Переяславская Рада (2)

И после того писарь Иван Выговской пришедчи говорил что де казаки и мещане все под Государеву высокую руку подклонились».
И Генваря в 8-м жо числе Гетман Богдан Хмельницкой и писарь Иван Выговской и обозничей и судьи и полковники и ясаулы войсковые и сотники и атаманы у боярина у Василия Васильевича Бутурлина с товарищами на сьезжем дворе были.
И боярин Василий Васильевич говорил Гетману Богдану Хмельницкому речь.
а молвил:
«Божиею милостью Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси Самодержец и многих государств Государь и Обладатель
прислал к Тебе Богдану Хмельницкому Гетману войска Запорожского и ко всему войску запорожскому сию Царского Величества Грамоту.
И тое Государеву Грамоту ему отдал, а как Государеву Грамоту боярин Василей Васильевич Гетману отдал и тое Государеву грамоту Гетман принял с великою радостью, а приняв Государеву грамоту поцеловал и распечатав отдал писарю Ивану Выговскому и велел ему вычесть при всех войска Запорожского начальных и всяких людей «слух и тое Государеву грамоту писарь Иван Выговской чол всем людям явно и выслушав Государеву грамоту Гетман и полковники и всяких чинов люди Государской милости обрадовались; и говорил Гетман, что Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси Самодержцу он Гетман Богдан Хмельницкой со всем войском Запорожским служити и прямити вседушно и за Государское многодетное здоровье головы складывать ради и веру Государю учинити и во всем по его Государеве воле быть готовы.
И боярин Василий Васильевич молвил:
Божиею Милостию Великий Государь Царыи Великий Князь Алексей Михайлович всеа Русий Самодержец и многих государств Государь и Обладатель жалует тебя Гетмана Богдана Хмельницкого и полковников и все войско Запорожское, Православные Христианские Веры велел Вас спросить о здоровье.
Да как Гетман и полковники на Государеве милости что их пожаловал о здоровье велел спросить челом ударили про Государево Царево и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси здоровье спросили.
И боярин Василий Васильевич молвил:
Как мы поехали от Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси Самодержца от Его Царского Величества и Великий Государь наш Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси Самодержец и многих государств Государь и Обладатель на Своих великих и преславных государствах Российского Царствия дал Бог в добром здоровье».
А после того говорил Гетману.
«Божиею милостью, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец и многих государств Государь и Обладатель, велел тебе говорить:
В прошлых годех и по нынешней по 162 год присылали к Великому Государю нашему, Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Руси Самодержцу и многих государств Государю и Обладателю, к Его Царскому Величеству, ты Богдан Хмельницкой, Гетман войска Запорожского, и все войско Запорожское бити челом, что паны рада и вся Речь Посполитая на Православную Христианскую Веру Греческого закону и на Святые Божие Восточные церкви восстали и гонение учинили большое, и от истинной Православной Христианской Веры, в которой вы издавна живете, начали вас отлучать и неволить к своей римской вере, а в иных местах в Коруне и в Литве благочестивые церкви запечатали, а в иных учинили унию, и всякие над вами гонение, и поругание, и злости нехристианские чинили; а после того, и помирясь с вами, сперва под Зборовом, а после под Белою Церковью, на правде своей не устояли, и церкви Божии, которые в договоре написаны были отдати из унии, не отдали, а которые немногие и отданы были, и те оборочены опять под унию; и хотя Православную Христианскую Веру искоренити и Святые Божии церкви до конца разорит, войска свои на вас собрали, и многие города и места, и в тех городах и местах святые Божии церкви осквернили, и обругали и разорили, и православных христиан духовного и мирского чину многих невинно замучили, и всякое злое поругание чинили. И вы, не хотя благочестивые Христианские Веры отбыть и Святых Божиих церквей в разорении видеть, по неволе призвав к себе на помочь Крымского Хана с ордою, учали за Православную Христианскую Веру и за Святые Божии церкви против их стоять, а у Великого Государя нашего, у Его Царского Величества милости просите, чтоб Великий Государь наш, Его Царское Величество, Православные Христианские Веры искоренить и Святых Божиих церквей разорить гонителем вашим и клятвопреступникам не дал и над вами умилосердился, велел вас, тебя Гетмана, и все войско Запорожское, принят под Свою Царского Величества Высокую руку з городами и з землями, а вы Великому Государю нашему, Его II Царскому Величеству, служити и за Его Государское здоровье против всякого неприятеля хотите стоять вовеки.
И по указу Великого Государя нашего, Его Царского Величества, приказывано к вам, к тебе Гетману к Богдану Хмельницкому и ко всему войску Запорожскому, что у Великого Государя нашего, у Его Царского Величества с Яном Казимиром, Королем Польским и Великим Князем Литовским, вечное докончанье, и Великому Государю нашему, Царскому Величеству, II Государю Христианскому без причины вечного докончанья нарушить было не мочно; а которые неправды учинились с Королевские стороны к нарушенью вечного докончанья, и Великий Государь наш, Его Царское Величество, ожидает о том с Королевские стороны, по договору исправленья; а будет Король и паны рада, по договору исправленья не учинят, и Великий Государь наш, Его Царское Величество, терпети им не будет, а за их неправды учнет против их стоять, а ему Гетману и всему войску Запорожскому велит Свой Царского Величества милостивый указ учинить.
И вы, Богдан Хмельницкой, Гетман войска Запорожского, и все войско Запорожское Великому Государю нашему, Царскому Величеству, били челом: будет Его Царскому Величеству под Свою Государеву Высокую руку приняти вас не мочно, и Царское б Величество, для Православные Христианские Веры и святых Божиих церквей, в вас вступился и велел вас с Королем и с паны рады помирити [И через Своих Государевых великих послов, чтоб вам тот мир был надежен; а собою вы с ними мириться не хотите, потому что Поляки вправде своей не стоят.
И по указу Великого Государя нашего, Его Царского Величества, а по вашему челобитью, посыланы в Польшу к Яну Казимеру Королю, Его Государевы великие и полномочные послы, боярин и наместник великопермской, князь Борис Александрович Репнин Оболенской с товарищами, а велено Королю и паном раде о том миру и о посредстве говорити накрепко.
И те Царского Величества великие послы в ответех паном раде говорили, чтоб Король и паны рада то междоусобье успокоили, и с вами помирились, и Православную Христианскую Веру Греческого закона не гонили, и церквей Божиих не отнимали, и неволи вам ни в чем не чинили, а учинили б мир по Зборовскому договору, и которые церкви оборочены под унию, и те б церкви отдали вам назад; и будет Король и паны рада то учинят, с вами помирятся и в вере вам вперед неволи чинить не учнут, и церкви Божии отдадут вам по прежнему: и Великий Государь наш, Его Царское Величество, для Православные Христианские Веры и Святых Божиих церквей Королевскому Величеству такую поступку учинит тем людем, которые в Его Государевом имянованье в прописке объявились и достойны были смертные казни, те их вины велит им отдать. Да те же Царского Величества великие послы говорили: как Ян Казимир Король обран на Королевство, и он духовного и мирского чину людем присягал на том, что ему меж разньствующими в Вере Христианской людьми остерегати и защищати, и никакими мерами для веры самому не теснити и ни кого на то не попущати.
А будет он тое своей присяги не сдержит, и он подданных своих от всякие верности и послушания чинит свободными, и разрешения о той клятве своей ни у кого просить не будет и не примет; и он Ян Казимер Король не токмо что Православную Христианскую Веру оберегал и защищал, но и гонение злое учинил, чего ни на которую и на еретическую веру не чинят: и потому по всему он клятву свою, на чем присягал, преступил, а подданных своих, вас Православных Христиан, тем от подданства учинил свободными, и он Казимер Король и паны рада то все поставили ни во что, и в миру и в посредстве отказали, и хотя Православную Христианскую Веру искоренить и церкви Божии разорить, пошли на нас войною при них же великих послах, а их послов отпустили без дела.
И Великий Государь наш, Его Царское Величество, видя с Королевские стороны такие неисправленье и досады, и вечному докончанью нарушенье, и на Православную Христианскую Веру и на Святые Божии Церкви гонение, и не хотя того слышать, что вам единоверным Православным Христианином в конечном разорении и церквам благочестивым в запустении и в поругании от латинов быти, под Свою Высокую руку вас, Гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское, с городами и с землями, от Королевского подданства преступлением присяги его свободным, приняти велел, и помочь вам на кривоприсяжцов и на хотящих разорити Христианскую Веру Своими Государевыми ратными людьми чинити велел. И ты б, Гетман Богдан Хмельницкой, и все войско Запорожское, видя к себе Великого Государя нашего, Его Царского Величества милость и жалованье, Ему Государю служили и всякого добра хотели и на Его Царского Величества милость были надежны; а Великий Государь наш, Его Царское Величество, учнет вас, тебя Гетмана и все войско Запорожское, держать в Своей Царского Величества милости, и от недругов ваших во оборони и в защищение.»
И выслушав речь Гетман и все начальные и всяких чинов люди на Государевой милости били челом. Из сьезжего двора Гетман поехал к соборной церкви Успения Пречистые Богородицы с боярином с Василием Васильевичем с товарищами в карете, а казанской Преображенской архимандрит Прохор и рожественской протопоп Андреян священницы и дьяконы которые по Государеву указу послан с ними пришли за Спасовым образом в соборную церковь на передих.
А как боярин Василей Васильевич и Гетман Богдан Хмельницкой пришли к соборной церкви и переяславской протопоп Григорий и всех церквей священницы и дьяконы встретили их у паперти со кресты и с кандилы в ризах и пели «буди имя Господне благословенно от ныне и до века» а как вошли в церковь и архимарит Прохор и протопоп Андреян и переяславский протопоп Григорий со всем освященным собором облачась в ризы хотели начать обещание к вере по чиновной книге какова от Государя прислана к ним и Гетман Богдан Хмельницкой говорили им чтоб им боярину Василию Васильевичу с товарищи учинити вера за Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси, что ему Государю их Гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское Польскому Королю не выдавать и за них стояти и вольностей не порушет и хто был шляхтич или казак и мещанин и хто в каком чину наперед сево и какие маетности у себя имел и тому б всему быть по прежнему и пожаловал бы Великий Государь велел им дать на их маетности свои Государевы грамоты и боярин Василей Васильевич с товарищи Гетману говорили, что в Московском Государстве прежним Великим Государем нашим Царем и Великим Князем всея Руси веру чинили их Государьскии подданные так же и Великому Государю нашему Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси Самодержцу всем Государством они веру чинят на том что б им Великому II Государю Нашему служить и радеть и прямить и всякого добра хотеть а того что за Великого Государя веру учинити николи не бывало и впредь не будет, и ему Гетману и говорить было о том непристойно потому, что всякой подданной повинен веру дать своему Государю и они б Гетман и все войско Запорожское как начали Великому Государю служить и о чем били челом так бы и совершили и веру Великому Государю дали по Евангельской заповеди безо всякого сумнения, а Великий Государь учнет их держать в своем Государевом милостивом жалованье и в призренье от недругов их во оборони и в защищенье и водностей у них не отымает и маетностям их чем хто владеет, Великий Государь их пожалует, велит им владеть по прежнему.
И Гетман Богдан Хмельницкий говорил им что он о том поговорит с полковники и со всеми людьми II которые ныне при нем Гетмане, и вышед из церкви пошел на двор к переяславскому полковнику к Павлу Тетере и говорил о том с полковники и со всеми людьми многое время а они стояли в церкви и из двора прислал в церковь к ним полковников переяславского Павла Тетерю да миргородского Григория Сахновича а пришед к ним полковники говорили теж речи чтоб им учинить веру за Государя.
И боярин Василей Васильевич с товарищами полковником потому ж говорили то не пристойное дело что за Государя им вера чинит николи того не повелось что за них Государей подданным вера давать а дают веру Государю подданные.
И полковники говорили что Польские Короли подданным своим всегда присягают.
И боярин Василей Васильевич с товарищами говорили полковником что польские короли подданным своим чинят присягу и того в образец ставить не пристойно потому что те короли неверные и не самодержцы а на чем и присягают и на том николи в правде своей не стоят а у прежних Великих Государей Благочестивых Царей и Великих Князей всея Руси Самодержцев так же и у Великого Государя нашего Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси Самодержца того ни коли не бывало что за них Великих Государей давать вера, а присланы от Великого Государя они боярин Василей Васильевич с товарищами к нему Гетману и ко всему войску Запорожскому с Государским милостивым словом и как Государево милостивое слово боярин Василей Васильевич с товарищами на съезжем дворе Гетману и им сказали и они Государевой милости обрадовался пошли в церковь и таких непристойных речей не говорили да и то перебыло Гетману и им полковником говорить о том непристойно потому что Государское слово пременно не бывает.
И полковники говорили им боярину Василию Васильевичу с товарищами, Гетман де им в том верит только де казаки не верят, а хотят того что бы они дали им веру.
И боярин Василей Васильевич говорил полковником что Великий Государь наш Царь и Великий Князь Алексей Михайлович всея Руси Самодержец для Православные Христианские Веры и Святых Божиих церквей изволил их принять под свою Государеву Высокую руку по их челобитью и им было Его Государская милость надобно помнить и Великому Государю служить и радеть и всякого добра хотеть и что б все войско Запорожское к вере привести а которые будут незнающие люди такие непристойные речи которые к такому великому делу непристойны и говорить и им было надобно Великому Государю служба своя показать и таких незнающих людей от таких слов унимать, и полковники с тем пошли от них к Гетману.
И после того пришли в церковь Гетман Богдан Хмельницкой и писарь Иван Выговской а с ними полковники и сотники и ясаулы и атаманы и казаки говорили боярину Василию Васильевичу с товарищами Гетмана и писарь Иван Выговской и полковники, что они во всем покладываются на Государеву милость и веру по Евангельской заповеди Великому Государю вседушно учинить готовы и за Государское многодетное здоровье головы складывать ради а о своих делах учнут они Гетман и все войско Запорожское бить челом Великому Государю.
И того же числа Божиею милостью и Пречистые Богородицы помощью и заступлением Великих Чудотворцев Петра и Алексея и Ионы и Филиппа Московских и всея Руси и Всех Святых и Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси Самодержца счастьем боярин Василей Васильевич Бутурлин с товарищами Гетмана Богдана Хмельницкого и писаря Ивана Выговского и обозничего и судей и ясаулов войсковых и полковников и все войско Запорожское под Государеву Высокую Руку привел и Гетман Богдан Хмельницкой и писарь Иван Выговской и обозничей и судии и ясаулы войсковые и полковники веру Государю учинили на том что быть им з землями и с городами под Государевою высокою рукою на веки неотступным, а приводил к вере по чиновной книге архимандрит Прохор, обещание к вере Гетман и писарь и полковники и иные приказные люди, говорил со слезами и Великому Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси Самодержцу и Государыне Благоверной Царице и Великой Княгине Марье Ильиничне и Благоверным Царевнам и их Государским детям которых им Государем впредь Бог даст обещание служить и прямить и добра хотеть и во всем быть по Государеве воле безо всякого сомнения как о том в обещанье написано а как Государю Царю и Великому Князю Алексею Михайловичу всея Руси Гетман Богдан Хмельницкой и писарь и полковники веру дали и в то время в соборной церкви на амвоне кликал многолетье Государю благовещенской дьякон Алексей а как Государю многолетье кликал и в те поры было в церкви всенародное множество мужского и женского полу и о то многие радости плакали что сподобил Господь Бог быти им всем под Государскою Высокою рукою.
И учиня веру Гетман от соборной церкви ехал з боярином с Василием Васильевичем с товарищами в карете на съезжей двор, а полковники и всякие люди шли пеши.
А как приехали на сьезжий двор и по Государеву, Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича всея Руси указу, Его Государево жалованье, боярин Василей Васильевич с товарищами, ему, Гетману Богдану Хмельницкому, знамя, и булаву, и ферезею, и шапку и соболи дали; а в которое время что дать довелось, и боярин Василей Васильевич говорил Гетману речь против Государева указа; сперва как начал объявляти знамя, и в те поры говорил речь,
а молвил:
«Божиею милостью, Великий Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец и многих государств Государь и Обладатель, велел тебе, Гетману Богдану Хмельницкому, говорить:
известно есть се всем, яко ни что же без Божия смотрения в человецех деется, но вся Его смотрением строятся. Усмотре сие и наш Благоверный и Христолюбивый Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец и многих государств Государь и Обладатель, яко и яже ныне деются в вашей сен земле несмирной, Божиим смотрением деются и строятся, иже по велицей своей милости, о верных своих, в земли сей велиим гонением от отступников и иноверных насилуемых, промышляй, тебе, благочестный Гетмане, войска Запорожского, со благохотным воинством твоим, к защищению церкве Святыя и всех Православных, в сей земли сущих, воздвиже, Его ж милостью всесильною ты помогаем, покровом Пречистыя Богородицы покрываем, и поборением Святых Русских о Православных укрепляем, до сего времени по Православии крепко побораеши, победу над насилующими, Православным приемля; но разумевает же и се благоверный Государь, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец, яко всемилостивый Бог, хотяй воздвигнуто род христианский и сию землю, скипетр благоверного Государя нашего, Его Царского Величества, яко ж во времена Благоверного Царя Владимира и прочих его наследников бысть, тако и ныне чрез ваше тщание соединить. Смотрению Божию таковому повинуюся, по твоему и всего твоего воинства желанию, Царскую свою милость вам показует, и чрез нас Его пресветлого Царского Величества, меня боярина с товарищами, сие знамение тебе, благочестный Гетмане, дарует; на сем Царском своем знамении Царя Царствующих, всемилостивого Спаса написанного, в победу на враги, Пресвятую Богородицу в покров, и преподобных Печерских со Святою Варварою, Русских Молитвенников, в ходатайство тебе и всему твоему Православному воинству подавая, дабы всемилостивый Спас наш, яко ж иногда, яко повествует история о происхождении Честного Креста, Православному Царю Русскому и всем Христианам даст на враги победу, и мир дарова, тако и тебе со благочестивым воинством на врагов, Церковь Святую озлобляющих и православных утесняющих, дарует победу, да о имени Иисусове, всяко колено гордых падет на землю, и враги Православных прогонятся, а мир тем устроится сущим в гонении правоверным; и яко же Пречистая Богородица, некогда верных в Царьграде, покрывавший чудным своим покровом, враги, на верных вооружившиеся, всесильным своим заступлением, от иконы ся чудотворные бываемым, иныя чюдотворно изби, другие же со студом прогна, тако да и посреде полков ваших, в Царском сем знамении написана, носима, вас от иноверных оружия покрывает, и победу на них даруя тебе, со всем православным воинством и со всеми верными соблюдет невредимых, и святые же Божии Угодницы Рустии, Антоний и Феодосий со Святою Великомученицею Варварою, ее же Святые Мощи, яко дар многоценен, ваша имать страна, яко ж в начале Православия в Русской сей земли сея Мощи, они же сами Православие утверждаху, сице и ныне да будут скори, тебе и всем помощницы, утверждающе мир православия, и знамение се Его Царского Величества да будет всем врагом вашим победы знамение страшное и ужасное во бранехъ!».
А изговоря, боярин Василей Васильевич отдал Гетману знамя.
А как отдал знамя, и отдавая булаву, говорил:
«Иное паки державы своей Царские знамение, булаву сию, благоверный и Христолюбивый Государь наш, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец, тебе жалуя, тебя посылает, да тою благополучно благочестивому воинству и всем людям начальствующим, гордящихся на Православие и непокоривых, да тою тебе смирити; воинство же твое благочестивое, якоже до ныне добре устроевал еси, сице да и прочее время сим Пресветлые Его Царские Державы знамением, булавою, тако смотреливне управляти возможеши, яко да самое видение стройне управляемого от тебе воинства, вся враги на вы восстающие и на благочестие, устрашает и от вас прогоняет».
А отдав булаву, боярин Василий Васильевич говорил, отдавая одежду:
«К сему Благочестивый Государь наш, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец, орла носяй печать, яко орел покрыти гнездо свое и на птенца своя вожделе, град Киев с прочими грады Царского Своего орла некогда гнездо сущий, хотяй милостью Своею Государевою покрыти, с ним же и птенца Своя верныя, некогда под благочестивых Царей державою сущия, в защищение свое прияти, в знамение таковые Своея Царские милости тебе одежду сию дарует, сею показуя, яко всегда непременною Своею Государевою милостью, тебе же и всех Православных, под его предсветлую Царскую державу под кланяющихся, изволи покрывати, и ты же, да сию от Царского Его Величества прием, твою начатую службу к Царской Его державе и к защищению Православных, теплою ризою сею одевайся, согревавши, яко да раждежен ревностно о Вере Православной и о Царского Его Величества державе, на враги побораеши». А как отдал одежду, и отдавая шапку, говорил:
«Главе твоей, от Бога высоким умом вразумленной, и промысел благоугодный о Православия защищении смышляющей, сию шапку, пресветлое Царское Величество в покрытие дарует, да Бог здраву главу твою соблюдая, в сяцем разумом ко благому воинства преславного строению вразумляет, яко да тя Гетмана, имуще вернии и тобою смышленно управляеми врагов ногами попирати, и безумие гордых умной главе твоей покаряти возмогут. Сие убо Своего Царского Величества жалованье, благоверный Государь наш, Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Руси Самодержец, тебе даруя нами, и всякого благоспешия и на враги одоления благоприветствуя, хощет: да в своем обещании к Царской Его державе и вере непременней пребывающи, многоумную свою главу к Его Царской милости подкланяя, твердую и нерушимую верность свою со всем воинством своим и всеми Християны соблюдеши, яко да и Царское Его Величество, вашим рачением возбуждаем, большую к тебе и всем твоим, милость свою Царскую простирати возможет.
Статейной список бывших в Переяславе у Гетмана Богдана Хмельницкого Российских послов ближнего боярина Василия Бутурлина, околничего Ивана Алферьева и думного дьяка Лариона Лопухина для приведения его Гетмана и всех жителей малороссийских городов к присяге в верности и в вечном подданстве Государю Царю Алексею Михайловичу.
Моск. Гл. Арх. М. И. Д. Малороссийские дела 1653 г. Окт. 9-5 Февр. 1654 г., № 4. Тетрадь в 233 листа; листы 122-154.