Отписка царю Василию Ивановичу о сношениях с монгольским ханом Алтыном и с Китаем, 1609

ОТПИСКА ЦАРЮ ВАСИЛИЮ ИВАНОВИЧУ ТОМСКОГО ВОЕВОДЫ ВАСИЛИЯ ВОЛЫНСКОГО О ПРЕДПОЛАГАВШИХСЯ, НО НЕСОСТОЯВШИХСЯ СНОШЕНИЯХ С МОНГОЛЬСКИМ ХАНОМ АЛТЫНОМ И С КИТАЕМ, 1609, ПОСЛЕ 18 МАРТА
Государю царю и великому князю Василыо Ивановичи) всея Руси, холопи твои Васка Волынской, Михалко Новосилцов челом бьют. В нынешном, государь, во 117 году , октября в 10 день, по твоему государя царя и великого князя Василья Ивановича всея Руси указу, посылали, государь, мы холопи твои к Алтыну царю да в Китайское государство томских казаков конных: Ивашка Белоголова, да Матюшу Кутьина, да Федку Ходыкина, да в толмачах Гришку Михайлова Литвина, а хотели, государь, твоих государевых служивых людей довести к Алтыну царю к мугалскому да в Китайское государство киргиские князья Номча да Кочебай; а сказали, государь, оне нам холопем твоим, что оне бывали у Алтына царя, а Алтыновы де люди сходятца с китайскими людми. Имы, государь, холопи твои роспрашивали Номчи да Кочебая про Алтына царя и про Китайское государство; и оне, государь, в распросе сказали, что Алтын царь мугалской, ходу до него от Киргиз месец; а его ясашные люди живут, Матцы, от Киргис два дни, а от Мат живут до него все его люди; а царь кочевной, кочюет на лошадях и на верблюдах; людей де у него тысечь за двести; а бой у них лушной. А до Китайского де государства от Алтына царя ходу три месяца. А живет де китайской государь, и у него де, государь, город каменной, а дворы де в городе с руского обычья, палаты на дворях каменные, и людми де силнея Алтына царя и богатством полные. А на дворе де у китайского государя полаты каменные. А в городе де стоят храмы и звон де великой у тех храмов; а крестов на храмах нет, того де у них не ведают какая вера, а живут с руского обычья, И бой де у него огняной; и приходят де из многих земель с торгом к нему. А платье де оне носят все золотное, а привозят де к нему всякие узорочья из многих земель. И мы, государь, холопи Номчю и Кочебая отпустили с твоими государевыми служивыми людми в Киргизы, приведчи их к шерте , что им тебе государю служить и прямить и быть под твоею царскою рукою неотступно; а в их место заклады оставили в Томском городе Номчину жену да Кочебаева сына. Велели, государь, Номчею итить с твоими государевыми служивыми людми к Алтыну царю и в Китайское государство, а Кочебаю, государь, велели ему приводить под твою царскую высокую киргиских князей Нояна, да Кошку, да Обрая, чтоб оне были под твоей царской высокой рукою, и тебе б государю и великому князю Василью Ивановичи) всея Руси служили, и прямили, и ясак с себя давали своими людми с ними заодно с Номчею и с Кочебаем, и ясак бы готовили к зиме, как будут твои государевы служивые люди из Томского города для твоего государева ясаку к ним. И марта, государь, в 18 день пришли из Киргиз Ивашко Белоголов с товарыщи, и в распросе, государь, сказали, что их к Алтыну царю и в Китайское государство Номча не повел затем, что твоих государевых служивых людей не хотел потерять, что Колмаки Черные Алтына царя воюют и отгнали де от зимнего его кочеванья, далече, где он преж сего кочевал, и ясашные люди Алтыновы от Алтына царя отступили и с ним воюютца, которы от Киргиз живут к Алтыну царю по дороге, и затем де им итить к Алтыну царю нелзя, и впредь де, государь, как к ним будут в Киргизы Алтыновы люди, и оне хотили о том весть учинить в Томской город, и хотят весть твоих государевых служивых людей к Алтыну царю и в Китайское государство с Алтыновыми людми вместе.