Н.Г. Чернышевский. Славянофилы и вопрос об общине
Н.Г. Чернышевский. Славянофилы и вопрос об общине
1857 г.
Обеспечение частных прав отдельной личности было существенным содержанием западноевропейской истории в последние столетия… Но, как всякое одностороннее стремление, и этот идеал исключительных прав отдельного лица имеет свои невыгоды… Отдельный человек, ставши независимым, оставлен был беспомощным. Безграничное соперничество отдало слабых на жертву сильным, труд на жертву капиталу…
… Необходимо должны были явиться новые стремления, которыми отстранялись бы невыгоды прежнего одностороннего идеала. Подле понятия о правах отдельной личности возникла идея о союзе и братстве между людьми: люди должны соединиться в общества, имеющие общий интерес… В земледелии братство это должно выразиться переходом земли в общинное пользование, в промышленности – переходом фабричных и заводских предприятий в общинное достояние компании всех работающих на этой фабрике, на этом заводе…
Это новое стремление к союзному производству и потреблению является естественным продолжением, расширением, дополнением прежнего стремления к обеспечению частных прав отдельной личности…
Порядок дел, к которому столь трудным и долгим путем стремится теперь Запад, еще существует у нас в могущественном народном обычае нашего сельского быта. Существовал некогда он и на Западе… но утрачен там в одностороннем стремлении к полновластной собственности отдельного лица.
Мы видим, какие печальные следствия породила на Западе утрата общинной поземельной собственности и как тяжело возвратить западным народам свою утрату. Пример Запада не должен быть потерян для нас. Вопрос о земледельческом быте важнейший для России, которая очень надолго останется государством по преимуществу земледельческим, так что судьба огромного большинства нашего племени долго еще – целые века – будет зависеть, как зависит теперь, от сельскохозяйственного производства.
Но того нельзя скрывать от себя, что мы живем в переходной эпохе, что Россия, доселе мало участвовавшая в экономическом движении, быстро вовлекается в него… Скоро и мы, может быть, вовлечемся в сферу полного действия закона конкуренции… И теперь уже обнаруживаются первые признаки этого закона в тех отраслях экономической деятельности, где введены улучшенные способы, – уже большие капиталисты оттесняют малых…
Но каковы бы ни были эти преобразования, да не дерзнем мы коснуться священного, спасительного обычая, оставленного нам нашею прошедшею жизнью, бедность которой с избытком искупается одним этим драгоценным наследием, – да не дерзнем мы посягнуть на общинное пользование землями – на это благо, от приобретения которого теперь зависит благоденствие земледельческих классов Западной Европы. Их пример да будет нам уроком. Теперь мы еще можем воспользоваться этим уроком…