Из протокола заседания Петербургского комитета РСДРП(б)
О ФОРМИРОВАНИИ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА: ОДНА ПАРТИЯ? НЕСКОЛЬКО?
Из протокола заседания Петербургского комитета РСДРП(б)
1 ноября 1917 г.
…Ленин: [Когда] товарищи Зиновьев и Каменев стали агитировать против восстания, их стали рассматривать как штрейкбрехеров. Я даже обратился письменно в Центральный комитет с предложением об исключении их из партии… Я не хотел бы… относиться к ним строго.
На переговоры Каменева в Центральном Исполнительном Комитете о соглашении я смотрю доброжелательно, ибо принципиально мы не против.
Когда социалисты-революционеры, однако, отказались от участия во власти, я понял, что они это сделали после того, как поднял сопротивление Керенский. С Москвой дело затянулось. Наши… впали в пессимизм… И тут у них возник вопрос о соглашении…
Большевики… были часто чересчур добродушны. А если бы буржуазия была победительницей, она бы поступила, как в 1848 и 1871 гг. Кто же думал, что мы не встретим саботаж буржуазии? Это же младенцу ясно. И мы должны применить силу: арестовать директоров банков и пр. Даже кратковременные аресты уже давали результаты очень хорошие…
И вот в такой момент, когда мы у власти – раскол. Зиновьев и Каменев говорят, что мы не захватили власть (во всей стране).Я не в состоянии спокойно выслушивать это. Рассматриваю, как измену. Чего им хочется? Чтобы началась (стихийная) поножовщина? Только пролетариат может вывести страну..А соглашение?..Я не могу даже говорить об этом серьезна. Троцкий давно сказал, что объединение невозможно. Троцкий это понял, и с тех пор не было лучшего большевика… Согласиться с соглашателями, а потом они будут вставлять палки в колеса…
Нам говорят, что мы хотим «ввести» социализм – это абсурд… Нам говорят, что надо «остановиться». Но это невозможно… Если будет раскол – пусть. Если будет их большинство – берите власть в Центральном Исполнительном Комитете и действуйте, а мы пойдем к матросам…
Наш лозунг теперь: без соглашения, т.е за однородное большевистское правительство…
Троцкий: …Нам говорят: у нас нет ситца .керосина, – поэтому нужно соглашаться. Но я спрашиваю в 1001-й раз: каким образом соглашение с Гоцем и Даном нам может дать керосин?
Почему Черновы против нас? .„Они против нас… потому, что мы проводим крутые меры против буржуазии. А ведь никто еще не знает, какие жестокие меры мы вынуждены будем проводить. Все, что Черновы способны вносить в нашу работу – это колебания. Но колебания в борьбе с врагом убьют наш авторитет в массах…
Ногин: …Можно ли так: кровь проливать вместе, а править порознь? Можно ли отказывать солдатам во власти? Граждан-скал война продлится целые годы. По отношению к крестьянам на штыках далеко не уедешь… Как быть, если мы оттолкнем все другие партии? Социалисты-революционеры ушли из Совета после революции, меньшевики – тоже. Но это значит, что распадутся Советы. Такое положение вещей, при полной разрухе в стране, кончится крахом нашей партии через короткий срок… Условия голода создадут почву для Каледина, который идет сейчас против нас. А уж телеграммой к железнодорожным служащим.которых мы собираемся лишить хлебных карточек, мы создадим почву для могучего протеста…