Учреждение Царскосельского лицея, 1810 г.

УЧРЕЖДЕНИЕ ЦАРСКОСЕЛЬСКОГО ЛИЦЕЯ
12 августа 1810 г.
Учреждение Лицея имеет целию образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы государственной, (он) составляется из отличнейших воспитанников, равно и наставников, воспитанники принимаются по предварительному испытанию (следующих) познаний. некоторое грамматическое познание российского и французского, либо немецкого языка, начальной географии, древней истории). (Они должны быть) отличной нравственности, совершенно здоровы. Срок обучения шесть лет. Изучаются языки российский, латинский, французский, немецкий, закон божий, логика, математика (с алгеброй, тригонометрией, геометрией), физика, история, словесность. (Распорядок, с 6 до 7 утра — молитва, повторение уроков, в 8-9 часов — классы, 10-11 — завтрак и прогулка, 11-12 — классы, 12 — прогулка и повторение уроков, 1 час — обед, 2 часа — чистописание и рисование, 3-5 — классы, в 5 часов — отдых, полдник, гимнастические упражнения — танцы, фехтованье, верховая езда, плавание, 8 часов — ужин, прогулка, повторение уроков, 10 часов — сон).
Способ учения… Главное правило доброй методы или способа учения состоит в том, чтобы не затемнить ум детей пространственными изъяснениями, но возбуждать собственное его действие (новый материал после опроса не давать раньше, чем профессор удостоверится), что предъидущее все поняли. Хотя по различию способностей трудно всех воспитанников вести, так сказать, по одной линии успехов, однако профессор должен стараться, чтоб ни один из воспитанников не отставал от его уроков, и где менее способностей, там он должен усилить свое внимание. Диктование уроков. запрещается. Руководствуя воспитанников в словесности, профессор должен тщательно избегать пустых школьных украшений. Напротив, он должен, занимая воспитанников предметами, возрасту их сообразными, прежде всего заставлять их мыслить, а потом уже искать выражений, и никогда не терпеть, чтоб они употребляли слова без ясных идей.
(Словесность). Главная цель сея науки есть изощрение и направление вкуса воспитанников к изящному слову. Сие направление не может быть вернее как примерами. Для сего чтение образцов (рекомендуются оды Ломоносова и Державина, басни Хемницера и Дмитриева, «избранные места» из французской и немецкой литературы) поставляется первым предметом их упражнений. Чтение избранных мест должно быть сопровождаемо разбором. (Воспитанники пишут сочинения), предметы сочинений должны быть располагаемы по успехам и возрасту. (История — в первом курсе дело) памяти, во втором курсе должна быть делом разума. Лицей после испытания воспитанников в конце года, имеет торжественное собрание, в котором должны быть читаны их сочинения, до наук и словесности относящиеся и предварительно рассмотренные и одобренные профессорами, до предмета коих они касаются. В сих собраниях провозглашаются имена воспитанников, удостоившихся получить награды, кои директор им в сем собрании и разделяет. После чего имена получивших награды, с означением, в чем оные состоят, публикуются в ведомостях обеих столиц. Поощрения могут быть следующие: 1) Имена отличившихся изображаются на белой доске золотыми буквами и выставляются в классе. 2) Даются им книги с надписью директора и профессора той науки, в которой показали отличные успехи. 3) При испытаниях, в конце года производимых, определяются отличившимся золотые и серебряные медали… Наказания… 1) Отделение в классе за особенный стол. 2) Имена ленивых выставляются в классе на черной доске белыми буквами. 3) Лишение общего стола. Воспитанник сажается на хлеб и воду. 4) Уединенное заключение, в течение коего посещается директором, который делает ему приличное увещание. Такое наказание отнюдь не должно продолжаться более трех дней.