Шахтинское «дело»
Шахтинское «дело»
А.) Сообщение прокурора Верховного суда СССР
9 марта 1928 г.
На Северном Кавказе, в Шахтинском районе Донбасса, органами ОГПУ при полном содействии рабочих раскрыта контрреволюционная организация, поставившая себе целью дезорганизацию и разрушение каменноугольной промышленности этого района.
Руководящий центр этой организации, как подтверждается несомненными данными следствия, находится за границей и состоит из бывших капиталистических собственников и акционеров каменноугольных предприятий Донецкого бассейна, имеющих тесные связи с отдельными агентами некоторых германских промышленных фирм и польской контрразведкой.
Тщательный анализ многочисленных дезорганизующих промышленность явлений (пожары, взрывы, порча машин, завалы шахт) привел к обнаружению контрреволюционных преступников. Последующий арест преступников, показания обвиняемых и свидетелей, данные экспертизы дали обильный материал, с точностью устанавливающий состав, цели, средства и способы деятельности разветвленной заговорщической организации.
Эта организация вовлекла в свой состав, помимо бывших капиталистических собственников и акционеров предприятий, группу инженеров-специалистов, техников, штейгеров, ряд служащих, причем оказалось, что они систематически получали жалование от своих бывших хозяев и специальные суммы от агентов заграничного шпионажа, а многие из них были раньше агентами белой контрразведки.
Следствием установлено, что работа этой контрреволюционной организации, действовавшей в течение ряда лет, выразилась в злостном саботаже и скрытой дезорганизаторской деятельности, в подрыве каменноугольного хозяйства методами нерационального строительства, ненужных затрат капитала, понижения качества продукции, повышения себестоимости, а также в прямом разрушении шахт, рудников, заводов и т.д. При этом задача злоумышленников в случае интервенции, на которую они неизменно рассчитывали, состояла в том, чтобы организовать катастрофический срыв всей промышленности, резко понизить обороноспособность страны и тем помочь интервентам одолеть сопротивление Рабоче-Крестьянской Красной Армии.
Совершенно объективными данными следствия установлено, что всюду, где членам организации удалось в качестве инженеров и служащих подчинить своему влиянию хозяйственный аппарат предприятия, неизменно повторялись нижеследующие явления: мощные пласты и доходные шахты, которые могли давать десятки миллионов пудов хорошего угля, выводились из строя, затоплялись, умышленно взрывались и заваливались. Наоборот, разрабатывались убыточные шахты, с плохим углем, который был явно негоден и при употреблении портил паровозы
В целях срыва промышленности и дискредитирования социалистической рационализации производства была в высшей степени тонко разработана и проводилась в жизнь система вредительства именно под видом рационализации производства. Закупалось за границей ненужное оборудование, иногда устарелые машины, иногда, наоборот, самые новейшие, применение которых заводами было невозможно по техническим условиям южноугольного района. Так, например, в Америке были закуплены врубовые машины, пригодные лишь для твердых пластов, и пущены в работу на мягких пластах. Заказы производились со специальной целью их несвоевременного выполнения. Часто выписывались совершенно ненужные механизмы, отдельные части механизмов выписывались разновременно. Переоборудование шахт всюду, где контрреволюционерам удавалось поставить во главе дела своих людей, производилось злостно-халатно, что приводило к многочисленным несчастиям, авариям и разрушениям. Установлено, что всюду, где организация саботажников сумела поставить своих людей, состояние продукции и финансовая мощь предприятия катастрофически падали. Заговорщики стремились всеми мерами к ухудшению положения рабочего на шахтах. Жилища не ремонтировались, опасные работы производились с преступной небрежностью и с прямым нарушением элементарных правил безопасности. При расчетах рабочие нередко обсчитывались, оскорблялись, сознательно провоцировались на стачки. «Неудобных» рабочих увольняли. Заговорщики проникли и в инженерно-техническую секцию профсоюза, что давало им возможность устранять от руководства и работы рабочих-выдвиженцев, коммунистов и честных специалистов, преданных делу социалистического строительства.
Следствием установлено, что участники организации финансировались заграничным белогвардейским центром.
Преступники арестованы и содержатся под стражей. Обвинение предъявляется им по ст. 58/11 и 58/7. По окончании следствия дело будет передано в Верховный суд СССР
Б.) «О настроениях в связи с раскрытием контрреволюционного заговора в Донбассе» Справка информотдела МК ВКП(б)
15 марта 1928 г.
Среди коммунистов настроение вполне здоровое. Все товарищи требуют по отношению к контрреволюционерам самых суровых мер. Отдельные товарищи требуют немедленно принять меры к усилению контроля над местными специалистами и проверки отдельных недостатков, связанных с работой спецов: на заводе Ильича партийцы высказались о необходимости бдительней смотреть за работой спецов, и в частности поинтересоваться работой бывшего хозяина в тресте. Они также считают необходимым проверить невыполнение заказов на заграничное оборудование для завода. Товарищи считают, что «дело не ограничивается Донбассом», что необходимо обратить внимание на местные непорядки и, в частности, на непорядки в пожарной охране. Такие же моменты отмечаются на заводе «Красный пролетарий», фабрике бывш. Циндель.
На отдельных предприятиях наблюдается спецеедство. На Арматурном заводе некоторые моменты спецеедства наблюдались и ранее, а теперь говорят: «Надо половину всех спецов перестрелять». На заводе формы 8 рабочие говорят: «Нечего носиться с ними, без них обойдемся». В партячейке Мосстроя говорят, что нужно произвести чистку специалистов по аппарату.
Есть и примерно такие настроения. «Некоторые положения оппозиции о наличии термидорианских элементов в стране оказались верными, но выводы отсюда оппозиция сделала неправильные». Среди исключенных оппозиционеров такие оттенки: «Оппозиция оказалась целиком права в вопросах оценки сил в стране (Верман, Липкин – «Парижская коммуна»). Вот по отношению к кому надо делать второй Октябрь» (Ермиров – завод Ильича); «Хозяйственники вообще и наши, заводские, в частности, попали под влияние спецов».
Беспартийные рабочие требуют не менее суровых мер: «Мало головы оторвать им», «вешать их, контрреволюционеров, надо», «их бы всех надо расстреливать без суда». Отмечается значительное недовольство тем, что государственные и общественные организации столько лет не смогли раскрыть заговор («Красный пролетарий», «Парижская коммуна», форма 8, «Новая заря», фабрика Циндель). Тот факт, что столько времени просмотрели, говорит о том, что коммунисты недостаточно бдительно смотрели, стало быть, надо на хозяйственную работу посылать вполне проверенных коммунистов («Новая заря»). «Ни черта ГПУ не стоит. ЧК лучше работала».
Среди специалистов отмечается в общем несколько подавленное настроение. Есть опасения – не началась бы волна спецеедства и репрессии среди интеллигенции. Высказывались опасения, как бы передача широкой огласки этих фактов не вызвала отрицательного отношения ко всем специалистам («Новая заря»). Имеют место факты собраний спецов для протеста, пассивности в отдельных случаях, проявления национально-шовинистических настроений среди специалистов («Случившееся в Донбассе объясняется тем, что там работает много нерусских инженеров»), отрицательно высказываются к ввозу специалистов из-за рубежа.
Были также и высказывания против репрессивных мер против специалистов. Доктор Нечаев в больнице Тимирязева сказал так: «Судя даже по газетам, у них всюду неудачи, а в результате они все на нашу голову валят».
В.) «…Почувствовав здесь наличие безусловной вредительской деятельности…» Из представления к награждению сотрудника ОГПУ К.И. Зокова
Ноябрь 1928 г.
…Т. Зонов придал серьезное значение ряду технических дефектов в результате коих происходили аварии затопления шахт и пр. Почувствовав здесь наличие безусловной вредительской деятельности, т. Зонов начал длительную серьезную и сложнейшую агентурную проработку не только отдельных недочетов, но и всей деятельности Шахтинского Рудоуправления и всего личного состава специалистов. В результате этой работы т. Зонов пришел к убеждению о наличии диверсионной организации в Шахтинском’ округе, а дальнейшая проработка этих выводов привела т. Зонова к выводам о Харьковском, Московском и заграничных центрах этой организации. Умело проведенные агентурные разработки и следствие целиком и полностью подтвердили выводы т. Зонова.
Во всем огромном процессе агентурной и следственной работы по Шахтинскому делу т. Зонов являлся не только основной руководящей фигурой, но и непосредственным исполнителем всех наиболее трудных моментов в деле.
1. Тов. Зоновым лично разработан план всей «операции» по Шахтинскому делу.
2. Он неоднократно еще в процессе разработки выезжал на место (в Шахты), давая ценные указания самым низовым работникам, занятым в разработке Шахтинского дела.
3. Тов. Зоновым лично проведены все первые допросы арестованных, послужившие путем для хода дальнейшего следствия.
4. Им же произведены все генеральные допросы главных арестованных.
5. Сознание Гаврюшенко, давшего основные показания, имевшие решающее значение в деле, произошло исключительно благодаря чрезвычайно умелому допросу, произведенному лично т. Зоновым.
6. Экспертизы, оказавшие огромную помощь в деле раскрытия вредительских актов, были подобраны и назначены лично т. Зоновым, принимавшем в работе Экспертной] комиссии непосредственное участие и использовавшим здесь с огромной пользой для дела свой опыт, полученный на работе в ВСНХ …
Полномочный представитель ОГПУ С[еверо]-К[авказского] к[рая] и Д[агестанской] А[ССР] Е. Евдокимов
Г.) В.Е. Грум-Гржимайло: «…Ухватились за Шахтинский процесс, как за возможное оправдание своих неудач»
Из заявления об отставке, направленного в июне 1928 г. начальнику Главметалла ВСНХ В.И. Межлауку. Документ стал произведением самиздата, привлек внимание эмигрантской прессы
Покорнейше прошу освободить меня от занимаемой должности председателя НТС ВСНХ черных металлов по нижеследующим мотивам:
… 2) Идеология моя осталась прежней без изменений: факт бесспорного перехода власти в какие-либо руки делает новое правительство законным. Вследствие этого на новое правительство ложится обязанность защиты интересов русского народа среди других, а моя обязанность, как честного гражданина, помогать ему в этом.
3) Большевики объявили, что они делают опыт создать государство на коммунистической семье [Так в тексте. – Ред.] … После они изменили свою платформу и перешли на позицию государственного социализма и пригласили интеллигенцию с ними работать.
Я ни единой минуты не задумался принять это предложение, хотя совершенно был убежден, что учение Карла Маркса– отсталое учение, уже потерявшее всякую почву. Оно было создано в период развития мускульного труда и почти полного отсутствия технических знаний в промышленности. Теперь картина резко меняется, и я совершенно убежден, что через 50 лет никакого пролетариата не будет: как труд рабов, необходимый в древние времена, заменился работой пара и гидравлической силы, так и труд пролетариата заменяется электричеством. Наш инженерный идеал, зарю которого мы уже видим в железопрокатных заводах Америки, – это завод без рабочих. Это даст людям такое обилие жизненных ресурсов, что в классовой борьбе не будет смысла. Капитализм прекрасно справляется с задачей насаждения этой будущей культуры: правительство САС Штатов уже сейчас в 12 раз богаче русского и во столько же раз обеспеченнее жизненными ресурсами. Из сказанного очевидна одиозность диктатуры мозолистых рук, но власть в России находится у большевиков. Это факт – и с ним надо мириться. Большевики хотят сделать опыт создания социалистической постройки государства. Он будет стоить очень дорого. Но татарское иго стоило еще дороже; однако только благодаря татарской школе, русские сделались государственной нацией. Временный упадок и ослабление нации с избытком покрывается выгодами такой школы. Увлечение большевизмом сделает русскую нацию такой же сильной, как американцы. Подавление большевиками личной инициативы в торговле и промышленности, бюрократизация промышленности и всей жизни сделают русских – нацией инициативы, безграничной свободы. Большевики излечат русских от национального порока беспечности и, как следствие, – расточительности. За это стоит заплатить. Вот почему приветствую этот опыт, как бы тяжелы не были его последствия для современного поколения.
Но опыт надо вести честно до конца с обеих сторон. Только честная постановка опыта сделает его убедительным и полезным. Это возлагает обязанность: а) работать не за страх, а за совесть; б) честно учитывать результаты своего опыта, иметь мужество видеть свои неудачи и не валить с больной головы на здоровую.
Но видим ли мы честную постановку в современных условиях? Нет! Нашлись продажные души, которые, вводя в заблуждение бывших владельцев промышленных предприятий, нашли способ выманивать у них деньги за якобы вредительство, которое они якобы будут производить, находясь на службе большевиков. Для всякого ясно, что это был неблаговидный прием выманивания чужих денег и только. Настоящее подлинное вредительство есть легенда, а имел место только шулерский прием. Как отнеслись к этому большевики? Спокойно? Как к простой проделке шулеров? Нет. Они раздули шахтинское дело, сделали из него мнимую угрозу срыва всей промышленности, взяли под подозрение всю интеллигенцию, арестовали множество инженеров, возбуждают серию дел. По каким мотивам было так поступлено? Мотивов такого неспокойного отношения большевиков может быть два:
1. Большевики струсили измены и, действительно, потеряли голову и начали делать глупости, но я решительным образом отвергаю эту версию.
2. Первое и несомненное поражение на промышленном фронте, испытанное большевиками, не признается ими, как поражение принятой ими системы управления промышленностью. Для этого у них не хватает еще мужества, и они ухватились за шахтинский процесс, как за возможное оправдание своих неудач…
Раз всякое деяние специалиста рассматривается с точки зрения прокурора, и все техники-специалисты находятся под подозрением, то паралич административной машины неизбежен ..
Что должен делать я, для которого ясно, куда мы идем? Я, честный человек. Писать, говорить, печатать? Свободного слова нет, свободной печати нет … Остается молчать и делать вид, что служишь … Мы, дескать, люди маленькие… и ждать неизбежной катастрофы.
Большевики, раздавив капитализм, уничтожили класс независимых от правительства людей. При царском порядке земельное дворянство, купечество и промышленники, люди так называемых свободных профессий, были совершенно свободны и независимы от правительства. Они смели свое суждение иметь, и таким образом существовало независимое общественное мнение, к которому царское правительство могло прислушиваться. Сейчас в России независимых людей нет. Все интеллигенты сделались людьми 20 числа, голодом принуждены быть послушными рабами. Поэтому все молчат…
Будет ли честно с моей стороны молчать и служить в качестве председателя НТС черных металлов, если я убежден, что это учреждение может работать плодотворно только при полном доверии к нему правительственных органов и, напротив того, при возведенном в принцип недоверии – плодотворно работать не может?
Можно ли стать во главе учреждения, когда я убежден, что в моих сотрудниках подорвана возможность твердости голосов, мыслей и советов, что ради осторожности им придется давать двусмысленные реплики и все время думать, чтобы не дать прокурору возможности обвинить их во вредительстве.
Совершенно очевидно, что честный и независимый человек служить в этих условиях не должен. Он обязан снять с себя свои обязательства по службе, раз он убежден, что без доверия никакая здоровая деятельность этого учреждения невозможна.
Вот мотивы моего отказа. Я буду продолжать работать в бюро МТК (металлургических и теплотехнических конструкций. – Ред.], в котором самый факт передачи мне заказов свидетельствует о доверии моих клиентов. Я буду делать нужное и полезное дело и не буду себя чувствовать виновным перед властью, доверившей мне ответственную часть.
Горный инженер Грум-Гржимайло