Из письма Булгакова правительству СССР о свободе печати

М.А. БУЛГАКОВ : «…МОЙ ПИСАТЕЛЬСКИЙ ДОЛГ… ПРИЗЫВЫ К СВОБОДЕ ПЕЧАТИ…»
Из письма правительству СССР
28 марта 1930 г.
..Борьба с цензурой, какая бы она ни была и при какой бы власти она ни существовала – мой писательский долг, также, как и призывы к свободе печати… Вот одна из черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существовали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходившего в моей отсталой стране, и противопоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное – изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Нечего и говорить, что пресса СССР и не подумала серьезно отметить все это, занятая мало убедительными сообщениями о том, что в сатире М. Булгакова – «КЛЕВЕТА».
Один лишь раз, в начале моей известности, было замечено с оттенком как бы высокомерного удивления: «М.Булгаков ХОЧЕТ стать сатириком нашей эпохи» («Книгоноша» № 6, 1925 г.). Увы, глагол «хочет» напрасно взят в настоящем времени Его надлежит перевести в плюсквамперфектум: М.Булгаков СТАЛ САТИРИКОМ и как раз в то время, когда никакая настоящая (проникающая в запретные зоны) сатира в СССР абсолютно не мыслима…
И наконец, последние мои черты в погубленных пьесах «Дни Турбиных», «Бег» и в романе «Белая гвардия»: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной исторической судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях «Войны и мира» … Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает – несмотря на свои усилия СТАТЬ БЕССТРАСТНО НАД КРАСНЫМИ И БЕЛЫМИ – аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченым человеком в СССР…