Из воспоминаний Г.К. Гинса
СПЕКУЛЯЦИЯ
Из воспоминаний Г.К. Гинса
1921 г.
Безудержная спекуляция разлагает тыл! Так говорили кругом весной 1919 года, жалуясь на непомерное взвинчивание цен, на исчезновение с рынка товаров, на злоупотребления при перевозке (подкупы, ложные наименования грузов и пр.). В юридическом обществе в Омске ученый экономист докладывал, что те, кто вопит о спекуляции, – невежды, потому что спекуляция – это «торговля». Министр продовольствия писал письмо начальнику штаба Верховного Главнокомандующего Лебедеву, что «борьба со спекуляцией» в том виде, как ее осуществляют военные власти, – зло и что нужна борьба против «борьбы со спекуляцией».
Но убедить общество, что спекуляция безвредна и что без нее немыслима торговля, не удавалось, и чем больше защищали спекулянтов авторитетные люди науки и опыта, тем яростнее на нее нападали обыватели и «военные».
Обывателю, а военный – тоже обыватель, многое непонятно. Он, например, не имеет представления о валюте и вексельном курсе, и ему никак не усвоить, почему товар, стоивший в апреле рубль, в мае должен, ввиду падения курса рубля на Востоке и в предвиденьи дальнейшего понижения, расцениваться в пять раз дороже Ему неведомы и все «тайны» транспорта.
Но зато обыватель чувствительнее научного и бюрократического аппарата. Он не может не видеть, как товар намеренно припрятывается, как он намеренно выдерживается на станциях, и он негодует, когда против этого не принимается мер.
Гражданская власть не умела проявить инициативы в этом деле, и борьбу со спекуляцией начала по всей линии железной дороги ставка Верховного Главнокомандующего. Были приняты чисто военные меры. Объявлена была повальная реквизиция всех задержанных грузов. Торгово-промышленники подали по этому поводу жалобу…