Письмо мусульман иудеям

ПИСЬМО МУСУЛЬМАН ИУДЕЯМ
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного, шалом, ас-саляму алейкум!
Это послание – жест доброй воли в сторону раввинов – лидеров религиозных общин — и шире, в сторону мирового еврейского сообщества. Наша цель – на основе уже существующих отношений укрепить взаимопонимание, особенно в вопросах, в которых требуется дальнейшая позитивная работа с целью наведения мостов между мусульманами и иудеями. Перед лицом негативной и деструктивной напряженности, складывающейся на Ближнем Востоке, это письмо призывает к позитивным и конструктивным акциям, цель которых – развитие мусульмано-иудейских связей.
Многие иудеи и мусульмане сейчас отдалились друг от друга из-за злобы, которая в некоторых частях света выливается в насилие. По нашему мнению, мы сейчас столкнулись не с «конфликтом цивилизаций», а с «конфликтом недоразумений».
Глубокие стереотипы и предрассудки привели к дистанцированию наших сообществ и даже привели к конфликту. Нам необходимо немедленно направить все силы на разрешение этой проблемы. Мы должны приложить все усилия, чтобы обратить невежественность в знание, боль — в смелость и восприимчивость к «другим».
В течение многих веков наши сообщества сосуществовали и работали вместе плодотворно и мирно, как, например, на Пиренейском полуострове. Будучи мусульманами и иудеями, мы верим в Ибрагима/Авраама, других библейских пророков (мир им всем), у нас много общего в нормах поведения, правовой системе и даже в ограничениях относительно рациона питания. На самом деле между нашими религиями и народами гораздо больше общего, чем известно нам.
Необходимо немедленно решить накопившиеся политические проблемы и признать наконец наши общие ценности и то, что межрелигиозный диалог между мусульманами и иудеями в наше время крайне важен. Будет очень жаль, если мы упустим этот шанс. В таком случае весь опыт позитивного общения пойдет прахом, а текущие проблемы приведут к усилению разногласий и раскола между нами.
Это письмо очень важно для всех, поскольку оно наглядно иллюстрирует, что мусульмане хотят вступить в диалог с евреями, который не будет сконцентрирован только на ближневосточном конфликте. Хотя многие приверженцы Ислама и люди других убеждений видят мусульмано-иудейские отношения только через призму того, что происходит в Палестине, им не помешало бы узнать и о другом, положительном опыте общения и диалога между мусульманами и евреями за пределами Ближнего Востока.
Каковы сходства и различия между нами?
Иудаизм и Ислам – монотеистические религии, последователи которых верят в Единого и Единственного Бога, как подчеркивается у мусульман в суре Корана «Искренность» (112), а у иудеев в Шиме (Второзаконие, 6:4); так же как и в Ибрагима/Авраама, обе общими признают – Нуха (Ной); и иудеи, и мусульмане, и христиане в Исламе именуются «людьми Писания». Все мусульмане, независимо от того, к какому течению они себя относят, верят в библейских пророков (мир им всем).
«Скажите им: «Мы уверовали в Аллаха и в то, что было ниспослано нам в Коране, и в то, что было ниспослано Ибрахиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и его коленам, и в то, что было даровано Мусе и Исе без искажения, и в то, что было даровано всем остальным пророкам от Господа их. Мы не делаем различий между ними, веруя в одних и отвергая других, и предаемся Аллаху» (Коран, 2:136).
В качестве столпа нашей веры (имана), мы, мусульмане, верим, что ниспославший Тору и Коран – один и тот же Единый Господь:
«Мы ниспослали Мусе Тору, в которой было руководство к прямому пути истины и Свет наставлений. По ним пророки и искренне уверовавшие, предавшиеся своими сердцами Аллаху, судили между людьми, исповедовавшими Иудейство. Мы ниспослали это руководство для раввинов и первосвященников, которым поручено хранить это Писание от искажений и свидетельствовать, что это – истина» (Коран, 5:44).
Таким образом, для нас, мусульман, послание Пророка Мухаммада (мир ему)есть не что иное, как продолжение послания, принесенного Моисеем (Мусой) и другими пророками от Всевышнего (мир им всем).
«Посланник уверовал в то, что ниспослано ему от Творца его, уверовали в это и верующие. Каждый из них верует в Аллаха, Его ангелов, Его Писания и Его посланников. Они верят во всех посланников Аллаха, с почтением относятся ко всем, говоря: «Не различаем мы между кем бы то ни было из Его посланников». Они подтвердили веру, укрепившуюся в их сердцах своими словами: «Мы услышали и повинуемся! Прощение Твое, Господи, нам, и к Тебе наше возвращение!» (Коран, 2:285).
И у иудеев, и у мусульман есть досконально прописанные нормы поведения, законы и право, касающиеся всех аспектов жизни (Шариат в Исламе, Халака в Иудаизме). Важность благотворительности (саадака – в Исламе, цедака – в Иудаизме) имеет место в системе ценностей обоих религий. Даже образ питания (халяль и кашрут/кошер) у нас сравним.
И мусульмане, и иудеи внесли большой вклад в мировую культуру. В действительности, исламское искусство повлияло на архитектуру многих синагог, а в районах мусульманского мира, где раньше проживали и евреи, иудейские символы до сих пор украшают исламские строения.
Предрассудки и нетерпимость сохранялись длительное время благодаря недостатку знаний мусульман и иудеев друг о друге, хотя обогащение знаниями – одна из основ обеих религиозных традиций. На самом деле уже тот факт, что термин «Тора» означает «обучение», а «Коран» — «чтение», должен вдохновлять нас на понимание и изучение друг друга.
Безусловно, есть в обеих религиозных традициях некоторые тексты, которые при неправильном понимании их специфического контекста могут серьезно навредить отношениям и загубить на корню все попытки сближения и межрелигиозного диалога. Для большинства мусульман такие тексты отражают политические рассуждения и сдвиги в отношениях между мусульманами и «другими» в Аравии VII в. Коран постоянно напоминает мусульманам, что среди «людей Писания» есть те, кто верует и делает благочестивые деяния.
«Обладатели Писания не одинаковы. Среди них есть община честная и справедливая, которая читает Писание, ниспосланное Аллахом, ночью, когда они молятся, поклоняясь. Они веруют в Аллаха Единого и в Его посланников, не поклоняются никому, кроме Аллаха, веруют в Последний день, повелевают доброе и удерживают от дурного, спешат к свершению добрых дел. Эти у Аллаха — праведники! Чтобы они ни совершили доброго, никогда его не будут отрицать за ними. Ведь Аллах Всеведущ и знает, что они делают, и наградит их за это!» (Коран 3:113-115, см. также 3:199).
Слово «среди» здесь очень важно, и его, к сожалению, часто забывают и не замечают многие из читающих Коран, как мусульман, так и остальных. В современном мире очень легко повесить ярлыки на иудеев, мусульман или христиан, но внимательное и толковое прочтение Корана или Торы дает гораздо более утонченный подход к пониманию разнообразия человечества.
«О люди! Мы сотворили вас равными от одного мужчины и одной женщины — Адама и Хавы — и, увеличив ваше число, сделали многими народами и разными племенами, чтобы вы познавали друг друга и сотрудничали друг с другом»(Коран, 49:13).
Эти слова для нас, мусульман и иудеев – призыв нашего Создателя изучать, понимать и учить других – есть ли более благородный способ поддержать это послание Всевышнего, чем узнавать больше друг о друге? Таким образом, мы могли бы заменить предрассудки, нетерпимость и невежественность знанием и понимаем «других», которые становятся нашими «братьями» и «сестрами».
Иудеи и мусульмане – одна умма
Один краткий эпизод из жизни Пророка (мир ему) ярко демонстрирует дух исламского сострадания и уважения ко всему человечеству. Однажды еврейская похоронная процессия прошествовала перед Мухаммадом (мир ему), и он встал в знак уважения. Его сподвижники спросили, почему он сделал это, ведь умер немусульманин. Пророк (мир ему) сразу же отринул такой подход, заявив: «А что, разве он не человек?» («Сахих» аль-Бухари, глава «Книга похоронной процессии»).
В 622 г., когда Пророк (мир ему) был выслан из своего родного города Мекки, он переехал в Ясриб (будущую Медину). По приезде в город, он объявил в так называемой «Мединской конституции», что еврейские племена города составляют единую умму (народ) с мусульманами.
«Это документ от Пророка Мухаммада, регулирующий отношения между верующими, то есть мусульманами из Курайшитов и Ясриба, и тех, кто последовал за ними и трудился вместе с ними. Они составляют единый народ – умму»; «Ни одному иудею не причинят вреда за то, что он – иудей»; «Враги иудеев, которые последуют за нами, не получат помощи»; «Те иудеи, которые живут в мире с верующими, получат помощь, и к ним будут относиться справедливо»; «Евреи из племени Бани Ауф будут считаться одной умой с верующими».
Таким образом, этот текст говорит об иудеях и мусульманах как о «умматун вахидатун» – «едином народе» – термин, который фигурирует в Коране многократно с целью отличить людей с одинаковыми ценностями и верой. То есть, в отношениях между мусульманами и иудеями изначально присутствовали моменты дружбы, а моменты напряжения и разногласий появились позже.
Когда Пророк (мир ему) умер, его щит был заложен еврею. Это показывает, что мусульманам разрешено торговать с иудеями. Кроме того, дочь Пророка (мир ему) досточтимая Фатима (да будет доволен ею Аллах), которая была очень близка с отцом, работала у одного еврея – пряла для него в обмен на зерно.
Более того, жена Пророка (мир ему) Сафийя (да будет доволен ею Аллах) была еврейкой, и Всевышний называл ее «матерью всех верующих». Когда остальные жены из ревности высмеивали ее, называя еврейкой в унизительном тоне, она, будучи крайне расстроенной этими насмехательствами, пожаловалась своему мужу Мухаммаду (мир ему). И он велел ей ответить им: «Мой отец был пророк Муса (Моисей), мой дядя был пророк Харун (Аарон), а я – жена Пророка Мухаммада».
Исторически сложилось, что у мусульман и иудеев общая интеллектуальная история: начиная с расселения евреев и заканчивая философским обменом мнениями между Ибн Рушдом (Аверроэсом, 1126-1198) и Маймонидом (Мусой ибн Маймуном аль-Куртуби, 1135-1204) в средневековой Испании.
Сэр Джонатан Сакс, верховный раввин Объединенной иудейской конгрегации, на торжественной церемонии открытия первого в мире Центра изучения мусульмано-иудейских отношений в Кэмбридже подчеркнул важность изучения друг друга. Он сказал: «Сила веры в Исламе поразительна. Мы можем научиться силе веры у мусульман. И это крайне позитивно. Если бы я хотел предложить мусульманам, чему можно поучиться у нас – то я бы сказал, что выживанию, будучи меньшинством в культурной среде, которая не разделяет наших ценностей. Нам надо больше учиться друг у друга».
Именно интеллектуальный мир Ислама принес в Европу и во весь мир потерянные традиции греческих философов (такие, как идеи Платона и Аристотеля). В действительности, их учения были впервые возрождены мусульманскими учеными: аль-Фараби, Ибн Синой, Ибн Рушдом и другими, которые сумели повлиять на работы и идеи многих еврейских и христианских ученых, включая Маймонида.
В такой благоприятной интеллектуальной атмосфере передача знаний от одних религиозных ученых другим, в конце концов, вылилась в развитие гуманизма и современных наук. Маймониды, которые были придворными лекарями великого султана Салахуддина, и Аверроэс – на их примере мы наблюдаем богатейшее интеллектуальное общение и обмен между Исламом, Иудаизмом и Христианством.
Борьба с разобщенностью и негативным восприятием «других»
Европейские иудеи и мусульмане сегодня являются меньшинствами. Учитывая разрастание антисемитизма и исламофобии, иудеи и мусульмане должны развивать совместные стратегии борьбы с дискриминацией. Также они могли бы поддержать друг друга в деле сохранения своей религиозной и культурной идентичности в пору, когда доминирует общая глобальная культура. Этот процесс должен происходить в форме диалога, а также, например, посещения мест поклонения друг друга.
Давайте будем откровенными, говоря об уровне антиеврейских и антимусульманских (антиарабских) настроений, которые выливаются в конфликты внутри и между нашими сообществами. Сейчас мы должны знать историю и культуру друг друга и уважать ее, понимать.
Сейчас нет ничего более срочного и необходимого, чем то, чтобы положить конец длительной и явно затянувшейся разобщенности мусульман и евреев. Из-за растущей поляризации многие чувствуют необходимость выбора одного из двух – либо диалога, либо насилия.
В основе напряжения между мусульманами и иудеями лежит ближневосточный конфликт. Потеря каждой новой жизни становится потерей для человечества и кровавым пятном на истории. Мы призываем к мирному разрешению, которое обеспечит взаимное уважение, процветание и безопасность как палестинцам, так и евреям.
Многие мусульмане надеются, что страдания, которые перенесли евреи на протяжении веков, сделают их более чувствительными к стонам других, в особенности палестинцев. В Торе написано, что иудеям велено любить иноземцев, поскольку они сами иноземцы на земле Египта (это упоминается 36 раз).
Призыв к диалогу между людьми всех религий
Цель этого письма – развить диалог и понимание между иудеями и мусульманами, но оно также отражает необходимость и более широкого диалога между представителями всех конфессий и сообществ, включая немонотеистические. Мы должны поддерживать общение – особенно в минуты несогласия.
Это – протянутая рука и призыв, основанный на учениях священных книг авраамических религий, истинное стремление к диалогу и взаимному уважению:
«Отвернись от зла и твори добро; ищи мира и гонись за ним» (Техилим/Псалмы 34:14); «Рабы Милостивого — те, которые скромны в земном мире, ходят спокойно и с достоинством и таким же образом ведут себя во всех своих делах. Когда глупцы из многобожников-невежд порицают их, они оставляют их, говоря: «Мы не имеем с вами никакого дела. Нам было приказано говорить вам: «Мир!» (Коран, 25:65).
Да снизойдет на вас мир и благословение Господа Всемогущего. Пусть это письмо станет хотя бы маленьким шагом к открытию дверей к истинному диалогу и пониманию; пусть оно поведет нас по пути к реальному прогрессу в мусульманско-иудейских отношениях в разных частях нашего мира.
Профессор Акбар Ахмед, глава Отдела исламских исследований Американского университета (Вашингтон), бывший верховный комиссар Пакистана в Великобритании;
Тарик Рамадан, президент Мусульманской организации Швейцарии, доктор философии, преподаватель Оксфорда и Женевского университета;
Теологи и сотрудники Центра изучения мусульманско-иудейских отношений Института авраамических религий (Кэмбридж) при поддержке улемов со всего мира