Развитие торговых связей России с Казахстаном и Средней Азией

РАЗВИТИЕ ТОРГОВЫХ СВЯЗЕЙ РОССИИ С КАЗАХСТАНОМ И СРЕДНЕЙ АЗИЕЙ
В 1817 году издан таможенный устав и тариф по азиатской торговле для Астрахани, Кавказа, Оренбурга и Сибирской линии до Бухтармы. По этому тарифу купеческие корабли, приходящие с товарами из-за границы, должны были подать объявления о грузе судна, но приходящие от туркменских берегов были от сего изъяты и азиатцу, не имеющему денег для уплаты пошлин, дозволено оставлять в залог часть товаров сроком на месяц, а с 1836 г. на три месяца. Привоз азиатских товаров в 1817 году по тарифу дозволен был через все таможни, но пошлина с провозных товаров, кроме вымененного от киргизов (казахов. – Сост.), взималась только в некоторых таможнях. Со всех отпускаемых из России товаров взимался 1% пошлины. Бумажный сырец, шелк, шерсть, хлеб, скот, рыба живая, клей рыбий, аптекарские припасы дозволены к привозу беспошлинно; с прочих же товаров и изделий пошлина большей частью от 10–25%, с плодов от 10 до 20 копеек, с пряных кореньев от 28 копеек до 2 рублей, а с москательных товаров от 25 копеек до 5 рублей с пуда. Вывозить по азиатской торговле запрещено было: российскую монету, ассигнации, оружие, военные снаряды, суда мореходные и служащие для них снасти…
В 1824 году велено караваны из Оренбурга в Бухару и обратно провожать военным конвоям, а купечеству оренбургскому 2-й и 3-й гильдии предоставлено право заграничной торговли в Азии и отправлять товары в тамошние области и вывозить оттуда с ограничением сего дозволения на 5 лет, которое после продолжено было. В 1827 году уменьшена плата за торговые свидетельства с купцов Восточной и Западной Сибири, продолжено право оренбургским купцам 2 и 3-й гильдии иностранной торговли с Средней Азией; то же право предоставлено купцам 3 гильдии Западной Сибири и крестьянам, торгующим по свидетельству 3 разряда по сибирской границе, а в 1852 году тоже и для 2 и 3-й гильдии Астраханской губернии. В 1841 году дозволено евреям из Средней Азии приезжать для торга наравне с другими, а также всем вообще среднеазиатским купцам, кроме трех главных ярмарок, разрешено торговать и на Тюменской, а в 1846 году дозволен вывоз из России всех льняных изделий и без пошлины. В 1848 году для развития торговли на Мангышлаке и привлечения туда русских допущены многие облегчения: меновую торговлю могут производить свободно все русские подданные, привоз и вывоз товаров в Новопетровском укреплении свободен, все товары, вывозимые из России, освобождены от обыкновенной азиатской 1% пошлины и т. д. В этом же году дозволено в течение 5 лет всем рыбопромышленникам привозить с реки Сыр-Дарьи и Аральского моря через Оренбургскую линию внутрь России всякие рыбные товары, посоленные хотя бы иностранной солью, без платежа пошлин. В 1851 году даны разные льготы по рыболовству поселенцам на Мангышлаке, в Тюк-Караганском заливе и в других водах восточного берега Каспийского моря вообще всем русским.
Обозрев ход среднеазиатской торговли, обратим теперь внимание на успехи ее, главным образом начинающиеся с 1758 года. В течение 46 лет, с 1758 года до 1804 г., отпуск в Среднюю Азию увеличился в 3, а привоз в 6 раз; в следующие 49 лет, с 1804 до 1853 года, отпуск в 3 ½ раза, а привоз в 2 ½ раза. Вообще по этой торговле, в течение всех 96 лет, с 1758 года по 1853 г., цена отпуска увеличилась в 12 ½ раз, а привоз в 16 раз, в том числе отпуск изделий увеличился от 174 000 до 2 171 000 рублей серебром, т. е. в 13 раз, а привоз изделий от 37 000 до 676 000, или почти в 18 раз…
Главнейшие предметы, отпуск которых сильно увеличился, это изделия вообще и металлические в особенности. В прошлом столетии главный отпуск составляли краски, кошениль, индиго, иностранные сукна с русских фабрик, а также шерсть. В нынешнем же столетии, кроме увеличивавшегося отпуска сахару и табаку, а также русских сукон (вследствие тарифа 1822 года) начали отпускать в те страны железо, медь и другие металлы, и ценность их отпуска в 1851, 52, 53 годах возросла на 2/3 цены отпуска этого рода товаров. В 1758, 59 и 60 годах отпуск всякого рода изделий простирался всего до 174 000 рублей, а в 1851, 52 годах на 2 171 000 рублей, в том числе на 1336 000 рублей бумажных изделий, на 200 000 рублей шерстяных и на 270 000 рублей юфти (выделанная кожа. – Сост.) и выделанных кож, т. е. в течение 96 лет отпуск изделий увеличился с лишком в 13 раз; в числе разных отпускных товаров через Оренбург и Сибирскую линию главные статьи составляют: мягкая рухлядь и лошади. Привоз же главным образом теперь состоит из шерсти, козьего пуха, фруктов и (самое важное) из хлопка в виде сырца. До 1842 года к нам доставлялось более пряденой бумаги, нежели сырой, но с этого года сырец получил в привозе преобладание. Американская война оказала сильное влияние на привоз среднеазиатского хлопка…
Бросив взгляд на исторический ход среднеазиатской торговли и видя ее успехи, нельзя не предсказать ей блестящей будущности… Это будущее великое торговое значение Средней Азии, тесно связанное с политическим подчинением ее России, вполне сознается не только русскими (наиболее компетентными судьями в этом случае, как людьми более знакомыми с Средней Азией, чем другая нация), но одинаково и иностранцами, знакомыми с Азией…
С окончательным подчинением ее русские мануфактуры найдут в ней не только верный, но сравнительно с нынешним гораздо обширнейший рынок. За завоеванием политическим последует торговое. Китайский Туркестан и Кабул, в настоящее время мало доступные русской торговле, войдут в ее круг, а там дадут возможность нашей фабричной деятельности развиться еще более. Но главное и неиссякаемое богатство Средней Азии заключается в хлопке и шелководстве. Со временем, при более рациональных приемах их разведения и обрабатывания, Россия, которая переплачивает за границу ежегодно по нескольку десятков миллионов за эти продукты, будет иметь свой хлопок и шелк, и русские фабрики будут снабжаемы ими настолько, что не будут нуждаться в получении из-за границы…