Конституция Южной Осетии

Мы, народ Республики Южная Осетия, исходя из ответственности перед нынешним и будущим поколениями, стремясь обеспечить безопасность и процветание своего Отечества, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете Республики Южная Осетия, утверждая права и свободы человека и гражданина, закрепляя основы общественного и политического строя, провозглашаем и устанавливаем Конституцию Республики Южная Осетия.
ГЛАВА I. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
Статья 1.
1. Республика Южная Осетия — суверенное демократическое правовое государство, созданное в результате самоопределения народа Южной Осетии.
2. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Республике Южная Осетия является ее народ.
3. Народ осуществляет свою власть непосредственно путем проведения референдумов и свободных выборов, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
4. Никто не может присваивать власть в Республике Южная Осетия. Захват власти или присвоение властных полномочий является тягчайшим преступлением против народа и преследуется по закону.
Статья 2 .
1.Конституция Республики Южная Осетия имеет высшую юридическую силу и прямое действие.
2. Законы и иные нормативные правовые акты, противоречащие Конституции Республики Южная Осетия, не имеют юридической силы.
3. Законы Республики Южная Осетия подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы применению не подлежат.
4. Нормативные правовые акты Президента Республики Южная Осетия, Правительства Республики Южная Осетия, Парламента Республики Южная Осетия, местных органов государственной власти Республики Южная Осетия, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться на территории Республики Южная Осетия, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения.
5. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Республики Южная Осетия являются составной частью ее правовой системы.
6. Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения, другие лица, находящиеся на территории Республики Южная Осетия, обязаны соблюдать Конституцию и законы Республики Южная Осетия.
Статья 3.
1. Республика Южная Осетия самостоятельно определяет свой государственно-правовой статус, решает вопросы политического, экономического, социально-культурного строительства.
2. Республика Южная Осетия состоит из пяти административно-территориальных единиц:
города Цхинвал, Дзауского, Знаурского, Ленингорского и Цхинвальского районов.
3. Территория Республики Южная Осетия неприкосновенна и неотчуждаема. Защита суверенитета и территориальной целостности Республики Южная Осетия относится к важнейшим функциям государства.
4. Территория, статус и границы Республики Южная Осетия не могут быть изменены без согласия ее народа.
5. Столицей Республики Южная Осетия является город Цхинвал, статус которого определяется конституционным законом.
Статья 4.
1. Государственным языком в Республике Южная Осетия является осетинский язык. Сохранение и развитие осетинского языка являются важнейшей задачей органов государственной власти Республики Южная Осетия.
2. Русский язык, наряду с осетинским, а в местах компактного проживания граждан Республики Южная Осетия грузинской национальности — грузинский, признается официальным языком органов государственной власти, государственного управления и местного самоуправления в Республике Южная Осетия.
3. Народам, проживающим в Республике Южная Осетия, предоставлено право на свободное изучение, развитие и использование родного языка.
Статья 5.
1. Система государственной власти в Республике Южная Осетия основана на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
2. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти в пределах своих полномочий самостоятельны.
3. Разногласия по спорным вопросам между органами государственной власти Республики Южная Осетия разрешаются через согласительные процедуры.
Статья 6.
В Республике Южная Осетия признается и гарантируется местное самоуправление.
Статья 7 .
1. Государственную власть в Республике Южная Осетия осуществляют Президент Республики Южная Осетия, Парламент Республики Южная Осетия, Правительство Республики Южная Осетия, суды Республики Южная Осетия и местные органы государственной власти.
2. Выборы Президента Республики Южная Осетия, Парламента Республики Южная Осетия, местных представительных органов, а также референдумы в Республике Южная Осетия проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Статья 8.
Республика Южная Осетия строит свои отношения с Республикой Северная Осетия — Алания на основе этнического, национального, историко-территориального единства, социально-экономической и культурной интеграции.
Статья 9 .
Экономика Республики Южная Осетия функционирует на основе принципов социально-ориентированного рыночного хозяйствования, регулируемого государством.
Статья 10.
Республика Южная Осетия вправе вступать в союз с другими государствами и передавать органам союза осуществление части своих полномочий.
Статья 11.
1. Внешняя политика Республики Южная Осетия основана на принципах:
— стремление к всеобщему и справедливому миру;
— взаимовыгодное сотрудничество;
— вхождение в системы коллективной безопасности;
— членство в международных организациях и иных объединениях.
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Республики Южная Осетия являются основой отношений с другими государствами.
Статья 12 .
1. Земля, недра и другие природные ресурсы, а также культурные ценности, памятники, имеющие историческое значение, являются достоянием народа, используются и охраняются государством, как основа жизни и деятельности граждан Республики Южная Осетия.
2. Владение, пользование и распоряжение землей, ее недрами и другими природными ресурсами регулируются законами.
Статья 13 .
В Республике Южная Осетия признаются и обеспечиваются равной правовой защитой государственная, муниципальная, частная, коллективная и другие формы собственности.
Статья 14 .
1. Общественные и религиозные объединения равны перед законом.
2. Запрещается создание и деятельность общественных и религиозных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя или нарушение целостности Республики Южная Осетия, подрыв безопасности государства и нравственных устоев общества, разжигание межнациональной и религиозной розни.
3. Религиозные объединения отделены от государства.
Статья 15 .
Республика Южная Осетия проводит активную молодежную политику, направленную на обеспечение молодым людям условий для получения всестороннего воспитания и образования, а также рабочих мест в соответствии с их призванием, способностями и уровнем квалификации.
Статья 16 .
1. Республика Южная Осетия имеет свое гражданство.
2. Гражданин Республики Южная Осетия не может быть лишен гражданства или права на его изменение. Основания и порядок приобретения гражданства определяются конституционным законом.
3. В Республике Южная Осетия допускается двойное гражданство.
4. Иностранным гражданам и лицам без гражданства в Республике Южная Осетия гарантируются права и свободы, предусмотренные ее Основным Законом и нормами международного права.
Статья 17 .
Республика Южная Осетия имеет государственные символы — герб, флаг, гимн. Их описание и порядок официального использования устанавливаются конституционными законами.
ГЛАВА II. ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.
Статья 18 .
В Республике Южная Осетия признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Статья 19.
1. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
2. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Статья 20.
1. Труд свободен. Каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду.
2. Принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения.
3. Признается право на трудовые споры с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
4. Каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.
Статья 21.
1. Каждый имеет право на отдых.
2. Работающим по трудовому договору гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, праздничные и еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск.
Статья 22.
1. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
2. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
4. Право наследования гарантируется законом.
Статья 23.
Граждане Республики Южная Осетия имеют право избирать и быть избранными, участвовать в референдуме.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу.
Статья 24 .
1. Каждому, кто законно находится на территории Республики Южная Осетия, принадлежит право свободного передвижения по ее территории и свободного выбора места жительства, кроме случаев, оговоренных законом.
2. Каждый имеет право выезжать за пределы Республики.
3. Граждане Республики Южная Осетия имеют право беспрепятственного возвращения в Республику Южная Осетия.
Статья 25.
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и квалифицированную медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.
2. Каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую природную среду и на возмещение вреда, причиненного нарушением этого права.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с законом.
Статья 26 .
1. Каждый гражданин Республики Южная Осетия имеет право на социальную защиту, включая право на пенсионное обеспечение по возрасту, а также в связи с утратой трудоспособности, потерей кормильца и в иных установленных законом случаях,
2. Государство развивает систему социальной защиты, поощряет различные формы общественной социальной помощи и благотворительности.
Статья 27.
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
2. Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных законом, или на основании судебного решения.
Статья 28 .
1. Каждый имеет право на образование и выбор форм его получения.
2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего, среднего (полного) общего образования, среднего профессионально-технического и высшего образования в государственных образовательных учреждениях.
3. Каждый имеет право на конкурсной основе бесплатно получить среднее специальное и высшее профессиональное образование в государственных учебных заведениях.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. В Республике Южная Осетия поддерживаются различные формы образования и самообразования.
Статья 29.
1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, технического, научного и других видов творчества.
2. Интеллектуальная собственность, художественное наследие и культурные ценности граждан охраняются законом.
3. Республика Южная Осетия создает условия для сохранения и развития национальной культуры и искусства своего народа.
4. Этнические общности имеют право создавать свои объединения в целях сохранения и развития национально-культурных традиций и обычаев.
Статья 30.
1. Каждый гражданин Республики Южная Осетия имеет право вносить в государственные органы, общественные и иные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в работе.
2. Лица, преследующие граждан за критику, привлекаются к ответственности.
Статья 31.
1. Гражданам Республики Южная Осетия гарантируется свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в соответствии с действующим законодательством.
2. Каждому человеку обеспечивается тайна переписки, телефонных переговоров, телеграфных и других форм сообщений.
3. Цензура в Республике Южная Осетия запрещается.
Статья 32.
1. Граждане Республики Южная Осетия имеют право объединяться в общественные организации и движения, не запрещенные законом.
2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или движение.
Статья 33.
1. Каждому гарантируется свобода совести и вероисповедания, включая право исповедовать любую религию, действуя в соответствии с законом, либо не исповедовать никакой.
2. Православие и традиционные осетинские верования являются одной из основ национального самосознания осетинского народа.
Статья 34 .
1. Семья, материнство, отцовство, детство, старость в Республике Южная Осетия находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание и содержание — равное право и обязанность родителей.
3. Совершеннолетние трудоспособные дети обязаны заботиться о своих родителях.
Статья 35.
1. Каждому гарантируется неприкосновенность личности. Его честь и достоинство охраняются законом.
2. Никто не может быть подвергнут аресту или содержанию под стражей иначе, как на основании судебного решения или с санкции прокурора.
3. Никто не может быть подвергнут насилию, пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению и наказанию, подвергаться медицинским, научным или иным опытам без его добровольного согласия.
Статья 36.
1. Каждый имеет право на защиту своей чести и доброго имени от посягательства на личную и семейную жизнь.
2. Запрещается незаконный сбор, хранение, использование и распространение сведений о личной и семейной жизни человека.
Статья 37 .
1. В Республике Южная Осетия гарантируется судебная защита прав и свобод человека и гражданина.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 38.
1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда..
2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.
4. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
Статья 39 .
Каждый задержанный, заключенный под стражу или обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) соответственно с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.
Статья 40.
Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и управления или их должностными лицами,
Статья 41
1. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения гражданином своих обязанностей.
2. Незнание закона не освобождает от ответственности за его несоблюдение.
Статья 42.
1. Защита Отечества — священный долг каждого гражданина Республики Южная Осетия. Измена Родине — тягчайшее преступление перед народом.
2. Гражданин Республики Южная Осетия обязан защищать интересы государства, способствовать укреплению его обороноспособности.
Статья 43 .
Гражданин Республики Южная Осетия в соответствии с законом несет гражданскую обязанность участвовать в осуществлении правосудия в качестве народного или присяжного заседателя.
Статья 44 .
Каждый обязан беречь природу, охранять ее богатства, заботиться о сохранении исторического, национального и культурного наследия.
Статья 45.
Каждый обязан платить установленные законом налоги и сборы.
Статья 46.
1. Права и свободы, закрепленные в настоящей Конституции, не являются исчерпывающими и не могут толковаться как отрицание других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
2. Запрещается использование любых прав и свобод в целях насильственного свержения конституционного строя, пропаганды насилия и войны.
3. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.
ГЛАВА III. ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ
Статья 47.
1. Президент Республики Южная Осетия является главой государства и главой исполнительной власти.
2. Президент Республики Южная Осетия является гарантом Конституции Республики Южная Осетия, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Республики Южная Осетия порядке он принимает необходимые меры по охране суверенитета, безопасности и территориальной целостности Республики Южная Осетия, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и управления.
3. Президент Республики Южная Осетия в соответствии с Конституцией и законами Республики Южная Осетия определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.
4. Президент Республики Южная Осетия, как глава государства, представляет Республику Южная Осетия внутри страны и в международных отношениях.
Статья 48.
1. Президентом Республики Южная Осетия может быть избран гражданин Республики Южная Осетия не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, владеющий государственным языком и проживающий на территории Республики Южная Осетия не менее 10 лет.
2. Президент Республики Южная Осетия избирается гражданами Республики Южная Осетия сроком на пять лет.
3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Республики Южная Осетия более двух сроков подряд.
4. Порядок выборов Президента Республики Южная Осетия определяется конституционным законом.
Статья 49 .
1. При вступлении в должность Президент Республики Южная Осетия приносит народу присягу:
«Клянусь при осуществлении полномочий Президента Республики Южная Осетия уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Республики Южная Осетия, защищать суверенитет и независимость, безопасность и территориальную целостность Республики Южная Осетия, верно служить народу».
2. Присяга Президентом Республики Южная Осетия приносится в торжественной обстановке на десятый день после официального объявления результатов выборов в присутствии депутатов Парламента Республики Южная Осетия, судей Конституционного Суда приглашенных лиц.
3. На время исполнения своих полномочий Президент Республики Южная Осетия приостанавливает свое членство в политических партиях и общественных объединениях.
4. Президент Республики Южная Осетия не может быть депутатом Парламента Республики Южная Осетия, занимать другие должности в государственных органах, предпринимательских структурах.
Статья 50.
Президент Республики Южная Осетия:
1) осуществляет общее руководство внешней и внутренней политикой;
2) руководит органами исполнительной власти, может председательствовать на заседаниях Правительства Республики Южная Осетия;
3) утверждает структуру Правительства Республики Южная Осетия;
4) назначает на должность Председателя Правительства Республики Южная Осетия с согласия Парламента Республики Южная Осетия и освобождает от должности, уведомив Парламент Республики Южная Осетия;
5) назначает Председателя Правительства Республики Южная Осетия своим Указом в случае трехкратного отклонения Парламентом Республики Южная Осетия представленных кандидатур на должность Председателя Правительства Республики Южная Осетия, при этом одну и туже кандидатуру представляет не более двух раз;
6) назначает на должность и освобождает от должности членов Правительства Республики Южная Осетия и руководителей республиканских исполнительных органов;
7) назначает на должность и освобождает от должности глав администраций города и районов по согласованию с соответствующими Советами депутатов;
8) образует, формирует, реорганизует Администрацию Президента Республики Южная Осетия и Правительства Республики Южная Осетия;
9) образует, упраздняет и реорганизует республиканские исполнительные органы, не входящие в состав Правительства Республики Южная Осетия;
10) вправе по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства Республики Южная Осетия или освободить от должности любого его члена;
11) назначает выборы в Парламент Республики Южная Осетия;
12) вправе распустить Парламент Республики Южная Осетия в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Южная Осетия;
13) имеет право требовать созыва внеочередных и чрезвычайных заседаний Парламента Республики Южная Осетия;
14) назначает референдум в порядке, установленном конституционным законом;
15) подписывает и обнародует законы;
16) обладает правом законодательной инициативы;
17) обращается с ежегодными посланиями к народу и Парламенту Республики Южная Осетия;
18) ведет переговоры и подписывает межгосударственные и международные договоры и соглашения Республики Южная Осетия;
19) представляет в Парламент Республики Южная Осетия кандидатуры для назначения на должность Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда, Председателя, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда Республики Южная Осетия, председателя и судей городского и районных судов Республики Южная Осетия;
20) назначает двух судей Конституционного Суда Республики Южная Осетия; третьего судью Конституционного Суда Республики Южная Осетия назначает с согласия Парламента Республики Южная Осетия;
21) представляет в Парламент Республики Южная Осетия для назначения на должность и освобождения от должности кандидатуры Генерального прокурора Республики Южная Осетия и Председателя Национального банка Республики Южная Осетия.
22) Назначает на должность и освобождает от должности полномочных представителей Республики Южная Осетия;
23) приостанавливает или отменяет действие нормативных и иных правовых актов органов исполнительной власти, если они противоречат Конституции Республики Южная Осетия и действующему законодательству;
24) назначает председателя Пенсионного фонда Республики Южная Осетия и председателя Правления Сберегательного банка. Республики Южная Осетия;
25) формирует и возглавляет Совет безопасности;
26) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Южная Осетия;
27) утверждает военную доктрину Республики Южная Осетия;
28) назначает и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил Республики Южная Осетия;
29) вводит и отменяет военное или чрезвычайное положение на территории Республики Южная Осетия или отдельных ее местностях в порядке, установленном законами Республики
Южная Осетия, с незамедлительным сообщением об этом Парламенту Республики Южная Осетия;
30) устанавливает государственные праздники и праздничные дни;
31) награждает государственными наградами, присваивает почетные, специальные и высшие воинские звания;
32) решает вопросы гражданства;
33) осуществляет помилование;
34) утверждает концепции государственного экономического, социального, культурного и национального развития Республики Южная Осетия;
35) обладает иными полномочиями, предусмотренными Конституцией и законами Республики Южная Осетия.
Статья 51.
1. Президент Республики Южная Осетия издает указы и распоряжения, обязательные к исполнению на всей территории Республики.
2. Указы и распоряжения Президента Республики Южная Осетия не должны противоречить Конституции и законам Республики Южная Осетия.
Статья 52 .
Президент Республики Южная Осетия по вопросам, входящим в круг его полномочий, вправе создавать координационные советы и другие совещательные органы, определять их состав, цели и задачи.
Статья 53 .
1. Президент Республики Южная Осетия обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом.
2. Права и гарантии Президента Республики Южная Осетия и экс-президентов определяются законом.
Статья 54 .
1. Президент Республики Южная Осетия вправе распустить Парламент Республики Южная Осетия в случае пересмотра им основ конституционного строя Республики Южная Осетия при наличии соответствующего заключения Конституционного Суда Республики Южная Осетия.
2. В случае роспуска Парламента Республики Южная Осетия Президент Республики Южная Осетия назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранный Парламент Республики Южная Осетия собрался не позднее, чем через три месяца с момента роспуска.
3. Парламент Республики Южная Осетия не может быть распущен в период действия чрезвычайного или военного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Республики Южная Осетия.
Статья 55.
1. Президент Республики Южная Осетия приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Республики Южная Осетия.
2. Президент Республики Южная Осетия прекращает исполнение полномочий досрочно в случае:
1) отрешения от должности;
2) отставки по собственному заявлению;
3) стойкой неспособности исполнения своих полномочий по состоянию здоровья.
3. Выборы Президента Республики Южная Осетия должны состояться не позднее двух месяцев со дня досрочного прекращения исполнения полномочий бывшим главой государства.
4. Если Президент Республики Южная Осетия не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Республики Южная Осетия, в случае невозможности осуществления данной нормы — Председатель Парламента Республики Южная Осетия.
5. Исполняющий обязанности Президента Республики Южная Осетия не имеет права ставить вопрос о роспуске Парламента Республики Южная Осетия, назначать референдум, а также вносить предложения об изменениях и дополнениях в Конституцию Республики Южная Осетия.
ГЛАВА IV. ПАРЛАМЕНТ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
Статья 56 .
1. Парламент Республики Южная Осетия является высшим представительным законодательным органом Республики Южная Осетия.
2. Порядок работы Парламента Республики Южная Осетия определяется Регламентом.
Статья 57.
1. Парламент Республики Южная Осетия избирается сроком на пять лет в составе 33 депутатов.
2. Выборы депутатов Парламент Республики Южная Осетия осуществляются по многомандатно-территориальной избирательной системе.
3. Порядок выборов депутатов Парламента Республики Южная Осетия, их статус и полномочия устанавливаются конституционными законами.
Статья 58 .
1. Депутатом Парламента Республики Южная Осетия может быть избран гражданин Республики Южная Осетия, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Депутат Парламента Республики Южная Осетия не может быть депутатом иных представительных органов.
3. Депутат может работать в Парламенте Республики Южная Осетия на профессиональной постоянной основе. В этом случае он не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
4. Депутат может быть лишен депутатских полномочий только в соответствии с законом.
Статья 59.
1. Депутат Парламента Республики Южная Осетия обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. В Республике Южная Осетия он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, предусмотренных законом.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности депутата решается Парламентом Республики Южная Осетия по представлению Генерального прокурора Республики Южная Осетия.
Статья 60.
1. Парламент Республики Южная Осетия созывается на первое заседание Центральной избирательной комиссией Республики Южная Осетия не позднее пятнадцати дней после избрания.
2. Первое заседание Парламента Республики Южная Осетия открывает старейший по возрасту депутат и ведет его до избрания Председателя Парламента Республики Южная Осетия.
3. С момента начала работы Парламента Республики Южная Осетия полномочия депутатов Парламента Республики Южная Осетия прежнего созыва прекращаются.
Статья 61.
Парламент Республики Южная Осетия:
1) вносит изменения и дополнения в Конституцию Республики Южная Осетия;
2) принимает законы, вносит в них изменения и осуществляет контроль за их исполнением;
3) осуществляет толкование законов Республики Южная Осетия;
4) рассматривает и утверждает Государственный бюджет Республики Южная Осетия и контролирует ход его исполнения;
5) устанавливает и отменяет республиканские налоги, другие обязательные платежи и сборы;
6) принимает решение об административно-территориальном устройстве Республики Южная Осетия;
7) назначает Председателя Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия по представлению Президента Республики Южная Осетия;
8) образует Центральную избирательную комиссию Республики Южная Осетия;
9) назначает референдумы, в порядке установленном конституционным законом;
10) назначает выборы Президента Республики Южная Осетия;
11) дает согласие Президенту Республики Южная Осетия на назначение Председателя Правительства Республики Южная Осетия;
12) назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента Республики Южная Осетия Генерального прокурора Республики Южная Осетия, Председателя Национального банка Республики Южная Осетия;
13) назначает на должность по представлению Президента Республики Южная Осетия Председателя, заместителей Председателя и судей Верховного Суда Республики Южная Осетия, Председателя, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда Республики Южная Осетия, председателей и судей городского и районных судов Республики Южная Осетия;
14) ставит вопрос перед Президентом Республики Южная Осетия о доверии Правительству Республики Южная Осетия;
15) рассматривает и утверждает государственные программы экономического, социального и культурного развития, заслушивает отчеты об их выполнении;
16) рассматривает указы Президента Республики Южная Осетия о введении военного либо чрезвычайного положения и принимает соответствующие решения;
17) ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики Южная Осетия;
18) дает согласие на дислокацию в Республике Южная Осетия воинских формирований иных государств;
19) устанавливает государственные награды, почетные, специальные и воинские звания, дипломатические ранги и классные чины;
20) объявляет амнистию;
21) отменяет решения местных представительных органов имеющие нормативный характер, в случаях их несоответствия законам Республики Южная Осетия;
22) отрешает Президента Республики Южная Осетия от должности в случаях и в порядке, установленных Конституцией Республики Южная Осетия;
23) назначает двух судей Конституционного Суда Республики Южная Осетия;
24) дает согласие Президенту Республики Южная Осетия на назначение третьего судьи Конституционного Суда республики Южная Осетия;
25) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Южная Осетия.
Статья 62.
В заседаниях Парламента Республики Южная Осетия и его рабочих органов вправе участвовать Президент Республики Южная Осетия, Председатель Правительства Республики Южная Осетия и члены Правительства Республики Южная Осетия, Председатели Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов Республики Южная Осетия, Генеральный прокурор Республики Южная Осетия, Председатель Комитета государственной безопасности Республики Южная Осетия и приглашенные лица.
Статья 63.
Парламент Республики Южная Осетия избирает из своего состава тайным голосованием Председателя Парламента Республики Южная Осетия и его заместителей, которые считаются избранными, если за каждого из них проголосовало большинство от общего числа избранных депутатов.
Статья 64 .
Председатель Парламента Республики Южная Осетия и его заместители ведут заседания Парламента Республики Южная Осетия, ведают внутренним распорядком и осуществляют иные полномочия, предусмотренные Конституцией и законами Республики Южная Осетия.
Статья 65.
1. Парламент Республики Южная Осетия избирает из числа депутатов комитеты и комиссии для ведения законотворческой работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Парламента Республики Южная Осетия, контроля за исполнением законов и иных правовых актов Парламента Республики Южная Осетия, проведения парламентских слушаний.
2. Кандидатуры для избрания председателей постоянных комитетов и комиссий представляет Председатель Парламента Республики Южная Осетия.
3. Парламент Республики Южная Осетия вправе образовать временные депутатские комиссии и другие рабочие органы по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией и законами Республики Южная Осетия.
4. Порядок избрания и работы комитетов и комиссий определяются законом.
Статья 66 .
Председатель Парламента Республики Южная Осетия, его заместители, а также председатели комитетов и комиссий могут быть досрочно освобождены от занимаемых должностей в случае выражения им недоверия или нарушения Конституции и законов Республики Южная Осетия. Решение Парламента Республики Южная Осетия принимается тайным голосованием большинством голосов от общего числа избранных депутатов.
Статья 67 .
1. Парламент Республики Южная Осетия образует Президиум Парламента Республики Южная Осетия.
2. Президиум Парламента Республики Южная Осетия является подотчетным Парламенту Республики Южная Осетия органом, осуществляющим свои полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики Южная Осетия.
3. В состав Президиума Парламента Республики Южная Осетия входят заместители Председателя Парламента Республики Южная Осетия и председатели его постоянных комитетов и комиссий.
4. Президиум Парламента Республики Южная Осетия возглавляет Председатель Парламента Республики Южная Осетия.
Статья 68.
1. Парламент Республики Южная Осетия может выразить недоверие любому члену Правительства Республики Южная Осетия большинством от числа избранных депутатов Парламента Республики Южная Осетия. В этом случае Президент Республики Южная Осетия вправе освободить от должности указанного члена Правительства Республики Южная Осетия либо не согласиться с мнением Парламента Республики Южная Осетия.
2. В случае, если Парламент Республики Южная Осетия в течение двух месяцев повторно выразит недоверие члену Правительства Республики Южная Осетия Президент Республики Южная Осетия издает указ об, освобождении указанного члена Правительства Республики Южная Осетия от должности.
Статья 69 .
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики Южная Осетия, депутатам Парламента Республики Южная Осетия, Правительству Республики Южная Осетия, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам Республики Южная Осетия, Генеральному прокурору Республики Южная Осетия и Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия по вопросам их ведения.
Статья 70.
1. Конституционные законы, изменения и дополнения к ним, считаются принятыми, если за них проголосовало не менее двух третей от общего числа избранных депутатов Парламента Республики Южная Осетия.
2. Законы, постановления и другие нормативные правовые акты принимаются Парламентом Республики Южная Осетия простым большинством голосов от общего числа избранных депутатов Парламента Республики Южная Осетия.
Статья 71 .
1. Закон, принятый Парламентом Республики Южная Осетия, в течение пяти дней направляется Президенту Республики Южная Осетия для подписания и обнародования.
2. Президент Республики Южная Осетия в течение десяти дней подписывает закон и обнародует его.
3. В случае, если Президент Республики Южная Осетия в десятидневный срок с момента поступления закона отклонит его, то Парламент Республики Южная Осетия в установленном порядке вновь рассматривает данный закон,
4. Если при повторном рассмотрении закон будет одобрен Парламентом Республики Южная Осетия в ранее принятой редакции количеством не менее двух третей голосов от общего числа избранных депутатов, он подлежит подписанию и обнародованию Президентом Республики Южная Осетия в течение пяти дней.
Статья 72 .
1. Парламент Республики Южная Осетия вправе ставить вопрос об отрешении Президента Республики Южная Осетия от должности в случае совершения им государственной измены или иного умышленного преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Республики Южная Осетия о наличии в действиях Президента Республики Южная Осетия признаков преступления и заключением Конституционного Суда Республики Южная Осетия о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
2. Вопрос об отрешении Президента Республики Южная Осетия от должности возбуждается по инициативе не менее одной трети от общего числа избранных депутатов Парламента Республики Южная Осетия.
3. При наличии оснований Парламент Республики Южная Осетия может отрешить Президента Республики Южная Осетия от должности большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа избранных депутатов Парламента Республики Южная Осетия.
4. Решение Парламента Республики Южная Осетия об отрешении Президента Республики Южная Осетия от должности должно быть принято не позднее месячного срока после выдвижения обвинения против него. Если в этот срок решение не принято, обвинение считается отклоненным.
ГЛАВА V. ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
Статья 73 .
1. Правительство Республики Южная Осетия является высшим коллегиальным государственным органом единой системы исполнительной власти в Республике Южная Осетия.
2.. В состав Правительства Республики Южная Осетия входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства, министры, председатели Государственных комитетов и Комитета государственной безопасности Республики Южная Осетия, а также глава Администрации Президента и Правительства.
3. В соответствии с Конституцией и законами Республики Южная Осетия Президент Республики Южная Осетия как глава исполнительной власти Республики Южная Осетия определяет основные направления деятельности Правительства Республики Южная Осетия и организует его работу.
4. Полномочия и порядок работы Правительства Республики Южная Осетия определяются конституционным законом.
Статья 74.
На основании и во исполнение Конституции Республики Южная Осетия, действующего законодательства, указов Президента Республики Южная Осетия и иных нормативных правовых актов Правительство Республики Южная Осетия издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Республики Южная Осетия.
Статья 75.
1. Перед вновь избранным Президентом Республики Южная Осетия Правительство Республики Южная Осетия слагает свои полномочия.
2. Освобождение от должности Председателя Правительства Республики Южная Осетия означает прекращение полномочий всего Правительства Республики Южная Осетия.
Статья 76 .
1. Правительство Республики Южная Осетия может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Республики Южная Осетия.
2. Парламент Республики Южная Осетия может поставить вопрос о недоверии Правительству Республики Южная Осетия. Постановление о вотуме доверия Правительству Республики Южная Осетия принимается простым большинством от общего числа избранных депутатов Парламента Республики Южная Осетия. В случае выражения Парламентом Республики Южная Осетия недоверия Правительству Республики Южная Осетия Президент Республики Южная Осетия вправе объявить об отставке Правительства Республики Южная Осетия либо не согласиться с решением Парламента Республики Южная Осетия. Если Парламент Республики Южная Осетия в течении двух месяцев повторно выразит недоверие Правительству Республики Южная Осетия, Президент Республики Южная Осетия объявляет об отставке Правительства Республики Южная Осетия.
3. В случае принятия Президентом Республики Южная Осетия отставки Правительства Республики Южная Осетия по поручению Президента Республики Южная Осетия Правительство Республики Южная Осетия продолжает исполнять свои функции до сформирования нового Правительства Республики Южная Осетия.
ГЛАВА VI. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
Статья 77.
1. Правосудие в Республике Южная Осетия осуществляется только судом.
2. Правосудие осуществляется посредством конституционного, арбитражного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
3. Судоустройство в Республике Южная Осетия устанавливается конституционным законом.
4. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Статья 78.
1. Судьями могут быть граждане Республики Южная Осетия, достигшие 25 лет и имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее трех лет.
2. Законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям.
Статья 79 .
1. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.
2. Судьи всех судов назначаются сроком на пять лет. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как в порядке, установленном законом.
3. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечен к ответственности иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом.
4. Народные заседатели городского и районных судов избираются на собраниях граждан по месту жительства или работы открытым голосованием, а народные заседатели Верховного Суда Республики Южная Осетия и арбитражные заседатели Высшего Арбитражного Суда Республики Южная Осетия — Парламентом Республики Южная Осетия.
5. Народные заседатели всех судов избираются сроком на пять лет.
6. Статус и порядок формирования суда присяжных определяются законом.
7. Судьи, народные и присяжные заседатели могут быть отозваны только в порядке и по основаниям, установленным законом.
Статья 80.
1. Разбирательство во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных законом.
2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
4. Судьи Республики Южная Осетия выносят решения именем Республики Южная Осетия.
Статья 81 .
Судья в Республике Южная Осетия не может быть депутатом, членом политической партии, не может заниматься иной деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Статья 82 .
1. Контроль за соответствием законов и иных нормативных правовых актов Республики Южная Осетия Конституции Республики Южная Осетия осуществляет Конституционный Суд Республики Южная Осетия.
2. Конституционный Суд Республики Южная Осетия _формируется (Президентом Республики Южная Осетия в количестве пяти судей из высококвалифицированных специалистов в области права.
3. Срок полномочий судей Конституционного Суда — десять лет.
4. Судьей Конституционного Суда может быть избрано лицо не моложе тридцати лет.
5. Порядок организации и деятельности Конституционного Суда Республики Южная Осетия определяются конституционным законом.
Статья 83.
1. Конституционный Суд Республики Южная Осетия по обращению Президента Республики Южная Осетия, Парламента Республики Южная Осетия, Правительства Республики Южная Осетия, Верховного Суда Республики Южная Осетия, Высшего Арбитражного Суда Республики Южная Осетия, Генерального прокурора Республики Южная Осетия, а также местных органов государственной власти разрешает дела о соответствии Конституции Республики Южная Осетия:
1) законов, нормативных актов Президента Республики Южная Осетия, Парламента Республики Южная Осетия, Правительства Республики Южная Осетия;
2) не вступивших в силу международных договоров Республики Южная Осетия.
2. Конституционный Суд Республики Южная Осетия:
1) разрешает споры о компетенции между республиканскими и местными органами власти;
2) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента Республики Южная Осетия;
3) разрешает иные вопросы, предусмотренные законом.
3. Конституционный Суд Республики Южная Осетия по жалобам на нарушение прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном законом.
4. Конституционный Суд Республики Южная Осетия дает толкование положений Конституции Республики Южная Осетия.
5. Нормативные правовые акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и подлежат отмене.
6. Постановления, заключения Конституционного Суда Республики Южная Осетия подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти. Решение Конституционного Суда Республики Южная Осетия окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения.
Статья 84 .
1. Верховный Суд Республики Южная Осетия является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам.
2. Верховный Суд Республики Южная Осетия:
1) осуществляет уголовное, гражданское и административное судопроизводство;
2) рассматривает дела, касающиеся результатов выборов, референдумов и избирательных процедур;
3) осуществляет судебный надзор за законностью разрешения дел всеми нижестоящими судами в Республике Южная Осетия;
4) по запросу Парламента Республики Южная Осетия дает заключение о наличии в действиях Президента Республики Южная Осетия признаков преступления;
5) дает руководящие разъяснения по вопросам судебной деятельности.
3. В составе Верховного Су да Республики Южная Осетия действуют судебные коллегии по гражданским, уголовным делам, кассационная коллегия, а также Президиум Верховного Суда.
4. Порядок организации и полномочия Верховного Суда Республики Южная Осетия определяются законом.
Статья 85 .
Высший Арбитражный Суд Республики Южная Осетия является судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражным судом.
Статья 86 .
Для оказания юридической помощи гражданам и организациям действует коллегия адвокатов. Организация и порядок деятельности адвокатуры определяются законом.
ГЛАВА VII. ПРОКУРАТУРА РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
Статья 87.
1. Прокуратура Республики Южная Осетия от имени государства осуществляет высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, указов Президента Республики Южная Осетия и иных нормативных правовых актов на всей территории Республики Южная Осетия.
2. Органы прокуратуры Республики Южная Осетия составляют единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров Генеральному прокурору Республики Южная Осетия. Органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от других государственных органов и должностных лиц.
3. Генеральный прокурор Республики Южная Осетия назначается и освобождается от должности Парламентом Республики Южная Осетия по представлению Президента Республики Южная Осетия.
4. Иные прокуроры назначаются и освобождаются Генеральным прокурором Республики Южная Осетия, подчинены и подотчетны ему.
5. Срок полномочий Генерального прокурора Республики Южная Осетия и всех нижестоящих прокуроров — пять лет.
6. Полномочия, порядок организации и деятельности органов прокуратуры Республики Южная Осетия определяются законом.
ГЛАВА VIII. МЕСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И САМОУПРАВЛЕНИЕ.
Статья 88.
В Республике Южная Осетия местное государственное управление обеспечивается местными представительными и исполнительными органами.
Порядок деятельности органов местного государственного управления устанавливается законом.
Статья 89.
1. В Республике Южная Осетия местными представительными органами признаются городской и районные Советы депутатов.
2. Советы депутатов образуются по принципу обеспечения представительства населения и действуют на непостоянной основе.
3. Депутаты местных представительных органов избираются сроком на три года.
Статья 90.
1. Исполнительный орган в городе и районах, а также в поселках и селах Республики Южная Осетия возглавляет глава соответствующей администрации.
2. Главы администрации города и районов назначаются на должность Президентом Республики Южная Осетия с согласия местного Совета депутатов, главы сельских (поселковых) администраций назначаются и освобождаются главой администрации района и подотчетны ему.
3. Администрации города и районов, а также сельских (поселковых) администраций входят в единую систему исполнительных органов Республики Южная Осетия, и обеспечивают проведение общегосударственной политики на местах.
Статья 91 .
1. Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением сельских (поселковых) сообществ вопросов местного значения.
2. Деятельность органов местного самоуправления определяется самими гражданами в пределах, установленных законом.
3. Компетенция и порядок создания органов местного самоуправления определяются законом.
ГЛАВА IX. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПОПРАВКИ И ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА КОНСТИУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ЮЖНАЯ ОСЕТИЯ.
Статья 92.
1. Предложения о внесении изменений в Конституцию Республики Южная Осетия могут вносить Президент Республики Южная Осетия, депутаты Парламента Республики Южная Осетия в количестве не менее одной трети от числа избранных депутатов.
2. Вопрос об изменении Конституции Республики Южная Осетия и пересмотре ее положений не может быть выдвинут и рассмотрен в период военного или чрезвычайного положения.
3. Положения главы I Конституции «Основы конституционного строя», главы II «Права свободы и обязанности человека и гражданина» и главы IX «Конституционные поправки и пересмотр Конституции» могут быть изменены только в результате референдума.
Статья 93.
1. Поправки к главам III — VIII Конституции Республики Южная Осетия принимаются Парламентом Республики Южная Осетия большинством в две трети голосов от общего числа избранных депутатов.
2. Принятый закон о поправках к Конституции Республики Южная Осетия в течение 7 дней направляется Президенту Республики Южная Осетия для подписания и официального опубликования.
3. Президент Республики Южная Осетия в месячный срок со дня вступления в силу закона о поправках к Конституции Республики Южная Осетия осуществляет официальное опубликование Конституции Республики Южная Осетия с внесенными в нее поправками, а также с указанием даты вступления соответствующих поправок в силу.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1. Конституция Республики Южная Осетия вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования. День всенародного голосования считается днем принятия Конституции Республики Южная Осетия.
Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Республики Южная Осетия, принятой 2 ноября 1993, с последующими изменениями и дополнениями.
2. Законы и другие нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей ей, и в течение двух лет со дня принятия Конституции должны быть приведены в соответствии с нею.
3. Конституционные законы должны быть приняты в течение года со дня вступления настоящей Конституции в силу. Иные названные в Конституции законы должны быть приняты в порядке и сроки, определяемые Парламентом, но не позднее двух лет со дня вступления Конституции в силу.
4. Президент Республики Южная Осетия и Парламент Республики Южная Осетия со дня вступления в силу Конституции Республики Южная Осетия осуществляют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны.
5. Правительство Республики Южная Осетия со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность, установленные Конституцией Республики Южная Осетия.
6. Суды Республики Южная Осетия осуществляют правосудие в соответствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией.
7. После вступления в силу Конституции Республики Южная Осетия судьи всех судов, (за исключением судей Высшего Арбитражного суда), сохраняют свои полномочия.