Отъезд Ивана IV в Александрову Слободу (декабрь 1564 г.)

ОТЪЕЗД ИВАНА IV В АЛЕКСАНДРОВУ СЛОБОДУ (ДЕКАБРЬ 1564 Г.)
ОТЪЕЗД ЦАРЯ ИЗ МОСКВЫ
Тоя же зимы, декабря в 3 день, в неделю, царь и великий князь Иван Васильевичь всеа Русии с своею царицею и великою княгинею Марьею и с своими детми, со царевичем Иваном и со царевичем Федором, поехал с Москвы в село в Коломенское и праздник Николы чюдотворца празновал в Коломенском. Подъем же его не таков был, якоже преж того езживал по манастырем молитися, или на которые свои потехи в объезды ездил: взял же с собою святость, иконы, и кресты, златом и камением драгим украшенью, и суды золотые, и серебряные, и поставцы все всяких судов золотое и серебряное, и платне и денги и всю свою казну повеле взяти с собою. Которым же бояром и дворяном ближним и приказным людем повеле с собою ехати, и тем многим повеле с собою ехати с женами и с детми; а дворяном и детем боярским выбором из всех городов, которых прибрал государь быти с ним, велел тем всем ехати с собою людьми и с конми, со всем служебным нарядом. А жил в селе в Коломенском две недели, для непогодия и безпути, что были дожди в реках, была поводь велика и кры в реках прошли. И как реки встали, и царь и государь из Коломенского поехал в село в Танинское, декабря в 17 день, в неделю, а из Тонинского к Троице; а чюдотворцову память Петра митрополита, декабря в 21 день, празновал у Троицы в Сергиеве монастыре; а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу. На Москве же тогда быша: Афонасий, митрополит всеа Русии; Пимин, архиепископ Великаго Новаграда и Пскова; Никандр, архиепископ Ростовский и Ярославский, и иные епископы, и архимандриты, и игумены и царевы и великого князя бояре, и околничие, и все приказные люди; все же о том в недоумении и во унынии быша такому государьскому великому необычному подъему и путнаго его шествия неведома куды бяше.
ГРАМОТЫ ЦАРЯ ИЗ АЛЕКСАНДРОВОЙ СЛОБОДЫ
А генваря в 3 день прислал царь и великий князь из Слободы ко отцу своему и богомолцу к Офонасию, митрополиту всеа Русии, с Констянтином Дмитреевым сыном Поливанова с товарыщи, да список, а в нем писаны измены боярские и воеводские и всяких приказных людей, которые они измены делали и убытки государству его, до его государьского возрасту, после отца его, блаженные памяти великого государя царя и великого князя Василия Ивановича всеа Русии; и царь и великий князь гнев свой положил на своих богомолцев на архиепископов, и епископов, и на архимандритов, и на игуменов, и на бояр своих и на дворецкого и конюшего, и на околничих, и на казначеев, и на дьяков, и на детей боярских, и на всех приказных людей, опалу свою положил в том: что после отца его блаженные памяти великого государя Василия, при его государстве, в его государьские несвершенные лета, бояре и все приказные люди его государства людем многие убытки делали и казны его государьские тощили, а прибытков его казне государьской никоторой не прибавливали. Также бояре его и воеводы земли его государские себе розоимали и другом своим, племяни его, государьские земли роздавали, и держачи за собою бояре и воеводы поместья и вотчины великия, и жалования государьския кормленые емлючи , и собрав себе великие богатства, и о государе и о его государьстве и о всем православном християнстве не хотя радети, и от недругов его от Крымского и от Литовскаго и от немец не хотя крестиянства обороняти, наипаче же крестияном насилие чинити, и сами от службы учали удалятися, и за православных крестиян кровопролитие против безсермен и против латын и немец стояти не похотели; и в чем он государь бояр своих и всех приказных людей, также и служилых князей и детей боярских похочет которых в их винах понаказати и посмотрити, и архиепископы и епископы и архимандриты и игумены, сложась с бояры и с дворяны и с дьяки и со всеми приказными людми, почали по них же государю царю и великому князю покрывати. И царь и государь великий князь, от великие жалости сердца, не хотя их многих изменных дел терпети, оставил свое государьство и поехал, где вселитися, идеже его государя бог наставит. К гостем же и к купцом и ко всему православному крестианству града Москвы царь и великий князь прислал грамоту с Костянтином Поливановым, а велел перед гостьми и перед всеми людми ту грамоту прочести дьяком Путилу Михайлову да Ондрею Васильеву; а в грамоте своей к ним писал, чтобы они себе никоторого сумнения не держали, гневу на них и опалы никоторые нет.
СМЯТЕНИЕ ДУХОВЕНСТВА И БОЯР
Слышав же сия преосвященный Афонасий, митрополит всеа Русии, и архиепископы и весь освященный собор, что их для грехов сия сключишася, государь государьство оставил, зело о сем оскорбеша и в велице недоумении быша. Бояре же, и околничие, и дети боярьские и все приказные люди, и священнический и иноческий чин, и множества народа, слышав таковыя, что государь гнев свой и опалу на них положил, государство свое отставил, они же от многаго захлипания слезнаго перед Офонасием митрополитом всеа Русии и перед архиепископы и епископы и пред всем освященным собором с плачем глаголюще: увы, горе, како согрешихом перед богом и прогневахом государя своего многими пред ним согрешении, и милость его велию превратихом на грех и на ярость! ныне к кому прибегнем, и кто нас помилует и кто нас избавит от нахождения иноплеменных? како могут быти овцы без пастыря?
ЧЕЛОБИТЬЯ БОЯР, КУПЦОВ И ЧЕРНЫХ ЛЮДЕЙ МИТРОПОЛИТУ АФАНАСИЮ
Егда волки видят овца без пастуха, и волки восхитят овца; кто изметца от них? Также и нам как быти без государя? И иная многая словеса подобная сих изрекоша к Офонасию, митрополиту всеа Русии, и всему освященному собору; и не токмо сия глаголюще, наипаче велием гласом молиша его со многими слезами, чтобы Афонасий, митрополитъ всеа Русии, с архиепископы и епископы и со освященным собором подвиг свой учинил и плачь их и вопль утолил, и благочестивого государя и царя на милость умолил, чтобы государь и царь и великий князь гнев свой отовратил, милость показал и опалу свою отдал, а государьства своего не оставлял, и своими государьствы владел и правил, якоже годно ему государю. А кто будет государьские лиходеи и которые изменные дела делали, и в тех ведает бог да он государь, и в животе и в казни его государьская воля; а мы все своими головами едем за тобою государем святителем своему государю царю и великому князю о его государьской милости бити челом и плакатися.
Такоже и гости и купцы и все гражане града Москвы потомуже биша челом Афонасиго, митрополиту всеа Русии, и всему освященному собору, чтобы били челом государю царю и великому князю, чтобы над ними милость показал, государьства не оставлял, и их на расхищение волком не давал, наипаче же от рук сильных избавлял; а кто будет государьских лиходеев и изменников, и они за тех не стоят и сами тех потребят.

ПОСОЛЬСТВО ОТ МИТРОПОЛИТА АФАНАСИЯ К ЦАРЮ В АЛЕКСАНДРОВУ СЛОБОДУ
Митрополит же Афанасий, слышав от них плачь и стенание неутолимое, сам же ехати ко государю не изволи, для градскаго брежения , что все приказные людиприказы государьские отставиша, и град оставиша, ни ким же брегом, и послал к благочестивому царю и великому князю в Олександровскую слободу от себя того же дни, генваря в 3 Пимина, архиепископа Великаго Новаграда и Пскова, да Михайлова Чюда архимандрита Левкию молити и бити челом, чтобы царь и великий князь над ним, своим отцем и богомолцем, и над своими богомолцы над архиепископы и епископы и на всем освященном соборе милость показал и гнев свой отложил; также бы над своими бояры, над околничими, и над казначеи и над воеводами и надо всеми приказными людми, и на всем народом крестиянским милость свою показал, гнев бы свой и опалу с них сложил, и на государьстве бы был, и своими бы государьствы владел и правил, как ему государю годно; и кто будет ему государю и его государьству изменники и лиходеи, и над теми в животе и в казни его государьская воля.