Закон КНР о бухучете
ЗАКОН КИТАЯ (КНР) О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ
Первоначально Закон принят на 9 заседании Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей 6-го созыва 21 января 1985 года. Поправки внесены на 5 сессии Постоянного Комитета Всекитайского Собрания Народных Представителей 8-го созыва 29 декабря 1993 г.
ГЛАВА I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1.
Данный закон составлен для того, чтобы стандартизировать и улучшить бухгалтерский учет, гарантировать соблюдение бухгалтерами закона и привести в действие роль бухгалтерии в поддержании порядка социалистической рыночной экономики, укреплении экономического управления и повышении эффективности экономики.
Статья 2.
Государственные органы, общественные организации, предприятия, учреждения, частные производители, бизнесмены и другие организации должны вести свои бухгалтерские дела в соответствии с данным законом.
Статья 3.
Бухгалтерские органы и персонал бухгалтерии обязаны соблюдать законы и указы, зафиксированные в данном законе, и придерживаться их при ведении бухгалтерии и выполнении проверки бухгалтерии.
Статья 4.
Глава учреждения должен контролировать выполнение данного закона бухгалтерскими отделами, бухгалтерами и остальным персоналом; гарантировать законность, подлинность, точность и полноту данных бухучета; гарантировать неприкосновенность функций и полномочий бухгалтеров. Никому не позволяется оказывать давление на бухгалтера. Бухгалтера, которые добросовестно выполняют данный закон, ревностно относятся к своим обязанностям и достигают заметных успехов в работе, будут поощряться соответственно.
Статья 5.
Работой национальной бухгалтерии управляет финансовый отдел Госсовета. В регионах бухгалтерскими делами управляют финансовые отделы местных органов власти.
Статья 6.
Унифицированная общенациональная система бухучета составляется финансовым отделом Госсовета в соответствии с данным законом. Финансовые отделы провинций, автономных областей и муниципалитетов, уполномоченные отделы Госсовета и отделы общего снабжения Народно-Освободительной Армии Китая могут, при условии, что это не будет противоречить данному закону и унифицированной общегосударственной системе бухучета, устанавливать отдельные процедуры или вводить дополнительные положения для приведения в жизнь унифицированной общегосударственной системы бухучета, а также представлять их в финансовые органы для утверждения или регистрации.
ГЛАВА II. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ КОММЕРЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
Статья 7.
Бухгалтерские методы и бухгалтерский учет коммерческих операций применяются в следующих случаях:
1) Получение и уплата денежных средств и/или ценных бумаг.
2) Получение и передача, увеличение и уменьшение, а также использование предмета собственности.
3) Появление и погашение кредита или долга.
4) Увеличение или уменьшение капитала и денежных средств, а также доходов и расходов.
5) Подсчет статей доходов, расходов или стоимости.
6) Подсчет и обработка финансовых итогов.
7) В других случаях, требующих применения бухгалтерских методов и бухгалтерского учета коммерческих операций.
Статья 8.
Финансовый год начинается 1-го января и заканчивается 31 декабря по Григорианскому календарю.
Статья 9.
В бухгалтерских книгах должен использоваться подсчет в юанях. Подразделения, где основные статьи доходов и расходов идут в иностранной валюте (валютах), могут выбрать определенную иностранную валюту в качестве единицы, применяемой в бухучете. В этих случаях при составлении бухгалтерских ведомостей валюту необходимо конвертировать в юани.
Статья 10.
Формы бухгалтерских ведомостей, бухгалтерских книг, бухгалтерских отчетов и других данных бухучета должны соответствовать положениям, касающимся унифицированной общегосударственной системы бухучета. Подделка или изменение форм бухгалтерских ведомостей или бухгалтерских книг, предоставление поддельных бухгалтерских отчетов недопустимо. При использовании компьютеров в бухучете, требования касательно используемого программного обеспечения и форм бухгалтерских ведомостей, бухгалтерских книг, бухгалтерских отчетов и других, взятых оттуда бухгалтерских данных должны соответствовать положениям Госсовета и Министерства Финансов.
Статья 11.
В случаях, перечисленных в статье 7 данного закона, должны регистрироваться и предоставляться первоначальные документы, которые необходимо своевременно передать в соответствующую бухгалтерию. Бухгалтерия должна проверить первоначальные документы и составить на основе своей проверки бухгалтерские документы.
Статья 12.
Учреждения могут создавать свои собственные бухгалтерские отделы и вести собственные бухгалтерские книги в соответствии с правилами системы бухучета. Бухгалтерский орган согласно проверенным первоначальным документам и бухгалтерским документам должен вести бухгалтерские счета в соответствии с правилами системы бухучета.
Статья 13.
Учреждения должны создать систему проверки собственности с тем, чтобы гарантировать соответствие бухгалтерских записей количеству имеющихся материалов и денежных средств.
Статья 14.
Учреждения должны составлять бухгалтерские отчеты, основываясь на данных, внесенных в бухгалтерские книги в соответствии с унифицированными общегосударственными системами бухучета, и затем отсылать их в Министерство Финансов и другие, имеющие к нему отношение департаменты.
Бухгалтерские отчеты должны быть подписаны или скреплены печатями главным администратором учреждения, главой бухгалтерского органа и бухгалтером, составившим отчет. Учреждения, имеющие в своем штате главного бухгалтера, должны посылать отчет с его (ее) подписью или печатью.
Статья 15.
Документы, бухгалтерские книги, записи и другие данные бухучета должны быть подшиты и храниться в условиях, предписанных соответствующими государственными правилами. Сроки хранения бухгалтерской отчетности и методы ее уничтожения должны определяться финансовым отделом Госсовета совместно с другими связанными с этим отделами.
ГЛАВА III. ПРОВЕРКА БУХГАЛТЕРИИ
Статья 16.
Бухгалтерский орган и бухгалтера различных учреждений могут сами проводить проверку бухгалтерии в своих собственных учреждениях.
Статья 17.
Бухгалтерский орган или бухгалтерский персонал не должны принимать каких-либо поддельных или незаконных документов и работать с ними. Они должны вернуть любые неточные или неполные документы для исправления или внесения дополнений.
Статья 18.
Когда бухгалтерский орган или бухгалтерский персонал обнаруживают разницу между бухгалтерскими записями и имеющимися в наличии материалами и фондами, они должны работать с ними согласно соответствующим положениям. Если при этом необходимы полномочия, которыми данный бухгалтерский орган или бухгалтерский персонал не обладает, то об этом необходимо немедленно сообщить административному руководству соответствующего учреждения, дабы открылась правда и были сделаны необходимые выводы.
Статья 19.
Бухгалтерские агентства или бухгалтера должны отказываться от ведения дел, связанных с нелегальными доходами и расходами. Бухгалтерские агентства или бухгалтера должны предпринимать меры для пресечения или исправления ситуации, связанной с нелегальными доходами или расходами. Если их действия не приносят желаемого эффекта, то им необходимо подать письменный меморандум главе учреждения, с тем чтобы последний сам взял дело в свои руки.
Глава учреждения в течение 10 дней после получения меморандума должен принять решение, которое должно быть оформлено письменно и за которое он несет ответственность. Бухгалтерские агентства или бухгалтера, которые не приняли никаких мер для пресечения или исправления ситуации, связанной с нелегальными доходами или расходами, и не подали письменного меморандума главе учреждения, также несут за это ответственность.
Бухгалтерские агентства или бухгалтера должны сообщать в компетентные органы либо в органы власти, ведающие финансами, аудитом, налогообложением, о наличии доходов и расходов, которые наносят серьезный ущерб интересам государства и общества. Власти, получившие такой доклад, принимают на себя ответственность за дальнейшее разбирательство.
Статья 20.
В соответствии с законом и государственными положениями, различные учреждения обязаны контролировать финансовые, аудиторские и налоговые учреждения, а также своевременно предоставлять бухгалтерскую документацию, бухгалтерские книги, бухгалтерские отчеты, данные и другую, связанную с этим информацию. Они не имеют права отказываться от контроля или предоставления соответствующих документов, не должны скрывать документы или давать ложные отчеты.
ГЛАВА IV. БУХГАЛТЕРСКИЕ ОРГАНЫ
Статья 21.
Различные учреждения должны создавать отделы бухучета, соответствующие потребностям ведения бухгалтерии, или создавать рабочие места для бухгалтеров и назначать главного бухгалтера в соответствующий отдел. Учреждения, не имеющие условий для создания отделов бухучета или найма бухгалтеров, могут доверить официальным организациям, дающим консультации и оказывающим услуги по бухучету, сделать бухгалтерскую работу за них.
Крупные и средние предприятия и крупные коммерческие компании могут учреждать должность главного бухгалтера, имеющего соответствующую профессиональную квалификацию.
Система проверки счетов может также быть учреждена внутри бухгалтерского органа. Кассиры не могут одновременно отвечать за проверку счетов, ведение бухгалтерской документации и подсчет доходов и расходов, дебита и кредита.
Статья 22.
Основными обязанностями бухгалтерского органа и бухгалтерского персонала являются:
1) Ведение деловой бухгалтерии в соответствии с положениями главы II данного Закона.
2) Осуществление контроля над бухгалтерией в соответствии с положениями главы III данного Закона.
3) Разработка основных способов ведения бухгалтерских дел внутри учреждения.
4) Принятие участия в разработке экономических планов и бизнес-планов, в проверке и анализе выполнения бюджета и финансового плана.
5) Другие дела, связанные с бухучетом.
Статья 23.
Бухгалтерский персонал должен обладать необходимыми профессиональными знаниями. Назначение и смещение главных бухгалтеров или ответственных лиц в отделах бухучета государственных предприятий и коммерческих предприятий должно проводиться по согласованию с высшими учреждениями, под чьей юрисдикцией они находятся. Главные бухгалтера или ответственные лица отделов бухучета не могут назначаться или освобождаться произвольно.
Если с бухгалтерским персоналом, честно выполняющим свои обязанности и придерживающимся принципов, обращаются ненадлежащим образом, то высшие учреждения, под чьей юрисдикцией находятся эти предприятия или компании, должны приказать этим предприятиям или компаниям принять меры для исправления ситуации.
Если бухгалтерский персонал халатно относится к своим обязанностям, недостаточно принципиален или не подходит для бухгалтерской работы, то высшие учреждения должны приказать уволить или перевести на другое место работы данный неквалифицированный бухгалтерский персонал.
Статья 24.
В случае, если бухгалтера переводят, он временно или постоянно оставляет свой пост, он должен провести должным образом процедуру передачи дел своему преемнику. Передача дел, проводимая обычным бухгалтером, должна контролироваться одним из начальников бухгалтерии или его непосредственным начальником. Процедура передачи дел, проводимая одним из начальников бухгалтерии, должна контролироваться главой учреждения, а при необходимости может проводиться под совместным контролем главы учреждения и вышестоящей организации.
ГЛАВА V. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Статья 25.
В случае нарушения положений делового бухучета, сформулированных в главе II данного закона, со стороны административного руководителя учреждения или бухгалтерского персонала, если случай представляется достаточно серьезным, на них могут быть наложены административные санкции.
Статья 26.
Начальство, бухгалтерский персонал и другие сотрудники различных учреждений, подготовившие поддельные документы, изменившие или умышленно уничтожившие документы, бухгалтерские книги, бухгалтерские отчеты, данные и другую связанную с этим информацию, сотрудники, использующие поддельные бухгалтерские документы, бухгалтерские книги, бухгалтерские отчеты и другую информацию по бухучету, тем самым посягающие на интересы государства, общества и народа, должны в соответствии с законом и правилами подвергнуться расследованию для выявления их роли в такого рода деятельности со стороны финансовых, аудиторских, налоговых и других подобных учреждений. Против лиц, в чьих действиях содержится состав преступления, должно быть проведено уголовное расследование.
Статья 27.
Бухгалтерский персонал, принимающий и работающий с незаконной бухгалтерской документацией, который не сообщил в письменном виде начальству соответствующих организационных единиц по поводу нелегальных доходов и расходов или не сделал доклад в учреждения, под управлением которых находятся эти организации, либо в финансовые, аудиторские и налоговые органы, в том случае, если положение достаточно серьезно, подвергаются административному наказанию.
Против бухгалтерского персонала, который несет ответственность за крупный ущерб государственной и частной собственности, а также персонала, в чьих действиях содержится состав преступления, должно быть проведено уголовное расследование в соответствии с законом.
Статья 28.
Если начальство различных учреждений после получения письменных замечаний бухгалтерского персонала, сделанных в соответствии с параграфом 2 статьи 19 данного закона, продолжает разрешать нелегальные доходы или расходы и не предпринимает шагов к исправлению в течение долгого времени без достаточной на то причины, и это приводит к серьезным последствиям, то оно должно подвергнуться административному наказанию.
Если действия или бездействие руководства наносят серьезным ущерб государственным и общественным интересам и содержат в себе состав преступления, то против него должно быть проведено уголовное расследование.
Статья 29.
Если глава учреждения или другие лица противятся решению бухгалтеров, выполняющих свои законные обязанности в соответствии с данным законом, то на них в соответствии с законом накладываются административные санкции либо, если случай достаточно серьезен, проводится уголовное расследование.
ГЛАВА VI. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 30.
Данный закон вступает в силу 1 мая 1985 года. Поправки к данному закону вступают в силу со дня их обнародования (29 декабря 1993 года).