Съезд князей в Киеве в 1133 году

СЪЕЗД КНЯЗЕЙ В КИЕВЕ В 1133 ГОДУ
6641 (1133). Ярополк послал в Новград требовать по уставу отца своего печерскую дань. Но новогородцы явились ему во многом противны, зане Всеволод , яко князь весьма кроткий, не мог их в надлежасчем страхе содержать, и от того они начали своевольствовать. Того ради Ярополк послал туда другаго сыновца, Изяслава , и оной, пришед, немедленно дань печерскую взял.
Юрий Владимирович хотя лучший предел во всех его братьях имел, но, не довольствуясь тем, а паче ненавидя сыновцов своих Мстиславичев, не токмо сам, сколько мог, смоленского Ростислава обидел, но на Изяслава и протчих их братей братью свою возмусчал. Яко же тогда Вечеслав , преступя обесчание, Туров у Изяслава отнял , что Ярополк исча успокоить, дабы чрез такое междоусобие не дать способа соседем, яко поляком, литве и половцам, землю Рускую нападениями разорять, созвал всех братьев своих зимою в Киев. И как съехались, начал им говорить: «Любезные братия моя, суетно есть житие человека и все есть мимотекучее. Едино благочестие, правда и мир бессмертных нас творит. Противно же тому злоба, зависть и ненависть, а наипаче ко братии, не токмо в житии сем беспокоит и мучит, но и по смерти Божеский тяжкий суд и от человек поношение оставляет. Отцы наши и деды не померли ли, но как кто жил, такову память о себе оставил. Равно и нам помереть, и каждой воздаяние по делом примет. А чим кого обидит, ничего с собою не возьмет. И детем нашим неправо собранное непрочно, как вам от предков довольно прикладов паметно и видимо. Где Ярополка братоненавистного наследие, где Ольга завистливаго имени и слава? Его же делами и дети стыдятся. А отца нашего и деда кротость, справедливость и братолюбие по смерти их сияет и всюду прославляемо. Ныне же мы им должны последовать, да той же благости и чести сподобимся. Ныне с горестию вижу, как вы, неправо преступя завет отеческ и забыв к ним любовь и благодеяние отеческое старейшего брата нашего Мстислава, детей его обидите, не мысля о том, что сами детей имеете и оным братоненависти приклад подаете. Если не хотите, чтоб ваши дети брат брата изгонял, то дайте им собою приклад братолюбия, по которому им ваше наставление и завесчание лучше вкоренится. Вы довольно в памяти имеете, как брат наш, а их отец Мстислав по смерти отца нашего по завесчанию его всем нам уделы раздал и никого не изгонял, но есче от всех засчисчал и охранял. И хотя некогда на котораго гневался, но по правде, и для того мы и все князи почитали его, яко отца. Так ныне нас дети его почитать будут, если мы их обидеть не будем. И как он нам о сем властительски объявлял и потом, яко братию, умильно просил, так не могли ни един противитися, но все, на его волю в том положась, обесчали цело мир и любовь сохранить». И тако увесчав, разпорядя их, дал Изяславу Дрогичин и к тому Пинск, един бо Дрогичин был ему от Вечеслава оставлен. К тому Ярополк от себя Изяслава, златом, сребром, одеждами и прочим богато одарив, отпустил. Но Вечеслав, возмусчен быв его злыми советники, вскоре начал колебаться, не хотя быть доволен Переяславлем, искал Турова и пошел с войском. Но, пришед к Городцу, уведал, что Ярополк его пустить не хочет, возвратился и вскоре пошел к Рязаню, хотя у Ярославичев оную область отнять, в чем ему от Ярополка возпресчено.