Яков Рейтенфельс. О промыслах и торговле в русском государстве

ЯКОВ РЕЙТЕНФЕЛЬС. О ПРОМЫСЛАХ И ТОРГОВЛЕ В РУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ
Число искусных мастеров, некогда весьма небольшое в Московии, в наше время сильно увеличилось и самые мастерства в высокой степени усовершенствовались. В кузнечном мастерстве, в искусстве приготовлять порох и тканье сукна они уже стали весьма опытны… (Французы и немцы) добывают в округе г. Тулы, расположенном близ источников р. Волги, и в иных местах железо, а близ Новгорода медь с большой выгодой для государства. Не так давно царь послал некоторых из них за Казань по направлению к Сибири, откуда незадолго перед этим были доставлены в Москву прекрасные образцы скрытых там сокровищ, для обстоятельного исследования недр тех гор, что отстоят недалеко от Рифейских и заключают в себе серебряную и золотую руду. Я полагаю, что, без сомнения, из глубины холодной московской земли можно вырыть обильнейшие богатства…
Что касается прочих ремесл, то мосхи обладают особенно им свойственным наследственным умением строить чрезвычайно изящные деревянные дома, вытачивать из дерева разного рода утварь, искусно ткать полотно, идущее на исподнее платье, и некоторыми другими, требующими усидчивости. Не буду здесь говорить о мастерствах, требующих постоянного сидения, но живопись у них совершенно своеобразна, обращена на священные предметы, ибо, кроме некоторых цветочков и животных, они пишут исключительно одних давно умерших святых, по греческим образцам. Мало того, считается поступком, не только не благочестивым, но заслуживающим наказания, если торговец изображениями блаженных небожителей выставит на продажу рядом с ними картины светского содержания. В случае желания иметь изображения светских лиц они поручают иностранным художникам написать таковые (зато этим последним строго запрещено писать изображения святых), хотя мосхи, не знаю почему, кроме изображений святых, не любят изображений человеческих лиц и иных картин…
[На Красной площади] и на соседних площадях постоянно производится торговля съестными припасами и иными предметами, необходимыми в жизненном обиходе, при густейшем стечении народа.
К этому рынку примыкает другой, полукругом расположенный, тянущийся почти на полмиллиария, где лавки для разного товара устроены так, что каждый отдельный, какой угодно, товар выставлен для продажи только в назначенном для него месте. Так в одном месте видишь шелковые ткани, в другом – шерсть, в третьем – полотно; в одном – золотые и серебряные вещи и драгоценные камни, в другом – благовония, в третьем – иностранные вина, причем до двух сот погребов расположено в ряд под землею, в четвертом – разные, иного рода, напитки, приготовленные из меда, вишен и других ягод. Одним взглядом можно увидеть здесь в одном месте дорогие меха разного рода, в другом – колокола, топоры, подсвечники и иные металлические изделия, в третьем – кожи, рукавицы, чулки, ковры, завесы и разные ткани. Особый ряд занимают масло, сало и ветчина, особый – свечи и воск, особый, – наконец, разные изделия из дерева. В кожаном ряду лежат кожаные изделия: возжи и прочая конская сбруя; в меховом – шубы и шапки. В одном месте выставлены лечебные разные зелья и травы, в другом – запоры, ключи, гвозди, далее – шелк нитками, канитель для украшения девиц, браслеты – все в особом месте. Также продаются, каждое в своем особом месте рынка, и обувь, и поножи, и хмель, и ячневая крупа, и рыба соленая, и сено, и овес. Не говоря уже о многом другом еще, и муке, и зерновому хлебу, и иным всякого рода вещам, и чинящим обувь и низеньким лавочкам цирульников – всему точно определен свой ряд, и все они прекрасно и удобно расположены так, что покупателю дается полная возможность выбрать наилучшее из всех, собранных в одном месте, тех или других товаров.
Не мало увеличивает красоту рынка то, что на нем нет ни одного жилого помещения, дабы, таким образом, держать огонь, сильно свирепствующий обычно в этом* городе, как можно далее. По этой же причине рынок тщательно оберегается сторожами, и те мастера, кои работают с огнем, живут в отдаленном от рынка месте.