Из стенограммы III съезда РСДРП (15 заседание)

ИЗ СТЕНОГРАММЫ III СЪЕЗДА РСДРП
ЗАСЕДАНИЕ ПЯТНАДЦАТОЕ
20 апреля (3 мая), вечернее
Председатель. Приступаем к обсуждению 5 пункта порядка. Слово принадлежит докладчику по организационному вопросу т. Максимову.
Максимов. Я нахожу в высокой степени целесообразным, что в нашем порядке дня организационные вопросы поставлены вслед за тактическими. Действительно, организационные вопросы приходится теперь решать в зависимости от тех тактических задач, которые жизнь поставила перед партией. Сущность этих задач сводится к необходимости политического руководства громадными массами пролетариата, с невиданной энергией выступающими на политическую арену. Отсюда вытекают два требования, которые теперь приходится предъявлять партийной организации: во-первых, возможный максимум стройности и сплоченности, без которого немыслимо сколько-нибудь успешное руководство колоссальной суммой далеко не однородных элементов, при весьма различных объективных условиях; во-вторых, возможный максимум близости к этим массам борющегося пролетариата – условие возможной легкости общения с ними. Из первого требования вытекает большая строгость в проведении централизма, из второго – тенденция к организационному демократизму. Оба стремления сталкиваются с громадными препятствиями, из которых основными являются пространственные и конспиративные условия, ведущие к разъединению революционных сил. В силу этих препятствий обе организационные задачи могут быть разрешены лишь в ограниченных пределах; и так как в этом отношении условия со времени II съезда изменились не особенно значительно, то и реформы партийной организации в обоих указанных направлениях не могут быть особенно радикальными. В общем я склонен принять проект т. Иванова, напечатанный в № 13 «Вперед», с некоторыми изменениями, большей частью намеченными здесь на предварительных совещаниях делегатов.
Вот этот проект:
§ 1. Членом РСДРП считается всякий, принимающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций.
§ 2. Верховным органом партии является партийный съезд. Он созывается не реже одного раза в год Центральным Комитетом партии. Центральный Комитет обязан созвать съезд, если этого требуют партийные организации, имеющие вместе право на треть голосов па съезде. Съезд считается действительным, если на нем представлены организации, имеющие вместе право более чем па половину решающих голосов.
§ 3. Представительство на съезде имеют: а) Центральный Комитет, б) все местные комитеты, не входящие в особые союзы, в) все союзы комитетов, признанные партией. Все означенные организации представляются на съезде – каждая одним делегатом, имеющим один голос. ЦК представляется двумя делегатами, имеющими каждый по одному голосу: одним из этих делегатов должен быть ответственный редактор Центрального Органа. Комитету заграничных организаций, Петербургскому и Московскому комитету дается по два голоса на съезде.
Представительство союзов определяется особыми уставами.
Примечание 1. Правом представительства пользуются лишь те организации, которые утверждены не позже как за полгода до съезда.
Примечание 2. ЦК предоставляется приглашать на съезд с совещательным голосом делегатов тех организаций, которые yе отвечают условиям, указанным в примечании 1.
§ 4. Съезд назначает ЦК.
§ 5. ЦК представляет партию в сношениях с другими партиями, назначает редакцию ЦО, организует комитеты, союзы комитетов и другие учреждения партии и руководит их деятельностью; организует и ведет предприятия, имеющие общепартийное значение; распределяет силы и средства партии и заведует центральной кассой партии; разбирает конфликты как между различными учреждениями партии, так и внутри их и вообще объединяет и направляет всю деятельность партии.
§ 6. Все партийные организации, выполняющие целостную с.-д. работу (комитеты местные, районные, заводские и т. д.), ведают автономно все дела, относящиеся специально и исключительно к той области партийной деятельности, для заведования которой они созданы; степень автономии организаций, выполняющих частные и специальные функции (группы технические, агитаторские и т. д.), определяется создавшими их центрами.
§ 7. Всякая партийная организация, имеющая на съезде право решающего голоса, имеет право свободно издавать на свои средства и от своего имени партийную литературу в своей собственной или в общепартийной типографии. Всякая такая организация имеет право получать в общепартийном транспорте ту партийную литературу, какую она потребует.
§ 8. Все периферийные организации (т. е. все партийные организации, кроме общих и местных центров) имеют право широкой и своевременной осведомленности в общепартийных и местных делах, поскольку этому не препятствуют конспиративные условия, а также имеют право совещательного голоса при обсуждении этих дел соответственными центрами во всех случаях, когда осуществлению совещательного голоса не препятствует необходимость быстрого решения дела. Периферийные организации, непосредственно примыкающие к комитетам и не менее полугода работавшие под их руководством, имеют право предлагать официальных кандидатов в эти высшие организации.
§ 9. Помимо организаций, утвержденных съездом партии, другие партийные организации утверждаются Центральным Комитетом; местные периферийные организации – местными центрами. Все постановления ЦК обязательны для всех партийных организаций, которые обязаны также давать определенные Центральным Комитетом средства в центральную партийную кассу.
§ 10. Каждый член партии и всякое лицо, имеющее какое-либо дело с партией, вправе требовать, чтобы его заявление в подлинном виде было доставлено в ЦК, или в редакцию ЦО, или партийному съезду.
§ 11. Всякая партийная организация обязана доставлять и ЦК и редакции ЦО все средства к ознакомлению со всей ее деятельностью и всем ее личным составом.
§ 12. Все партийные организации решают дела простым большинством голосов; организации автономные имеют право кооптации. Для кооптации новых членов и исключения их требуется 2 /з голосов. На постановление организации о кооптации или исключении членов допускается апелляция в ЦК партии. Кооптация членов в ЦК производится единогласно.
В комитетах официальные кандидаты, предложенные ЦК или периферийными организациями, кооптируются простым большинством голосов.
§ 13. Комитет заграничных организаций партии имеет целью пропаганду и агитацию за границей, а равно содействие русскому движению. Поддержку русскому движению он оказывает не иначе, как через посредство лиц и групп, особо назначенных ЦК.
Общее направление предлагаемых реформ – то, какое намечено в декларации 22-х, декларации БКБ.о созыве III съезда и в ответе Бюро Бебелю: возможный при наших условиях борьбы максимум централистической стройности и сплоченности организации при максимуме возможного при этих же условиях демократизма.
Основные мотивы предлагаемых изменений:
К § 1. Преимущества ленинского § 1 над мартовским.
а) Определенность рамок партийной организации, невозможность самозачисления в партию, сужение сферы проявления анархических и индивидуалистических тенденций. Все это особенно важно ввиду трудности новых задач, выступающих перед партией. Масса новых, неустойчивых и недисциплинированных элементов вовлекается теперь в с.-д. течение; было бы особенно опасно для партии расплыться среди этих элементов. Расширение задач требует, конечно, и расширения рамок партии, но оно достигается всего лучше не стиранием ее формальных границ, а расширением партийных организаций.
б) Возможность подготовить переход партии к организации, основанной на выборном начале. Без строгого определения организационных рамок партии проведение выборного начала невозможно (см. проект дополняющей резолюции № 1).
К § 2. Изменение условий созыва съезда вполне оправдывается: а) ускоренным темпом партийной жизни, б) печальным опытом периода между II и III съездом.
К § 3. Изменение в правах Петербургского и Московского комитетов и Комитета заграничных организаций имеет достаточные основания в особенно важном значении этих местных организаций для общего революционного с.-д. движения.
Изменение срока наступления правоспособности организаций (примечание 1-е) требуется ускоренным темпом революционной жизни, быстрым количественным и качественным ростом новых организаций.
К §§ 4 и 5. Система двух центров с балансиром – Советом осуждена самой жизнью. Из истории партийного кризиса очевидно, что она – слишком благоприятная почва для развития разногласий, дрязги, придворных интриг. Она означает подчинение России загранице: ЦК непостоянен по своему составу в силу провалов, редакция ЦО постоянна, Совет живет за границей. Все важнейшие возражения против одного центра, основанные на фактической разъединенности России с заграницею, с одной стороны, только подтверждают мысль о возможности и вероятности раскола между двумя центрами, с другой стороны, в значительной мере отпадают, если съезд сделает обязательными периодические совещания между русскими и заграничными членами ЦК. *

  • В тексте протокольной комиссии далее следует: «Примечание в § 5 выкидывается, как излишнее, конспиративно неудобное стеснение для членов центра. К § 7. Свобода печати необходима партийным организациям, чтобы ввести внутрипартийные противоречия оттенков в рамки чисто идейной борьбы (см. декларацию 22-х). К § 8. Дать периферии большие права, чем здесь предложено, до введения выборного начала практически невозможно (см. дополняющую резолюцию № 2)» Прим. ред .
    К § 12. Приостановка кооптации мотивированным единоличным протестом легко может вызвать злоупотребления. Официальным кандидатам ЦК и официальным кандидатам периферийных организаций необходимо дать преимущества. Безусловное право ЦК вводить членов в комитеты вызывает мысль о возможности злоупотреблений в случае неудачного состава ЦК.
    Проекты дополняющих резолюций:
    № 1.
    О подготовке более точного представительства партии на съезде и введения выборного начала.
    Съезд вменяет в обязанность партийным организациям, комитетским и периферийным, вести отчеты об их деятельности, представляя эти отчеты не реже, чем каждые 2 недели, л заграничное Бюро ЦК. Отчеты эти должны послужить для IV съезда материалом, на основании которого должно быть установлено представительство партийных организаций на съезде пропорционально числу организованных рабочих, а также должна быть обсуждена реальная возможность введения в известных пределах выборного начала при наших конспиративных условиях.
    № 2.
    О совещательном голосе периферийных организаций.
    Всюду, где не препятствуют исключительно важные обстоятельства, решение вопросов о стачках и манифестациях должно приниматься местными центрами не иначе, как по выяснении мнений периферийных организаций.
    Изменения стилистические специально мотивировать я не буду.
    В нескольких местах выкинуто упоминание об организациях, приравненных к комитетам; это сделано потому, что таких организаций, как оказалось, фактически не имеется.
    К мотивировке других изменений приходится прибавить следующее:
    В § 6 понятие автономии, согласно указаниям частного делегатского собрания, отнесено только к организациям, выполняющим более или менее целостную работу. Действительно, каким образом дать действительную автономию технической или пропагандистской группе? Тем более, что с автономией вполне логично связывается право кооптации, которого такие группы, кажется, почти не имеют.
    По поводу § 8. Имеется ли здесь какое-нибудь новое реальное право для периферий? На частных собраниях делегатов высказывалась мысль, что никакого нового права нет, что звание члена партии уже само по себе, так сказать, логически дает право на осведомленность и совещательный голос. Я думаю, что это не так. Имеется масса данных о том, что фактически такое право не признается. И это нельзя считать простым злоупотреблением. Наша партия – централистическая и конспиративно организованная; в таких организациях право осведомленности и совещательного голоса далеко не могут считаться уже a priori * принадлежащими каждому члену партии.
    К § 12. Право кооптации логически правильно отнести именно к автономным организациям. Это вполне соответствует и установившейся практике.
    Что касается резолюций, то здесь, во-первых, согласно мнению предварительных частных собраний, следует, я полагаю, прибавить еще одну – именно к § 1 устава: о материальной поддержке партии:
    « III съезд обращает внимание всех членов партии на то, что если, с одной стороны, фактическая невозможность поддерживать партию материальными средствами и не лишает, разумеется, партийного работника прав члена партии, то, с другой стороны, такая поддержка в высшей степени важна для нашей партии, как партии пролетарской. Новые политические задачи, особенно те, которые связаны с восстанием, требуют несравненно больших, чем до сих пор, материальных средств; а между тем развитие самостоятельной организация буржуазных элементов и возрастающая их враждебность по отношению к социал-демократии дают все основания думать, что приток средств извне партии будет все более уменьшаться. Необходимо, чтобы партия могла существовать всецело на свои собственные средства».
    Мотивировать эту резолюцию, я думаю, не требуется.
    По поводу резолюции № 2, напечатанной в проекте т. Иванова, я замечу, что она вызвала недоразумения, благодаря пропущенному слову «всех». Указывали, что совершенно невероятно, чтобы какой-нибудь комитет затеял стачку или демонстрацию, не посоветовавшись с периферией. Это верно, но, к сожалению, слишком часто советуются не со всей периферией, а только с той ее частью, которой дело ближайшим образом касается. Между тем подобного рода шаг, предпринятый в одном районе, может иметь самые серьезные последствия для других районов, особенно в такое революционное время, как нынешнее.
    В заключение я остановлюсь на главном аргументе против всякого указания в уставе и резолюциях на демократические принципы. Говорят: дать действительного демократизма мы не можем, пока существует самодержавие, так не надо же о нем говорить, ибо это будут только слова. Но, во-первых, немного демократизма – это еще не значит, что его вовсе нет, а во-вторых, партийным организациям надо дать общую директиву, в каком направлении развивать им свои фактические организационные отношения. Возникают новые и новые возможности: завтра будет возможно многое, что было невозможно вчера; надо, чтобы там, где представляются удобные случаи, отдельные организации делали фактические шаги в сторону демократизма, а для этого необходимо, чтобы такое направление было заранее санкционировано уставом и резолюциями.