Грамота молдавскому воеводе владетелю Стефану, 1656 г.

1656 Июня 29.
Грамота молдавскому воеводе владетелю Стефану на принятие его со всею Молдавскою землею в подданство России, данная в следствие присланных от него Владетеля Стефана к Царю Алексею Михайловичу просительных грамот и статей, и присяга Молдавских посланников Митрополита Гедеона и Логофета Григория. (П. С. 3. № 180).
Список с листа с белорусского письма, что писал ко Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу Молдавской Стефан Воевода с посланники своими с митрополитом да логофетом в нынешнем 164 году Мая в 13 день.
Иже во Христа Бога благоверному, Богом избранному, Богом почтенному, Богом превознесенному и в Православии ясно сияющему Великому Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, Царю Московскому и иным многим землям, и странам восточным, и западным, и северным отчича и дедича и Наследника, и Царя, и Государя, и Обладателя о Господе радоватися на лета многа; аминь. Челобитье творим превеликому и преславному Ти Царству, Великий Государю и наш Православный Царю, понеже убо благодатью Божиею сердца наша возже на всяко время и на всяк час поклонитися к пресветлому и великому Ти Царствию, и непрестанно со всеми нашими Православными Хриистияны, пребывающих же в нашей стране Молдавской, молим Господа Бога, Вседержителя, да подарует Царскому Ти Величеству долголетный живот и здравие, и победу на всех неприятелей. Мы, не знаючи всих вселенских странах инаго Православного Царя, разве Царского Ти Величества, днесь прибегаем и приподаем под славную, и высокую, и честную Царскую Ти руку, и избрахом в потребу си преосвященного и благолюбимого господина, отца Гедеона, архиепископа и митрополита земли нашей, вкупе с нашим ближним и верным боярином Григорием Нянюловичем, вторым логофетом бити челом, вместо наше, под честные и пресветлые стопы Царского Ти Величества, и пространнее того велели есмы яко от уст наших, о всех наших и земских потребах извещати и глаголати к пресветлому и великому Ти Царству. Только молим и желаем Царское Ти Величество, да имите верить нам понеже наше слово истино суть. Поклон малый от художества нашего Вашему Царскому Величеству посылаем, и усердно просим, яко да благовосприимеши от мене, поклонника Вашего Царского Величества, и ликуй в Царьствие ти з Богом, аминь. Лета 7164-го году Марта в 15 день.
А внизу написано: Благодатью Божией добровольный поклонник и всяких благ желатель и слуга Царскому Ти Величеству Георгий Стефан Воевода, Божией милостью Государь земли Молдавской, челом бьет превеликому Ти Царству.
Подлинная грамота у думного дьяка в ящике.
Моск. Гл. Арх. М. И. Д. Молдавские дела 7164 г. Апр. 16-22 Генв. 7165 г., № 1; столбец на 228 листах; листы 40-42.
Перевод с греческого письма каково прислали в посольский приказ молдавские посланники митрополит Гедеон да логофет Григорий.
Наказал нам пресветлый Государь, Георгий Стефан, Воевода всей Молдавской земли, преосвященному митрополиту, господину Гедеону, да второму логофету Григорию говорить изустно перед Благочестивым Государем, Царем Алексеем Михайловичем Московским, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцем, лета 7164-го году месяца Марта в 16 день.
Государь Наш, Георгий Стефан, Воевода смиренным и покорным сердцем к Великому Вашему Царствию послал нас, глав своих поклонити покорением и земным поклоном перед честными ногами Царствия Твоего, вместо Государя Нашего со всеми своими людьми, и со всеми живущими, которые живут в Молдавской земле, с великим желанием и любовью все поклонятся и покорятся честным стопам Царствия Твоего.
3. Как прислал Великое Твое Царствие посла своего к нам, нас приводить к покорению под честные и святые Твои стопы, и в то время Государь наш хотел с великою радостью и всею душою и всем сердцем поклонится и покорится Великому Твоему Царствию, только было не время, потому что были ограждены ото всех стран от нечестивых турок и татар, и от иных неверных, и невозможно было нам объявить, что хотим покориться Великому Твоему Царствию, чтоб турки и татарва не сведали; да и Молдавская земля тогда не похотела, потому, как бы сведали турки и татарва, и Государя нашего извели б, и Молдавскую землю всю разорили.
Прошение Государя нашего и всей Молдавской земли ко Благочестивому Царю и Самодержцу, сие есть, о том молят и просят:
1. Чин наш и Государства нашего не порушился б, только как жили преж сего в нашем Государстве древние Государи паши те, которые не были под повелением Турского Салтана, так же и нам быть в том же чину, и жить бы нам со всем нашим Государством, понеже и после тех прежних Государей, которые Государи были под областью Турского Салтана, хотя Турки с них и дань имали, яко же и с нас, а чести и чину Государства нашего не порушили.
2. Как Божиим изволением которой Государь наш от сего света отойдет: и в нашей земле и в Государстве нашем иному Государю от иного роду Государем не бытии, опричь нашего Государства.
3. Честь и чин Государства нашего не порушился б, как была не порушена и от нечестивых; но благоволением Великого Вашего Царствия утвердится и укрепится паче прежнего.
4. Господь Бог да подаст силу Великому Вашему Царствию на нечестивых и на неверных народов. Паки бьем челом мы Царствию Твоему со всею своею землею для некоторых городов, которые были на границе нашей, и их ныне держат нечестивые под повелением своим: и те города Царствие Твое пожаловал бы нам, быть им под нашим повелением, как были при прежних Государей наших до турского взятья; и буде изволит Царствие Твое, мы возможем взять их от рук нечестивых агарян, и посадить в них своих людей.
5. Должны будем мы по вся годы до веку посылать к Царствию Твоему великие дары, против Твоей Царской чести, а дани б с нас Царствию Твоему не имать, как емлют с нас нечестивые агаряне, для того, что сподобил Тебя Господь Бог быти, и есть Великим Царем благочестивым и православным; и нам бы бедным рабом Твоим получити от Царствия Твоего малой покой.
6. Колене преклоняем чистым покорением, и земным поклоном, и великим желанием, и благоговением христианским молимся со слезами, и припадаем к пресветлым и святым ногам Царствия Твоего, да буди милостив и милосерд к нам, и ко всем рабом Твоим, живущим в сих странах, елико пребываем и живем меж нечестивых, и стоят на нас всегда турки и татарва, а нам бедным восприбегнути где, не имеем. По сем буди ведомо многодетный Царю» весть к нам доходит из Крыму что Крымской Хан со всею своею силою хочет идти на помочь ляхом, и нас с собою имать насупротив Твоей Царской рати: и мы не имеем что творить; а от невольности идти будет, потому, что отказать нам им не уметь, для того, что имеют они силу большую, и нас всех пленят, и Государство все разорят. И сего ради молим и бьем челом Святому Твоему Царствию, и надежу имеем на великое Ваше Царствие, что мы чистым сердцем и покорною главою припадаем под Святую десницу Царствия Твоего.
7. Господь Бог да подаст Святому Твоему Царствию благоденствие и победу на врагов Твоих, и нас Бог подобит видеть к себе Твою Царскую милость, и видеть такую ж победу на нечестивых, яко и на ляхов; и как изводит Царствие Твое послать на нечестивых и мы должны есмы быть готовыми, и с Твоими Царскими ратными людьми идти на нечестивых.
8. О сих прошениях, что просим от Великого Твоего Царствия, припадаем и молимся со слезами, да восприимет Царствие Твое моление и прошение нас, рабов Твоих, для нужды нашей и прошения, да пожалуй нас, Царствие Твое, Твоею Царскою грамотою и послом Своим, чтоб нам видя Твою Царскую грамоту и посла Твоего, в нуждах своих и печалях утешится, и во всех прошениях своих ввериться.
9. Паки бьем челом Святому Царствию Твоему, да пожалуешь вольную грамоту, чтоб нам посылать людей своих всегда к Царствию Твоему с грамотами и с вестьми без урыву.
10. Еще бьем челом Царствию Твоему, Государь Наш, для неких Святых Икон писать нам здесь, быть им в некотором монастыре, что Государь наш строит.
Подлинное письмо за Патриарховою рукою и за посланниковыми руками и запечатми положено в ящик, что с печатми.
Там же, листы 60-69.
Грамота Царя Алексея Михайловича к Молдавскому Воеводе Стефану, уверительная, что во исполнение прошения его он владетель со всею Молдавскою землею принят в милостивое его Государя призрение и жаловав ье согласно с статьями от его посланников поданными.
Божией милостью, Мы Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астараханский, Царь Сибирский, Государь Псковский и Великий Князь Литовский, Смоленский, Тверский, Волынский, Подольский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных Государь и Великий Князь Новагорода Низовские земли, Черниговский, Резанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондишский, Витебский, Мстиславский и всея Северные страны Повелитель и Государь Иверские земли Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинские земли, Черкасских и Горских князей и иным многим государствам и землям восточным м западным и северным отчич и дедичьи Наследник и Государь и Обладатель объявляем Стефану, Воеводе и Владетелю Молдавские земли, Нашего Царского Величества милостивое слово.
Что в нынешнем в 164-м году в Мае месяце присылали к Нам, Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству, вы Стефан Воевода посланников своих, Сучавского Митрополита Гедеона, да логофета второго Григория Неиула бити челом, что вы Православные Христианя, всей Молдавския земли всяких чинов люди, пребываете от иноверцев в великом утеснении, и гонении, и разорении; и чтоб Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, вас пожаловали, велели, для единые Православные Христианские Веры и Святых Божиих церквей, тебя Стефана Воеводу, со всею Молдавскою землею принять под Нашу Царского Величества высокую руку в вечное подданство, а вы Нам Великому Государю учнет служить вечно, и где Наше Государское повеленье будет и вы на всякого Нашего Царского Величества неприятеля ходить, и с Нашими Царского Величества ратными людьми учнете стоять за одно. И Мы, Великий Государь. Наше Царское Величество, по своему Государскому милосердому обычаю, ее памятуя ваших прежних досадительств, и с неприятели Нашими с Польскими людьми соединения, пожаловали, велели тебя Стефана Воеводу с Молдавскою землею принять под Нашу Царского Величества высокую руку в вечное подданство.
И тебе б Стефану Воеводе быти под Нашею Царского Величества высокою рукою со всею Молдавскою землею навеки неотступно, и Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, и сыну Нашего Царского Величества, Царевичу и Великому Князю Алексею Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России и Наследникам Нашим служити, и всякого добра хотеть; а кто Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, учинитца недругом, и того недруга людьми и казною не подмомати, и совету с ним никакого не имети, и по Нашей Царского Величества воле, и где Нашего Царского Величества повеленье будет, на которого неприятеля идти: и вам туда ходить, и с Нашими Царского Величества ратными людьми на всякого неприятеля стоять сообща, безо всякие измены. А что били челом Нам, Великому Государю, Нашему Царскому Величеству, по твоему Стефана Воеводы приказу, посланники ваши, митрополит и логофет, и подали статьи, а в тех статьях написано, чтоб Нам, Великому Государю, пожаловать Вас, и чинов и чести Государства вашею пременяти и нарушаю не велеть, а чтоб вам жить в том чину и чести, как было в вашем государстве при прежних Государех, которые были не под повелением Турских Салтанов; да вы ж будите должны по вся годы да веку присылать к Нам, Великому Государю, к Нашему Царскому Величеству великий дары по Нашему Государскому достоинству, только б Нам Великому Государю, дани с вас против того, как емлют турки, имать не велеть, для того, чтоб вам в том по Нашей Государской милости получить покой; а буде Божиим изволением, которой Государь Молдавские земли от сего света отойдет, и в вашей бы земле, и в государстве иному государю иного роду, опричь вашего Государства, Государем не быть. И Мы, Великий Государь, Наше Царское Величество, тебя Стефана Воеводу и всю Молдавскую землю пожаловали, тем всем статьям велели быть во всем по вашему челобитью неотменно, и хотим вас держать в Нашем Государевом милостивом жалованье и в призренье, и вам бы на Нашу Царского Величества милость быть надежным. Дана ся Наша Царского Величества жалованная грамота в Нашем царствующем граде Москве. Лета от создания мира 7164 Июня 29 дня.
Моск. Гл. Арх. М. И. Д. Молдавские трактаты 1656 г. Июня 29, № 4, на 2 листах.

7164-го году Июля в 7 день, по Государеву, Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великия, и Малыя и Белыя России Самодержца указу, Великий Государь Святейший Никон, Патриарх Московский и всея Великия, и Малыя и Белыя России, в Соборной церкви Успения Пречистые Богородицы, пред престолом Господним, по сей записи Стефана Воеводы и Владетеля Молдавския земли, посланника, Сучавского митрополита Гедеона к вере привел.
А логофета Григория, и всех людей, которые были от Владетеля с посланники, приводил к вере в Соборной же церкви тверской архиепископ Лаврентий да соборной протопоп Михайло, Июля 22 день.
Яз Молдавского Воеводства Сучавской митрополит Гедеон, да логофет Григорий обещаемся перед Святым Евангелием за себя и за Стефана Воеводу и за весь духовной и мирской чин на том, что прислал нас к Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, Стефан Воевода и Владетель Молдавские земли, биты челом, чтоб Он, Великий Государь, пожаловал, велел его Стефана Воеводу со всею Молдавскою землею принять под Свою Государскую высокую руку в вечное подданство. И Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, Его Царское Величество пожаловал Стефана Воеводу со всею Молдавскою землею под Свою Государскую высокую руку принять изволил.
И Стефану Воеводе и духовного чина людям, так же и бодром и всякого чину людям быть под Царского Величества высокою рукою на веки неотступным, и служить ему Великому Государю и сыну его Государеву, Государю Царевичу и Великому Князю Алексею Алексеевичу всея Великия и Малыя и Белыя России, и Наследником верно и на всякого Его Государева неприятеля стоять, по Его Государеву повеленью, безо всякие измены, а к Турскому и к Крымскому и к иным государем вперед не приставать. И на том на всем ему Стефану Воеводе, и бодром и всякого чину начальным людям учинить вера перед Его Государевыми послы, которых Его Царское Величество изволит к нему Стефану Воеводе прислать и письмо о том, за своими руками и за печатьми, к Царскому Величеству для утверждения и верности послам с теми ж Его Царского Величества послами.
А на истинное уверение во всем с том обещеваюся Государю своему, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, и Его Благоверной Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне, и Благоверному Государю Царевичу и Великому Князю Алексею Алексеевичу, всея Великия и Малыя и Белыя России, и их Государским Наследником по непорочной заповеди Господа Бога и Спаса нашего, Иисуса Христа, яко ж во Святом Евангелии указася, еже ей, ей на том служити мне Ему, Государю своему, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу и Его Благоверной Царице и Великой Княгине Марии Ильиничне и Благоверному Государю Царевичу и Великому Князю Алексею Алексеевичу всеа Великия, и Малыя и Белыя России и их Государским Наследником. И опричь Государя своего, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца, и сына Его Государева, Государя Царевича и Великого Князя Алексея Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России и Их Государских Наследников, на Московское и на Владимирское Государства, и на все Великие Государства Российского Царствия, и на Великое Княжество Литовское, и на Княжество Киевское и Черниговское, и на всю Малую и Белую Русь иного Царя из иных государств Польского и Немецких Реш, Королей и Королевичей, из розных земель Царей и Царевичей, и из Русских, и из иноземских родов никого не хотети, и под государствами, которые под ними Государями, не подыскивати никакими мерами и ни какою хитростью.
А где уведаю или услышу на Государя своего, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Великия, н Малыя, и Белыя России Самодержца и на сына Его Государева, Государя Царевича и Великого Князя Алексея Алексеевича, и на Его Царского Величества Наследников, и на все Его Великия государства на Великую, и на Малую, и на Белую Русь, и на Великое Княжество Литовское каких неприятелей, Турских или Крымских, или коих иных Государств собрание и злой умысел, или Его Царского Величества в подданных измену, или иной какой злой умысел: и мне имя рек Государю своему, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, про то известити, как мочно вскоре, а самому против неприятелей за Государя своего, и за Его государство стояти, и промысел всякими мерами к помочи делати, и битися не щадя головы своей, а изменника поймать. А где велит мне Царское Величество быть на Своей Великого Государя службе с Своими Царского Величества Московскими ратными людьми, или с Его Царского Величества подданными Гетмана Богдана Хмельницкого полку с запорожскими черкасы, и кто будет Царского Величества над войски бояре и воеводы, и мне, будучи на Государеве службе, тех бояр и воевод слушати, и с Его Царского Величества ратными людьми совет и промысел имети, и с Его Государевыми недруги битися за одно. И которые со мною будут Царского Величества подданные Молдавские ратные люди, и мне их утвержать, чтоб они Царского Величества с ратными людьми совет и дружбу имели, и Царского Величества с недруги бились за одно, не щадя голов своих, чтоб их обещание и клятва у всех была без преткновения постоянна; и нс полков мне Царского Величества к неприятелю не отъехати, и ни какими мерами измены не учинить, и в городехи, где мне лучитиа быть Царского Величества с подданными, и мне неприятелю города не здати, и неприятеля па простое и безлюдное место собою и иным ни кем к городу не подвесть, и зла ни какова не учинити, и ни в которое в иное государство изменою не отъехать, и будучи в полках, воевод не покинуть, и сь Его Государевыми недруги и со изменники не ссылатись, и ни в чем мне Государю своему, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великия, и Малыя, и Белыя России Самодержцу, и сыну Его Государеву, Государю Царевичу и Великому Князю Алексею Алексеевичу, и их Государевым Наследником не измените ни которыми деды, и ни которым лукавством. А кто не станет Государю, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцу, и сыну Его Государеву, Государю, Царевичу и Великому Князю Алексею Алексеевичу, и Их Государским Наследником служити и прямити, или кто учнет с их Государевыми недруги ссылатись, и мне с теми людьми за них Государей своих и за их государство битись до смерти, а самому мне, по моему обещанию, еже обещеваюсь ныне пред Святым сим Евангелием, ни к какой измене и к воровству ни к какому, и ни к какой прелести не приставать и во всем мне Государю своему, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Великия, и Малыя, и Белыя России Самодержцу, и сыну его Государеву, Государю, Царевичу и Великому Князю Алексею Алексеевичу, и их Государским Наследником служити, и прямити, и добра хотети безо всякого лукавства в правду, яко же аз обещахся.
Такова ж запись писана на листах и одна запас на листу за рукою и за печатай Молдавских посланников митрополита Гедеона да логофета Григория Ненула положена в ящик, где лежит Государева царственная печать, а такова ж па листу отдана посланником митрополиту и логофету.
Моск. Гл. Арх. М. И. Д. Молдавские дела 7164 г. Апр. 16-22 Янв. 7165 г., № 1; листы 135, 128-134, 136.