Положение о лифляндских крестьянах, 1819 г.

ПОЛОЖЕНИЕ О ЛИФЛЯНДСКИХ КРЕСТЬЯНАХ
26 марта 1819 г.
Часть первая
Глава I. Общие постановления
I. Лифляндское и Эзельское Рыцарство отказывается на вечные времена от бывших доселе крепостных и наследственных прав, представляя себе, по коренным законам и высочайшим постановлениям, полное право собственности на землю и неограниченное право пользоваться оною, как сие особенными правами и привилегиями, Рыцарству дарованными, установлено; а потому и высочайше утвержденное в 1804 году положение о крестьянах, равно как и дополнительные к оному правила в 1809 году состоявшиеся, сим отменяются, кроме случаев, в коих ниже сего предписывается на время оными руководствоваться.
II. Казна равномерно, по высочайшей его императорского величества воле, дарует личную свободу крестьянам, принадлежащим к ее в Лифляндии поместьям, а также города в Лифляндии отказываются от крепостных прав на крестьян, в городских поместьях состоящих.
…IV. Однако ж не могут все крестьяне вдруг перейти в свободное состояние без замешательства в обрабатывании земли, которая доставляет всем жителям нужное пропитание и без произведения недоумений и замешательств, которые как всему общему, так и каждой отдельной части должны причинять равный вред; и для того:
1. Тотчас, по обнародовании сего постановления учреждаются мирские общества и суды; а в течение первых четырех лет предприняты должны быть все прочие приуготовительные меры.
2. В Юрьев день 1823 года поступает в свободное состояние … одна половина хозяев, 1824 года другая половина хозяев, 1825 года одна половина работников и дворовых людей и 1826 года последняя половина оных, так, что с Юрьева дня 1826 года все лифляндские крестьяне, казенным, частным, общественным и родовым поместьям принадлежащие, получают свободу, несмотря на то, состоят ли они, или нет, в залоге как в казенных местах, так и у частных лиц.
I. Все дети лифляндских крестьян, рождающиеся после обнародования сего постановления, считаются уже вольными по своему рождению. Крестьяне, находившиеся в бегах до обнародования сего Положения, если добровольно возвратятся на прежнее жительство, освобождаются от наказания, и получают все права, лифляндским крестьянам присвояемые.
II. До вступления в свободное состояние все работы и повинности определяются вакенбухами, основанными как на внутреннем размежевании, так и на условиях, законным порядком заключенных. По получении же личной свободы, определяются оные взаимными договорами.
III. Не воспрещается однако ж помещикам и крестьянам, и во время введения свободы, заключать между собою в рассуждении работ и повинностей договоры, которые и по вступлении крестьян в свободное состояние остаются в своей силе; но арендаторы и пожизненные владельцы казенных имений не иначе могут заключать таковые договоры, как с утверждения казенной палаты; а арендаторы владельческих поместий не иначе, как с согласия на то владетелей земли; паспорта же в казенных и владельческих паспоратах не иначе, как с согласия находящихся в их приходе помещиков.
ѴІІІ.С самого обнародования сего постановления, помещики освобождаются не только от всякой ответственности в платеже крестьянами общественных и казенных податей, относящихся как к лицу их, так и к земле помещика, которою они пользуются, но и от обязанности делать им для вспоможения ссуды.
…XII. По обнародовании сего Положения, все претензии между крестьянами на ближайшее право для получения крестьянских дворов, а также и дела, в судебных местах по сим претензиям производящиеся, прекращаются.