Положение об органах военной контрразведки

ПРИКАЗ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СОЮЗА ССР
ЗА 1961 ГОД
№ 00270. 8 сентября 1961 года г. Москва
Объявляется одобренное Центральным Комитетом КПСС Положение об органах военной контрразведки Комитета государственной безопасности при Совете Министров Союза ССР.
С Положением ознакомить весь оперативный состав особых отделов КГБ, военные советы групп войск, военных округов, флотов, округов ПВО, армий, флотилий, командиров соединений, полков и им равных, а также начальников политотделов соединений и заместителей командиров полков по политической части.

Председатель Комитета государственной
безопасности при Совете Министров СССР А. ШЕЛЕПИН

ОДОБРЕНО ЦК КПСС СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНАХ ВОЕННОЙ КОНТРРАЗВЕДКИ КОМИТЕТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
I. Общие положения
1. Военная контрразведка является политическим органом, осуществляющим мероприятия ЦК КПСС и Советского правительства по обеспечению государственной безопасности в Вооруженных Силах и Гражданском воздушном флоте Союза ССР.
2. Орган военной контрразведки свою практическую деятельность по ограждению Советских Вооруженных Сил от проникновения вражеских разведчиков и других преступных элементов осуществляют на основе решений ЦК КПСС и Советского правительства, Положения о Комитете госбезопасности и его органах на местах, приказов и указаний КГБ и при этом исходят из того, что в условиях активной подрывной деятельности агрессивного лагеря империализма против Советского государства необходимо постоянное усиление и совершенствование контрразведывательной работы, острие которой должно направляться против внешних врагов, в первую очередь против главного противника.
3. В практике своей работы органы военной контрразведки руководствуются тем, что в период развернутого строительства коммунизма охрана государственной безопасности в нашей стране есть всенародное дело, в связи с этим постоянное расширение и укрепление своих связей с народом, строгое соблюдение социалистической законности является непременным условием успешной работы военной контрразведки.
4. Органы военной контрразведки организуют свою работу с учетом задач и характера строительства Вооруженных Сил Союза ССР и Гражданского воздушного флота.
5. В чрезвычайной Обстановке органы военной контрразведки руководствуются специальными указаниями.
II. Задачи органов военной контрразведки
6. На органы военной контрразведки возлагаются следующие задачи:
а) предупреждение проникновения агентуры противника и других враждебных элементов в части и учреждения Советской Армии и Военно-Морского Флота, в войска КГБ-МВД и подразделения ГВФ;
б) выявление и разоблачение агентов, иностранных разведок, националистических и других антисоветских элементов, проникших в войска или осевших в местах расположения военных объектов;
в) розыск иностранных агентов и других государственных преступников в войсках и их ближайшем окружении;
г) предотвращение случаев измены Родине со стороны отдельных военнослужащих, рабочих и служащих воинских частей и учреждений;
д) обеспечение совместно с командованием и политорганами сохранности государственной и военной тайны, пресечение каналов утечки секретных данных за границу;
е) подготовка и проведение совместно с другими органами КГБ и Министерством обороны специальных мероприятий по дезинформации противника, по зашифровке и маскировке особо важных военных объектов;
ж) всемерное содействие командованию и политорганам в повышении боевой готовности Советской Армии и Военно-Морского Флота;
з) выполнение специальных поручений ЦК КПСС и Советского правительства.
III. Права органов военной контрразведки
7. Органам военной контрразведки предоставляется право:
а) нести агентурно-оперативную работу в войсках и среди гражданского окружения военных объектов, для чего иметь стабильный и квалифицированный агентурный аппарат, создавать конспиративные и явочные квартиры для работы с агентурой;
б) производить в установленном законом порядке обыски, задержания и аресты военнослужащих и гражданских лиц, изобличенных или подозреваемых в совершении государственных преступлений;
в) вести дознание и следствие по делам о преступлениях, отнесенных законодательством Союза ССР и союзных республик к ведению органов госбезопасности, с последующей передачей дел по подсудности;
г) проводить в соответствии с приказами КГБ при Совете Министров СССР специальные мероприятия, направленные на выявление и пресечение преступной деятельности агентуры иностранных разведок и антисоветских элементов в войсках;
д) осуществлять профилактические мероприятия, направленные на своевременное предотвращение антисоветских проявлений в войсках, фактов хищения оружия, разглашения военных секретов, случаев нарушений в хранении и транспортировке специальных видов вооружения, в охране важных объектов, а также на устранение других серьезных недостатков, снижающих боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил СССР;
е) совместно с командованием самостоятельно производить проверку состояния секретного делопроизводства в воинских частях и учреждениях, режима на особо важных военных объектах и специальную проверку лиц, имеющих отношение к сохранению государственной и военной тайны, а также выезжающих за границу;
ж) в случае оперативной необходимости вызывать в особые отделы рядовой, сержантский и офицерский состав, рабочих и служащих воинских частей, учреждений и подразделений ГВФ;
з) знакомиться через соответствующие штабы обслуживаемых частей и соединений с приказами и указаниями Министра обороны, главнокомандующих видами Вооруженных Сил, командующих войсками округов, группами войск, флотами, армиями и флотилиями, командиров соединений, а также с военной техникой, состоящей на вооружении частей и соединений.
IV. Структура и кадры органов военной контрразведки
8. Структура и штаты органов военной контрразведки определяются руководством Комитета государственной безопасности при Совете Министров Союза ССР, исходя из обстановки и задач, поставленных перед органами государственной безопасности по контрразведывательному обеспечению Вооруженных Сил страны и Гражданского воздушного флота.
9. Руководство органами военной контрразведки на местах осуществляет 3 Управление КГБ, входящее в состав Комитета государственной безопасности на правах самостоятельного управления. Третье управление непосредственно ведет контрразведывательную работу в Генеральном штабе Вооруженных Сил СССР, в главных штабах видов войск, центральных управлениях Министерства обороны СССР, Главном управлении Гражданского воздушного флота.
10. Особые отделы комплектуются политически зрелыми, идейно закаленными, беспредельно преданными Коммунистической партии и Советскому правительству членами КПСС и ВЛКСМ, грамотными в специальном и военном отношении кадрами. Министерство обороны СССР оказывает Комитету государственной безопасности помощь в комплектовании органов военной контрразведки офицерскими кадрами, хорошо знающими военное дело, современную военную технику.
11. Контрразведывательную работу в частях и соединениях Советской Армии и Военно-Морского Флота, а также в подразделениях Гражданского воздушного флота, в войсках КГБ и МВД ведут управления особых отделов и особые отделы по группам войск, военным округам, округам ПВО, погранвойскам округов, армиям, флотилиям, корпусам, дивизиям, гарнизонам, военно-морским базам, отдельным бригадам, пограничным отрядам, военно-учебным заведениям и другим поисковым соединениям и учреждениям.
12. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 1642–908сс от 5 сентября 1955 года на генералов и офицеров особых отделов КГБ распространяется Положение о прохождении воинской службы офицерами, генералами и адмиралами Советской Армии и Военно-Морского Флота.
На весь генеральский, офицерский и сержантский состав особых отделов распространяются Дисциплинарный устав, Устав гарнизонной и караульной служб, Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР.
Право налагать дисциплинарные взыскания и применять поощрения к военнослужащим особых отделов КГБ, кроме случаев, предусмотренных главой II Дисциплинарного устава, предоставлено:
– начальнику Третьего управления КГБ – в соответствии со ст. 57 Дисциплинарного устава (права командующего армией);
– начальникам управлений особых отделов КГБ – в соответствии со ст. 56 Дисциплинарного устава (права командира корпуса);
– начальникам особых отделов КГБ по военным округам, флотам, группам войск – в соответствии со ст. 55 Дисциплинарного устава (права командира дивизии);
– начальникам особых отделов КГБ по армиям, флотилиям и погранвойскам округов  в соответствии со ст. 54 Дисциплинарного устава (права командира полка).
Начальники особых отделов по корпусам, дивизиям, бригадам и им равные пользуются дисциплинарными правами в соответствии со ст. II Дисциплинарного устава.
Заместители перечисленных начальников пользуются в отношении подчиненных дисциплинарной властью на одну ступень ниже, чем соответствующие начальники особых отделов.
V. Взаимоотношения особых отделов с командованием и политорганами Вооруженных Сил, с местными партийными и советскими органами и территориальными органами. КГБ
13. Органы военной контрразведки решают свои задачи в тесном взаимодействии с командованием и политорганами Вооруженных Сил, опираясь на помощь партийных организаций, всего армейского коллектива и принимая самое активное участие в жизни и деятельности оперативных объединений, соединений, частей, подразделений и учреждений армии и флота.
14. Начальники особых отделов информируют военные советы округов, групп войск, флотов, армий, а также командиров соединений и начальников соответствующих политорганов:
– о результатах контрразведывательной работы по разоблачению агентов иностранных разведок, изменников Родины и других государственных преступников;
– об антисоветских проявлениях в войсках (изменнические, террористические и диверсионные намерения, распространение антисоветских документов и другие враждебные акты);
– о серьезных недостатках в боеготовности войск, в сохранении государственной и военной тайны, в поддержании режима на военных объектах, в охране государственной границы, а также по другим вопросам, вытекающим из п. 6 настоящего Положения.
По наиболее серьезным недостаткам в боеготовности советских войск начальники особых отделов военных округов, групп войск и флотов докладывают также в Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР.
3 Управление КГБ по этим вопросам информирует руководство Министерства обороны, Главного политического управления, Главного управления Гражданского воздушного флота и политуправления ГВФ.
15. Оперативные работники в воинских частях и учреждениях информируют соответствующих командиров и их заместителей по политической части об антисоветских проявлениях, изменнических и дезертирских намерениях со стороны отдельных военнослужащих, о фактах разглашения государственной и военной тайны, нарушениях режима, правил хранения секретных документов, техники, оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ и серьезных недостатках в боеготовности частей и учреждений.
Командование и политорганы используют информацию особых отделов с их ведома и согласия. При использовании информации они не ссылаются на источники ее получения.
16. Военные советы групп войск, округов, флотов, армий, флотилий, командиры соединений, частей и учреждений и начальники политорганов оказывают особым отделам КГБ всяческое содействие в решении ими оперативных задач.
Командующие и члены военных советов групп войск, военных округов, флотов, округов ПВО, армий, флотилий, командиры соединений и начальники политорганов по их усмотрению могут участвовать в оперативных совещаниях соответствующих особых отделов. Руководство партийными организациями особых отделов осуществляется политорганами Советской Армии и Военно-Морского Флота.
17. Начальники особых отделов, командиры частей и соединений совместно проводят оперативные, заградительные и маскировочные мероприятия по пресечению визуальной и радиотехнической разведки иностранных разведчиков, привлекают к участию в этих мероприятиях армейскую общественность.
Особые отделы принимают непосредственное участие в выборе мест дислокации режимных военных объектов, в их зашифровке и маскировке, в отработке и внедрении легенд их прикрытия.
18. В целях своевременного принятия особыми отделами мер по контрразведывательному обеспечению проводимых в войсках мероприятий, составляющих государственную и военную тайну (испытание новой техники и оружия, передислокация войск, проведение маневров, учений и т. п.), военные советы, командиры соединений и частей заранее информируют об этих мероприятиях соответствующих работников органов военной контрразведки, а также привлекают их к участию в своих заседаниях и совещаниях.
19. Командиры частей и соединений немедленно информируют особые отделы о фактах пропажи секретных документов, хищения оружия, порчи боевой техники, о дезертирствах военнослужащих, катастрофах и других чрезвычайных происшествиях, подозрительных на действия враждебных элементов. В необходимых случаях командование до прибытия оперативных или следственных работников КГБ обеспечивает охрану места происшествия и сохранность вещественных доказательств.
20. Оперативные работники особых отделов участвуют в пределах их служебных обязанностей в войсковых учениях, при выполнении других задач войсками и обеспечиваются при этом командованием транспортом, связью и другими видами довольствия по нормам, установленным в Советской Армии.
21. Органы военной контрразведки поддерживают постоянную связь с местными партийными и советскими органами, используют их помощь в решении агентурно-оперативных вопросов, информируют в необходимых случаях о проводимых мероприятиях и оказывают им содействие в проведении работы среди населения по повышению революционной бдительности.
22. Органы военной контрразведки тесно взаимодействуют с территориальными органами КГБ, обмениваются оперативной информацией, в необходимых случаях совместно проводят агентурно-оперативные мероприятия, оказывают взаимную помощь друг другу. В районах дислокации частей, где нет аппаратов уполномоченных КГБ-УКГБ-ОКГБ, органы военной контрразведки несут ответственность за организацию чекистской работы среди гражданского окружения режимных военных объектов.
VI. Материально-техническое обеспечение особых отделов
23. Особые отделы обеспечиваются всеми видами довольствия через довольствующие органы групп войск, военных округов, флотов, флотилий, округов ПВО, армий, соединений и частей в следующем порядке:
а) на денежное довольствие зачисляются соответствующим финансовым органом Министерства обороны согласно «Положению о финансовом хозяйстве воинской части Советской Армии»;
б) вещевым имуществом, продовольствием, транспортом, ГСМ, вооружением, боеприпасами, средствами связи и всеми другими видами материально-технического снабжения, а также медицинским обслуживанием обеспечиваются по нормам и табелям наравне со штабными подразделениями Советской Армии и Военно-Морского Флота; для офицеров особых отделов устанавливается форма одежды того рода войск, который ими оперативно обслуживается;
в) служебные помещения особым отделам, оперативным работникам и квартиры сотрудникам особых отделов предоставляются командованием соответствующих частей, соединений и учреждений из своих фондов.
24. Расходы и затраты по содержанию особых отделов КГБ в централизованном порядке возмещаются Комитетом госбезопасности на бюджетные счета Министерства обороны СССР.
25. Для обслуживания автомашин, мотоциклов, катеров, нарт и служебных животных, предусмотренных штатами особых отделов, выделяется личный состав за счет штатной численности групп войск, военных округов, флотов и войсковых соединений.
26. Для обеспечения оперативной работы, охраны служебных помещении и документов, конвоирования арестованных и охраны мест заключения военным командованием (через соответствующее управление Генштаба) по представлению руководства 3 Управления КГБ в распоряжение особых отделов выделяются:
– управлению особых отделов группы войск – стрелковый батальон или рота;
– управлению особых отделов военного округа, особому отделу военного округа, группы войск, флота, округа ПВО и армии ГСВГ – стрелковая рота или взвод;
– особому отделу армии, флотилии, корпуса, военно-морской базы, гарнизона, дивизии, бригады и им равных – стрелковое отделение.
27. Командиры частей, соединений и начальники учреждений оказывают всю необходимую помощь в организации военной подготовки офицеров особых отделов (разработка учебных планов и программ, выделение преподавателей, обеспечение наглядными пособиями, учебными классами и т. п.).

Председатель Комитета государственной
безопасности при Совете Министров СССР,
Маршал Советского Союза
Министр обороны СССР А. ШЕЛЕПИН