Из стенограммы III съезда РСДРП (18 заседание)

ИЗ СТЕНОГРАММЫ III СЪЕЗДА РСДРП
ЗАСЕДАНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОЕ
22 апреля (5 мая), утреннее
Председатель предлагает выслушать доклад комиссии по рассмотрению заявлений, обращенных к съезду.
Докладчик комиссии т. Филиппов [Румянцев] прочитывает следующие поступившие для доклада съезду документы:
I. Письмо Тифлисского комитета на имя председателя III съезда
Председателю III партийного съезда.
28 марта сего года мы получили от ЦК извещение о немедленном созыве III партийного съезда с предложением немедленно прислать своего делегата. Тифлисский комитет РСДРП, обсудив это предложение в связи с положением дела в партии, счел нужным довести до сведения съезда партийных работников свои соображения по этому поводу и посему просит председателя прочесть на съезде нижеследующее заявление со внесением его в протоколы съезда.
Товарищи! По нашему партийному уставу съезд созывается только СП и притом в двух случаях. Экстренный – по требованию организаций, имеющих на съезде в совокупности не менее половины решающих голосов, и очередной – по усмотрению самого СП, по возможности не реже одного раза в два года.
Между тем, настоящий съезд созывается с явным нарушением обоих условий. Съезда не требовало законное количество организаций (см. постановление СП в 89 № «Искры»). Более того – два кавказских комитета, причисленных к организациям, добивающимся съезда, – наш и Батумский, – давно отказались от этой мысли, особенно после такого небывалого подъема революционных волн. Значит, съезд незаконен, как экстренный; съезд незаконен и как очередной, так как созван раньше срока и, самое главное, помимо СП. Следовательно, этот съезд не что иное, как частный съезд партийных работников, – конференция, а не законный, общий партийный съезд.
Переходя к рассмотрению обстоятельств созыва теперешнего съезда по существу, мы отметим нижеследующее:
1) ЦК, все время стоявший против созыва съезда, вдруг, в продолжение всего нескольких дней, переменил фронт и, из решительного противника съезда сделавшись не менее решительным его защитником, потребовал немедленной высылки делегатов, * так что многие партийные организации, даже при всем желании, не могли бы иметь представителей на съезде. При таких условиях этот съезд является импровизацией частного характера и созывается без хоть сколько-нибудь серьезной подготовки к нему со стороны большинства партийных организаций.
2) Главная цель съезда, по сообщению ЦК, предотвратить раскол. Удастся ли это съезду? Главная задача съезда, по нашему мнению, санкционировать то партийное течение, которое взяло верх во внутренней партийной жизни. При настоящих же условиях, хотя тенденции так называемого «меньшинства» и стали господствующими в партии, но, ввиду своеобразного строительства партии вообще и комитетов в частности, господствующее течение не может быть представлено на съезде соответственно своим действительным силам и влиянию в партии. Целый ряд комитетов с решающими голосами не выражают мнения большинства членов партии в данной местности. И, обратно, целый ряд влиятельных организаций в рабочей среде будет лишен решающего голоса на съезде. При таких условиях постановления съезда по спорным вопросам не могут соответствовать господствующему партийному мнению. С другой стороны, организационно-тактические принципы «большинства» настолько выходят из пределов с.-д. воззрения, а его взгляды на рабочий класс, на строение партии, на роль социал-демократии в предстоящей буржуазной революции – все это так резко отличается от мнения «меньшинства», придерживающегося строго марксистского миропонимания, что думать о действительном объединении обоих течений крайне наивно. Съезд в лучшем случае даст бумажное объединение, а партийная жизнь пойдет своим путем, окончательно разбивая нежизнеспособное в данном случае «большевистское» течение и предоставляя широкое поле деятельности жизнеспособному «меньшинству».
В-третьих, в настоящее время, когда общественно-политическая жизнь бьет ключом и не сегодня – завтра разразится во всей силе народное восстание, когда во многих местах России, то там, то сям происходят вооруженные стычки, грозящие перейти в вооруженное восстание, в такое время отвлекать силы и средства партии от революционно-практической работы граничит с самоубийством.
В частности у нас, на Кавказе, обострение общественно-политических отношений дошло до такой кульминационной точки, мы живем в атмосфере, так насыщенной революционной энергией, что отстранение от местной работы хотя бы одного работника считаем для себя великим позором. Товарищи! Вот наше глубокое убеждение. Но, предполагая возможность составления партийного съезда помимо нашего желания и зная из горького опыта II съезда, что несколько шаров будет иметь серьезное влияние на исход решения тех или иных крайне важных для партии вопросов, мы предоставляем свои голоса в полное распоряжение, с правом передоверять, нынешней редакции «Искры», с которой в основных тактически-организационных вопросах вполне согласны. Вместе с тем, мы предлагаем редакции «Искры» нашими голосами воспользоваться, между прочим, против такого течения, которое, под видом создания единого русского центра, желает разгромить единственный при настоящих условиях устойчивый центр – редакцию «Искры» и поставить ее в полную зависимость от благоусмотрения департамента полиции.
7 апреля 1905 года.
Тифлисский комитет РСДРП
Примечание. Как в начале заявлено, мы получили извещение 28 марта, а Батумский комитет, кажется, совсем не получал его».
Съезд постановляет включить письмо в протоколы съезда.

II. Частное письмо, исходящее от тифлисского большинства
Тифлис 19 марта 1905 г.
Дорогие товарищи! Сообщаем кое-что о местных делах, о которых нельзя умолчать. Что тут творится! Царит полнейшая анархия! Подорвано в корне доверие и уважение. Наши «меньшевики» не брезгают никакими средствами, чтобы привлечь на свою сторону массу. Позиция «большинства» истолковывается рабочим в самом извращенном виде. Партийная дисциплина – это «солдатская дисциплина кулака и палки». «Большевики»-«командиры» хотят, чтобы «рабочие плясали под их дудку». По Ленину, мол, рабочий сам, без интеллигенции, никогда не дойдет до с.-д. сознания. Интеллигенция – это пришлый люд в среде рабочих (теперь рабочие здесь говорят, что интеллигентов они будут нанимать).
Приводим дословно выдержку из речи одного меньшевика, обращенной к массовым рабочим: «Товарищи! Они (т. е. большевики) думают, что вы – бессознательная масса; нет, они ошибаются! Вы уже понимаете, кто ваши враги и кто ваши доброжелатели, гоните прочь от вас этих кровопийц – незваных гостей. Долой «большинство», да здравствует «меньшинство»!». Вот вам образец их демагогии! Недавно Союзный комитет организовал в Елизаветполе группу. Работа только начала налаживаться, как здешний Тифлисский комитет (старый) послал туда человека с запиской к одному из прежних работников. Эта записка случайно попала в руки наших товарищей. В ней говорится: «к вам приехали так называемые «большевики», которые только и делают, что собирают деньги. Они узурпаторы, и тифлисские рабочие выгнали их, они и приехали к вам» и т. д.
Если перечислять факты, то нет им конца. Деморализация полная. Но ведь палка о двух концах; и вот местному комитету самому приходится расхлебывать заваренную кашу. Дело в том, что за последнее время террор среди рабочих очень участился, убивают часто только по подозрению. И вот Тифлисский комитет (старый) решил выпустить прокламацию против террора. Рабочие, узнав об этом, строго-настрого запретили комитету издавать эту прокламацию и даже пригрозили тем, что не будут признавать такого комитета. Словом, фактов не перечислить. Что будет дальше – не знаем.
Революционное настроение здесь сильно приподнятое. Организуются учащиеся, ремесленники, даже мелкие торговцы. Людей не хватает, чтобы взять все это в свои руки.
В деревнях тоже сильное волнение. Власть правительства актически упразднена. Все начальники, старшины, чиновники выгнаны, все канцелярии, присутственные учреждения сожжены. Посланы отсюда войска для усмирения…
С товарищеским приветом
Союзный комитет
Зимин [Красин] предлагает последнее письмо в протокол не включать.
Лядов настаивает на включении письма в протокол.
Барсов [Цхакая] высказывается также за включение письма в протокол.
Тигров [Авилов]. Прошу отметить, что в прочитанном письме «меньшевики» вскрывают истинную подкладку их агитации против съезда: не надеясь быть на съезде в большинстве, они ополчились против съезда.
Председатель предлагает кавказским представителям высказаться о том, насколько правильно в письме характеризуется положение вещей.
Кавказские делегаты подтверждают вероятность передаваемых в письме фактов и правильность охарактеризованного в нем положения вещей.
Съезд большинством против 5 голосов постановляет: включить письмо в протоколы съезда.
III. Письмо одного из рабочих-организаторов г. Николаева о постановлении 50 организованных рабочих г. Николаева
«Вчера 9 апреля организованные рабочие Заводского района собрались в числе 50 человек и разбирались в вопросах о меньшинстве и большинстве. Собрание было очень интересное и характерное. Во-первых, на нем не было ни одного интеллигента, во-вторых, по прениям, вызванным вопросами о разногласиях. Относительно пункта устава нашей партии, кого мы должны считать членом партии, все единогласно высказались за формулировку т. Ленина.
Самые горячие прения вызвали вопросы о том, каковы должны быть наши отношения к либеральным партиям. Опять высказались за полное разграничение нашей партии с либеральными партиями, и пришлось видеть, как они хорошо осмеяли план «Земской кампании». Поставлен был вопрос: должны ли мы теперь готовиться к вооруженному восстанию? Тут все подняли ропот по поводу передовиц «Искры», где говорится по отношению к теперешнему положению России, что «революция не назначается и не создается искусственно». Затем была вынесена резолюция собрания, которая в очень скором времени будет отослана в редакцию и сущность которой сводится к следующему: чтобы был созван немедленно III съезд партии; чтобы съезд ясно и точно определил, кто должен быть членом партии; чтобы съезд избрал другой ЦК, который должен необходимо взяться за подготовку вооруженного восстания; чтобы партия была организована на основании строгой централизации на демократических началах, насколько это возможно при русских условиях. Не желающие подчиняться постановлениям съезда должны быть исключены из партии, чтобы они не тормозили дела. Необходимо, чтобы съезд выработал план соединения с остальными партиями в борьбе за свержение самодержавия. Чтобы пролетариат всегда резко был отделен от всех буржуазных партий, чтобы он никогда не забывал о своей противоположности им и находился бы настороже, чтобы буржуазия не воспользовалась целиком плодами борьбы. Чтобы съезд решительно боролся против всех оппортунистических и колеблющихся течений в нашей партии.
Рабочий организатор Г. Николаев, [10 апреля] 1905 г.».
Съезд постановляет включить письмо в протоколы съезда.
IV. Резолюция Луганской организации Донецкого союза
«Принимая во внимание то ужасное положение, в котором находится партия, тогда, когда сознательный авангард – РСДРП, ввиду надвигающихся событий, должна была находиться во всеоружии на своем посту, Луганская организация РСДРП считает единственным достойным и честным выходом для партии из созданного положения дел в ней дезорганизаторской работой «меньшинства» – III съезд, который сможет положить конец разброду и шатанию, так вредно отражающимся на деле пролетариата.
Ни в каком случае не находим возможным принять для партии третейский суд, предложенный т. Бебелем между «Впередом», с одной стороны, и «Искрой», с другой, как выход из раздирающих партию раздоров. Возможен третейский суд по известному поводу: обвинение в клевете и т. п., но недопустим третейский суд между двумя борющимися направлениями. Мы бы могли считать предложение т. Бебеля нетактичным, если бы не приняли во внимание ту позорную агитацию «меньшинства» среди заграничных товарищей, представляющую наши разногласия «подвохами отставных литераторов».
Мы б желали, чтоб съезд партии высказался о подчинении меньшинства большинству, против устройства тайной организации внутри партии пролетариата и т. п. Нам думается, что съезд, как бы ни желал мира и единства в партии, не может не остановиться на таких вопросах, меньше всего считаясь с боязнью некоторых лиц, что будто бы постановка последних приведет к расколу. Партия пролетариата не может бояться каких-то угроз, когда приходится определить свое отношение к основным принципам существования партии.
Также выражаем свое пожелание, чтоб в основу отношений к периферии были положены соображения, изложенные в брошюре т. Ленина «Письмо к петербургскому товарищу». Затем, принимая во внимание развитие разногласий, в которых новая «Искра» заняла рабочедельческую позицию, отвергнутую II съездом, тем самым разорвала связь, существующую между партией и своим ЦО, больше того, нарушила моральный мандат, полученный ею.
Признавая «Вперед» истинным продолжателем старой «Искры», борющимся за принципы революционной с.-д. и против оппортунизма новой «Искры», мы подаем свой голос за «Вперед», как ЦО РСДРП.
Луганская организация Донецкого союза РСДРП
Резолюцию принял центр и его два ядра: заводское и ремесленное».
Съезд постановляет – включить резолюцию в протоколы.
V. Резолюция работников периферии городского района Харьковской группы «Вперед»
Собрание работников периферии городского района Харьковской группы «Вперед» РСДРП в количестве 16 человек рабочих, выслушав резолюцию группы по поводу созыва III партийного съезда, решило единогласно присоединить к ней и свои голоса. Резолюция эта гласит следующее: «Одобряя инициативу БКБ в деле созыва III партийного съезда, необходимость которого настойчиво диктуется современным политическим моментом и положением дел внутри партии, Харьковская группа посылает свое приветствие съезду. Главная задача съезда, по мнению группы, – консолидация партии на почве единой, строго принципиальной тактики и централизованной организации. Группа высказывает пожелание, чтобы эта консолидация была достигнута путем товарищеского убеждения, чтобы съезд по возможности привел к соглашению, а не только механическому объединению существующих фракций».
Собранием была принята единогласно следующая резолюция по вопросу о вооруженном восстании, предложенному для обсуждения БКБ:
«Настоящий момент выдвигает настоятельную необходимость популяризации в массах идеи вооруженного восстания и необходимости подготовки и организации его. В этих целях мы признаем необходимым организовать в каждом центре специальные конспиративные организации (дружины), которые получили бы специальную подготовку для руководства восстанием. Право и обязанность организовать вооруженное восстание и руководить им мы признаем за будущим ЦК, за которым должна быть признана также компетенция в определении момента, наиболее подходящего для активного выступления дружины.
Мы полагаем, что и в Харькове возможна организация конспиративной группы, хотя не можем в данное время указать конкретно на силы для нее вследствие недавнего существования и Харькове группы «Вперед» и, следовательно, невозможности поэтому в достаточной степени определить те силы, которые находятся в сфере влияния группы».
На этом же собрании дебатировалось мнение одного из товарищей, который думает, что агитация и пропаганда среди войска является в данное время напрасной, так как она бесполезна, никогда, по его мнению, не дает положительных результатов, а жертвы громадны. После сделанных этому товарищу возражений собрание всеми 15 голосами против одного высказалось за необходимость широкой агитации и пропаганды в войсках.
Съезд постановил включить резолюцию в протоколы заседаний съезда.