Трактат между польск. послами и рос. боярами о мире, 1686
1686 Июня 18.
Трактат, заключенный в Москве полномочными Польскими послами с Российскими боярами. – О вечном мире между обеими Государствами, о Царских и Королевских титулах, об уступке в Российскую сторону городов Смоленска, Рославля, Малыя России, Киева и прочих. (П. С З. № 1186).
Бога Всемогущего, и во всех всяческая действующего, вездесущего и вся исполняющего, и утешения благая всем человеком дарующего, Создателя нашего в Троице Святой славимого силою и действом и хотением, и благоволением утвердившего нас укрепляющего властью своею всесильною избранный скипетр в Православии во осмотрение Великого Российского Царствия и со многими покоряющимися прибылыми Государствами дедичного наследства и обладательства, мирно держать и соблюдать навеки Мы Пресветлейшие и Державнейшие Великие Государи Цари и Великие князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всея Великиея и Малыя и Белыя России Самодержцы, Московские, Киевские, Владимирские, Новгородские, Цари Казанские, Цари Астраханские, Цари Сибирские, Государи Псковские и Великие Князи Смоленские, Тверские, Югорские, Пермские, Вятские, Болгарские и иных Государи и Великие Князи Нова-города Низовские земли, Черниговские, Рязанские, Ростовские, Белозерские, Удорские, Обдорские, Кондинские и всея Северные страны Повелители, Государи Иверские земли, Карталинских и Грузинских Царей и Кабардинские земли, Черкасских Горских князей и иных многих государств и земель восточных и западных, и северных отчичи и дедичи и Наследники и Государи и Обладатели Наше Царское Величество объявляет сею Нашею Царского Величества подтверждающею грамотою, что па вящую впредь идущие времена славу Господу Богу в Троице Пресвятой Единому и на умножение чести преблагословенные Пресвятыя Богородицы и Пречистыя Девы Марии и Всех Святых. А на вечную дела сего и всего Христианства славу и ко украшению и прибыли тех великих государств Христианских Народов в покое святом пребывающих ни к вечному успокоению склонных. С Вами наияснейшим и державнейшим Великим Государем Яном Третьим Божией милостью Королем Польским, Великим Князем Литовским, Русским, Прусским, Жмойдцким, Мазовецким, Волынским, Подольским, Подляшским, Лифлянским и иных с Вашим Королевским Величеством учинили мы в братской нашей государевой дружбе и любви вечной мир и святой покой и при том против наступления басурманского союз, то есть в нынешнем настоящем седмь тысяч сто девяносто четвертом а от Рождества Христова тысяча шестьсот восемьдесят шестом году к нам Великим Государем к Нашему Царскому Величеству присылали Вы Брат Наш Великий Государь Ваше Королевское Величество, своих Королевского Величества, и Речи Посполитой, обоих пародов Коруны Польской и Великого Княжества Литовского великих и полномочных послов вельможных Криштофа Гримултовского, воеводу познанского да Марцыана Александра князя с Козельска Огинского канцлера Великого Княжества Литовского с товарищами, которые будучи у Нас Великих Государей у Нашего Царского Величества в нашем царствующем великом граде Москве, при нашем Царского Величества дворе по отправлении посольства с назначенными от нас Великих Государей от нашего Царского Величества ближними боярами и думными людьми ближним боярином князем Насильем Васильевичем Голицыным, царственные большие печати и Государственных великих посольских дел сберегателем и наместником новгородским, ближним боярином и наместником вятским Борисом Петровичем Шереметевым, ближним боярином и наместником суздальским Иваном Васильевичем Бутурлиным с товарищами объявили Вашего Королевского Величества полномочную грамоту и всей Речи Поспоѵгитой полную мочь, в которых объявлено, что те Вашего Королевского Величества и Речи Посполитой вышеименованные великие и полномочные послы имеют полную мочь ко умножению любви общей братской, обоим Нам Великим Государем и Государством Нашим на лежащей договаривать и вечной мир и Святой покой и союз становить, споры все и трудности заходящие успокоить и все дела совершить и письмом и присягою подтвердить и укрепить, которое и Вы Брат Наш Великий Государь Ваше Королевское Величество со всеми чинами Речи Посполитой обоего народу то все с своей Королевского Величества стороны утвердите и то помянутых великих послов дело да доброе, крепкое и не порушимое иметь будете. И по Нашему Великих Государей Нашего Царского Величества Указу, ближние наши Царского Величества бояре и думные люди, с теми Вашего Королевского Величества и Речи Посполитой выше помянутыми великими и полномочными послы имеющими ту вышеименованную Вашего Королевского Величества и Речи Посполитой полную мочь, будучи на многих разговорах говорили: о содержании между Нами Великими Государи Нашим Царским Величеством и Вами Братом Нашим Великим Государем Вашим Королевским Величеством Наши Государские братские дружбы и любви и чинили о вечном миру и святом покое и о союзе и о исполнении всех заходящих трудностей чтоб все ссоры и досадительства на обе стороны учиненные успокоить в вечные времена и милостью Всемогущего в Троице славимого Бога, за повелением обоих нас Великих Государей Нашего Царского Величества ближние бояре и думные люди и Вашего Королевского Величества и Речи Посполитой великие и полномочные послы о Нашей Государской братской дружбе и любви и о вечном миру и Святом покое, и против наступления поганского о союзе, согласно постановили и утвердили которого договору в двадцать пятой статье изображено то есть, что и обоим Нам Великим Государем Нашему Царскому Величеству и Вашему Королевскому Величеству, тот вечного миру договор и Святой покой и союз Нашими Государскими Особами пред Святым Еѵангелием, обещанием и подтверждающими грамотами утвердит и Мы Великие Государи Наше Царское Величество чиня довольство тому посылаем к Вам Брату Нашему к Великому Государю к Вашему Королевскому Величеству Нашего Царского Величества великих и полномочных послов ближнего боярина и наместника вятского Бориса Петровича Шереметева, ближнего окольничего и наместника муромского Ивана Ивановича Чаадаева, думного дьяка Протасья Ивановича Никифорова да дьяка Ивана Волкова. Сею Нашею Царского Величества подтверждающею грамотою все нынешние в нашем царствующем граде Москве вечного миру и Святого покою и союзу, договоренные и постановленные и утвержденные статьи как всякая из них в себе имеется слово до слова в сию нашу Царского Величества подтверждающую грамоту вписать повелели есмы тридесятью статьями описанный тремя сице в себе имеющие: Бога Всемогущего и во всех всяческая действующего, везде сущего и вся исполняющего и утешения благая всем человеком дарующего, создателя нашего в Троице славимого милостью. Пресветлейших и Державнейших Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев, Московских, Киевских, Владимирских, Новгородских, Царей Казанских, Царей Астраханских, Царей Сибирских, Государей Псковских и Beликих Князей Смоленских, Тверских, Югорских, Пермских, Вятских, Болгарских и иных; Государей и Великих Князей Нова Города Низовские земли, Черниговских, Рязанских, Ростовских, Ярославских, Белоозерских, Удорских, Обдорских, Кондинских, и всея Северные страны Повелителей, и Государей Иверские земли Карталинских и Грузинских Царей, и Кабардинские земли, Черкасских и Горских Князей, и иных многих государств и Земель восточных и западных в северных отчичей, дедичей и Наследников, и Государей и Обладателей. Их Царского Величества ясновельможные и вельможные, ближней боярин князь, Василей Васильевич Голицын, царственные большие печати и государственных великих посольских дел сберегатель и наместник новгородской, ближней боярин и наместник вятской Борис Петрович Шереметев, ближней боярин и наместник суздальской Иван Васильевич Бутурлин, ближней окольничей и наместник шатцкой Петр Дмитриевич Скуратов, ближней окольничей и наместник муромской Иван Иванович Чаадаев, думной дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев, да дьяки: Василей Бобинин, Василей Посников, Прокофей Возницын, Иван Волков, а с другой стороны наияснейшего и державнейшего Великого Государя Яна Третьего, Божией милостью, Короля Польского, Великого Князя Литовского, Русского, Прусского, Жмудцкого, Мазовецкого, Волынского, Подольского, Подляшского, Лифлянского и иных, Его Королевского Величества и всех чинов Речи Посполитой, духовных и мирских, обоих народов Короны Польские и Великого Княжества Литовского, великие и полномочные послы, ясновельможные и вельможные именно: из Сенату Криштоф на Гримултовичах Гримултовский, воевода познанский, маршалов Королевина Величества, костянский староста Марцыян Александр, князь с Козельска Огинский, граф на Дубровне, канцлер великий великого Княжества Литовского, мстибовский, радошковский, дорсунийский, сидричинский, немонойский староста; из кола рыцарского, из Великой Польши, Александр с Прииму Приемский, подстолий коронный, остринский староста, из Малой Польши Александр Ян с Потока Потоцкий, каштелянич каменецкий, полковник Его Королевского Величества; а из Великого Княжества Литовского Николай князь с Козельска Огинский, мечник Великого Княжества Литовского, маршалок волковийский; по отправлении к Великим Государем нашим к их Царскому Величеству, от Великого Государя их от Его Королевского Величества посольства своего, и по отдании Его Королевского Величества верющей и полномочной грамот, так же и всех чинов Речи Посполитой полной мочи, данной им будучи на многих разговорах, говорили о содержании между Великими Государи Нашими Их Царским Величеством, и Великим Государем Его Королевским Величеством, и Их Государские братские дружбы и любви, и чинили общее радение между Ими Великими Государи и Их обоими Великими Государствами, так Российским Царствием, как и Короною Польскою и Великим Княжеством Литовским, в начале о вечном миру а потом о общем союзе и о исполнении некоторых не дополненных статей в договорах Андрусовских и посольских в прошедшие времена, даже до сего нашего постановления, описанных и изображенных, что бы все ссоры и досадительства, на обе стороны учиненные, успокоить в вечные времена, и милостью и благословением того ж Всемогущего Бога, в Троице Святой славимого, и помощью и предстателством надежды Христианские, Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Присно Девы Марии и всех Святых молитвами, мы Великих Государей Их Царского Величества ближние бояре и думные люди и Великого Государя Его Королевского Величества и Речи Посполитой великие и полномочные послы согласно договорили и постановили и утвердили между Пресветлейшими и Державнейшими и Великими Государи, Божией милостью, Цари и Великими Князи Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем, всея Великия и Малыя и Белыя России. Самодержцы и многих государств и земель восточных, западных, и северных отчичи, и дедичи, и Наследники, и Государи и Обладатели, Их Царским Величеством, а с другие стороны между наияснейшим и державнейшим Великим Государем Яном Третьим, Божией милостью, Королем Польским, Великим Князем Литовским, Русским и иных, Его Королевским Величеством, и Их обоих Великих Государей Наследниками и всеми чинами Речи Посполитой, обоих народов Короны Польские и Великого Княжества Литовского, духовными и мирскими, и великих Их Государств подданными быть вечному миру и покою Христианскому, тако как явственно и пространно нижеописанными статьями изображено есть.
1. В том постановленном и утвержденном вечном миру и святом покое всем ссорам, недружбам и неприятствам, которые с обоих сторон, даже до сего времени и дня, до совершения нынешнего вечного миру, от начала нарушения прежних Поляновских договоров в прошедшие времена войнами, мечем, или иными какими ни есть недружбами учинилися, во всем отставленным, и успокоенным и впредь немстительным и непамятным и забвенным быть, такожде и мирным всем прежним договором, сначала и после прошедшей войны даже до сего вечного миру постановленным и утвержденным, как прежнему Поляновскому вечному миру, так и Андрусовским и посольским Московским, какие ни есть в них статьи суть изображены и описаны, быти оставленным и впредь невоспомяновенным, и преданы быти имеют в забвение в вечные времена, и сим нынешним крепким, вечным, мирным нашим постановлением и святым покоем междо Великими Государи нашими, Их Царским Величеством, и Великим Государем Его Королевским Величеством, и Их обоих Великих Государей Наследниками, и впредь будущими Великими Государи, Цари и Великими Князи Российскими, м меж Великими Государи, Короли Польскими и Великими Князи Литовскими, и меж Их Великими Государствами и землями и городами, как теми, что издавна, в которой стороне были, тако ж и теми завоеванными, которые нынешним вечным мирным договором в которую сторону суть поступлены, и меж подданными обоих сторон всякого чину людьми быти обновленной, и постоянной и утвержденной, непорушимой и прямой дружбе и доброй верности и покою, по нынешнему нашему утверждению, на вечные времена, которое с обоих сторон безо всякого нарушения крепко додержано быти имеет, так Их Царскому Величеству как и Его Королевскому Величеству, и Наследником Их, меж себя во всяких мерах добра общего хотети, и брат брату лучшего искать, и во всем в правду с собою поступать и впредь тому вечному миру от Великих Государей наших, Их Царского Величества и от Великого Государя от Его Королевского Величества, и Их обоих Великих Государей от Наследников, и потом будущих от Великих Государей, Царей и Великих Князей Российских и Великих Государей Королей Польских и Великих Князей Литовских, и от чинов Речи Посполитой, обоих народов Короны Польской и Великого Княжества Литовского, духовных и мирских, быти здержану и исполнену в вечные время на безо всякого нарушения.
2. А Великих Государей Наших Их Царского Величества, так же и Великого Государя Его Королевского Величества, Их Государские именования и титла писаны на обе стороны быти имеют в Их Государских грамотах и во всяких письмах, и на их Государских Государственных печатях изображены, по Их Государскому достоинству и чести, так как в нынешней утвержденной крепости в начале изображено есть, без умаления и применения; таки» же и в порубежных городах будучи Их Царского Величества бояря и воеводы и приказные люди, кому где ведати належати будет а с другие стороны Его Королевского Величества сенаторы, и воеводы и гетманы и всякого уряду и чину люди, кому где ведати належит, по указу Великих Государей своих, Их Государские именования и титлы во всяких письмах по нынешнему Нашему постановлению, как в начале именовано есть, писати имеют, постерегая того, чтоб к недружбе причина ни в чем давана не была; а отпуски всякие из канцелярии Его Королевского Величества и от порубежных Коруны Польские и Великого Княжества Литовского людей польским языком и письмом, как до сего вечного миру во время прошедшего перемирья делалось, выходити имеют; а когда Им Великим Государем, Их Царскому Величеству, или Его Королевскому Величеству, в землях и в городах что Господь Бог впредь поручит от их Государских неприятелей, и теми они обои Великие Государи могут писатись без умаления, и те новые титла в противность сего вечного миру почитаны быти не имеют; а которые люди Их, Великих Государей, полных титл подлинно ведати не могут, и тем в листах своих и во всяких письмах Их Великих Государей именования и титлы писати средние во всем, как написано выше сего в статье начальной; а когда у Царского Величества, или у Королевского Величества случатся посольства, или иные дела с иными окрестными Государи и Государства, и где случится именовать или писать в письмах печатных и письменных и в договорах Их Царского Величества, или Королевского Величества именованья на котором языке то ни случится, и тогда Их Великих Государей именовать и писать теми словами: Их Царского Величества Российских и Его Королевского Величества Польского. А что б от прописок в титлах обоих Великих Государей наших, от порубежных простых и незнающих людей случай к недружбе не чинился, тогда впредь с обоих сторон порубежные простые люди не должны будут титл Государских полных и средних писати, но токмо именовать Их Царского Величества и Его Королевского Величества а воеводы и урядники и начальные люди в писании именований и титл со обоих сторон обоих Великих Государей по сему договору вечного миру хранить имеют, как о том в сей статье вышеименованной описано.
3. Також де договорили и постановили, что всем городам и землям, в прошедшую войну от Коруны Полной и Великого Княжества Литовского завоеванным, то есть Смоленску с городами и с уездами, которые от того краю, от Витебского, и от Полоцкого и от Лютинского уездов к Смоленску належат, Дорогобужу, Белой, Красному, с своими местами и с уездами и принадлежностями, как оные обретаются до сего времени, по перемирному договору, быти в стороне Их Царского Величества, а з другого краю Рословлю и где суть Северские города, Чернигову, Стародубу, Нову Городку Северскому, Почепу и иным, так же и всей Малой России сее стороны Днепра городом Нежину, Переяславлю, Батурину, Полтаве, Переволочне и всем, того Малороссийского краю, городам и землям и местам, какими ни есть прозвища и урочища названные, со всеми своими уездами, селами и деревнями и в них всяких чинов живущими людьми и принадлежностями, как они по се время по перемирному договору в стороне Их Царского Величества обретались, так и ныне оставатися имеют в стороне Их Царского Величества на вечные времена; а Его Королевскому Величеству от Днепра чрез сей весь помянутой Малороссийской край ни какова города, пи места, ни волости даже до Путивльского рубежа во владении и в державе, от нынешнего времени и дня вечного миру, не имеет належати вечно и имети не будет, а за Днепром рекою, Богоспасаемый град Киев прародительская Их Царского Величества отчина имеет оставатися так же в стороне Их Царского Величества с таковым ограничением, именно: вверх Киева берег Днепра, почав от устья реки Ирпени, которая в Днепр впадает вниз Днепром с городки с Трипольем и Стайками, и за Стайками, так же Днепром вниз миля, а оттуда от Днепра, почав прямым чрез поля путем, по пяти миль в ширину, а от того места, так же полем ведучи прямо до реки Стугны, имеет в стороне во владении и в державе Их Царского Величества оставатись; а около Киева все земли, которые суть между речками Ирпенем и Стугною, или Стулмою, даже по Василков, и тому местечку Василкову и от него вверх, от берега реки Стугны в поле, как Василков стоит, на полмили выше и оттуда полем прямо к берегу Ирпени черта ведена быти имеет; и что тою чертою в ширину меж Стугною и Ирпенем реками, то все имеет в сторону Их Царского Величества належат вечно, и чрез назначенных от обоих Великих Государей, Их Царского Величества и Его Королевского Величества комиссаров особыми знаками и концами те места выше изображенные обмежеваны быти имеют; а вниз реки Днепра, что именуются Запороги, живущие в Сече и в Кадаке и в иных мествх, по Заднеприю обретающиеся казаки, в каких они там островах и поселениях своих, от Сечи вверх Днепра, по устье реки Тясмины, которая впадает в Днепр, имеют быти по сему ж вечному договору во владении и в державе Великих Государей, Их Царского Величества, так же вечно со всеми при них будущими стародавними вольностями и местами где они запорожцы всякое удовольствование как в лесах, так и в звериных и рыбных ловлях и в соляных промыслах добычи себе получали исстари а от устья реки Тясмины рубеж имеет быть вверх, в поле, прямою чертою веден, Чигирина не займуя, к лесу, которой называется Черной, в сторону Их Царского Величества имеет належать; а Королевское Величество и Его Королевского Величества Наследники и впредь будущие Короли Польские и Великие Князи Литовские и вся Речь Посполитая обоих народов Коруны Польской и Великого Княжества Литовского к тем всем вышепомянутым городам и местам и к Запорожью, как описано пространно, выше сего никакого ныне и впредь приступу в вечные времена имети не будут и к тем казаком городовым и низовым, обоих сторон Днепра, вышепомянутых описанных городах живущим, на вечные времена Царского Величества в сторону уступленных Королевскому Величеству и Речи Посполитой пиково, ни для чего, не посылать и никому посылать и за рубеж в сторону Королевского Величества призывать и принимать Царского Величества с стороны не велеть, и ни которыми городами, на вечные времена сим договором уступленным, в грамотах и во всяких письмах Его Королевскому Величеству и подданным Его в сторону Великих Государей, Их Царского Величества, тако ж и во окрестные Христианские и мусульманские Государства не писатись, и на печати изображения тех вышеупомянутых городов не иметь, и титлам Его Королевского Величества в канцеляриях быти отставленным вечно.
4. И то постановили и укрепит, что Великий Государь, Его Королевское Величество, и Речь Посполитая Малороссийского краю в тех поступленных, вышеописанных городах жителей, служилого и всякого чину городовых, тако ж и запорожских Козаков во истинну и в правду сердцем Христианским из подданства от себя и от присяги освобождает и отпущает, никакого над ними отмщения не творя и не требуя, и в оборону свою принимать и до мест и до городов, там будущих вступатись в вечные времена не будут и не велят; а взаимно и Великие Государи, Их Царское Величество, тех казаков за Днепром будущих, Его Королевскому Величеству належащих в Немирове и в Паволочи и около Белой Церкви живущих в оборону свою принимать н до мест и до городов, там будущих, вступатися в вечные ж времена не будут и не велят.
5. А есть ли их Царского Величества подданные от Смоленского и Псковского и иных Малороссийских городов, рубежей или именно: от Киевского, Черниговского, Переяславского, Нежинского, Стародубского, Гадицкого, Полтавского, Дубенского, Миргородского, Прилуцкого полков и в иных каких-нибудь местах, которые Царского Величества в сторону уступлены, суть в вечные времена или в Запорожье учинятся своевольны и непослушны и Их Царскому Величеству, и начальным своим людям послушания отдавать не будут, и похотят в подданстве быть у Его Королевского Величества и у Речи Посполитой, тогда Великому Государю, Его Королевскому Величеству и Его Королевского Величества Наследником и впредь будущим Великим Государем, Королем Польским и Великим Князем Литовским и Речи Посполитой тех своевольников в подданство себе и под оборону не принимать и в них не вступатись, и за них не стоять, и тайно и явно их не подговаривать, и никого к ним не подсылать, и войны не всчинать, и сего вечного миру никакими мерами не нарушить; так же есть ли Королевского Величества подданные от Полоцкого и от Витебского краю или в Заднепрских городах, в Белоцерковском и Паволоцком полках, или в Немирове и в иных тамошних городах учинятся своевольны и непослушны, и Его Королевскому Величеству и начальным своим людям послушания отдавать не будут н похотят в подданстве быть у их Царского Величества, тогда Великим Государем Их Царскому Величеству и Их Царского Величества Наследником и впредь будущим Великим Государем, Царем и Великим Князем Российским тех своевольников в подданство себе и под оборону не принимать, и в них не вступатись, и за них не стоять, и тайно и явно их не подговаривать, и никого к ним не подсылать, и войны не всчинать и сего вечного миру никакими мерами не нарушить, но паче обоим Великим Государем, Их Царскому Величеству и Королевскому Величеству междо собою во всем добра общего хотеть, и брат брату лучшего искать, и во всем правдою поступать.
6. А понеже Великие Государи, Их Царское Величество, по братской дружбе и любви к Великому Государю к Его Королевскому Величеству, для вечного покою подлинное число денег, се есть, сто сорок шесть тысяч рублей Московских отчеств и Речи Посполитой отдать указали, тогда из тех вышепомянутых денег сто тысяч рублей Великие Государи, Их Царское Величество после постановления сего вечного миру, ныне Его Королевского Величества великим и полномочным послом при отпуске их отдать повелят; а остатния деньги Их Царского Величества казны, сорок шесть тысяч рублей, с стороны Их Царского Величества в предыдущее время, то есть от создания мира в седмь тысяч сто девяносто пятом а от Рождества Христова тысяча шестьсот восемьдесят седьмом году в Генваре месяце, присланным Его Королевского Величества дворянам в Смоленску отдать.
7. А что у нас Царского Величества ближних бояр и думных людей, и Его Королевского Величества великих и полномочных послов, междо нами зашла трудность о тех разоренных городах и местах, которые от местечка Стаек, вниз Днепра, по реку Тясму были, именно Ржищев, Трехтемирев, Канев, Мошны, Соколня, Черкассы, Боровица, Бужин, Воронков, Крылов и Чигирин, о которых мы их Царского Величества ближние бояре и думные люди, Его Королевского Величества великим и полномочным послом говорили и домогались, что б им быть в державе и во владении Великих Государей, Их Царского Величества, вечно, вниз Днепра, идучи рубежом от местечка Стаек по реку Тясму: Королевского ж Величества великие и полномочные послы, не имея на то от Королевского Величества и от Речи Посполитой к договариванию полной мочи, уступить не поволили; тогда мы, Царского Величества ближние бояре и думные люди и Его Королевского Величества великие и полномочные послы согласно ту статью таким образом договорили и постановили, что те места оставатись имеют пусты, так как ныне суть; о которых вышепомянутых городах и землях и о рубеже Их Царского Величества великие и полномочные послы к Его Королевскому Величеству и Речи Посполитой, для подтверждения нынешнего миру посланные, по отдании Их Царского Величества подтверждающей грамоты, и по отобрании Его Королевского Величества присяги, и по принятии Его Королевского Величества взаимной подтверждающей грамоты, Его Королевскому Величеству и Речи Посполитой донесут, и о том с назначенными от Его Королевского Величества и Речи Посполитой из Сенату договор учинят; а есть ли бы то для каких заходящих тогда трудностей к совершенному договору прийти не могло, тогда вольно будет в то ж время того дела оную статью отложить до иного лучшего и способнейшего времени; а пока о том достаточной договор и постановление не учинится, имеют те места быть пусты; а к нарушению сего вечного миру, то в затруднение и омедление не иметь и для того нынешнего вечного миру никогда не нарушать и впредь к нарушению не причитать.
8. А что в прошедшие перемирные лета, в надежду сего вечного миру, из завоеванных городов и земель уступлены суть в сторону Его Королевского Величества города и места: Полоцк, Витебск, Диноборок, Невль, Себеж, Велиж, Лютин, Резида, Марнауз со всеми Лифлянтами полуденными, со всеми тех городов воеводствами и уездами издавна к ним належащими: и тем городом быти в стороне Его Королевского Величества, так же на вечные времена, а Великим Государем, Их Царскому Величеству, и Их Царского Величества Наследником в те вышепомянутые города и места не вступатись и причитания к ним никакого не иметь; так же и те все волости, которые недавно казаки за Сожею заехали, в сторону Его Королевского Величества належати и отданы быти имеют.
9. Так же договорили и постановили, что Великий Государь, Его Королевское Величество, церквам Божиим и епископам: Луцкой и Галицкой, Перемышльской, Львовской, Белороссийской и при них монастырем, архимандритам: Виленской, Минской, Полоцкой, Оршанской и иным игуменствам, братствам, в которых обреталося и ныне обретается употребление благочестивой Греко-Российской веры и всем тамо живущим людям, в Коруне Польской и в Великом Княжестве Литовском в той же вере оставающимся, никакого утеснения и к вере римской и к унии принуждения чинить не велит и быти то не имеет, но по давним правам во всяких свободах и вольностях церковных будет блюсти. А понеже ныне Киева в сторону Их Царского Величества отъитием, вышепомянутым, епископом в Коруне Польской и Великом Княжестве Литовском пребывающим, по духовному их чину и обыкновению, довелось приймати благословение и рукоположение от Киевского митрополита: и то никому из них в милости Его Королевского Величества вредити не имеет. А взаим Их Царскому Величеству людям веры римской в Государствах Их Царского Величества, паче же в нынешних отошлых странах от Великих Государей, Их Царского Величества никакое в вере не имеет быть творено бесправие и ко иной вере принуждение, наипаче будут имети всякую вольность той веры держась, и в имениях своих никакой препоны и убытка не понося, на милости Их Царского Величества то им вредити не имеет, и веры своей вольное употребление в домах своих иметь; и сию нашего договору статью при иных Его Королевскому Величеству и Речи Посполитой на сейме валном подтвердить и в сеймовую конституцию напечатать.
10. Рассудив добро всего Христианства, а желая народы под басурманским игом стенящие и столь тяжкой свободить неволи, а паче всего хотя истинную веру Божию и хвалу Его, магометанские мерзости извергши, во святилища Господня ввесть; видя при том ненадежность всяких с поганством постановлений, что тот Креста Святого и всех Христиан общей неприятель, Салтан Турской и Хан Крымской постановленных с Великими Государи, с Их Царским Величеством, мирных договоров, к недодержанию приводя, посылали от себя из Крыму и из Азова на Украйные Их Царского Величеств города и места воинским наступлением беев и иных мурз со многими ратьми, которые многой полон поймали и разорение знатное чинили; так же и на Государство Великого Государя, Его Королевского Величества, не додержав учиненного с собою покою, войною наступили: тогда по многих разговорах уговорили и постановили, что Великие Государи, Их Царское Величество по братской своей к Великому Государю, к Его Королевскому Величеству дружбе и любви и по желанию Цесарского Величества Римского м Королевского Величества Французского и Курфистра Бранденбургского, так же и Речи Посполитой Виницейской за наступлением постановленного вечного миру изволили Их Царское Величество покой разорвать, которой с Салтаном Турским и с Ханом Крымским по се время временной имели, а союз с Его Королевским Величеством вечной, оборонительной против поганства принять, а наступательной, покамест с бусурманы война пребывати будет. А что б тем основательнейший и совершеннейший тот союз постановленный был: тогда тот час в сем же воинском времени нынешнего от создания мира седмь тысяч сто девяносто четвертого году а от Рождества Христова тысяча шесть сот восемьдесят шестого, за многие басурманские неправды, для имени Христианского и для избавления многих Христиан, стенящих в бусурманской неволе, отвращая силы бусурманские Хана Крымского от Государства Его Королевского Величества, при помощи Божии укажут их Царское Величество послать войска свои со всяким воинским нарядом в Сечю и на переправах на Днепре, где Крымские войска обыкли переправляться, забороняв проходу в Государства Его Королевского Величества, в тех местах всякое воинское дело и промысел над неприятелем креста святого чинит; так же и Донским казаком повелят Великие Государи, Их Царское Величество, на того ж неприятеля наступить, и промысел воинской чинить па Черном море, под теми же Крымскими юрты и под их городами и местами, где воинской случай с бусурманы употребляти будет; а в будущем году от создания мира седмь тысяч сто девяносто пятом, а от Рождества Христова тысяча шестьсот восемьдесят седьмом, так же в предыдущие лета многими силами на самой Крым помощью с стороны Их Царского Величества быти имеют; а Его Королевского Величества корунным и Великого Княжества Литовского многим войскам, в те ж времена воинским наступлением на турецкие войска и орды белогороддкие со всеми воинскими приуготовленными воинской промысел чинить, отвращая силы неприятельские, чтоб на войска Их Царского Величества, случась с крымскими силами, не пришли пота мест, покамест у Великих Государей, у Их Царского Величества, и у Великого Государя у Его Королевского Величества с бусурманы мир общий не станется.
11. А когда даст Господь Бог Царского Величества войскам вступить в Крым и чинить воинской промысел над Крымским юртом, и есть ли Салтан Турской подвигнет в то время войска на Государства Их Царского Величества, а именно, к Киеву и к иным местам: тогда Его Королевского Величества корунным и Великого Княжества Литовского войскам, идти против войск Турских, и над теми неприятельскими войсками силами своими чинить воинской промысел, отвращая те войска от Государств Их Царского Величества; так же взаимно Великие Государи, Их Царское Величество, войсками своими Крым отвращать имеют, когда бы такова сила имела наступить бусурманская на Государство Его Королевского Величества, а именно, на Львов и па иные места, и пересылаясь междо собою друг другу помогать таким образом, как описано выше сего.
12. И то постановили есмы Великим Государем, Их Царскому Величеству, после постановления сего вечного миру писать к Салтану Турскому и Хану Крымскому в грамотах Их Царского Величества, объявляя о том вечном миру и союзе учиненном и чтобы Салтан Турской и Хан Крымской с войсками своими на обои Государства войною не наступали, и от войны достаточно престали, и удовольствование на обе стороны учинили. И есть ли по тем Их Царского Величества грамотам будут у Великих Государей, у Их Царского Величества, и у Великого Государя, у Его Королевского Величества, Салтан Турской и Хан Крымской дружбы и миру искать, и от войны достаточно похотят престать и в желании Государевом удовольствуют и Его Королевскому Величеству учнут отдавать завоеванные города Каменець и иные належащие, которые с тем Каменцем завоеваны: тогда изволят Великие Государи Их Царское Величество, и Его Королевское Величество, междо собою о том учинить чрез послов или посланников любительные обсылки, и с Салтаном Турским и с Ханом Крымским мир обще постановить, и то завоеванное чрез покой отобрать, и тем Его Королевскому Величеству довольствоватись; а то имеет быти за пересылкою Его Королевского Величества с иными союзники Его Королевского Величества и Речи Посполитой, к чему Его Королевское Величество и Речь Посполитая приводить тех союзников, чтоб на то поволили, обещается, как имеет Его Королевское Величество надежду, что те союзники то учинити позволят. А есть ли Салтан Турской или Хан Крымской будут у Великих Государей, у Их Царского Величества или у Великого Государя у Его Королевского Величества, дружбы искать по одному: тогда одна сторона без другие ни в какие договоры с Салтаном Турским и с Ханом Крымским вступати и миру чинити с ними не имеет: а быти тем договором по общему их Царского Величества и Его Королевского Величества согласию и договору; и имети Великим Государем, Их Царскому Величеству и Великому Государю, Его Королевскому Величеству обще о том радение, чтоб постановить мир с Салтаном Турским и Ханом Крымским к прибыли Их Царского Величества и Его Королевского Величества Государствам без продолжительные с ними войны, так как описано в сей вышеименованной статье, и ссылаться о том Великим Государем, Их Царскому Величеству и Его Королевскому Величеству междо собою почасту.
13. При том Великих Государей, Их Царское Величество Великий Государь, Его Королевское Величество, обнадеживает, что Его Королевского Величества союзники, Цесарское Величество Римской и иные, по учиненном и присягою утвержденном договоре, против тех бусурман, в таковой же силе и мочи пребывати будут, в какове опись Его Королевским Величеством ныне суть договорами обязаны, и необослався с Великими Государи, с Их Царским Величеством и с Его Королевским Величеством Цесарскому Величеству Римскому и Речи Посполитой Виницейской с Турским Салтаном и с Ханом к миру не склонятись, и одному без другого миру не становити; наипаче с своих сторон стояти и отпор и промысел над ними при помощи Божии, наступательный и оборонительный чинити, всеми силами как ныне есть, потамест, дондеже у Великих Государей, Их Царского Величества и у Великого Государя у Его Королевского Величества, с теми бусурманы война и союз наступательной иметись будет.
14. Так же договорили и постановили что Великим Государем, Их Царскому Величеству, и Великому Государю, Его Королевскому Величества и против тех нее общих Христиан неприятелей, Турского Салтана и Крымского Хана в наступательной и оборонительной союз призывать Королевское Величество Французского, дабы и он к тому святому сличению, по образу всех Государей Христианских, против бусурман приступил, и при помощи Божии, с своей стороны войсками, или деньгами помочьствовал, как бы не дать тому поганину креста святого распространяюсь над Христианскими Государствами а к тому ж призывать и иных Христианских Монархов, которые еще в союз не вошли, се есть Аглинского, Датского Королевского Величеств и Речь Посполитую Галанскую.
15. А когда по воле Божии и по соизволению Великих Государей, Их Царского Величества и Великого Государя, Его Королевского Величества Великих с Салтаном Турским и с Ханом Крымским покой вечной станется и война кончится; и есть ли бы Салтан Турской, или Хан Крымской, или чрез визиря, или чрез калгу и Салтанов на Государства обоих Великих Государей, или на которое из них единое наступали, и под Киев и на иные Украйнные города, или на Подолье и ко Львову визиря и пашей с турскими войска послали, так же Хан Крымской калгу или пурадына с мурзами; тогда союз оборонительной таким же отвращением и способы, как о том выше постановлено и написано в десятой и первой надесять статьях, быти имеет. А есть ли но скончании нынешней войны, и по учиненном с Салтаном Турским и с Ханом Крымским миру, нарушения от Салтана Турского и Хана Крымского не будет, а хотел бы которой ни есть из Монархов, Их Царское Величество или Его Королевское Величество, новую войну наступательную зачинать, и в Государства Их с войсками идти: тогда одна сторона другой в ту зачатую наступательную войну помочьствовать не имеет, и сей нынешний союзной договор быть имеет отставлен.
16. Також де договорили мы и постановили, понеже во время прошедшего перемирья междо Государств, Великих Государей, Их Царского Величества, и Великого Государя, Его Королевского Величества городами и землями, которые города и земли с стороны Их Царского Величества поступлены из завоеванного в Его Королевского Величества сторону, не ѵчинено до сего времени размежевания земель, что во время прошедшие продолжительные войны в порубежных городах живущие люди, через старые рубежи, в уездах леса посекли и признаки и грани попортили; тогда Великие Государи, Их Царское Величество ж Великий Государь, Его Королевское Величество и по постановлении сего вечного миру изволят для того досмотру, с обоих сторон по подтверждении обоих Великих Государей наших сего вечного, миру выслать по две особы порубежных судей и комиссаров с одного краю от Смоленска и от поступленных от Витебска и от иных городов и земель с полномочными своими Государскими грамотами, которые порубежные судьи ж комиссары по обсылке междо собой сьехався на границе, и тех уездов с обоих сторон собрав многих старинных с волостей людей ведомых, расспросят в землях и в водах и в лесных угодьях и гонах, по старым ли рубежам на обе стороны владеют, и спору какова на обе стороны нет; и тем порубежным жителем обои межевые судьи и комиссары прикажут на обе стороны, чтоб и впредь имели с обоих сторон владение земель по старым рубежам; а где старожилы скажут границу попорченную, тогда те ж судьи и комиссары сами осмотрев, велят признаки и грани учинить и старые межи поправить, и прикажут крепко тамошним жителем и с волостей крестьянам постерегати того, чтоб во всяких уходах с одной стороны другой обиды никакие впредь чинены не были.
17. А с другого краю, что Киев город и принадлежащие к городу Киеву вышепомянутые города и места, которые в третьей статье объявлены, тако ж и на другой стороне Днепра от Чернигова и от Стародуба, выслать со обоих сторон, других судей и комиссаров, которые судьи и комисары по тому ж междо теми городами и месты тако ж и Королевского Величества междо городами и места разграничение земель учинят, и тамошним живущим людям на обе стороны заказ учинят, и признаки устроят, которыми землями, и местами в которую сторону, по сему вечному миру, владеть належати будет, остерегаючи того, чтоб на обе стороны ни за что между порубежными жители ссоры и недружбы не возрастали.
18. А понеже все Государства извыкли казне Государской чинить пополнение от торговых купецких людей промыслов; тогда в надежду обоих Великих Государей Наших Их Государской братской дружбы и любви, и о сем договорили мы и постановили, что обоих Великих Государей, Их Царского Величества и Его Королевского Величества торговым людям, кроме жидов от нынешнего постановления вечного миру, ездить на обе стороны со всякими товары незаказанными с проезжими, так в сторону Великих Государей, Их Царского Величества в царствующий великий град Москву, как и в сторону Великого Государя Его Королевского Величества в стольные города, в Краков, в Варшаву, и Вильню, вольно будет; а пошлины от товаров платить, по уставу обоих Государств, в обычайных местах, а сверх уставу убытку купцом и никаких грабежей не чинить, и тем их не отгонять, и товаров не задерживать, по полную торговлю во всем обоих народов купцом сохранить; так же и Двиною рекою к Риге, и из Риги к Смоленску купцом смоленским и иным в промыслах своих и в проездах с товары и без товаров иметь путь свободной, безо всякого затруднения, с платежом уставных пошлин, а сверх уставу убытков им и грабежей не чинить, и тем их не отгонять, и никаких грабежей, как по се время было, не чинить и товаров нс задерживать, но во всякой свободе торговые промыслы на обе стороны сохранять имеют; а шляхте в стороне Его Королевского Величества, с тех купцов ничего себе своевольно не иметь, и тем купцов от торговых промыслов не отгонять, что и в стороне Царского Величества взаимно так же будет чинено.
19. А долги, которые еще перед войною и во время перемирья чрез подлинные записи и кабалы, так же и чрез договоры купецкие, учиненные, одному на другом взять вольно, и меж людьми всякого чину так народу Московского как и Коруны Польской и Великого Княжества Литовского, и через прошедшую воину прибылых в сторону Их Царского Величества городов уступленных, когда с обоих сторон покажутся, и слушными доводами объявлены будут: тогда всякому такому изобиженному, по крепостям и записям и против купецких договоров, на обе стороны расправа и управа достаточная, против права и достоинства, учинена быть должна.
20. А в которой стороне своевольные и непослушные люди покажутся, тогда об них в порубежных городах имеет быти объявлено воеводам ии комендантом, и над теми людьми, против сыску, карание имеет быти без милосердия учинено, и со обоих сторон, в порубежных городах: воеводам и начальным людям во всяких соседских управных делах радетельными быти, и разбойников и всяких злых разрушительных людей сыскивати, от которых на обе стороны зачнутся какие ссоры быти, где и в которых местах их сыскать и поймать мочно, и против их вин чинить над ними казнь, и то чего будет за вину достоин, по извычайному праву, обоих Государств чтоб меж Великими Государи нашими, ни о чем недружбы не было. А кому какие убытки и шкоды учинятся, и разнесут те животы, и разделять с иными людьми, и то против достоинства отдавать, и товарищам их наказание так же чинить и заповеди, чтоб впредь злых дел чинити не дерзали.
21. А есть ли за причиною которые нежелательства и досадительства прилучатся меж обоими сторонами, и которая сторона изобижена будет: и тое стороны воеводам и наместником для такие обиды или утеснения другой стороне наместником и воеводам на близких порубежных городах, где то насильство учинится, дать ведать, и сьехався на рубеж, те противные поступки и учинки, кому будет належать, выслушать и по братски рассудить, и расправить учинить без проволоки, в правду; а сего вечного миру ни за какие порубежные ссоры и поступки никаким обычаем не нарушать.
22. А буде большие дела прилучатся, которых пм порубежным воеводам расправити и успокоити не мочно будет: и то отложить обоих Великих Государей до посольских съездов; а которых послов они обои Великие Государи, для тех дел с обоих сторон на рубеж пошлют, тогда они между собою обошлются, чтоб с обоих сторон было срочно, и безо всякого спору, съехаться и о тех делах, о чем будут высланы, договариваться, и во всем добрую святую справедливость учинити в правду без проволоки; а сего вечного миру ни для каких причин не нарушать.
23. Так же в том вечном миру имеют быти успокоены Великих Государей Их Царского Величествам Великого Государя Его Королевского Величества, все Их Государства, земли, города и подданные, так что ни которой Государь друг на другом тайные и явные недружбы замышляти не будет, а ни сам собою, а ни через иных никакого зла не чинити, и не велети.
24. Особно тако ж Великие Государи Их Царское Величество и Наследники Их, и впредь будущие Великие Государи, Цари и Великие Князи Российские, явных и тайных неприятелей, которые были б Великому Государю Его Королевскому Величеству и всей Коруне Польской и Великому Княжеству Литовскому, в совет принимати, ни помочи им казною и людьми ни случая к недружбе и к войне сами собою ни чрез подставные особы давать и злого чинить не имеют, так же и в города Его Королевского Величества и Речи Посполитой, которые к Коруне Польской и к Великому Княжеству Литовскому належат, и в иные Его Королевского Величества и Речи Посполитой города и земли и крепости, и в их подлежащие уезды и подданных, не вступатися, и не воевати, и никоторого зла не учинити, и чинить не елеть, и недруга никакого не навести и навести не поволить, и людей нс тех городов, и мест и земель в свою Царского Величества сторону перезывать и выводить закажут. Взаимно Великий Государь Его Королевское Величество и Его Королевского Величества Наследники, и впредь будущие Короли Польские и Великие Князи Литовские, и вся Речь Посполитая, Коруны Польской и Великого Княжества Литовского, обоего народу духовные и мирские, ни сами собою, ни чрез иные никакие особы, подставные явных или тайных неприятелей, которые были б Великим Государем, Их Царскому Величеству и всему Российскому Государству, в советь не принимати, и помочи им казною и людьми давати и ни какова зла чинити не имеют же, так же и в города Их Царского Величества Великороссийские и Малороссийские во все, которые в державе Их Царского Величества з землями н крепостьмн и в подлежащие уезды и подданных не вступатися, и не воевати, и ни которого зла пе учинити, и чинить не поволить и недруга ни какова не навести, и навести не велеть, и людей из тех городов и мест и земель в свою Королевского Величества и Речи Посполитой сторону перезывать и выводить закажет, но наипаче во все вечного миру лета с обоих сторон брат брату всякое добро, и что к братству пристоит, оказывать чтоб недружба не уростала, и к войне причины бы не было, и до войны и до разлития крови и до спустошения обоих Государств всяким промыслом с обоих сторон не допустить, наипаче держати Христиански радением в покое, а ни за какие разрушающие причины, войны всчинать не имеют и не будут.
25. Так же согласно договорили и постановили что нынешней наш согласной о вечном миру договор, на содержание в вечные времена Великие Государи Наши Их Царское Величество пред Святым Еѵангелием, на нашей ближних бояр и думных людей, и Его Королевского Величества великих и полномочных послов, договорных записях, в прибытии вышепомянутых Его Королевского Величества и Речи Посполитой великих и полномочных послов, утвердить и укрепить изволяют, что взаимно и Великий Государь Его Королевское Величество, те вечного миру договоры па содержание в вечные времена, на подтвержденных Великих Государей Их Царского Величества, так же и на своей Королевского Величества, грамотах при Их Царского Величества великих послах, которые к Его Королевскому Величеству с подтвержденною Их Государскою грамотою присланы будут, по принятии ее утвердить и укрепить и присягу на Святом Евангелии учинить безо всякого толмачения, и по учинений той присяги, тем Их Царского Величества великим послом, свою Королевского Величества подтверждающую грамоту за государственными маестатовыми Корунною и Великого Княжества Литовского печатями вручить повелит, и к Великим Государем, к Их Царскому Величеству отпустить не задержав, о которых великих послах, по обычаю обсылка чрез гонцы учинена будет.
26. Так же договорено и постановлено, что великим и полномочным послом, будучи во обоих Государствах в посольствах, пред Великими Государи, пред Их Царским Величеством и пред Великим Государем, Его Королевским, Величеством, для Их Государской превысокой чести, посольства свои отправляти всегда не покровенными главами, то есть без шапок, а принимати тех послов и посланников и гонцов на обе стороны и отпускать с честью против достоинства, и приезд и отъезд им имеет быть добровольно, безо всякой зацепки и задержания; а корму послом и посланником и гонцом со всеми при них будучими людьми давать во обоих сторонах, так в царствующем велицем граде Москве, так и в Коруне Польской и Великом Княжестве Литовском, с приему на границу, и до отпуску из того Государства в другое Государство возвращающихся послом по четыреста Рублев, посланником по пятидесяти рублей, гонцом по тридцати рублей на неделю, подвод послом по сту по пятидесяти, посланником пятьдесят, гонцу тридцать; да кроме того корму в зимние и в летние времена, послом и посланником и гонцом дрова давать и воду к ним возить, сколько на удовольствование людям будет надобно; а когда послом и посланником и гонцом, кому в своей дороге прилучится к Великим Государем ехать, и по обсылке против посольского извычаю выслано к ним будет, что их с кормами и со удовольствованием посольским принять, и те послы дадут приставу, людям и лошадям роспись и приставом, как в дороге так и при Великих Государях в посольстве, сколь долго будут остерегательство и честь над ними по посольскому извычаю чинити, а умаления ни в чем, как в приеме, так и в отпуску до самого рубежа, не учинить и учинить не велят.
27. А с теми послы и посланники, купцом с товары ездить до обоих Государств и мест, в самой стольной Государства Их Царского Величества город, как из другую сторону Его Королевского Величества Коруны Польской и Великого Княжества Литовского стольных до Кракова, и до Львова, так же и до Варшавы, где указано будет, торговать и на свои товары менять имеют явно, не тайно, и те купецкие люди при послах, столь долго, доколе послы в своих посольствах будут пребывати могут; а по отправлении их, имеют с послами ни малого времени нс отставаючи отъехать, тако ж будучие при послах люди никакого народу людей подговаривать и тайно с собою вывозити не имеют, а есть ли б кто виноват в том объявился, тогда над таким виноватым управа совершенная имеет быти учинена, а купцом заповедных товаров, вина и табаку в Российское Государство не возить.
28. Також де в надежду всякого пожиточного соседского добра обоих Великих Государей наших Государствам служащего во остерегательстве не токмо о посторонних неприятельских замыслах, но и для промыслов в торговых пожитках и в иных Богоприятных делах постановили есмы согласно, чтоб из одного Государства чрез другое Государство, с грамотами Государскими, проезд был волной и безопасной, так из Коруны Польской и из Великого Княжества Литовского чрез Государства Их Царского Величества, з грамотами, или с проезжими от Его Королевского Величества данными, в Персидскую землю и дале, там так же и из Государства Великих Государей и Их Царского Величества Московского, и изо всей Великой России, чрез Государство Коруны Польской и Великого Княжества Литовского, с грамотами для безопаства от Их Царского Величества данными, в розные страны Государств посланным, и тем назад возвращающимся быть в надлежащем безопастве, и туда, куда посланы будут, ехать, и до Государств своих возвращаться, со всеми при них будучими пожитки, во обоих Государствах незаказанными, и с людьми их в соседском охранении с водным наймом подвод, с платежом однако достойных от товаров пошлин, каковы в котором Государстве постановлены будут, которые от города до города тех обоих Государств, со всяким безопаством и вспомогательством, без задержания пропущены быть имеют.
29. А понеже много належит обоим Государствам Великих Государей наших в скорой и в частой меж собою обсылке для ведомости через грамоты в скорых приключающихся делах государских, а особно к помочи общей против бусурман, так же и для примножения торговых обоих тем Великим Государствам пожитков, из тех причин согласно договорили и постановили, что б чрез почту таковы обсылки, которые скорейше, нежели чрез гонцов, как прежде сего с великою мешкотою бывало, потребуют ведомости, для безопаства и потреб государских деялось, и для того почта с стороны Его Королевского Величества, начав от места пребывания Его Королевского Величества, чрез Государство Его ж Королевского Величества, даже до Кадина местечка на рубеже воеводства Мстиславского лежащего, постановлена будет, которая на всякую неделю путь свой шествуя, всякие листы и ответы как Государские, буде будут, так и торговые, в другую сторону до местечка порубежного воеводства Смоленского до Мигнович реченного, в державе Великих Государей, Их Царского Величества будучего, назначенному почтмайстеру над почтою, от Их Царского Величества, беспрестанно там будучему, в целости отдавать должна, которой те листы все приняв, чрез Смоленск, до царствующего града Москвы, как скорее может быть отсылать имеет, а взаимно листы и ответы Государские. буде будут, как и торговые с Москвы до Мигнович, а с Мигнович в Кадин присланные, почтмайстер, от Его Королевского Величества назначенный, приняв как скорее, до места пребывания Его Королевского Величества отсылати будет, а во обоих Государствах в отпуске с почтами, кроме Государских, на обе стороны посылок и грамот, от торговых людей, и от писем их в своих промыслах торговых писанных может быть устава, почему платить, против обычая во всех Государствах будущего постановлена, и чтобы торговые письма под заказом не чрез иных людей, по чрез уставные почты посыланы и у почтарей записываны были.
30. Так же договорили, когда даст Господь Бог, по подтверждении обоих Великих Государей наших, для надежды сего вечного миру и непорушимого содержания, имеют Великие Государи, Их Царское Величество и Его Королевское Величество окрестным Государем, с которыми вечной или временной покой есть, в грамотах любительных, когда прилучатся, чрез послов и посланников, сей утвержденной вечной мир объявить, чтоб не без ведомости было, и потом, чтоб впредь меж купецкими людьми с окрестными Государствами торговые промыслы множились.
31. А буде изволением Божиим прилучится которому Великому Государю с сего света на вечное блаженство преселитися; тогда по нем наследствующему Великому Государю, для непорушимого додержания сего вечного миру, другого Государя чрез своих послов обвестить, по склонности своей до дружбы объявить, что потом другой Государь взаимно имеет учинить, и тот вечной мир подтвержденными своими Государскими грамотами, вообще обои Великие Государи подтвердить должны будут, чтоб не к разорванию, но и паче ко утверждению и к покою непорушимо служило.
32. А есть ли бы за нечаемыми пригодами, сей вечного миру договор, письмом подтвержденной, в котором Государстве в канцелярии утерялся, или до отнесения и отдания до канцелярии, где задетися имел: тогда та ж крепость договору нынешнего, описанного в другом Государстве будучего, имеет обоим Великим Государем и Их Великим Государствам вообще служити, и в таковом же ненарушении нынешнего постановления покою святого оставатися будет.
33. А для совершеннейшего и достаточного и основанного постановленного обнадеживания, что то все, что здесь меж нами Их Царского Величества ближними боярами и думными людьми и меж Его Королевского Величества и Речи Посполитой великими и полномочными послами учинено, и договорено, и постановлено и совершено есть, от Пресветлейших и Державнейших Великих Государей наших Божией милостью, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцев и многих государств и земель восточных и западных и северных, отчичей, дедичей и Наследников и Государей и Обладателей, от Их Царского Величества и от Наследников Их, и впредь будущих от Великих Государей, Царей и Великих Князей Российских також и от наияснейшего и державнейшего, Великого Государя Яна Третьего Божией милостью Короля Польского, Великого Князя Литовского, Русского и иных, от Его Королевского Величества и от Наследников Его, и впредь будущих от Великих Государей Королей Польских и Великих Князей Литовских, и всей Речи Посполитой, духовных и мирских, обоего народу Коруны Польской и Великого Княжества Литовского, цело и непорушимо сдержано будет на вечные времена и то нынешнее вечного миру докончание крепкое и непорушимое быти имеет; к которому постановлению и записи мы Их Царского Величества ближние бояре и думные люди с подписанием рук при печатях присягою нашею общею с обоих сторон пред Святым Евангелием подтвердили и сими записями Его Королевского Величества и Речи Посполитой с великими и полномочными послы разменились. Дано сие утверждение Великих Государей наших Их Царского Величества в царствующем велицем граде Москве лета от создания мира семь тысяч сто девяносто четвертого месяца Апреля двадцать шестого дня а от Рождества Господа нашего Иисуса Христа тысяча шестьсот восемьдесят шестого месяца Мая шестого дня по новому календарю у которого договору и записи приписание рук и приложение печатей то есть Великих Государей Их Царского Величества ближние бояре и думные люди в договорах посольских и в крепости утвержденной ближней боярин князь Василей Васильевич Голицын, ближней боярин Борис Петрович Шереметев, ближней боярин Иван Васильевич Бутурлин, ближней околничей Петр Дмитриевич Скуратов ближней околничей Иван Иванович Чаадаев, думной дьяк Емельян Игнатьевич Украинцев, дьяки Василей Бобинин, Василей Посников, Прокофий Возницын, Иван Волков, а под тем обещание нашего Царского Величества ближних бояр и думных людей таково слово в слово Великих Государей Их Царского Величества мы ближние бояре и думные люди обещаемся Господу Богу Всемогущему пред сим Святым Евангелием по заповеди Его на том, что то все что ни есть о вечном миру и против бусурман о союзе как в нынешней записи нашей в выображенных статьях чрез нас договорено и постановлено и описано от Великих Государей наших от Их Царского Величества и от Наследников их и впредь будущих Великих Государей Царей и Великих Князей Российских исполнено и не рушимо во всем додержано без противного толмачения будет в вечные времена так как мы пред сим Святым Евангелием обещаемся а припись у того обещания рукою думною дьяка Емельяна Игнатьевича Украинцова и быти тому вечному миру и Святому Покою и союзу междо нами Пресветлейшими и Державнейшими Великими Государи Божией милостью Цари и Великими Князи Иоанном Алексеевичем, Петром Алексеевичем всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы и многих государств и земель восточных и западных и северных отчичи и дедичи и Наследники и Государи и Обладатели Нашим Царским Величеством и Вами братом Нашим наияснейшим и державнейшим Великим Государем Яном Третьим Божией милостью Королем Польским Великим Князем Литовским Русским и иных Вашим Королевским Величеством и обоих нас Великих Государей нашего Царского Величества и Вашего Королевского Величества Наследники и впредь будучими Великими Государи Цари и Великими Князи Российскими и Великими Государи Короли Польскими и Великими Князи Литовскими и всею Речью Посполитой обоих народов Коруны Польской и Великого Княжества Литовского здержану и исполнену во всех статьях во всем потому как о том вечному миру и Святом Покое и союзе в царствующем нашем великом граде Москве при нашем Царского Величества дворе наши Царского Величества ближние бояре п думные люди и Вашего Королевского Величества великие и полномочные послы договорили и постановили и утвердили которой договор в сей нашей Царского Величества подтверждающей грамоте от слова до слова вписан и то Мы Пресветлейшие и Державнейшие Великие Государи Божией милостью Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич, всеа Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы и многих государств и земель восточных и западных и северных отчичи и дедичи и Наследники и Государи и Обладатели Наше Царское Величество за свои Государские Особы и за Наших Царского Величество Наследников и впредь будущих Великих Государей Царей и Великих Князей Российских нашим Царского Величества словом утверждаем и укрепляем и за непорушимое на вечные времена содержание быти объявляем что все те вышеименованные в сей нашей Государской подтверждающей грамоте описанные статьи здержаны крепко и непорушимо на веки будут которое постановление и Вам Брату Нашему наияснейшему и державнейшему Великому Государю Яну Третьему Божиею милостью Королю Польскому, Великому Князю Литовскому, Русскому и иных, Вашему Королевскому Величеству и Наследником Вашего Королевского Величество и впредь будущим Великим Государем Королем Польским и Великим Князем Литовским так же и всем чином Речи Посполитой обоих народов Коруны Польской и Великого Княжества Литовского, взаимно в целости непорушимо на веки безо всякого сомнения и без противного толмачения, но так как само в себе имеется додержать и своею Государевою Особою в прибытии к Вашему Королевскому Величеству наших Царского Величества вышепомянутых великих и полномочных послов пред Святым Еѵангелием на сей нашего Царского Величества и Вашего Королевского Величества подтверждающих грамотах утвердить, а для лучшей крепости и утверждения Мы Пресветлейшие и Державнейшие Великие Государи Божией милостью Цари и Великие Князи Иоанн Алексеевич, Петр Алексеевич всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцы и многих государств и земель восточных и западных и северных отчичи и дедичи и Наследники и Государи и Обладатели сию Нашу Царского Величество подтверждающую грамоту Нашего Царского Величества Российского Царствия печатью утвердить повелели. Дан Государства Нашего во дворе в царствующем граде Москве лета от создания мира семь тысяч сто девяносто четвертого а от Рождества Господа Нашего Иисуса Христа тысяча шесть сот восемьдесят шестого года Месяца Июня восьмого надесять дня Государствования Нашего пятого году.
Договор сей написан на 8 больших листах пергамента и заключен в синий шелковый переплет с желтыми лентами. Заглавный лист роскошно расписан золотом, серебром и красками. В середине Государственная печать.
В конце договора имеется следующая помета: «Великих Государей их Царского Величества великой и полномочной посол думной дьяк Протасей Иванович Никифоров». Моск. Гл. Арх. М. И. Д. Дела по сношениям Польши с Россией и 686 г. Июн. 18.