Теория дизайна

Пашков Роман Викторович
ДИЗАЙН ЖУРНАЛА И БИЛЬДРЕДАКТИРОВАНИЕ
Список использованной литературы:
1. Бальтерманц И. Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики: лекции. М., 1981. – 64с.
2. Бегенау З. Г. Функция, форма, качество. М., 1969. – 168с.
3. Большиянова Л. М. Вербальное сопровождение фотоизображения в современной британской прессе: содержание и структура. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. М., 1986. – 15с.
4. Вартанов А. С. Образные ресурсы фотопублицистики. Авторефереат на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1989. – 42с.
5. Власов Ю. М. Пропаганда за фасадом новостей (информационные материалы прессы на службе буржуазной пропаганды). М., 1976. – 142с.
6. Ворон Н. И. Жанры советской фотожурналистики. М. 1991. – 78с.
7. Галкин С. И. Оформление газеты и журнала: от элемента к системе. М., 1984. – 238с.
8. Глазычев В. В. О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе. М., 1970. – 190с.
9. Головко Б. Н. Искусство пресс-фотографии. Очерк истории, теории и практики. М., 1990. – 128с.
10. Гончаров А. Д. Три формы двуединства: литература и графика // Взаимодействие и синтез искусств. Л., 1978. – с. 209-211.
11. Дауговиш Н. В. Введение в фотоэстетику. Рига, 1984. – 60с.
12. Дыко Л. П. Беседы о фотомастерстве. М., 1977. – 272с.
13. Курьерова Г. Г. Проектная концептуалистика 80-х годов: новое мышление и «иное» мышление // Творческие направления в современном зарубежном дизайне. Труды ВНИИТЭ. Вып. 60. М., 1990. – с. 22-45).
14. Лаврентьев А. Н. Стили и визуальные метафоры в дизайне // Визуальная культура и визуальное мышление в дизайне. М., 1990. – с. 74-87.
15. Марковский Я. Э. Законы языка фотографии. М., 1988. – 57с.
16. Новикова Л. И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? (Эстетическая деятельность в системе общественной практики). М., 1976. – 278с.
17. Орлова Э. А. Эстетика городского образа жизни // Пути и средства эстетического воспитания. М., 1989. – с. 129-147.
18. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971. – 271с.
19. Пондопуло Г. К. Фотография и современность: проблемы теории. М., 1982. – 174с.
20. Свирко В. А. Психологические особенности переработки фотоинформации. Киев, 1978. – 27с.
21. Сикорский Н. М. Теория и практика редактирования. М., 1980. – 328с.
22. Скуленко М. И. Убеждающее воздействие публицистики (основы теории). М., 1989. – 174с.
23. Стигнеев В. В. Фотография и слово // Образ жизни: проблемы отражения в СМК. М, 1990. – с. 125-135.
24. Черняков Б. И. Фотопублицистика в системе жанровых форм иллюстрированной периодики: функционально-типологический аспект // Фотография как явление визуальной культуры. Рига, 1992. – с. 22-24.
25. Шаповал Ю. Г. Изобразительная журналистика. Львов, 1988. — 172с.
26. Юодакис В. Система жанров фотожурналистики // Фотография и журналистика. Рига, 1988. – с. 17-21.
1. ТЕХНОЛОГИЯ ДИЗАЙНА.
Технология есть совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойства, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Понятие технологии используется в узком и широком смысле. В узком смысле под технологией понимаются конкретные технологические приемы. Это технология как практика. В широком смысле технология есть способ освоения человеком материального мира посредством специально организуемой деятельности. Это технология как наука..
При разработке и внедрении технологии как науки возникает необходимость рассматривать ее как структуру, включающую следующие элементы:
1. Принципы самой технологии – оболочка технологической системы «infware».
2. Специальное организационное обеспечение – организация, соответствующая уровню и специфике данной технологии в данных условиях «orgware».
3. Средства описания и моделирования человека для обучения специалистов знанию и мастерству выполнения новой технологии «homoware».
4. Знания и мастерство для реализации технологии – «мягкая» ачсть технологической системы «software».
5. Аппаратное оборудование и работа на нем – твердая часть технологической системы «hardware».
К признакам новых технологий можно отнести создание принципиально новых видов высококачественной продукции (в данном случае журналов), оптимальное объединение различных технологических процессов (при выпуске журнала), минимум вложенных в производство средств.
Галкин С. И. Сводит дизайн к оформлению на основе моделирования (Галкин, 135), хотя там же он подчеркивает, что дизайнер-график прежде всего конструктор формы, а не художник-конструктивист, стремящийся передать содержание формалистическими средствами. Дизайн периодических изданий по Галкину С. И. включает:
• Техническая эстетика – научный дизайн,
• Художественное проектирование – моделирование,
• Художественное конструирование – макетирование.
Построим сетевое поле журнально-изобразительной технологии:
Планирование Проектирование и конструирование Моделирование
Обеспечение деятельности дизайнера и бильдредактора Продукт деятельности дизайнера – дизайнконструкция журнала Деятельность дизайнера Деятель-ность бильдре-дактора
«Infware» Задачи издания и создания содержательной модели журнала Принципы создания дизайнконструкции журнала Функции и принципы деятельности
«Orgware» Организационное конструирование, организационное развитие и менеджмент
«Homoware» Технологии подбора персонала Технологии самого проектирования и конструирования Технологии обучения деятельности в новой среде
«Software» Предполагаемый профессионализм персонала Элементы дизайнкон-струкции журнала Проработка дизайнмодели журнала и средства ее организации
«Hardware» Знание параметров необходимого оборудования Комплектация оборудования Информационные технологии
Проектирование есть абстрактное построение объекта с заданными свойствами при помощи знаков. Свойство – понятие, обозначающее избирательную способность элемента определенным образом себя проявлять при взаимодействии с элементами данной системы или системы в целом с внешней средой, выражающая ее целостную внутреннюю специфическую природу. Проект можно обозначить как систему понятий, дающую абстрактное представление изделия. Конструирование есть создание конструкции объекта.
Структура – понятие, отражающее специфическую для каждой конкретной системы совокупность связей и взаимосвязей элементов между собой. Конструкция – тип структуры, глубинные условия структуры, определяющие класс некоторого множества изделий с некоторыми свойствами. Моделирование можно понимать как проверку возможного функционирования объекта в будущей среде путем воспроизведения объекта в условиях, приближенных к реальным. Таким образом, только модель воспроизводит полностью структур объекта, где учитываются и внутренние цели самого объекта, а именно его целостность и стабильность.
Макетирование есть производство объекта, не тиражирование, а создание конкретного продукта. С появлением компьютера конструирование и моделирование объединились естественным образом в анимационное диалоговое моделирование или АДМ. АДМ обладает двумя фундаментальными особенностями: диалоговое или интерактивное общение пользователя с компьютером и мультипликация как кратчайшее расстояние между мыслью и образом. АДМ позволяет одновременно конструировать и моделировать визуальную реальность. АДМ образует мышление, для которого характерен синтез интеллектуальной образности и чувственного понимания.
Сейчас наряду с двумя традиционными типами культуры – личного контакта и письменной возникает третий тип культуры, а именно экранная культура. Технотип в его преждевременном (но закономерном «младенческом» возрасте) есть только одна часть трансформационного общества (последующего за информационным), а именно трансформация психики человека, «его внутренней реальности». Такое вырывание обусловлено инстиктивным приспособлением, адаптацией общества к изменяющемуся миру и поэтому в определенной степени плодотворно.
Новикова Л. Т. выделяет следующие параметры дизайнерской деятельности (Новикова, 234):
• Функция, то есть та роль, которую предмет выполняет в системе общественной практики и поведения человека.
• Конструкция как способ ее технической реализации.
• Содержательная форма как ее презентация (представление).
Параметры дизайнерской деятельности:
1. Формальная форма – инструментарий, предварительное освоение которого является непременным условием творческой деятельности, то есть профессионализм.
2. Цель создания предмета.
3. Изучение внешней среды, в которой будет работать объект.
4. Проект – в первом приближении абстрактное создание системы будущего изделия.
5. Функция — избирательные взаимосвязи и взаимодействия элементов с системой.
6. Конструкция – условное выражение содержания.
7. Композиция – представление содержания, внешне представляет структуры для оптимального управления всей системой.
8. Модель – синтез конструкции и композиции.
Предпосылки организации предметной среды в процессе дизайна (Орлова, 135-136):
1. Мир окружающих человека рассматривается как элемент образа жизни, активно используемый в процессах деятельности человека. В таком качестве предметы включены во множество социальных связей.
2. Любая вещь при использовании переходит из прошлого в настоящее и таким образом приобретает множество смыслов.
3. Язык вещей является всеобщим, но меняется в определенный исторический период.
4. В каждый исторический период можно выделить свой ключ к пониманию оснований его исторической организации.
5. Не существует единого «естественного» масштаба пространства и универсальных принципов композиции.
Эволюция дизайна:
Время появления в России и господства Время появления в мире и господства Тип эстетики
«Квазиклассика», художественная модель графического дизайна, геометрический тип Начало 1900-х годов, утвердился официально с 1930-х годов Начало 1910-х годов, преобладает с начала 1920-х годов Эстетика формосообразности (завершения)
«Дизайнстиль», визуально-коммуникативная модель графического дизайна, органический тип Возник в 1950-е годы, господство с начала 1970- годов Возник в 1930-е годы, господство с середины того же десятилетия Эстетика целесообразности (тождества)
«Новая волна», «новое мышление», альтернативная модель графического дизайна, предметные визуальные метафоры Появился в начале 1980-х годов, когда и расцвел Появился в 1970- х годах Эстетика смыслообразности (различия)
«Иной дизайн», «иное мышление», техномодель графического дизайна Сейчас, импорт с Запада Тихое наступление под прикрытием «новой волны» с начала 1980-х годов Эстетика форморастворимости (ирреальности)
Принципы того или иного типа (Курьерова, 22-45, Лаврентьев, 74-87):
1. Тип фигуры и фона в произведении.
• Для «квазиклассики» в целом характерно композиционное преобладание фигуры над пространством, которое трактуется как аморфный фон.
• Для «дизайнстиля» и фигура и фон одинаково активны, происходит морфологизация пространства и нейтрализация фигуры.
• В «новой волне» на первый план выходит композиционное значение фона, способного поглотить любую комбинацию акцентов.
• В «ином дизайне» фигура становится фоном, которая погружена в непрерывное течение изменяющегося мира.
2. Композиционная трактовка времени.
• Ориентация на прошедшее время, выражающееся в композиционном обращении назад.
• Модульная сетка программирует предсказуемое будущее, задаваемую ею вариантность композиционных решений.
• Настоящее время.
• Времени как такового нет, все сразу одновременно.
3. Состояние позиций «дизайн – потребитель» («автор» — зритель»).
• Обе позиции включены в надличностную иерархизированную систему, выступающую в качестве собрания идеалов, ценностей и норм, нисходящих через посредство дизайна на потребителя.
• Тождество в отношении дизайнера и потребителя, высокая миссия сменяется трансляцией реципиенту информации.
• Равные права, потребитель на равных осваивает предметную среду.
• Потребитель выступает как он считает дизайнером, однако и сам дизайнер подчиняется агрессии вещи.
4. Соотношение типографики и изобразительно-иллюстративной иконографики.
• Преобладание иконографики.
• Преобладание типографики.
• Их синтез в компьютере.
• Виртуальная реальность иконографики.
5. Трансформация понятии стиль. Стиль – единство формальных элементов произведения. Содержательные элементы выступают в качестве стилеобразующих факторов.
• Обращена к стилю.
• Каждая вещь имеет свой стиль, целое из возможного набора элементов дизайнмодели журнала, образуемое каждым конкретным номером данного журнала.
• Стиль воплощен в жанре.
• Растворенность всего.
6. Символ.
• Плакат.
• Модульная сетка (впервые введен в газетно-журнальное дело а 1960 году).
• Компьютер как средство реализации сущности живого человека.
• Виртуальная реальность сплошного экрана, все экран. В котором умещается весь мир.
7. Конструирование.
• Отталкиваясь от замысла внутри себя.
• По модульной сетке.
• От природы.
• От свойств техники.
Типология дизайна:
Цель Изменяемость основной и дополнительных функций Эстетизированность
Констрактинг «constructing» Пересоздание или творение новой вещи Частичная или полная главной и вспомогательных В зависимости от функциональности
Трансформинг «transforming» Увеличение гаммы типов изделия В основном дополнительные вариативно как набор Разнообразие подчеркиванием отличий
Стайлинг «styling» Зрительное обновление вещи Изменение только дополнительных функций Новые внешние черты
Критерии дизайна:
• Полезное в объекте: техническое совершенство, технологическая целесообразность, экономический эффект, эргономический комфорт.
• Прекрасное в объекте: положительность эмоций, эстетическая выразительность, художественная образность, знаковая ассоциативность.
Бегенау З. Г. выделяет пять основных точек зрения на дизайн (Бегенау, 26):
1. Дизайн – это закономерный результат конструктивной рациональности и функциональности изделия, а потому не может рассматриваться как самостоятельная дисциплина.
2. Дизайн – это наука.
3. Дизайн – вид искусства. Человек воспринимает продукт дизайна как художественное явление.
4. Дизайн является лишь координирующей дисциплиной. С его помощью согласуются между собой различные свойства изделия, чтобы оно эстетически положительно воздействовало на человека..
5. Дизайн – особый аспект качества изделий, изготавливаемых промышленным способом. Его можно определить лишь как неотъемлимый элемент современного промышленного производства и сегодняшних требований к промышленным изделиям.
Новикова Л. И. считает, что целью дизайна является формирование эстетической ценности утилитарных изделий современного индустриального производства, позволяющее включать их в систему функционирования культуры общества.
Глазычев В. В. полагает, что дизайн является «прежде всего средством увеличения спроса на промышленную продукцию» (Глазычев, 11). Он также отмечает его массовый характер. Дизайн по Глазычеву форма организованности художественно-проектной деятельности, производящая потребительскую ценность продуктов материального и духовного массового потребления (Глазычев, 125).
Дизайн в «квазиклассике» — творческая деятельность, предметом которой является художественное создание вещи с целью придать ей высокую общественную ценность (но не престижность, а идейность).
Дизайн в «дизайнстиле» — творческая деятельность, предметом которой является эстетическое преобразование вещи и среды с целью обеспечения высокой потребительской стоимости изделия у массового покупателя и выполнения им своей основной утилитарной функции. Одним из выдающихся дизайнеров журналов был Томас Мандел, создавший дизайн «Time», «People», «Sports illustrated» и др.
Дизайн в «новой волне» — творческая деятельность, предметом которой является выражение в предмете экологической гармонии человека с природой с целью обеспечения высокой потребительской стоимости изделия и выполнения им своей утилитарной функции.
Дизайн в «ином дизайне» — деятельность, предметом какой является создание голой утилитарности изделия, обнажения ее. Высокая потребительская стоимость у массового покупателя становится неизбежной, так как именно этот дизайн больше всего ориентирован на создание своей собственной вещной среды.
Черты дизайна:
1. Ориентирован на массового покупателя.
2. Создает дополнительную эстетическую ценность изделия.
3. Инженерная деятельность.
4. Технологичность продукта для массового производства.
5. Воплощенность в вещи.
Дизайнер в «квазиклассике» — свобода творчества, что в такой степени возможно только в период становления дизайна, каковым и является «квазиклассика».
Дизайнер в «дизайнстиле» — человек, делающий изделие максимально комфортным и коммерческим. Тотальное формообразование побеждает стремление дизайнер к свободе.
Дизайнер в «новой волне» — сочетание естественной комофртности природы и движение зеленых ведет к высоким достижениям.
Дизайнер в «ином дизайне» — тотальный контроль техники подавляет свободу вдохновения.
Статус дизайна:
«Квазиклассика» — искусство (оформление).
«Дизайнстиль» — наука.
«Новая волна» — публицистика.
«Иной дизайн» — техницизм.
Если говорить о соотношении характеристик дизайна с другими параметрами изделия, то
В «квазиклассике» — все подчинено дизайну, даже функционирует постольку поскольку.
В «дизайнстиле» — одна из многих.
В «новой волне» — все выражается через дизайн, наиболее зримое воплощение.
В «ином дизайне» — все функциональное выпирает, подавляет дизайн.
Соотношение открытое (достраивание) и закрытой верстки в типах дизайна:
«Квазикласиика» — стремление к закрытой.
«Дизайнстиль – в равной мере.
«Новая волна» — стремление к открытой.
«Иной дизайн» — полная закрытость.
Если говорить о типах дизайна применительно к журналам, то здесь следующая картина. Заметную роль играет «дизайнстиль» с его знаменитой модульной сеткой, не ушла в прошлое и «квазиклассика», «новая волна» реализуется пока лишь в «толстых» журналах, а «иной дизайн» в создании электронных журналов и распространении обычных по телекоммуникационным сетям.
2. МЕНЕДЖМЕНТ ДИЗАЙНЕРА-ГРАФИКА И БИЛЬДРЕДАКТОРА В ЖУРНАЛЕ.
Дизайн- и фотослужбы могут организовываться как:
1. Линейная организация. Здесь службы создаются по следующим признакам:
• Отраслевому (отдельные части продукта) – сферы общественной жизни. Подобных дизайн-служб в журналах просто нет, но дизайнеры-графики могут вести определенные элементы журнала. Такие фотослужбы чрезвычайная редкость, так кА очень мало фотокорреспондентов специализируется на освещении какой-либо темы, за исключением только военной.
• Жанровому (выполнение в отдельных формах частей продукта). Жанровые службы создаются в зависимости от наличия творческих сил в редакции, владеющих данными жанрами. Их особенность – это деятельность, ограниченная рамками одного жанра, но безграничная в тематическом отношении. Жанровых дизайн-служб принципиально не бывает. Жанровые фотослужбы создавать нецелесообразно помимо отсутствия квалифицированных фотокорреспондентов еще и потому, что журнал ориентирован в принципе на фотожанры интерпретации, в особенности на фотоочерк и фотокорреспонденцию.
2. Функциональная организация – фотослужбы, писем, корсети , дизайн. По своей природе это наилучшая организация дизайн-службы журнала. В дизайн-службе может быть дизайнер-график, который специально занимается графикоиллюстрационным рядом журнала. Такая организация фотослужбы на сегодня наиболее рациональна.
3. Штабная организация – создается на время проведения кампаний. Один из дизайнеров-графиков может заниматься специально организуемыми по этому поводу рубриками журнала. Можно создавать своего рода оперативные группы фотокорреспондентов для освещения того или иного события.
Западные исследователи в целом выделяют следующие виды текстовых материалов (Власов, 15-16):
1. Редакционные (передовые) статьи.
2. Материалы прямого комментаторского характера.
3. Развлекательные материалы.
4. Письма читателей.
5. Информация.
В России распространены отраслевые службы текстовой журналистики, тогда как в западных редакциях многожанровые, а именно:
1. Служба передовых материалов. Главные материалы номера в журнале, в отличие от газеты, не совпадают с передовыми. Главные материалы могут располагаться в середине и даже в конце. По большей части такие службы объединяются со службой информации (как дизайн-служба с фотослужбой).
2. Служба материалов прямого комментария и колонок (последние все-таки развлекательны). Сотрудники данной службы могут быть:
• Репортеры и литработники по системе «групповой» журналистики: первые собирают факты, вторые пишут. Если нет, то первые пишут с места событий (причем есть репортеры по общим и по местным вопросам), а вторые пишут обзорные корреспонденции, очерковые вещи (очерка как такового там нет).
• Служба информации газеты в журнале уменьшается до новостного редактора, который «ищет» события и направляет на них репортеров.
• Колумнисты ведут тематические колонки. Тут могут быть ведущие кулинарной колонки, книжного обозрения, светской хроники. Моды.
3. Служба беллестрестических материалов с редактором художественных произведений.
В журнале могут быть следующие типы дизайнеров-графиков:
1. Энное количество, обычно 2-3, дизайнеров-графиков, осуществляющих дизайн-верстку отдельных рубрик журнала.. дизайнер-график не может изменять фотографический ряд журнала (обязанность бильдредактора и выпускающего) и текст (обязанность выпускающего.
2. Дизайнер-график графикоиллюстрационного ряда журнала.
3. Дизайнер-график приложения или дочернего издания.
4. Дизайнер-график рекламы.
Максимальное количество фотокорреспондентов, которыми может непосредственно руководить бильдредактор в в данный момент времени – это десять человек. Структура фотослужбы строится по типу звезды, то есть каждый сотрудник выполняет свою работу независимо от других, но конечные результаты поступают в общий центр бильдредактору.
Сервисные службы журнала:
1. Служба распространения.
• Менеджер по контролю печати и доставки печати и группа проверки.
• Менеджер по работе с текущей сетью распространения, ведение баз данных на нее.
• Менеджер по качеству – проводит подписную кампанию.
2. Финансовая служба.
3. Служба рекламных заказов.
• Группа менеджеров по рекламе.
• Координатор по размещению рекламы в номере.
4. Служба управления персоналом.
• Аналитик по организационному развитию.
• Менеджер по персоналу.
• Внутренний консультант.
5. Служба международного издания, региональных выпусков.
6. Служба синдицированных материалов.
• Группа планирования и отбора синдицированных материалов.
• Менеджер заказов – организует заказы и контролирует их выполнение.
• Служба доставки.
7. Юридическая служба.
8. Информационная служба (не путать со службой информации).
• Референтура – анализ материалов СМИ и пресс-служб.
• Группа разработки и ведения баз данных.
• Группа связи и обеспечения приема и передачи информации.
В сервисную инфраструктуру обычно входят:
1. Верстка и дизайн, иногда раздельно. Так «Passport Grafica» поддерживала «Military Parade «, «Avtoshop» и так далее.
2. новости фотоагентства. Международные: GAMMA и PAUL ALMASY (Франция), SCALA (Италия), Фотохроника ИТАР-ТАСС (Россия), PICTORIAL PRESS и PHOTO NEWS SERVICES (Британия), TIME-LIFE, WIDE WORLD PHOTOS, MAGNUM PHOTOS (США).
3. иллюстрируют фотоагентства. Подбирают иллюстрации по заказу или делают их. В издательском доме «Коммерсант» — «Примус» (Россия), ACME NEWS PHOTOS для ЮПИ (США),
4. Служба распространения.
3. ТИПЫ ФОТОГРАФИИ И СРЕДСТВА РЕДАКТИРОВАНИЯ.
Фотографический процесс делится на 2 этапа: фотопроцесс 1 9съемка) и фотопроцесс 2 (печать).
Марковский Я. Э. выделяет 7 законов фотоязыка.
«В законы фотопроцесса 1 входят: 1). Односторонность, 2). Плоскостность, 3). Мгновенность. К фотопроцессу 2 относятся: 4). Масштабность, 5). Ограниченность, 6). Контрастность. Отдельно стоит седьмой закон, на фоне которого развертываются остальные – это 7). Визуальность (Марковский, 19).
Закон односторонности – точка съемки и точка расположения объекта позволяют делать снимки только в одной стороне относительно объекта.
Закон плоскостности – в снимке теряется третье измерение или глубина.
Закон мгновенности – фотография создается в строго ограниченный период времени.
Закон масштабности – размеры предметов при печати можно изменять.
Закон ограниченности – фотография имеет границы, это то, что называется фотокадром или рамкой фотоснимка.
Закон контрастности – яркостное несоответствие предметов в реальности и их изображений на снимке из-за возможностей фотослоя.
Закон визуальности – фотография основана на свете.
«Последний закон описывается физико-химически и охватывает законы 2, 3, 5, 6, в которых свет – основа и предпосылка существования этих законов. В то же время законы односторонности (1) и масштабности (4) описывается чисто геометрически, линейно и не определяется светом (Марковский, 50).
Мы выделяем в фотографии следующие ее направления или виды:
1. Фотожурналистика или «ролевая» фотография.
• Назначение – идеологическое отношение человека к миру (Бальтерманц, 15).
• Способ познания действительности – публицистический.
Дауговиш Н. В. вычленяет три формы идеологической позиции (Дауговиш, 6-7):
1. Фотожурналистика: групповая «МЫ» — социально-типизированное и ценностно выделенное.
2. Фотоискусство: индивидуальная «Я» — уникальное, самоосознанное, персонифицирующее родовую сущность человека.
3. Научная фотография: бесперсональное «ОНО» — нечто общепринятое и нейтральное.
2. Рекламная или фотография непроизвольного внимания.
• Назначение – создание положительного имиджа объекта фотографии. Любой из компонентов имиджа легко можно заменить, а стереотип этого не допускает. Поэтому создание стереотипов остается на долю фотожурналистики.
• Способ познания действительности – публицистический.
Следует отметить, что рекламу в целом нельзя отнести к феномену «массовой культуры» ввиду того, что у них различный подход к способу отображения действительности. Реклама оперирует фактическим материалом и претендует на адекватность отображения реальности, в то время как «массовая культура» основана на художественной образности.
3. Художественная фотография или фотоискусство.
• Назначение – чувственное переживание художественной эмоции (Бальтерманц, 15).
• Способ познания действительности – художественный.
4. Фотография «массовой культуры» или потребительская.
• Назначение – развлечение тривиальным, все сводить к стандарту.
• Способ познания действительности – эстетизм, красивость ил ужасность, поделка, в чистом виде – по содержанию социологическая пропаганда, а по форме – искусство мифа.
5. Научная или репродукционная фотография.
• Назначение – фиксация процессов в мире (Бальтерманц, 15).
• Способ познания действительности – логико-теоретический или научный.
В западной традиции выделяют стили или типы фотографии печати:
• Традиционный. Это фотографии с текстом.
• Документальная фотография. Фотография факта, эмоционального чувства и глубокого проникновения в предмет.
• Фотоиллюстрации.
По нашему мнению это упрощает природу фотографии печати, несмотря на логическую простоту.
Принципы монтажа фотографий:
1. Фотография нужна к материалу.
2. Убирать элемент, не имеющий отношение к идее.
3. Использовать все приемы фоторедактирования.
4. Стремиться к драматичности.
Правила фотодизайна:
1. Значение комбинаций фотографий.
2. Представление фотографии сверху и сбоку так, чтобы привлечь внимание.
3. Если одна фотография на странице, то акцентируйте внимание на ней.
4. Фотография должна управлять читателем.
5. Используйте значимость места на странице.
6. Белый заголовок на фотографии хорошо выглядит.
7. Связь фотографии и текста, где фотография доминирует.
Фотография печати – любая фотография в печати, составляющая одно целое со словом. Поэтому текст фотографии печати будет называть текстовым элементом фотографии печати, а саму фотографию фотографии печати – визуальным элементом фотографии печати. Типы фотографии печати есть регулярно используемые и исторически сложившиеся в единстве формы и содержания фотографии печати. Мы полагаем возможным вычленить следующие типы фотографии печати:
1. Фотография как средство дизайна периодических изданий (Черняков, 22).
Необходимо отличать данный тип фотографии печати от фотографии-заставки.
Типы фотографий как средства оформления изданий:
• Обозначение рубрик журнала.
• Обозначение интервью. Перед интервью дается портрет интервьюируемого. Отличается от предыдущего тем, что каждый раз ставится новая фотография, но воспринимается она формально, то есть по портрету мы не можем составить себе визуальное представление о человеке.
• Элементы научно-познавательных фотоиллюстраций и иллюстраций. Чаще всего в научно-популярных материалах.
2. Фотоиллюстрации (Черняков, 22, Юодакис, 18).
Гончаров А. Д. декларирует три формы иллюстрирования художественных пролизведений. Этот опыт может оказаться полезным и для фотоиллюстраций (Гончаров, 209-211):
• Фотоиллюстрация фиксирует до мельчайших деталей все, что относится к событию.
• Фотоиллюстрация передает основную идею, оставляя в стороне подробности.
• Фотоиллюстрация не следует за авторским сюжетом, а создается «лирический аккомпанемент».
Постулируем типы фотоиллюстраций:
1. Картинка – если в тексте рассказывается о чем-либо, то этот объект показывается на фотографии наиболее элементарно. Просто пришел и снял. Если рассказывается о конверсии завода, то показываются его цеха, о уборке хлопка – хлопкоуборочный комбайн в поле.
2. Инсценировка – обычно используется для создания портретов известных личностей. Известны два приема: домашняя обстановка – семья, дом, старинная мебель и т. д., достижение – на фоне своей продукции, во время подписания договора и т. д.
3. Портрет.
4. Панорама. В принципе можно отнести к картинке, но все-таки есть отличия. Выбирается панорамное изображение.
3. Фотожурналистика. Это и есть то, что называется пресс-фотографией в ее чистом виде. Признаки фотожурналистики как набор:
• Обязательно ссылка на фотографию в текстовом элементе.
• Фотография по площади занимает больше места, чем текстовой элемент.
• При устранении фотографии меняется смысл текстового элемента.
• Фотография имеет не только познавательный, но и социальный смысл.
Вартанов А. С. понимает под фотожурналистикой деятельность по сбору, обработке и распространению актуальной социальной фотоинформации, а под фотопублицистикой – авторскую оценку информации (Вартанов, 11-12). Исходя из того, что в журналистике некоторые исследователи выделяют информационный, аналитический и художественно-публицистический типы содержания, он вычленяет три уровня фотожурналистики: хронику, фотопублицистику, документальное фотоискусство (Вартанов, 37). Фотопублицистика включает и такое понятие Вартанова как хроника. Рассмотрим концепции внутренней близости фотографии и картины:
• Традиционалистская (Арнхейм Р.) – фотография является картиной, хотя и особенной. Эта особенность заключается в том, что ее художественное значение связано с тем, как выразительно решен снимок. Отсюда следует фотография есть вид искусства и фотография становится произведением искусства и следовательно самой фотографией только в случае соответствия канонам картины в самом традиционном понимании.
• Онтологическая (Панофски Т., Кракауэр З., Базен А.) – фотография не является картиной, так как изображает саму реальность. В силу того, что фотографии создаются механически, они освобождаются от субъективности. Художественность рождается благодаря выявлению техникой качеств самой реальности, а не свойства ее выражения в изображении (Пондопуло, 87-97).
Фотопублицистика – тип творчества, используемый универсально в фотожурналистике, сущность которого состоит в рассмотрении реальных конкретных ситуаций с точки зрения их социальной значимости. Визуальный элемент, господствующий в фотожурналистике, по своей природе всегда обращен к реальным конкретным ситуациям.
На международных конкурсах типа «World Press Fhoto» фотографии делят на следующие тематические категории:
• Ежедневные события,
• Чрезвычайные события,
• Радостные события,
• Интересные люди,
• Из жизни,
• Наука и техника,
• Искусство,
• Природа.
Нежесткость подобного подхода очевидна. Как очевидно и то, что одна фотография может быть выполнена в нескольких категориях. В отечественной практике сложилось понятие жанра, под которым понимается тип произведения в единстве специфических свойств его содержания и формы.
По мнению Юодакиса В. жанры фотожурналистики делятся на две большие группы: подсобные (фотоиллюстрации и фотореклама) и самостоятельные. Самостоятельные жанры включают две группы: малые и крупные. Малые жанры состоят только из одной фотографии и подчиняются формуле: одна фотография больше текста. Крупные жанры состоят не менее чем из трех фотографий и подчиняются формуле: три фотографии больше текста.

Сообщение Интерпретация
Фотозаметка
Фотозарисовка Фотокорреспонденция
Фотоочерк
Фоторепортаж
Фотофельетон

Малые жанры (одна фотография) Крупные (больше одной)
Комментированная и некомментированная фотозаметка
Фотозарисовка
Фотофельетон Фоторепортаж
Фотокорреспонденция
Фотоочерк
Расширенная фотозаметка

Отсутствие текстового комментария Необходимость текстового комментария
Хроникальный фоторепортаж
Некомментированная и расширенная фотозаметка
Фотоочерк
Фотозарисовка
Фотофельетон Фотокорреспонденция
Комментированная фотозаметка
Фоторепортаж с интерпретирующим началом
Фотоочерк
Фотозаметка – это оперативное отражение различных сторон действительности. Типы фотозаметок (Ворон, 30-31): некомментированная, комментированная и развернутая (детализация фотозаметки). Под фоторепортажем понимается несколько фотографий, отражающих развитие какого-либо события. Типы фоторепортажа (Ворон, 40-41): хроникальный или фоторепортаж-отчет – вызывая интерес к той или иной стороне социальной жизни, воздействует на аудиторию и фоторепортаж с интерпретирующим началом. Фотозарисовка – форма отображения одной или нескольких примет современного мира. Это своего рода набросок с натуры, только обозначение темы, углубление требует дополнительной разработки (Ворон, 46). Типы фотозарисовки: информационно-познавательная и лирическая – сочетание информации с эмоциональностью.
Фотокорреспонденция отличается от фоторепортажа тем, что не отображает развитие какого-нибудь события, а осмысливает сложившееся положение дел в той или иной сфере действительности, от развернутой фотозаметки тем, что фиксирует не единичный факт, раскрывает взаимосвязи между несколькими фактами. Назначение фотокоррепонденции – раскрытие накопленного опыта в различных сферах социальной практики (Ворон, 54). Типы фотокоррепонденции:
• Оперативная – факты проявляют себя как оперативные сигналы, требующие реагирования.
• Проблемная – автор усилением аналитического начала, то есть показом взаимосвязи, обоснованием важности и т. п., раскрывает нерешенную проблему.
• Обзорная – осмысливается несколько сфер действительности, объектом отображения становится как бы само время, выраженное в достижениях человека.
Фотоочерк отображает явления современной общественной жизни. Типы фотоочерка: портретный, путевой и проблемный. Фотофельетон парадоксально сталкивает слово и изображение.
Мы выделяем 4 типы фотожурналистских материалов в журнале:
• Фотоиздания.
• Главные материалы номера. Их оптимальное количество 3, причем первый – фоторепортаж, второй – фотокоррепонденция, третий – фотоочерк.
• Фоторубрики (фотозаметки и фотозарисовки).
• Одиночные фотографии без фоторубрик, но это свидетельство непрофессионализма, хотя исключения бывают всегда.
4. Фотореклама.
5. Периодические издания тиражируют фотографии, ретранслируемую из контекста аудиовизуальных и визуальных СМИ,
Средства бильдредактора:
1. Объектное кадрирование, то есть изменение границ кадра, его формата, композиции.
Дыко Л. П. описывает следующие способы создания акцента на главном объекте снимка (Дыко, 49-51):
• Укрупнение, изображение сюжетного центра в крупном масштабе. В этом случае съемка ведется с близкого расстояния, а рамка кадра очерчивает относительно небольшое пространство.
• Размещение главного объекта изображения на переднем плане. Этот прием отличается от приведенного выше. Рамка кадра здесь может охватывать и достаточно широкие пространства, снимок может представлять собой общий план, и только главный объект находится на близком расстоянии от точки съемки, а потому изображается в кадре крупно на фоне широких просторов пейзажа, общих видов интерьера.
• Тональное различение объекта и фона. Контраст тонов помогает выявлению главного объекта изображения: светлый объект отчетливо рисуется на темном фоне, а темный на светлом.
• Световой акцент, при котором самые высокие яркости образуются на главном элементе композиции.
• Наводка на резкость по главному объекту изображения и потеря резкости на фоне и второстепенных по смысловому значению элементах композиции.
• Направление основных линий в кадре, ведущих глаз зрителя к центру композиции.
• Размещение главного объекта в центре снимка или близко с нему. Если в снимке нет никаких специальных акцентов, то глаз зрителя обращается к центральной части кадра, и если сюда поместить главный объект изображения, то есть смысловой центр снимка совместить с его геометрическим центром, то главный объект замечается проще всего.
• Создание контрастного тонального рисунка на главном и легкая градация тонов на второстепенных композиционных элементах и фоне.
Свирко А. В. Выделяет следующие стадии психологического восприятия визуального элемента фотографии печати (Свирко, 19-20):
1. Узнавание отдельных частей изображения и включает предпонимание – привыкание к изображению и общая ориентировка – восприятие фотографии как набора возможных элементов.
2. Анализ и первичное обобщение.
3. Осознание взаимоотношения частей и целого.
4. Адекватное понимание фотографии.
2. Цветовое решение.
Средства дизайнера:
1. Размещение на полосе и внешний дизайн фотографии – рамка, орнамент и т. д.
2. Дизайн текстового элемента фотографии печати (типографика).
Типы фотомонтажа:
• Фотографика – фотомонтаж при помощи изменения традиционных методов непосредственной печати фотографии.
• Фотомонтаж нескольких фотографий – размещение из на журнальной полосе относительно друг друга.
• Фотомонтаж графики на фотографии и частей самой фотографии – применение различных графических средств для подчеркивания деталей фотографии, также увеличен6ие части фотографии.
• Фотомонтаж объектов фотографии – объекты фотографии совмещаются друг с другом.
4. МЕТОДЫ ФОТОГРАФИИ ПЕЧАТИ.
Методы воздействия включают:
1. Убеждение – метод сознательного и организованного воздействия на индивида путем сообщения критически воспринимаемой им информации (Парыгин, 268-269).
2. Внушение – метод сознательного и организованного воздействия на индивида путем непосредственного прививания психических состояний для безоговорочного принятия сообщаемой ему информации в форме готового вывода (Парыгин, 262-264).
Существует два типа убеждения:
1. Сообщение – привлечение внимания общества к социально-значимым явлениям жизни с определенных идеологических позиций (Скуленко, 44).
2. Интерпретация – оценка, толкование и обобщение фактов служит прямым выражением тех идеологических позиций. Которые воплощаются в суждениях автора (Скуленко, 59). Виды интерпретации:
• Констатация – это изложение определенных суждений без разъяснения и обоснования (Скуленко, 69).
• Разъяснение.
• Обоснование — интерпретация с использованием доводов.
Для сообщения можно выделить такие методы фотографии печати такие как:
1. Вероятностный способ – повторение механизма воздействия фотографии печати с одинаковым формальным набором фотоснимков, но в применении к разным событиям. Формальный признак: искусственно подчеркиваемая ценность фотографии как исторического документа, отражающего определенные явления действительности. Содержательный признак: проблемная ситуация неопределенна, хотя результат уже задан (Головко, 53).
2. Способ возвышения – объект представлен таким образом, что читатель ощущает себя все знающим о событии. Формальный признак: съемка с неожиданных точек снизу или сверху (но не искажение) с ничего не значащими интимными подробностями. Содержательный признак: путем панорамности и ненужных деталей читателю внушается мысль, что он полностью, исчерпывающе информирован о событии.
К числу способов констатации можно отнести: символьный способ – текст превращает объект фотографии в символ. Формальный признак: жесткое выделение главного объекта. Содержательный признак: объект фотографии символизирует. Обозначает собой какие-то явления. Например, крепость – бастион экономической стабильности, молодежь – юность мира.
Разъяснение можно представить так: наглядный расклад – фотография строится по принципу: «смотри и убедись», причем ценность снимка как можно больше реальна, но он вынут из контекста не фактов, а именно выводов. Формальный признак: некоторая постановочность, как будто все рассаживались (естественно не буквально. Поэтому он не применяется в фотожурналистике. Содержательный признак: сконцентрированность действия, в кадре все. Многосторонние композиционные связи, представляющие как бы дно стакана, бинокль, пирамиду в срезе, большее основание которой исчезает за пределами снимка в бесконечности.
Обоснование:
1. Деструктивный способ – противопоставление фотографии печати. Создающей положительный образ события, реальному отрицательному значению этого явления. Формальный признак: неустойчивый зрительный ряд, сложные и неупорядоченные формы фотографий. Создающей видимость сходства с реальными фактами. Содержательный признак: в перенасыщенном объеме логически не связанных фотоснимков концентрированно отражается имидж события (Головко, 51).
2. Способ логической подтасовки – текст фотографии печати вводит сам фотоснимок в новые информационные координаты пространства, времени, действующих лиц и т. п. Формальный признак: формальная связь частей и целого, отдельных фотографий и фотосимволов, создающих общий фон – фон открытой и доступной информации. Содержательный признак: в тексте фотографии меняются пространство и время событий, отраженных на фотоснимке. Это возможно благодаря тому, что в фотографии нет характерных единичных меток, позволяющих читателю самостоятельно определить время, место и так далее.
3. Способ инсценировки – фотография отражает несуществующее событие в действительности, служащее подтверждением текста. Формальный признак: ненавязчиво, как бы мимоходом. Акцентирование наи псевдофакте, отраженном на фотографии и далее развитие своей точки зрения. Содержательный признак: связь с текстом ослаблена, фотография выступает как посыл, затем незаметно убираемый из круга аргументации.
4. Способ отталкивания от жизни – текст драматизирует до шока судьбу человека или чего-то, изображенного на фотографии. Формальный признак: достижение счастья, спокойствие, представление в кругу семьи или коллективной (работа), текст: «но прежде, чем они достигли» и ли «им пришлось немало пережить». Содержательный признак: жесткий удар на восхищение или на жалость путем столкновения благополучной реальности на фотографии и рассказом о драматической пути к счастью.
Внушение:
1. Толерантный способ – фотография печати эмоционально упрощает или преувеличивает ситуацию. Формальный признак: стереотипизация образа, направленного на возбуждение чувств читателя. Содержательный признак: манипулирование набором стереотипов рекламируемого образа жизни (Головко, 52).
2. Метафорический способ – цель фотографии печати скрыта за эстетизированной формой фотографической технологии. Формальный признак: двойная фотоэкспозиция, контрастная фактура формы, цветотональная раздробленность, изломы композиции. Содержательный признак: любое изменение формы подачи фотографической информации воспринимается как прогрессивное (Головко, 52).
3. Способ ассоциативности – остановленное объективом яркое, динамичное действие сил природы, подсознательное животное человека просто заворожено. Формальный признак: главный объект на переднем плане, важно безупречное качество печати, резкая эмоция восхищения. Содержательный признак: восхищение именно силой, титанизмом природных процессов или хрупкость, матери всего (только или-или).
5. ТЕКСТОВОЙ ЭЛЕМЕНТ ФОТОГРАФИИ ПЕЧАТИ.
Следует разделять подпись к пресс-фотографии и комментарий. Формальный признак: подпись занимает 1-10 строк, а комментарий – от 10 до 20. Содержательный признак: подпись поясняет факт, отраженный в пресс-фотографии, а комментарий выходит на проблему, стоящую за этим фактом.
Подпись пресс-фотографии может включать следующие элементы:
1. Название серии фотографий (Сикорский, 281).
2. Порядковый номер данной фотографии (Сикорский, 281).
3. Название фотографии.
4. Расширенное название.
• Раскрывает содержание фотографии (Сикорский, 281).
• Показывает детали содержания фотографии (Сикорский, 281).
5. Дополнительные сведения о фотографии (Сикорский, 281).
Нас интересуют два ключевых элемента подписи: название и расширенное название. Типы названий и расширенных названий назовем словом. Толковое слово рассказывает содержание фотографии. Два типа толкового слова:
1. Примитивное слово бьет на эмоции, кричит о себе. В нем уже заложена оценка типа «десятое такое-то ,,,» или «снова ,,,».
2. Концептуальное слово отталкивается ввысь образных ассоциаций воображения (Стигнеев, 127).
3. Монтажное слово пересказывает содержание фотографии и локализирует изображение в пространстве и времени (то есть именуются время, место, действующие лица и так далее).
4. Информационное слово только локализует изображение в пространстве и времени (Стигнеев, 126).
Л. М. Большиянова вычленяет (Большиянова, 5):
1. Подпись-наименование (если сопоставить. То это информационное слово).
2. Подпись-сообщение (монтажное слово).
3. Подпись-комментарий с оценочной или характеризующей информацией (концептуальное слово).
4. Подписи рекламного характера (примитивное и монтажное слова).
Примитивное слово Монтажное слово Информационное слово Концептуальное слово
Типы связей в подписи
Ассоциативные — + — —
Смысловые + + + —
Типы ассоциативных связей
Ассоциации по сходству — + — +
Ассоциации по контрасту — — — +
Типы смысловых связей
Фактологические — + + —
Ценностно-оценочные + + — —
Ю. Г. Шаповал выделяет 4 типа комментария:
1. Информационный (объясняющий). «В нем сообщается лишь то, без чего снимок остался бы непонятным», «информационный комментарий не рассчитан на то, чтобы давать расширенное толкование факта, явления» (Шаповал, 71). Поскольку Ю. Г. Шаповал не разграничивает комментарий и подпись, то в информационный комментарий у нег попадает монтажное и информационное слова подписи.
2. Комментарий-размышление. «Он отличает от информационного комментария «присутствием» в рассказе личности журналиста. В нем (комментарии) отражаются раздумья журналиста над проблемой, его переживания» (Шаповал, 74). Нетрудно заметить, что это растолкование.
3. Полемический. Полемический комментарий, по мнению Ю. Г. Шаповала, содержит в себе опровержение чьих-то взглядов и утверждение своей точки зрения на предмет. Это доказательство от противного, входящее как прием в обоснование.
4. Сатирический. «В сатирической комментарии важно выбрать определенный аспект в освещении явления или объекта, чтобы не рассеивать внимание читателя на обрисовке деталей, а наоборот всеми возможными средствами сфокусировать его на чем-то одном» (Шаповал, 81).
Подписи к фотоиллюстрациям в журналах строятся по различным схемам, поэтому мы опишем их как возможный набор, образующий тот ил иной тип:
1. В ключевых материалах номер часто ставится серия небольших фотоиллюстраций при следующей их семантической связи: в самой статьей рассказывается о развитии какого-то события, научном открытии, развале компании., тогда как подписи раскрывают конкретные частные примеры этого. При этом подпись строится: название (монтажное или концептуальное слово) и расширенное название (монтажное слово).
2. Иногда журналы стремятся по возможности персонифицировать, подать фотоиллюстрации через человека – руководителя, лидера. В таком случае подпись и комментарий представляют собой следующее: информационное слово названия именует лицо, изображенное на фотоиллюстрации, а комментарий — высказывание этого лица, выхваченное из контекста статьи.
3. Подписи к серии портретов политических лидеров, спортсменов или ведущих ученых, вмонтированных в статью о современном положении в какой-то области человеческой деятельности, часто в связи с поводом: избирательной кампанией, спортивными рекордами или открытиями. В этом варианте в названии именуется лицо. В расширенное название представляет собой краткую, емкую характеристику этого лица.
4. Сочетание информационного слова расширенного названия и комментария. Текстовой элемент, называя объект, рассказывает о нем в контексте статьи, то есть уходя от визуального элемента.
5. Информационное слово названия подписи, то есть на снимке – лицо или объект, а в подписи он называется.
6. Монтажное слово расширенного названия, то есть разъяснение снимка.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1: ЭТАПЫ ИСТОРИИ МИРОВОЙ ФОТОГРАФИИ.
1850-1890-е годы – фотопортрет и фиксирующая фотозарисовка,
1890-1910-е годы – утверждение социальной фотографии (школа Альфреда Стиглица «Photosecession» — Эдуард Стейхен, Клэрэнс Уайт),
1900-е – зарождение салонной пейзажной фотографии,
1900-е – социальная фотозарисовка (Ричард Хайт),
1910-е годы появление фотозаметки (Эрих Соломон),
1920-1940 фотоимпрессионизм,
1930 группа Ф/64 Эдуард Уэстон фотодокументализм как кредо (без социальной ориентации),
1930-е возникновение ужастности и пикантности в фотографии,
1945 год – событийный фотоочерк (Маргарет Бурке-Уайт),
1949 год создание МАГНУМА – международное кооперативное фотоагентство (Анри Картье-Бессон, Роберт Капа и Давид Сеймур),
Конец 1960-х понимание фотографии печати как синтеза фотографии и слова,
1980-е годы – «новая волна» обзорной фотокорреспонденции,
1991 год поворот к фоторепортажу (война в Персидском заливе).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2: ЭТАПЫ ИСТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФОТОГРАФИИ.
1850-1890-е годы фотопортрет и фиксирующая фотозарисовка,
1890 год – путевой фотоочерк (Карл Булла),
1893 фоторепортаж с интерпретирующим началом (Максим Дмитриев),
1894 год – создание Русского фотографического общества,
1900-е годы – зарождение салонной пейзажной фотографии,
1905 – фоторепортаж-отчет (толчком послужила русско-японская война),
1910-е годы – появление фотозаметки (Карл Булла),
1917 – социальная фотозарисовка,
1920-1930-е годы – фотоимпрессионизм,
1930 – портретный фотоочерк (Макс Альперт, первая бригада фотографов, учрежденная РФО,
1930-е – конструктивизм Александра Родченко,
1941-1945 – фотография как символ, событийный фотоочерк,
1950-е годы – появление постановочного метода (подделка под реальность).
1960-1980-е годы – Литовская школа фотографии (серии лирических фотозарисовка, пейзажная фотография), Школа фотожурнализма АПН (фоторепортаж, фотоочерк),
1985-1989 – «новая волна» обзорной фотокоррепонденции,
Конец 1980-х годов понимание фотографии печати как синтеза фотографии и слова,
1990—1992 год – «свободное падение» фотожурналистики, создание Союза фотожурналистов
ПРИЛОЖЕНИЕ 3: МЕТОДИКА АНАЛИЗА ЖУРНАЛА.
Типоформирующие факторы:
1. Издатель (государство, корпорация, журналистский коллектив),
2. Цель издания (бизнес или главное – нести определенную информацию),
3. Группа аудитории (духовно-личностная ориентация, профессионально-функциональная, потребительская и фатическая).
Типологические характеристики:
1. Содержательная модель журнала.
• Имидж издания для внушения и стереотип восприятия.
• Тематика (политическая, социальная, экономическая или духовная),
• Рубрикация (соотношение, принципы построения, главные и неглавные),
• Жанры соответствующих рубрик.
2. Дизайн.
• Тип дизайна («квазиклассика», «дизайн-стиль», «новая волна» и «иной дизайн»),
• Типографика (цвет, расположение, шрифт. фактура),
• Иконографика (применение диаграмм и графиков, типы фотографии печати, методы воздействия),
• Композиция (построение полосы).