Определение ирландского республиканизма

Что такое ирландский республиканизм? (1970 г.)
Впервые опубликовано в газете «Irish Independent», 9 декабря 1970 г.
Автор: Руаири О Брадайгх, Президент Шинн Фейн
Для Республиканского Движения, которое поддерживает прямую организационную преемственность с фенианских времен через Ирландское Республиканское Братство, 1916 год и First Dáil до наших дней, республиканизм в Ирландии имеет очень строгое, но все же чрезвычайно всеобъемлющее значение.
По сути, ирландским республиканцем был любой, кто присягнул на верность Республике 32 графств, провозглашенной Пасхальной декларацией 1916 года, и кто не признал право британского правительства на управление данной территорией. После создания первого Dáil Éireann в 1919 году в качестве правительства Республики ее сторонниками были республиканцы, наряду с теми, кто выступал против создания двух государств — Шести графств и 26 графств — в 1921 и 1922 годах.
Государства «Договора», как северные, так и южные, были экономически зависимы от Британии и подавляли ирландский Dáil, который был воплощением Республики. Для Республиканского движения тех времен республиканец сегодня это тот, кто отрицает Разделенные карликовые государства в Ирландии, хранит верность Республике 32 графств и пытается ее восстановить.
Но события 1922 года заслуживают более глубокого анализа. Территории на севере от границы развивались, как и на протяжении сотен лет, с тем исключением, что теперь местный класс господ имел в своем распоряжении негосударственный механизм власти под названием Стормонт, частную армию под названием B-Специальная полиция и полную военную поддержку британского правительства. Эту силу они бесстыдно использовали, чтобы разделить протестантских и католических рабочих для взаимной выгоды и эксплуатировать их.
В государстве 26 графств все символы и атрибуты свободы постепенно одержали победу, но, несмотря на ограниченные усилия в 1930х и 1940х годах, новое государство остается новой колонией, примером незаконченной прерванной революции, территориальной, экономической, культурной — моделью «неоколониализма».
Таким образом, республиканец в 1970 году – это тот, кто имеет более высокую цель, чем физический контроль над 32 графствами ирландского народа. Он следует преемственности, выходя за рамки времен Тона Вольфа к гаэльским лидерам сопротивления нормандскому вторжению. Но именно Тон «отец ирландского республиканизма», который четко определил цель:
«Права человека в Ирландии. Большее счастье большего количества людей. Права человека – это права Господа, и защита одних обозначает защиту других. Мы должны быть свободными, чтобы служить Ему, и служение Ему является идеальной свободой.»
Подобно этому, Финтан Лэлор стремился к чему-то большему, чем просто политическая свобода. Он говорил о «конституциях, характерах и нормативном признании свободы», заявляя, что «эти вещи представляют собой лишь бумагу и пергамент. . . Позвольте законам и обычаям говорить о том, о чем они хотят, эти истины сильнее любого закона; те, кто контролирует ваши земли, создадут ваши законы и будут контролировать ваши свободы и законы.» Его цель заключалась в восстановлении социального, культурного и экономического наследия ирландского народа.
Джеймс Коннолли утверждал, что «длительная борьба ирландского народа против поработителей, в конечном счете, свелась к борьбе за распоряжение средствами жизнеобеспечения, источниками производства в Ирландии.”
Чтобы придать глубины и значения Республиканизму — помимо права развивать ирландский триколор или покрасить почтовые ящики — необходимо рассмотреть цель республиканизма в политическом, социальном, экономическом и культурном контексте. Демократическая программа First Dáil 1919 года, которая выполняла эту роль, с тех пор тщательно игнорировалась.
Многие, кто называет себя республиканцами, были бы полностью удовлетворены названием Республики для всех 32 графств с сохранением настоящей социальной, экономической и культурной системы — или, что еще хуже, с интеграцией с необузданным капитализмом ЕЭС. Они вводят себя и других в заблуждение.
Для Республиканского движения только борьба на разных фронтах поможет в достижении республиканской цели вернуть «народу Ирландии право владения Ирландией» (Прокламация 1916 года). Такая борьба неизбежно увязает в парламенте, будь то Вестминстер, Стормонт или Линстер Хаус, а ведущие борьбу абсорбируются в имперской системе.
Разве мы не наблюдали отчуждения крупных частей Рабочей партии из некоторых ее парламентских представителей в последнее время, в то время как движение «Гражданские права» в Шести графствах были на ножах с Ферманской ассоциацией Гражданских прав на марше в Эннискиллене?
Необходимо использовать все необходимые средства для возврата Ирландии и ее ресурсов ирландскому народу, в том числе использовать, в крайнем случае, физическую силу против оккупации британской армии. Конечно, средства имеют только второстепенное значение — на первом месте стоят цель и ее толкование. Для Республиканского движения определение Республиканизма прежде всего основано на природе конечной цели и условии верности Республике Пасхальной недели.
В наших политических заявлениях мы четко представили природу социальной и экономической системы — основанной на праве собственности работника и ирландской традиции Comhar na gComharsan — которую мы стремимся утвердить в свободной Ирландии.