Стоглавый собор 1551 г

СТОГЛАВЫЙ СОБОР 1551 Г.
[Царское «рукописание» собору]… Сие убо предлагаю писание вашей отеческой любви, ради пречистыя истинныя нашея православныя християнския веры… потружайтеся во еже исправити истинная и непорочная наша християнская вера, иже от божественного писания, во исправление церковному благочинию и царскому благозаконию и всякому земскому строению… Такоже и братия моя и вси любимии мои князи, и боляре, и воини, и все православное християнство помогайте ми и пособствуйте вси, единодушно вкупе…
Еще же молю вашу святыню и преподобие и о сем прострите прилежную молитву… еже за многия грехи наша попустил на нас бог скудость всякому плоду земному, такоже и скотом, и птицам, и прочему изобилию, и всякому стяжанию, и аще вашими отеческими святыми молитвами умолен будет от нас бог и милостива его себе мы сотворим и очистимся от всяких грех душевных и телесных, и тако уповаем на милость его, да помилует нас и моления нашего не презрит… и не оставит нас сирых, но послет благодать свою в помощь рабом своим и просветит ум наш и утвердит страх свой на нас и укрепит ноги наша на путь мирен, и наставит на всякое дело благо, и умножению подаст всяческим плодом земным и вся враги наша видимыя и невидимыя вскоре да покорит под ноги наши…
Царь глаголет к собору.
…Да аз же устроил по всем землям моего государства старосты и целовальники, и соцкие, и пятидесяцкие по всем градом и пригородном и по волостем и по погостом, и у детей боярских, и уставные грамоты под сей судебник подписал пред вами, и уставные грамоты прочтите и разсудите, чтобы было дело наше по бозе в род и род и по вашему благословению неподвижино, аще достойно сие дело на святем соборе утвердив и вечное благословение получив и подписати на судебники и на уставной грамоте, которой в казни быти…
Вопрос… о монастырех иже пусты от небрежения. В монастыри дают боголюбцы душам своим и родителем на поминок вотчинные села и прикупы, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иные угодий у меня припрашивают и поймали много по всем монастырем. Братии во всех монастырех по старому, а инде старого меньше, ясти и пити братии старого скуднее, устроения в монастырях никоторого не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем корыстуется, да тарханные и несудимые грамоты и льготные у них же о торговлях без пошлин. А черньцы по селом живут, да в городе тяжутся о землях, достойно ли то, а села и имения в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памятей неисправляют, кто о сем истязай будет в день страшного суда…
Глава 6. И некогда вниде в слухи боговенчанного и христолюбивого государя царя и великого князя Ивана Васильевича всея Русии самодержца, что по многим церквам божиим звонят и поют не во время… и многие церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу… соборне уложили отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом росийского царствия, по всем святым божиим церквам, звонити вечерни и утрени, часы и божественную литургию служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину…
Глава 26. Ответ соборной о училищах книжных по всем градом… В царствующем граде Москве и по всем градом… избрати добрых духовных священников и дияконов, и дияков женатых и благочестивых… и грамоте чести и пети и писати гораздивы, и у тех священников и у дияконов и у дияков учинити в домех училища, чтобы священницы и дияконы и все православные христиане в коемждо граде давали своих детей на учение грамоте, книжного письма и церковного пения и чтения налойного , и те бы священники и дияконы и дияки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пети и чести со всяким духовным наказанием…
Глава 28. О книжных писцех. Такоже которые писцы по градом книги пишут, и вы бы им велели писать с добрых переводов, да написав правили, потом же продавали, а которой писец, написав книгу, продаст неисправив, и вы бы тем возбраняли с великим запрещением, а кто такую неисправленную книгу купит, потому же бы возбраняли, им, чтобы впредь так не творили, а впредь только учнут тако творити продавцы и купцы, и вы бы у них те книги имали даром, без всякого зазора, да исправив отдавайте в церковь, которые будут скудны книгами…
Глава 40. От священных правил о острижении брад. Такоже священная правила возбраняют православным християном во всем, чтобы не брити брад и усов непристригати, таковая несть православных, но поганых латынская еретическая предания…
Глава 41. …Писати иконописцем иконы с древних преводов, како греческие иконописцы писали и как писал Ондрей Рублев и прочие пресловущие иконописцы, и подписывати святая троица, а от своего замышления ничтоже предтворяти… В мирских свадьбах играют глумотворцы и арганники, и гусельники, и смехотворны и бесовские песни поют, и как к церкве венчатися поедут, священник со крестом будет, а пред ним со всеми теми играми бесовскими рищут , а священницы им о том не возбраняют и не запрещают… Да по погостом и по селом ходят лживые пророки, мужики и женки, и девки, и старые бабы, наги и босы, и волосы отростив и распустя, трясутся и убиваются и сказывают, что им являются святые пятницы и Настасий и велят им заповедати християном каноны завечати, они же заповедают в среду и в пяток ручного дела не делати, и женам не прясти, и платня не мыти, и камения не разжигати… Ответ… царская заповедь учинити, где такие прелестники… обрящутся и учнут смущати мир всякими своими богомерзскими прельщеньми бесовскими, и таких бы прелестников православные християне не слушали и из домов бы от себя отгоняли и от них удалялися…
Глава 72. О искуплении пленных. Которых откупят царевы послы в ордах и в Царе граде и в Крыму, или где-нибудь в дальних ордах от поганых из плену, и тех всех пленных окупати из царевы казны , а которых пленных православных християн приводят к Москве купив греки, турки, армения или иные гости, да быв на Москве восхотят их с собою опять повести, ино их не давати, и за то стояти крепко, да их окупати из царевы же казны, и колько того окупу из царевы казны годом разойдется, и то раскинути на сохи по всей земле…
Глава 75. О вотчинах и о куплях. Которые боголюбцы давали святым церквам на память своим душам, по своих родителех в вечный покой и в наследие вечных благ. Да духовным же пастырем, архимандритом и игуменом и строителем и соборным старцем… по всех по тех боголюбцах, которые давали вотчины и села и купли уставити по них кормы и на памяти их пети понахиды собором и обедни служити и братию кормити по монастырскому чину, а имена их написати в синодик и поминати по церковному уставу, а отчин их и сел, которые даны на поминок святым церквам без выкупа и иных церковных и монастырских земель и прочих недвижимых вещей, по священным божественным правилом, ни отдати, ни продати, но крепко хранити и блюсти …
Глава 92. О игрищах еллинского бесования. Еще же мнози от неразумия простая чадь православных християн во градех и в селех творят еллинское бесование, различные игры и плясания в навечерии Рождества Христова и против праздника рождества Иоанна Предтечи в нощи и в праздник весь день, мужи и жены и дети в домех по улицам отходя и по водам глумы творят всякими играми и песньми сотанинскими и многими виды скаредными подобно же сему творят и во святые вечеры и в навечерии Богоявления Господня… таковые творят неподобные дела, святыми отцами отреченныя . Отныне же впредь подобает православным християном вместо сих бесования в такие святыя и честныя праздники приходити ко святым божим церквам и упражнятися на молитву… и божественного писания со вниманием слушати и божественную литургию со страхом предстояти…
И того ради по священным правилом… всем православным християном на таковая еллинская бесования не ходити ни во градех, ни по селом… Сего ради отрицают вся божественная писания и священная правила всякое играние и зернь, и шахматы, и тавлеи, и гусли, и смыки, и сопели, и всякое гудение и глумление и позорище и плясание …
Глава 98. …Приговорил еси государь преже сего с нами, с своими богомольцы… о наших митрополичьих слободах, и о архиепиекопльих и епископльих и о монастырских, что слободам новым тянути с городскими людьми всякое тягло и судом, и мы ныне тот приговор помним, в новых слободах ведает бог да ты, опричь суда, а ныне наместники твои государевы и властели тех слобожан хотят судити, и в том слобожаном нашим запустети, а преже того твои государевы наместники и властели наших слобожан не суживали, и ты бы, государь, своим наместником и властелем впредь наших слобожан судити не велел. А ныне твой царский приговор с нами, что в те новые слободы вышли посацкие люди после писца и тех бы людей из новых слобод опять вывести в город на посад, и о том ведает бог да ты, государь, как тебе о них бог известит, а впредь бы митрополит и архиепископом и епископом и монастырем держати свои старые слободы по старине… а новых бы слобод не ставити, и дворов новых в старых слободах не прибавляти, разве от отца детем или от тестя зять, или от братия братия отделяются и ставят свои дворы; а в которых старых слободах дворы опустеют, и в те дворы звати сельских людей пашенных и непашенных по старине, как преже сего было, а отказывати тех людей на срок о Юрьеве дне осеннем по государеву указу, по старине же, а с посаду впредь градских людей в слободы не называти и не приимати, разве казаков , нетяглых людей, а которые християне митрополичьи или архиепископльи и епископольи похотят из слобод итти на посад, или в села жити, и тем людям итти вольно на тот же срок .