Н.К. Крупская о ситуации в деревне
«…В ДЕРЕВНЕ СОЗДАЕТСЯ УЖАСАЮЩИЙ РАСКОЛ»
Н.К. Крупская – Г.И. Петровскому
Не позднее 22 марта 1919 г.
ДОРОГОЙ ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ.
На днях Владимир Ильич переслал Вам заявление крестьян Вологодской губернии, Кадниковского уезда, привезенное У.П. Мостаковой; Мостакову же я направила к Вам.
Она пришла совсем расстроенная, говоря, что Вы с ней говорили по-товарищески, а другие все говорили, что эти крестьяне кулаки и что сама Мостакова также за кулаков, так как была на Бестужевских курсах.
Мостакову я уже давно знаю. Это очень интересный тип. Лет 11-ти ушла от отца в Кадников, чтобы поступить в гимназию, где прожила все время, не получая никакой помощи от отца. Голодала, болела, кое-что подрабатывала, немного помогали учительницы. На курсах ее начальство преследовало, как мужичку, и у ней с начальством были вечные истории. Но странное дело, и по сю пору она осталась крестьянкой с крестьянскими думами и заботами. Обижают их там Комитеты Бедноты. Тот кто это говорит, может быть заклятым врагом кулаков, но ведь это же факт, что Комитеты Бедноты насильничают и безобразят. По составу – это не беднейшие крестьяне, а местные люди, забросившие хозяйство. Тут и Московские охранники, укрывшиеся в деревне, бывшие швейцары, дворники и кое-какая интеллигенция контрреволюционная, которая набилась в деревню и вошла в Комитеты Бедноты. Это рассказывают каждый день приезжие из провинции, рабочие, крестьяне, наши коммунисты, прямого отношения к борьбе между «Комитетами Бедноты» и средним крестьянством не имеющие.
Мне кажется, я убеждена в том, что значительное число так называемых «кулацких» восстаний возникает на почве бесконтрольного хозяйничанья этих «Комитетов», поставляющих должностных лиц. Прикрывшись званием «Советского работника», восстанавливают против себя все и всех, желание сменить ставленника «Комитета» отождествляют с непризнанием Советской власти.
Мне кажется, на партийном съезде достаточно было приведено доводов за перемену отношения к среднему крестьянству и за подотчетность избирателям своих должностных лиц. Мостакова теперь боится, что к ним в волость будет послана вместо ревизии, которая разоблачит дело по справедливости, карательная экспедиция против крестьян, решившихся обратиться за помощью к Ленину, или будет сообщено местной власти, которая с ними расправится.
Случаи расправы на местах с посмевшими пожаловаться на местный произвол Ленину, не так-то редки Поэтому я очень просила бы, чтобы это дело было рассмотрено с надлежащей осторожностью.
Извиняюсь, что беспокою Вас, но эти «Комитеты Бедноты» теперь особенно часто заставляют переживать горькие минуты, когда видишь, что вместо организации жизни, в деревне создается ужасающий раскол.
Надежда Константиновна УЛЬЯНОВА