Из письма Г. Гапона С. Ю. Витте в конце 1905 г.

Из письма Г. Гапона С. Ю. Витте, написанного в конце 1905 г.
… 9 января – роковое недоразумение. В этом, во всяком случае, не общество виновато со мной во главе. Я за полтора месяца, различая знамение времени, указывал печатно («Русь») и словами (г. Фуллону) на сгущенную и наэлектризованную атмосферу настроения рабочих масс. Я говорил гг. Фуллону и Муравьеву о необходимости мирно разрядить эту атмосферу, использовав во благо как государя, так и обездоленного русского народа. Я, далее, все делал, чтобы не совершилось пролития неповинной крови, чтобы не было кровавого воскресенья.
Так, между прочим, за несколько дней до 9 января я вошел в сношения с крайними партиями и потребовал, чтобы не выкидывали красных флагов во время шествия и чтобы это мирное шествие народа к своему царю не превращалось в демонстрацию, в протест «красных»; я действительно с наивной верой шел к царю, за правдой и фраза «ценой нашей собственной жизни гарантируем неприкосновенность личности государя» (смотри письмо к царю, написанное мною и товарищами) не была пустой фразой. Но если для меня и моих верных товарищей особа государя была и есть священна, то благо всего русского народа для нас дороже всего. Вот почему я, уже зная накануне 9-го, что будут стрелять, пошел в передних рядах во главе, под пули и штыки солдатские, чтобы своею кровью засвидетельствовать истину – именно неотложность обновления России на началах правды.
9 января совершилось, к сожалению, не для того, чтобы послужить исходным пунктом обновления России мирным путем, под руководством государя с возросшим сторицею его обаянием, а для того, чтобы послужить исходным пунктом начала революции…