Из статьи В. Борисова «Важная поправка к Конституции РСФСР»

«…ВЕСТИ РЕЛИГИОЗНУЮ ПРОПАГАНДУ ЦЕРКОВНИКИ НЕ МОГУТ»
Из статьи В.Борисова «Важная поправка к Конституции РСФСР»
Июль 1929 г.
Нынче в Конституцию (Основной закон) советского государства Съездом Советов внесен ряд поправок, в частности изменено содержание четвертой статьи конституции. Раньше эта статья гласила: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа – от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами». Содержание этой статьи чрезвычайно широко истолковывалось церковниками… В Ножевском районе Сарапульского округа попы агитировали против колхозов. Приводили заповеди и «писания» в подтверждение того, что «колхоз дело безбожное, колхозников бог накажет…» Какая же тут «религиозная пропаганда»? Это – открытая агитация против мероприятий советской власти. И сколько угодно таких случаев, когда под маркой «религиозной пропаганды» попы протаскивали пропаганду антисоветскую, используя для этого каждое скопление народа – «на законном основании, в соответствии с конституцией» … Особенно широко пользовались неточной формулировкой четвертой статьи конституции сектанты. На постройке обувной фабрики в Сарапуле уполномоченный Стройтреста – сектант проповедовал сектантство среди рабочих. Тем, кто приходил в секту, он незаконно повышал разряды Сектанты имели своих разъездных агентов, проводили собрания в деревнях, имели своих книгонош – «пропагандистов». В деревне Маракуши, Фокинского района Сарапульского округа, которая затерялась в дремучих лесах, сектанты и церковники основали прочное гнездо. Во время перевыборов Советов, с целью сорвать перевыборное собрание, они объявили собрание верующих, угрожая неявившимся жестокой карой от «вседержителя»…
Чтобы пресечь вредительскую работу церковников и сектантов, чтобы действительно осуществить отделение церкви от государства, съезд Советов внес изменение в четвертую статью Конституции. Новая редакция этой статьи такова: «В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа – от церкви, а свобода религиозных исповеданий и антирелигиозной пропаганда остается за всеми гражданами».
Новая редакция статьи не делает никаких стеснений для верующих в смысле вероисповедания. Личным делом каждого гражданина остается, исповедует ли он какую-либо религию или нет. Но эта редакция вносит ограничения в деятельность церковников и сектантов. Свобода исполнения религиозных обрядов, служб остается в силе. Однако заниматься миссионерской деятельностью, вести религиозную пропаганду церковники и сектанты, в силу этой статьи, не могут. Никакая другая деятельность, выходящая за пределы обслуживания религиозных потребностей, этой статьей не допускается.