Приказ П.И. Панина о расправе с участниками восстания и их «пособниками», 1774 г.

ПРИКАЗ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО ЦАРСКИМИ ВОЙСКАМИ П. И. ПАНИНА О РАСПРАВЕ С УЧАСТНИКАМИ ВОССТАНИЯ И ИХ «ПОСОБНИКАМИ».
СЕНТЯБРЬ 1774 Г.
…Всех взбунтовавшихся и заразившихся сим бунтом е. в. подданных, изменников и сообщников его (Е. И. Пугачева.– Ред.), предполагаю я сим по государственным законам поступать по нижеписанному:
1. Во всех тех городах и селениях, в которых обыватели поднимали свои руки или способствовали только поимке и предательству в руки изменников на убийство своих воевод, всяких постановленных от е. в. начальников, собственных помещиков, священников и всякого звания верноподданных, и тех, как самих убийц, так и предателей, заводчиков (зачинщиков, заговорщиков.– Ред.), изготовя наперед по христианскому закону, казнить смертию отрублением сперва руки и ноги, а потом головы, и тела класть на колесы у проезжих ворот.
2. Всех без изъятия последователей за таковыми бунтовщиками сечь жестоко при весилице плетьми.
3. Ради такой кары, при всех тех селениях, которые бунтовали, или хотя ослушными противу законного начальства оказывались, поставить и впредь до указу не велеть снимать по одной весилице, по одному колесу и по одному глаголю, для вешания за ребро.
4. Если заводчиков убийств учрежденных начальников, собственных помещиков, священников, настоящими обличениями изыскивать будет уже нельзя, то в таковых селениях, где начальники, священники и всякого звания верноподданные умерщвлены или преданы их же поселянами, принуждать к выдаче заговорщиков метанием между ними жребия, для повешения третьего (подозреваемого.– Ред.)% а ежели и сим средством они их не выдадут, то и действительно сотого между таковыми по жребию повесить, а остальных всех возрастных пересечь жестоко плетьми.
5. Всех поселян, возвращенных сими средствами в прежнюю верноподданическую верность к е. в. нашей всемилостивейшей государыне (Екатерине И.– Ред.) и в должное повиновение своих начальников, помещиков утвердить в том целованием евангелия и креста, объявив, что кто и за сим дерзнет впредь каким-либо образом приобщаться к бунтовщикам или утверждать самозванца Петром Третьим, который двенадцать уже тому лет, всему государству известно, подлинно скончался, или кто сделает малейшее ослушание воеводам, канцеляриям, всяким над собою начальникам и собственным помещикам, а другие таковых заводчиков или подсыльных от государственных бунтовщиков не свяжут и в ближайшую канцелярию или в воинскую команду не представят, за то в самой скорости присланными из войск команды генерала графа Панина, все в таковых селениях, без изъятия возрастные мужики, будут казнены мучительнейшими смертями, жены и дети их отданы в рабство, а земли во владение в верности пребывшим всегда к е. и. в. подданным и помещикам…