О должности Сената, 1722 г.

1722 г., Апреля 27
Именный
О ДОЛЖНОСТИ СЕНАТА
1. Сенату надлежит состоять из Тайных Действительных и Тайных Советников, кому от Нас ныне повелено и впредь повелено будет, и сидеть по рангам, и кроме их, также и Генерала и Обер-Прокуроров и Обер-Секретаря и Секретаря и Протоколиста, никакой незваной персоне не входить в то время, когда советы отправляются (1); а когда кто впущен будет из высоких персон, то Сенаторы велят подать стул, но и то такому, которой бы ранг имел между первейшими чинами, а именно до Бригадира, и почтут его сесть; и понеже в Сенатской Канцелярии Президенту быть не возможно, того для оной в дирекции (2) быть у Генерала Прокурора.
2. Дело Сенатское то (3), когда кому в Коллегии такое дело случится, которое в той Коллегии решить не возможно, то те дела Президенту Коллегии приносить и объявить Генералу-Прокурору, который должен представить в Сенате, и оное решить в Сенате, а чего не возможно решить, о том приложа свое мнение учинить предложение в доклад.
3. В ту ж Канцелярию должны все Губернаторы и Воеводы писать о тех делах, которыя не принадлежат к Коллегиям, яко о начатии какой войны, мора, а какого замешания, или каких припадков.
4. Какия челобитныя поданы будут Рекетмейстеру за неправый суд Коллегий и Канцелярий, которыя к Коллегиям не подчинены: то ему Рекетмейстеру оныя приняв, по них доносит Нам, и когда те челобитныя подписаны будут от Нас, дабы о том розыскать; буде же такия челобитныя будут подавать ему в отлучках Наших, то предлагать ему Сенату, и по оным те дела брать ему, и росписав все пунктами, дабы что в одном пункте есть, уже бы в другом не упоминалось, (понеже во всяком деле челобитчиковом бывают разныя дела), и сделав выписку так, как в его должности написано (4), к решению предлагать, и в Сенате розыскивать; и когда придет до сентенции, тогда учинить присягу пред Богом в правосудии, и как оная учинена будет, решить самою истиною по регламентам, по присяге, по злобе не посягая, и по дружбе и свойству не маня (5); а кто сие преступит (6), и о том чинить Генерал-Прокурору по должности его.
5. В чины в вышние выбирать балотированием от Советника в Коллегии и выше, кроме Дворовых чинов (7), а ниже без балотирования.
6. В Сенате надлежит чины сказывать, о которых ниже изображено, указы во все Государства давать и от Нас присланные решить немедленно, и прочия тому подобныя, а именно: в чины сказывать из Военнаго всему Генералитету, из Государственнаго и гражданскаго Правительства Министрам, в Коллегии Президентам, в Губернии и Провинции Губернаторам, Воеводам, и Комендантам, Ассессорам, Камерирам, Рентмейстерам и Земским и Судным Коммисарам, також Коллежским Членам, включая Секретаря и прочих, и в Губерниях Президентам, в Надворные Суды, Обер-Ландрихтерам и Земским Секретарям.
7. Во все вышеписанные чины, в которых надлежит быть из Дворян, на каждое былое место (8) по ведомостям из Коллегий и из прочих, мест, из которых требовано будет, велеть представлять Герольдмейстеру по два, или по три человека достойных; а в которыя места надлежит быть не из Дворян, в те представлять же из Коллегий за подписанием рук всей Коллегии, а из прочих мест, откуда кто требует, за его ж рукою и прочих при нем товарищей, также по два, или по три человека достойных на одно место, из оных Сенату определять достойных.
8. Дела Государственныя, которыя имеют быть решены в Сенате, под оными сентенции закреплять всему Сенату (9), и с них для действия, куды надлежит, указы посылать за подписанием Сенатскаго Обер-Секретаря, и нужные за Государственною печатью, и на те указы куда бы оные ни посланы были, рапорт чинить без умедления в учиненной срок по Генеральному Регламенту по дальности места, или как в тех указах срок объявлен будет; однакож чтоб такое время было, чтоб возможно то сделать, дабы невозможностию не обвинен кто был напрасно, и чтоб оные рапорты были со изъяснением, дабы можно ведать, что исполнено, и что не может быть исполнено, и для чего, то описывать именно. А которые против онаго рапортовать не будут: то с таковых имать штрафы за всякой месяц за сроком, а именно, за первой сто рублей, за другой в двое, за третий в трое, за четвертый в четверо, за пятой лишение всего, и вечною работою на галеры, ежели законных причин не положит.
9. О всех делах, которым надлежит вершеным быть, в Сенате подобает на столе подробному реэстру повседневно быть с описью, давно ли которыя дела не вершены, и слушать и решить по оному реэстру, а не выбором, а какия дела будут нужныя, те наперед, а наипаче же Наши указы, яко главное дело, а все дела слушать и решить следующим образом: когда какое дело будут слушать, тогда между собою не говорить, и выслушав, буде дело не важное, в то время приговаривать с нижних голосов и решить, а ежели котораго дела вскоре решить будет не можно, то встав, и кто с кем за благо разсудит, о том деле толковать надлежащее время по важности дела и по разсуждению Генерал-Прокурора, для чего ему Генерал-Прокурору иметь песочные часы, и как будут толковать, встанут и тогда объявя им песочные часы обратя поставить на стол такие, сколько к тому толкованию время надлежит, а как то время пройдет, тогда сеет всем по своим местам, и по вышеозначенному голосы свои давать с низу один по другом, (10) и дав голоса, решить, а больше показаннаго времени, в решении продолжения не чинить; и которыя вершатся, те записав в протокол, отмечать в реэстре; а ежели случится зело тяжкое, которое в короткое время не может решиться: то отложит и до другаго дня; буде же такое дело, которое отсрочки не терпит, то поговорить и подумать до трех часов, и решить по вышеписанному ж; а как голоса свои давать будут, те каждаго голоса записывать Секретарю, а им каждому по своим голосам крепить. А ежели кто из Членов Сената так чинить не будет, или что приговаривать будет не право: то Генерал-Прокурору о том им предлагать, чтоб они то чинили так, как надлежит без страсти, напоминая им то, что всегда подобает Сенату иметь о Монаршеской и Государственной пользе неусыпное попечение, и доброе простирать, и все, что вредно может быть, всемерно отвращать; а ежели кто не послушает, то Генерал-Прокурору, того дела не допуская до вершения, доносит Нам, как о том в должности ему написано.
Против сего подписано Его Величества собственною рукою тако: чтоб протоколы подписывать всем, и сие изъяснить особым пунктом.
10. Никому в Сенате позволяется разговоры иметь о посторонних делах, которыя не касаются к службе Нашей, меньше же, кому дерзновение иметь бездельными разговорами, или шутками являтися; но надобно ведать, что есть оное место сочинено, где поступать подобает со всякою надлежащею учтивостию, поныже Сенат собирается вместо присутствия Нашей персоны в отлучении.
11. Без согласия всего Сената ни что делать подобает, паче же ниже что вершить возможно; ежели ж бы иногда кто за болезнию, или некоторой крайней ради нужды, не в присутствии был: того для делам оставленным быть не надобно; однако о важных делах и отсутствующим подобает прежде вершения всякому осведомлену быть. Сии отлучки разумеется кроме дальных, и его мнений на письме получить, и надобно, чтоб всякия дела не в особливых домах, или в беседах, но в Сенате вершить, и в протокол введенным быть надлежит, и не надлежит же Сенатским Членам никого посторонних с собою в Сенат брать, которому бы тамо по званию своему быть не подобало.
12. В Сенате никакое дело исполнено быти надлежит словесно, но все письменно, понеже Сенату в таких важных поведениях вельми нужно иметь всякое опасение и осторожность, дабы Наш интерес ни в чем не повредить; и того ради всем Членам не прийти к тяжкому ответствованию, також и Нам ни в чем бы сумнительно быти могло.
На подлинном подписано собственною Его Императорскаго Величества рукою тако: поступать по сей, а старую, ради ея неполности отставить (11).
ПСЗ, т. VI, № 3978
Комментарий
Царский указ, основываясь на практической деятельности Сената, наиболее полно уточняет его состав, права и обязанности.
По новому закону членами Сената являются лица, назначенные царем, – тайные действительные и тайные советники. Кроме них, в работе Сената принимали участие генерал- и обер-прокуроры, обер-секретарь, секретарь и протоколист.
В законе говорится об Отношении Сената к коллегиям и губернским властям, об установлении надзора за законностью действий Сената со стороны генерал-прокурора, о деятельности рекетмейстера в Сенате и пр.
(1) Когда советы отправляются – когда происходит заседание Сената.
(2) В дирекции – в управлении. Речь идет о подчинении Сенатской канцелярии непосредственно генерал-прокурору.
(3) Дело Сенатское то – законом определяются дела, которые не входят в компетенцию коллегий и должны быть решены в Сенате.
(4) Как в его должности написано – т. е. в «Наказе рекетмейстеру» (ПСЗ, т. VI, № 3900).
(5) Не маня – не потакая, не оказывая предпочтения.
(6) А кто сие преступит – кто это нарушит.
(7) Дворовые чины – придворные чины.
(8) Былое место – свободное, вакантное место.
(9) Под оными сентенции закреплять всему Сенату – решения Сената по государственным делам скрепляются подписью всех членов Сената.
(10) С низу один по другом – начиная с младших по чину.
(11) А старую, ради ея неполности, отставить – имеется в виду «Должность Сената» от декабря 1718 года.