Помещичьи проекты крестьянской реформы

ПОМЕЩИЧЬИ ПРОЕКТЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ
А) Записка князя П.П. Гагарина
При избрании мер к утверждению правильности в отношениях между помещиками и крестьянами должны быть приняты во внимание все сословные интересы, образовавшиеся от законных прав, освященных давними постановлениями, а потому осуществление средств, которые для этой цели будут установлены, должно быть предоставлено непринужденному начинанию дворянства: помещики, как поземельные собственники, составляют собой твердую опору престола и государства, следовательно, всякое стеснение их интересов и владельческих прав не может оставаться без влияния на быт империи…
Простые соображения и правильный взгляд на исторические права крестьян и помещиков приводят к заключению, что в самодержавной империи нашей свобода может только быть лично дарована крестьянам, без прав на землю, и должна состоять в личном их ограждении от притеснений землевладельцев…
Дарование помещикам права освобождать крестьян целыми селениями без условий и без земли есть мера самая благодетельная, так как она упрочивает за помещиками право поземельной собственности и оставляет крестьян под тем влиянием, с которым они свыклись и которое охраняло общий порядок в государстве, но допускает при этом некоторые ограничения во власти дворян в отношении личности крестьян разрешением им приносить жалобы на помещика, как на агента правительства, уездному предводителю дворянства, в качестве мирового судьи.
Б) Записка М.П. Позема
Основные пункты манифеста должны быть следующие:
1) Крестьяне всех наименований в государстве уравниваются во всех гражданских правах и несут одинаковые государственные повинности.
2) Личное крепостное право навсегда отменяется и не может существовать ни под какою формою.
3) Крестьяне крепки земле, на которой теперь поселены. Из них все, поселенные на собственной земле, пользуются ею на общем владельческом праве — бесплатно; поселенные же на чужих землях обязываются платежом за них оброка, деньгами или работою: в удельных имениях — уделу, в казенных — казне, в помещичьих — помещику…
6) На отвод земли, определение годового платежа и оценку работ назначается один общий срок по всему государству.
7) До истечения сего срока сохраняются настоящие отношения между помещиками и крестьянами…
8) С окончанием отвода и утверждения расценок на землю и работную плату прекращается всякая ответственность со стороны помещиков за уплату податей и за продовольствие крестьян. Земли назначаются и отводятся не отдельно каждому лицу, а целому крестьянскому обществу, которое распределяет участки между своими членами, по мере способов каждого для обработки ее и уплаты за нее, по оценке трудом или деньгами.
9) Посему и уплата за землю тем или другим способом лежит тоже на ответственности целого общества…
11) В оброчных имениях сохраняется тот размер оброка, который будет существовать в каждом имении при издании высочайшего манифеста; уменьшение оброка всегда зависит от владельца земли; увеличение же его не допускается без особого утверждения губернского комитета.
12) В имениях задельных годовая плата за землю рассчитывается на деньги, но производится, со стороны крестьян, работою — по оценке.
13) Земли отводятся крестьянам в таком количестве, какое признает возможным владелец; но при самом приступе к делу губернские комитеты постановляют минимум наделения на каждую душу. Этот размер наделения обязателен и для помещика, и для крестьянина, из которых первый — должен дать его, а последние — принять; увеличение же этого размера зависит от обоюдного согласия землевладельцев и крестьян.
14) Кроме рабочих дней, которые крестьяне задельных имений дают помещику в виде уплаты оброка за землю, губернские комитеты назначают для всех четырех времен года по нескольку экстренных рабочих дней, которые крестьяне обязаны давать землевладельцу за ту же рабочую плату; при этом комитеты наблюдают, однако, чтобы общее число рабочих дней, очередных и экстренных, отнюдь не превышало существующего ныне трехдневного расчета в неделю.
В) Записка А.М. Унковского
При освобождении крестьян с землею, с отделением их совсем от помещика, т.е. с уничтожением всяких взаимных их обязательных отношений, свобода крестьян, даже при большей или меньшей крепости их земле, неоспорима; помещик, получив за крестьян с землею капитальный выкуп деньгами или облигациями, по возможности вознагражден, а исполнение крестьянами обязанностей пред правительством обеспечивается землею, отдаваемою им в собственность. Вот единственное и верное средство освободить крестьян не словом, а делом, не постепенно, а разом, единовременно и повсеместно, не нарушить ничьих прав, не порождая ни с какой стороны неудовольствий и не рискуя будущим России.
Справедливость требует, чтобы при таком освобождении крестьян помещики были вознаграждаемы как за землю, отходящую из их владения, так и за самих освобождаемых крестьян.
Ценность всякого населенного имения, состоящего на крепостном праве, заключается не в одной земле, но и в людях, за которыми помещик должен быть так же вознагражден, как и за землю, тем более что в некоторых местностях земля без людей не имеет никакой ценности. Конечно, освобождаемые крестьяне должны сами купить отходящую к ним землю; но кто же вознаградит помещиков за личную свободу крестьян и дворовых людей? Неужели можно допустить, чтобы в этом случае ценность людей была присоединена к ценности земли и те же самые люди, у которых была отнята свобода во имя государственной необходимости, были принуждены выкупать свою неволю…
Вознаграждение убытков помещиков должно состоять из двух элементов: вознаграждения за людей и выкупа земли, отходящей из их владения, из которых первое должно падать на государство, а второе — на самих освобождаемых крестьян. По нашему мнению, это вознаграждение должно быть рассчитано не иначе, как денежный капитал, и выдано помещикам облигациями, приносящими проценты и совершенно обеспеченными. Такая выдача капитала необходима для поддержания помещичьих хозяйств и приспособления их к обработке наемными руками.
Г) Проект Ю. Ф. Самарина
Очевидно, что окончательная развязка существующих ныне отношений между помещиками и крестьянами требует непременно отмены обязательной барщины; удержав ее, хотя бы в самом незначительном размере, мы впали бы опять в переходное положение. Барщина действует убийственно на крестьян, балует помещиков, мешает развитию сельского хозяйства — все это неоспоримо, и никто искреннее нас не желает ее упразднения; тем не менее, мы думаем, что внезапная и обязательная отмена ее повлекла бы за собою большие неудобства, ибо на первых порах нечем было бы заменить ее. Доселе вольный труд в применении к сельскому хозяйству составлял у нас предмет самого ограниченного запроса; с упразднением барщины немедленно возникнет очень сильное на него требование; но средства к удовлетворению этого требования, то есть свободные руки, не могут явиться в ту ж минуту, по первому зову. Сперва нужно, чтобы спрос огласился в местностях, густо населенных, чтобы тамошние работники удостоверились в верности заработков, ожидающих их в той или другой губернии; наконец — чтоб успели, так сказать, протоптать во все главные пункты постоянного запроса на вольный труд внутренние пути, подобные исстари проложенной и никогда не зарастающей тропе из Пензенской и Курской губернии в Заволжский край, по которой ежегодно движутся многочисленные артели жнецов и косцов. Все это не может сделаться скоро, ибо народные привычки образуются и меняются вообще очень медленно, а у нас в особенности…
По этим причинам следовало бы, пока не установится само собою равновесие между предложением и запросом на вольный труд — этот почти небывалый у нас товар, оставить помещику право на несколько обязательных рабочих дней (8 или 10 с тягла), как вспомогательную повинность лет на 10 или 12.