О причинах волнения рабочих
Волнение на строительстве Волжско-Донской ж. д. Из представления военного министра Н.О. Сухозанета в Комитет министров о расследовании флигель-адъютантом А.М. Рылеевым причин волнения рабочих на строительстве Волжско-Донской ж. д.
4 августа 1860 г.
…204 рабочих Волжско-Донской железной дороги прибыли в Новочеркасск с жалобой на подрядчика Гладилина и, несмотря на все убеждения, отказывались возвратиться к месту работы.
Государь император по всеподданнейшему докладу о сем высочайше повелеть соизволил: командировать на место работ Волжско-Донской дороги флигель-адъютанта капитана Рылеева для подробного исследования причин, по коим рабочие отказываются исполнять заключенные с подрядчиком условия…
Флигель-адъютант капитан Рылеев, окончив возложенное на него поручение, представил его величеству всеподданнейший рапорт следующего содержания:
«…Первою заботою моею было ознакомиться с положением рабочих и убедиться в справедливости их жалоб и претензий… Я узнал из расспросов, что претензии их заключались в следующем: 1) Рабочие положительно объявили, что о существовании контрактов им не было известно, наем же производился обыкновенно по словесному договору, работы должны были исправляться безурочно, сроком на 3, 6, 7 и 8 месяцев с проходкою туда и обратно на родину, без ответственности друг за друга круговою порукою и без вычета дней, в которые по ненастью работы производиться не могли. 2) Все без исключения рабочие жаловались на дурное и даже жестокое с ними обращение доверенного подрядчика Гладилина, мещанина Головкина, приказчиков и десятников, на невыносимо трудную задаваемую им урочную работу и на пищу, которая выдавалась в первое время по прибытии на место работ дурного качества, и 3) Объявили, что при найме их на месте в волостных правлениях они принуждаемы были волостными головами и писарями брать цену, назначенную доверенными подрядчика, которые угрожали, в противном случае, немедленным сбором государственных податей, заставляя их продавать притом последнее имущество или, наконец, прибегая к мерам наказания.
В продолжение месячного пребывания моего в г. Царицыне я внимательно всматривался в положение рабочих и в условия их быта.
Я убедился в истине их жалоб и тех злоупотреблениях, которые допускались при назначении им уроков…»
Государь император по прочтении такого донесения флигель-адъютанта Рылеева соизволил положить собственноручно следующую высочайшую резолюцию:
«Сообщить г.-а. Долгорукову и внести в Ком. мин. , где сообразить, какие можно принять меры, чтобы впредь подобные беспорядки не повторялись».