Челобитная царю Василию Шуйскому соборного дьячка Павла Мокеева
ЧЕЛОБИТНАЯ ЦАРЮ ВАСИЛИЮ ШУЙСКОМУ СОБОРНОГО ДЬЯЧКА ПАВЛА МОКЕЕВА, СОДЕРЖАЩАЯ РАССКАЗ ОБ УЧАСТИИ ПОВОЛЖСКИХ НАРОДОВ В ВОССТАНИИ ГОРОДА ЯРЕНСКА (1609 Г., МАЯ 3)
АРЗАМАССКИЕ МУРЗЫ БИБАЙ И ТЕРЕБЕРДЕЙ ПЕРЕДАЮТ ЯРЕНСК ЛЖЕДИМИТРИЮ II
Царю государю и великому князю Василью Ивановичу всеа Русии бьет челом и плачется сирота твой, невольной человек, Еранского города, твой государев богомолец, соборной церковной дьячек Павлик Мокеев. В нынешнем, государь, во 117 (1609) году генваря в 5 день грех ради православных крестьян, учинилася в Иранском городе смута, омрачением бесовским приходили к Иранскому городу арзамасские мурзы Бибай да Теребердей Мустофины со многими с воровскими людьми, с стрельцы и с казаки, и с мордвою, и с чувашею и с черемисою, и привели еранских людей ко кресту за вора, кто называется князем Дмитрием; а привели, государь, еранских людей ко кресту за вора неволею, из за сабли, а я, твой государев богомолец, уведав то воровское им умышленье, и тому вору, кто называется князем Дмитрием, креста ему не целовал, а тебе праведному великому государю царю и великому князю Василью Ивановичу всеа Русии крестного целованья не преступил; и как те воры почали за вора еранских людей ко кресту приводить, и я твой государев богомолец, в то время был схоронясь у собя во дворе, и как, государь, те арзамасские мурзы еранских людей за вора ко кресту привели и еранских, государь, лутчих людей всех пограбили, а иных посекли, а приказного человека Петра Глухова свезли из Иранского с собою в воровские полки, и после, государь, Петра Глухова выбрали миром Еранский город ведати еранского сына боярского Асанчука Горихвостова, а в подьячего место к делу взяли от церкви сильно меня, твоего государева богомольца, Павлика.
ПОСЛАНИЕ ОТ ВЯТСКИХ ВОЕВОД В ЯРЕНСК
И в нынешнем же, государь, во 117 году февраля в 2 день, после мурз, писали к нам, с Вятки в Еранской князь Михайло Ухтомской да Василей Иванов, с вятченином с Куземкою с Козлом, чтоб еранские люди, вспомня бога и души свои, обратились опять и вину свою принесли к тебе праведному великому государю царю и великому князю Василыо Ивановичу всеа Русии и крест бы целовали тебе праведному государю изнова: и мы, государь, с Осанчуком, попомня свое крестное целованье, на чем мы тебе праведному великому государю царю и великому князю Василью Ивановичу всеа Русии крест целовали и души свои дали, почали тебе праведному государю служити и прямити, и написали мы с Осанчуком и отобрався с лутчими еранскими людьми, кто тебе государю прямит, к Вятке ко князю Михаилу Ухтомскому да к Василью Иванову отписку, чтоб они с Вятки прислали к нам в Еранской тысячи с две людей; а как бы, государь, люди с Вятки нам в Еранской пришли, и нам бы, государь, всех еранских людей привести за тебя праведного государя к крестному целованыо.
ОТПИСКА В ВЯТКУ
И с тою мы отпискою к Вятке послали еранских лутчих дву новокрещенов, которые тебе государю прямили, Левку да Игнашку Тогачевых; и тех, государь, новокрещенов на Пижме реке, февраля в 12 день, черемисы убили, а отписку нашу отвезли в воровские полки; и из полков, государь, прислали к нам в Еранской для того, курмышского сына боярского Ивана Дубенского, и тот Иван Дубенской приехал к нам в Еранской февраля в 27 день, и того еранского сына боярского Осанчука Горихвостова Иван Дубенской за то повесил, что он тебе государю прямил; а меня, твоего государева богомольца, тот же Иван Дубенской хотел обсечи руки и ноги за то, что я с Осанчуком тебе праведному государю прямил и отписку к Вятке писал: и меня, твоего государева богомольца, у того Ивана миром отняли и бог меня от него сохранил. И в нынешнем же, государь, во 117 году марта в 29 день пришел с Вятки в Еранской Никольского попа Василья сын Баженко и учинил в миру смуту великую, а сказал: на Вятке де вятчане радеют вору крест целовати.
НОВОЕ ВОССТАНИЕ В ЯРЕНСКЕ
И еранские, государь, люди, по Баженковым речам, смутились и написали меж собою приговор и выборную запись, что послати на Вятку, в Вятские городы, приводити за вора ко кресту; выбрав послали, государь, к Вятке неволею, сильно, угрожаючи повешеньем, еранского сына боярского Никиту Рамейкова, да соборного попа Евдокима Дмитреева сына, да пушкаря Мишу вятченина, да стрельца Фролка Желвакова, да меня, твоего государева богомольца, да казанского стрельца Петрушку Лукьянова, да Никольского, того же попа Васильева сына другого Тренку: и я, твой государев богомолец, поехал к Вятке, уповаючи на милость божью и пречистые богородицы и надеялся на твое государево царьское жалованье, чтоб Вятская земля не смутилася.
ЯРЕНСКИЕ ПОСЛЫ В ВЯТКЕ
И как, государь, приехали на Вятку в Котелышч город, апреля в 8 день, и почали, государь, в мир прочитать с воровских грамот списки, и в Котельниче было, государь, многие люди хотели смутиться и вору хотели крест целовати, и я, твой государев богомолец, помня свое крестное целованье, на чем я тебе праведному государю крест целовал и почал рассказывать, в Котельниче, сыну боярскому Захарыо Панову и многим мирским людем, чтоб они не смутилися и в грех не впали, вору креста не целовали, а отвезли бы нас в Хлынов перед князя Михайла Ухтомского да перед Василья Иванова. И Захарей Панов всех нас семерых человек и с смутным письмом отвез в Хлынов, привез нас в Хлынов апреля в 9 день, и поставил, государь, всех нас перед князя Михайла Ухтомского да перед Василья Иванова и наши, государь, все еранские люди, сын боярской Никита Рамейков с товарыщи тебе праведному великому государю царю и великому князю Василью Ивановичу всеа Русии повинилися и вину свою к тебе государю принесли, и божиею милостию и пречистыя богородицы, и великого чюдотворца Николы и всех святых молитвами, Вятская земля не смутилася и вору креста не целовали. А я, твой государев богомолец, и посямест вору креста не целовал же. И для, государь, крепости и утверждения послали из Хлынова на Устюг соборного попа Евдокима да пушкаря Мишу, а в Великую Пермь в Чердынь меня, твоего государева богомольца, да казанского стрельца Петрушку Лукьянова. Милостивый, праведный, великий государь царь и великий князь Василий Ивановичь всеа Русии, праведная надежда всей вселенней, смилуйся: пожалуй меня, своего государева богомольца, для моей службы и раденья, 4to я, твой государев богомолец, тебе праведному государю служил и прямил в Еранском городе, и Вятскую землю не смутил, и вору креста не целовал, пощади. Праведная надежда, смилуйся пожалуй!