Из сочинений митрополита Илариона
ИЗ СОЧИНЕНИЙ МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА
«Слово о Законе и Благодати»
<…> По всей земле славится уже Святая Троица и поклонение приемлет от всего творения. Малые и великие славят Бога по пророчеству: и научит каждый ближнего своего и брат – брата своего, говоря, познай Господа, ибо познают Меня от мала до велика. И как Спаситель Христос говорил Отцу: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил от мудрых и разумных и открыл младенцам; ей, Отче, ибо таково было Твое благоволение».
И столь помиловал преблагий Бог человеческий род, что и чада плоти посредством крещения и добрых дел становятся сынами Божиими и причастниками Христу. Ибо, как говорит Евангелист, тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились, действием Духа Святого и святой купели.
И все это Бог наш на небесах и на земле то, что восхотел, то и сотворил. И потому, кто не прославит, кто не вознесет хвалу, кто не поклонится величию славы Его? И кто не подивится безмерному человеколюбию Его?
Предвечно от Отца рожденный, единосопрестольный Отцу, единосущный, как и свет – солнцу, сошел на землю, посетил народ Свой. Не разлучившись с Отцом, воплотился от Девы, чистой, безмужной и непорочной, войдя образом, ведомым Ему одному, прияв плоть, исшел, как и вошел.
Один из Троицы – в двух естествах, Божестве и человечестве, совершенный, а не призрачный человек – по вочеловечению, но и совершенный Бог – по Божеству, а не простой человек, явивший на земле свойственное Божеству и свойственное человечеству.
Как человек, возрастая, ширил материнское лоно, – но как Бог исшел, не повредив девства.
Как человек, питался материнским млеком, но как Бог повелел ангелам с пастырями воспевать: Слава в вышних Богу.
Как человек, был повит пеленами, но как Бог звездою путе-водил волхвов.
Как человек, возлежал в яслях, но как Бог принял от волхвов дары и поклонение.
Как человек, бежал в Египет, но как Богу поклонились рукотворные египетские боги.
Как человек, пришел воспринять крещение, но как Бога, устрашившись, Иордан обратился вспять.
Как человек, обнажившись, вошел в воду, но как Бог приял свидетельство от Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный».
Как человек, сорок дней постился и взалкал, но как Бог победил искусителя.
Как человек, пошел на свадьбу в Кане Галилейской, но как Бог претворил воду в вино.
Как человек, спал в корабле, но как Бог запретил бушевать ветрам и морю – и повиновались Ему.
Как человек, прослезился о Лазаре, но как Бог воскресил из мертвых.
Как человек, воссел на осля, но как Богу возглашали: «Благословен Грядущий во имя Господне!».
Как человек, был распят, но как Бог, Своей властью распятого с Ним ввел в рай.
Как человек, вкусив оцта , испустил дух, но как Бог помрачил солнце и потряс землю.
Как человек, положен был во гробе, но как Бог разрушил ад и души освободил.
Как человека, запечатали во гробе, но как Бог исшел целыми печати сохранив.
Как человека, тщились иудеи утаить Воскресение, мздовоз-давая страже, но как Бога познанием и ведением исполнились все концы земли.
Поистине, кто Бог настолько великий, как Бог наш! Он – Бог, творящий чудеса! Крестом и страданием на Лобном месте свершил спасение посреди земли, вкусив оцта и желчи, да вкушением горечи упразднит преступление и грех сладостного вкушения Адамова от древа.
А сотворившие ему преткнулись о Него как о камень и сокрушились, как и говорил Господь: тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. Ибо пришел к ним во исполнение пророчеств, прореченных о Нем, как и говорил: «Я послан только к погибшим дома Израилева». И еще: «Не нарушить пришел я закон, но исполнить». И хананеянке, иноплеменнице, просившей об исцелении дочери своей, говорил: «Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Но они называли Его обманщиком и от блуда рожденным и изгоняющим бесов помощью вельзевула.
Христос у них отверзал очи слепых, очищал прокаженных, исправлял согбенных, исцелял бесноватых, укреплял расслабленных, воскрешал мертвых. Они же, как злодеи, предав мучениям, пригвоздили на кресте. И потому пришел на них гнев Божий до конца. <…>
Спаситель ведь пришел на землю, чтобы, посетив, помиловать их, но они не приняли Его. Поскольку дела их были темны, невзлюбили свет, чтобы не стали явными дела их, ибо темны.
И потому, приблизившись к Иерусалиму и увидев город, Иисус прослезился, говоря о нем: «О, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих».<…>
Как же тебя восхвалим, о досточестный и славный средь земных владык и премужественный Василий? Как выразим восхищение добротою, крепостью и силой? Какое воздадим благодарение тебе за то, что приведены тобой в познание Господа и избыли идольское прельщение, ибо повелением твоим по всей земле славится Христос? Ибо что тебе примолвим христолюбче, друже правды, вместилище разума, средоточие милости?
Как уверовал? Как воспламенился любовью ко Христу? Как вселилось в тебя разумение, превосходящее разумение земной мудрости, чтобы возлюбить Невидимого и устремиться к небесному? Как взыскал Христа, как предался Ему? Поведай нам, рабам твоим, поведай, учитель наш! Откуда повеяло на тебя дыхание Святого Духа? Откуда явилась жажда испить от сладостной чаши памятования о будущей жизни? Откуда восприял вкусить и видеть, как благ Господь?
Не видел Христа, не следовал за Ним. Как же стал учеником Его? Иные, видев Его, не веровали, ты же, не видев уверовал. По истине, почило на тебе блаженство, о коем говорилось Господом Иисусом Фоме: «Блаженны не видевшие и уверовавшие». Посему со дерзновением и не усомнившись взываем к тебе: о блаженный! – ибо сам Спаситель так назвал тебя. Блажен, ибо уверовал в Него и не соблазнился о Нем, по не ложному слову Его: «И блажен, кто не соблазнится обо Мне!» Ибо знавшие Закон и пророков распяли Его, ты же, ни Закона, ни пророков не читавший, Распятому поклонился!
Как разверзлось сердце твое, как вошел в тебя страх Божий? Как приобщился любви Его? Не видел апостола, пришедшего в землю твою и своею нищетою и наготою, гладом и жаждою склоняющего смирением сердце твое. Не видел, как именем Иисуса Христа бесы изгоняются, болящие исцеляются, немые говорят, жар и холод претворяется, мертвые восстают. Не видев всего этого, как же уверовал?
О дивное чудо! Другие цари и властители, видев все это святыми мужами свершаемое, не только не веровали, но и предавали еще тех на страдания и мучения. Ты же, о блаженный, безо всего этого притек ко Христу, лишь благомыслием и остроумием постигнув, что есть единый Бог, Творец невидимого и видимого, небесного и земного, и что послал в мир, ради спасения, возлюбленного Сына Своего. О том помыслив, ты и вошел в святую купель. И то, что кажется иным юродством, силой Божией тебе вменилось.
Ко всему тому, кто поведает о множестве милостынь твоих и Щедрот, денно и нощно творимым убогим, сиротам, вдовам, должникам и всем, взывающим о милости? Ибо слышал слова, сказанные Даниилом Навухудоносору: «Да будет благоугоден тебе совет мой, царь Навуходоносор: искупи грехи твои милостынями и беззакония твои щедротами к бедным». Слышав это, о досточтимый, не довольствовался ты только слышанием, но на деле исполнил сказанное, просящим подавая, нагих одевая, жаждущих и алчущих насыщая, болящих утешением всяческим утешая, должников искупая, рабам даруя свободу.
И щедроты и милости твои и поныне поминаются в народе, но тем более – пред Богом и ангелом Его. Благодаря милосердию своему, благоугодному Богу, имеешь великое дерзновение перед Ним как присный раб Христов. В этом поспешествует мне сказавший слова: «Милость превозносится над судом». И: «Милостыня человека – как печать у Него». Вернее же слова Самого Господа: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут».
Приведем из Священного Писания и иное, более ясное и верное свидетельство, относящееся к тебе и принадлежащее апостолу Иакову: «Обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов».
Если таково воздаяние от преблагого Бога обратившему даже одного человека, то какое же блаженство приобрел, о Василий? Какое упразднил бремя греховное, обратив от заблуждения и идольского прельщения не одного человека, не десять, не град, но всю область сию? <… >
О подобный великому Константину, равный умом, равный любовью ко Христу, равный почтительностью к служителям Его! Тот со святыми отцами Никейского Собора полагал закон народу своему, – ты же часто собираясь с новыми отцами нашими – епископами, с великим смирением совещался о том, как уставить закон нашему народу, новопознавшему Господа . Тот покорил Богу царство в эллинской и римской земле, ты же – на Руси: ибо Христос уже как у них, так и у нас зовется Царем. Тот с матерью своей Еленой веру утвердил, принеся крест из Иерусалима и распространив по всему миру своему, – ты же с бабкою твоей Ольгою веру утвердил, принеся крест из нового Иерусалима, града Константинова, и поставив по всей земле твоей .
Исповедание веры
В соответствии с церковной традицией первая часть исповедания не переводится на современный язык.
«Верую в единого Бога Отца Вседержителя, Творца небу и земли, и видимыим и невидимыим.
И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божиа, Единочадааго, от Отца рожденааго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рождена, а не сотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша.
Нас ради человек, и за наше спасение, сошедшааго со небес, и воплощешаагося от Духа Свята и Марии Девице, и вочеловечешася.
И распята за ны при Понтестемь Пилате, и страстьна, и погребена.
И воскресшааго в третий день по Писаниемь.
И вошедшааго на небеса, и седяща одесную Отца.
И паки грядуща со славою судити живыим и мертвыим, Его же Царствию несть конца.
И во Духа Святааго, Господа, животворящааго, исходящааго от Отца, Иже со Отцемь и со Сын сопокланяемь и сославим, глаголавшаго пророкы.
Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
Исповедаю едино крещение во оставление грехов.
Чаю воскрешение мертвыим.
И жизни будущааго века. Аминь».
Верую во единого Бога, в Троице славимого: Отца нерожденного, безначального, бесконечного, Сына же рожденного, но собезначального и собесконечного, Духа Святого, от Отца исходящего и в Сыне являющегося, но также собезначального и равного Отцу и Сыну, – Троицу единосущную, но разделяющуюся Лицами, Троицу по именам, но единого Бога.
Не сливаю разделения и соединения не разделяю, соединяются неслитно и разделяются нераздельно. И Отец именуется, поелику рождает, Сын же по причине рождения, а Дух Святой по причине исхождения, будучи однако неразлучен. И Отец не есть Сын, и Сын не Отец и Дух Святой не Сын, но каждому присуще неслитное собственное качество, помимо Божества. Ибо в Троице едино Божество, едино господство, едино царство и общее Трисвятое от херувимов, общее поклонение от ангелов и человеческого рода, единая слава и благодарение от всего мира.
Того единого Бога ведаю и в Того верую, во имя Которого и крестился: во имя Отца и Сына и Святого Духа. И как восприял из писаний святых отцов, так и научился!
И верую, и исповедую, что Сын, благоволением Отчим и соизволением Духа Святого, сошел на землю для спасения рода человеческого, – не оставив небес и с Отцом не разлучившись, -и, осенением Духа Святого, вселился во утробу Девы Марии и зачатие претерпел образом, ведомым Ему одному, и родился не от семени мужского, Матерь Девою сохранив, как и приличествует Богу, и прежде рождества, и в рождестве, и по рождестве, но не отложил Сыновства.
На небесах – без Матери, на земле же – без Отца, был вскормлен млеком и воспитан как человек, и был истинный человек, не призрачно, но истинно, в нашей плоти. Совершенный Бог, совершенный человек, – в двух естествах и с хотениями и с волями: не отложив то, чем был, восприял то, чем не был.
Пострадал за меня плотию как человек, но Божеством как Бог, пребыл бесстрастен. Бессмертный умер, чтобы мертвого меня оживить, сошел во Ад, чтобы праотца моего, Адама, восставить и обожить, а диавола связать. Восстал как Бог, воскреснув в третий день из мертвых, как Победитель, Христос, Царь мой, и, много раз являвшись ученикам Своим, восшел на небеса к Отцу, Которого не отлучался, и воссел одесную Его.
И в надежде пребываю, что Он снова низойдет с небес, но не втайне, как и прежде, но во славе Отчей с небесными воинствами. По Архангелову гласу мертвые изыдут в сретение Ему, и будет он судить живых и мертвых, и воздаст каждому по делам.
Исповедую же и Семь Соборов православных святых отцов; и тех, что изринуты ими, и я отметаю, и тех, что прокляты ими, и я проклинаю; что же посредством писаний предали нам, то приемлю.
Святую и Преславную Деву Марию именую Богородицею и почитаю и с верою поклоняюсь Ей. И на святой иконе Ее лицезрю Господа моего Младенцем на лоне Ее – и исполняюсь веселием, распятым созерцаю Его – и исполняюсь радости, когда же воскресшим вижу Его и восходящим на небеса – воздеваю руки и поклоняюсь Ему.
И, взирая также на иконы святых Его угодников, славлю Спасшего их. Мощи их с верою и любовью лобызаю, чудеса их проповедую и исцеление от них приемлю.
К Кафолической и Апостольской Церкви притекаю, с верою вхожу, с верою молюсь, с верою исхожу.
Так верую и не постыжусь; и перед языками исповедую, и за исповедание и душу свою положу.
Слава же Богу, благодеящему мне свыше сил моих, за все! Молитесь обо мне, досточестные учители и владыки земли Русской! Аминь.
Я, милостью человеколюбивого Бога, монах и пресвитер Ила-рион, изволением Его, посвящен и настолован богочестными епископами в великом и богохранимом граде Киеве, чтобы быть мне в нем Митрополитом, пастырем и учителем.
Было же сие в лето 6559, в княжение благоверного кагана Ярослава, сына Владимирова. Аминь.