настоящей конституции в «Официальной газете». Конституция вступает в силу со дня ее утверждения на всенародном референдуме.